Технология «Педагогическая мастерская» на примере урока по всеобщей истории «На путях ко Второй мировой войне"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Технология "Педагогическая мастерская" – это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Образовательные цели: выявление основных аспектов международных отношений в 1930-е гг., причин Второй мировой войны; характеристика политики государств Запада в ответ на агрессивные действия Германии, Японии, Италии; изучение влияния Пакта о ненападении на международную обстановку предвоенных лет.
Воспитательные цели: воспитание чувства патриотизма, уважения к правам личности и народов.
Развивающие цели: развитие мышления обучающихся, умения анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать точку зрения с позиций морали и нравственности, геополитики, права.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Волгоградский лицей-интернат «Лидер»
Урок по всеобщей истории в 11 классе
Технология «Педагогическая мастерская»
на примере урока по всеобщей истории
«На путях ко Второй мировой войне»
Лазновская Галина Юрьевна
к.и.н., учитель истории, МХК
Волгоград, 2018
Обоснование темы урока
Как пишет И. Мухина, педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Цель данной технологии не прямая передача информации а совместный поиск знаний.
Технология состоит из семи этапов:
- Индукция: создание эмоционального настроя; мотивация творческой мысли.
- Самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, выражение которой может быть через любой творческий формат (проект, рисунок и т.д.).
- Социоконструкция: работа учащихся в парах, группах.
- Социализация: выступление ученика в группе.
- Афиширование: предъявление коллективной работы обучающихся.
- Разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
- Рефлексия.
База обучающихся: 11 класс.
Тип урока: Получение новых знаний.
Форма урока: Беседа, диалог, объяснение.
Технология урока: педагогическая мастерская.
Методы и приемы урока: образное повествование, обобщающая беседа, фронтальная беседа, диалог, сравнительный анализ.
Образовательные цели: выявление основных аспектов международных отношений в 1930-е гг., причин Второй мировой войны; характеристика политики государств Запада в ответ на агрессивные действия Германии, Японии, Италии; изучение влияния Пакта о ненападении на международную обстановку предвоенных лет.
Воспитательные цели: воспитание чувства патриотизма, уважения к правам личности и народов.
Развивающие цели: развитие мышления обучающихся, умения анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать точку зрения с позиций морали и нравственности, геополитики, права.
Средства оснащения урока: компьютер; мультимедиапроектор; видеофрагмент, карта.
Ход урока
Этапы работы | Содержание этапа | |||||||||||||||||||
1. | Индукция: создание эмоционального настроя | Обучающиеся смотрят фрагмент фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский». Учитель рассказывает о том, что премьера этого фильма состоялась 1 декабря 1938 г. Фильм произвел фурор: в первый же день проката в одной только Москве его посмотрели 45 тыс. человек. В период проката в прессе публиковались многочисленные положительные отзывы, сеансы сопровождались восторженными аплодисментами зрителей. Фильм демонстрировался по всему СССР. Эйзенштейн и исполнитель главной роли Николай Черкасов получили за фильм высшую государственную награду СССР – орден Ленина. Но через 9 месяцев фильм был запрещен к показу. Что случилось? Обучающиеся высказывают предположения Правильный ответ: после заключения пакта Молотова-Риббентроппа в связи с прекращением антинемецкой и антифашистской пропаганды в СССР «Александр Невский» и другие кинофильмы из соображений политкорректности были изъяты из кинотеатров. Учитель: Какие вопросы появились у вас, связанные с изучением международных отношений 1930-х. гг.? Возможные ответы: Несмотря на Пакт о ненападении 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР. Чего больше принес этот Пакт: пользы или вреда? Была ли необходимость и неизбежность в его заключении? Каковы были действия стран Запада перед Второй мировой войной? Обучающиеся и учитель формулируют тему: «На путях ко Второй мировой войне» | ||||||||||||||||||
2. | Самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы | Задание: На с. 147-148 учебника «Всеобщая история. Конец XIX – нач. XXI в.» прочитайте и проанализируйте выдержки из Договора о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 г. Было ли заключение этого договора необходимым для нашей страны? Обучающиеся формулируют гипотезу. | ||||||||||||||||||
3 | Социоконструкция: работа учащихся в парах, группах. | Обучающиеся, заполняя таблицу, характеризуют реакцию СССР, Англии, Франции, США на агрессивную политику стран-захватчиков.
| ||||||||||||||||||
4. | Социализация: выступление ученика в группе. | Обучающиеся объясняют смысл и значение Договора в свете занимаемой позиции стран Европы на агрессивную политику оси «Берлин-Рим-Токио». | ||||||||||||||||||
5. | Афиширование: предъявление коллективных работ учеников. | Обучающиеся по итогам работы в группе дают определение политики умиротворения, Мюнхенского сговора, системы коллективной безопасности. Отвечают на вопрос: было ли заключение Пакта неизбежным для СССР? Как он повлиял на международную обстановку предвоенных лет? | ||||||||||||||||||
6. | Разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. | Возвращаясь к первоначальной гипотезе, обучающиеся отвечают на вопрос: что собою представляет этот договор с
Возможные варианты анализа
| ||||||||||||||||||
7. | Рефлексия | Обучающиеся называют факты, которые наиболее запомнились, впечатлили. Указывают на то, что было наиболее важным на занятии. Определяют, чему научились, что осталось невыясненным и что хотелось бы узнать. |
Список использованной литературы и интернет-источников:
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – нач. XXI в.: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М., Русское слово, 2009.
- Мухина И. Что такое педагогическая мастерская?// https://slovesnik.org/kopilka/stati/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya.html
- Шенк Ф.Б. «Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000)». // http://www.a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-v-russkoy-kulturnoy-pamyati.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На путях ко Второй Мировой войне.
Презентация к уроку по Всеобщей истории в 11кл....
Конспект урока всеобщей истории 9 класс "Причины второй мировой войны"
Материал позволяет рассмотреть особенности международных отношений в 30-е гг.20 века, выяснить причины второй мировой войны....
Тест по Всеобщей истории по теме: "Причины Первой мировой войны", 9 класс
Данный тест проводится для учащихся 9го класса после нескольких уроков по теме: «Первая мировая война». Цель теста – определит...
ФРОНТАЛЬНЫЙ ТЕСТ «МИР НА ПУТИ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ»
Всеобщая история, 9 классПрименяется в рамках изучения тем «Зарождение фашизма и нацизма», «Международные отношения в 1930 – е годы»...
Конспект урока-презентации по истории в 9 классе по теме: « Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»
Цель и задачи:1. Проследить развитие международных отношений в 30-х годах и раскрыть их противоречивый характер;2. Выявить причины и механизм разв...
Конспект урока по истории для 11 класса по теме "На путях ко Второй Мировой войне"
Конспект урока по истории для 11 класса по теме "На путях ко Второй Мирвой войне"...
Методическая разработка урока по всеобщей истории в 5 классе "Вторая война Рима с Карфагеном"
Методическая разработка...