Конспект урока по истории для 11 класса по теме "На путях ко Второй Мировой войне"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Тарасова Евгения Викторовна

Конспект урока по истории для 11 класса по теме "На путях ко Второй Мирвой войне"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по всеобщей истории

«На путях ко Второй мировой войне». (11кл.)

проблемно-диалогическая технология (как доминирующая)

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

*Раскрыть процесс разрушения Версальско-Вашингтонской системы и роль в этом государств- агрессоров (Германия, Италия, Япония), Франции и Англии.

*Выявить неспособность Лиги Наций в предотвращении новой войны и создании системы коллективной безопасности.

*Закрепление понятий: пацифисты, милитаристы, Антикоминтерновский пакт, Версальская система международных отношений, система коллективной безопасности.

Линия 3ЛР. Историческое мышление.

Выявить причины и последствия разрушения Версальской системы международных отношений

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность определить свою позицию по отношению к действиям политических лидеров того времени.

(1-3 линии направлены на формирование познавательных УУД 4-5 линии – личностные УУД)

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания: пересказ параграфа 14. (повторение - 3 мин.; пересказ – 12 мин.)

2. Создание проблемной ситуации. (Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?) (3 мин)

Учитель: Что представляла собой Лига Наций? В связи, с чем она была создана?

Какую главную цель, преследовали ведущие страны мира, создавая Лигу Наций?

Предполагаемые ответы учеников (далее – «Ученики»):

Лига Наций – первая международная организация, созданная участниками Версальской мирной конференции 1919г.

Оградить мир от всякой войны или угрозы войны.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод?

Ученики: Мир скатывается ко Второй мировой войне.

Формулирование проблемы

Учитель: Какой возникает проблемный вопрос, который мы должны выяснить на уроке?

Ученики: Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?

3. Актуализация знаний

Учитель: 1. Установить соответствия (2  мин)

Характеристика

Название политического режима

Страны

А) Политический режим основанный на:

участии народа в управлении государством

 1) авторитаризм

4) Испания

Б) Политический режим основанный на:

сосредоточении власти в руках одного человека или узкого слоя

2) тоталитаризм

5) Германия

В) Политический режим основанный на:

контроле над всеми сферами общественной и личной жизни

3) демократизм

6) Великобритания

Ученики: А36       Б14        В25

2. Установить соответствия

Характеристика

Название Идеологии

Страны

А) Идеология, в основе, которой лежит идея о социалистической революции и диктатуре пролетариата как главных средствах перехода к справедливому обществу

 1) фашизм

3) СССР

Б) Идеология, в основе, которой лежит идея о превосходстве «высшей расы» над другими народами. Подлежащими порабощению или уничтожению

2) коммунизм

4) Германия

Ученики: А23       Б14        

Учитель: Из чего складывалась Версальская система международных отношений? (4 мин)

Ученики:

  • 1919 г. – Парижская конференция, 1921 – 1922 гг – Вашингтонская конференция
  • переход от Германии к Франции, Бельгии, Чехословакии, Польше, Дании части территории, потеря заморских колоний
  • запрещение иметь Германии армию свыше 100 тыс. человек, подводные лодки, военную авиацию, тяжёлую артиллерию, танки
  • запрещение Германии размещать вооружённые силы в Рейнской области
  • репарации с Германии

Учитель: Каким образом будем искать ответ на поставленный проблемный вопрос? Что мы должны выяснить? (составляется план урока, который учитель фиксирует на доске

Ученики при необходимой педагогической поддержки учителя:

1. Противоречивость международных отношений после Первой мировой войны.

2. Три центра силы, сложившиеся в мире в 1930-е годы.

3. Почему удалось разрушить Версальскую систему?

4. Почему не смогли объединиться два других центра для предотвращения войны?

1. Противоречивость международных отношений после Первой мировой войны. (2 мин)

Учитель: давайте вспомним  всю сложность международных отношений после Первой мировой войны.

  • В странах Запада были как сторонники мира (пацифисты, Лига Наций), так и сторонники войн (милитаристы)
  • Разработка и создание новых видов вооружения
  • Противоречивость самой Версальской системы (недовольство ею Германии и другими побежденными странами, многими европейцами, оказавшимися национальными меньшинствами, народами колоний и зависимых стран).

2. Три центра силы, сложившиеся в мире в 1930-е годы. (3 мин)

Учитель: Какие три центра силы складываются в мире в 1930-е годы?

Ученики: 1. Западные демократии (Англия, Франция, США)

2.СССР

3.Тоталитарные диктатуры (Германия, Италия, Япония)

3. Почему удалось разрушить Версальскую систему? (6 мин)

Учитель: прочитайте пункт «Очаги военной опасности», назовите три очага военной опасности, расскажите о событиях.

Ученики:  Япония – опасность расширения японской агрессии на север против СССР, на юг – против Китая.

Германия – 1933 г. – выход из Лиги Наций, введение всеобщей воинской повинности, создание авиации и военно-морского флота.

Италия – 1935 г.- 1936 г.война против Эфиопии.

Учитель: При каком условии можно было остановить стран-агрессоров и сберечь Версальскую систему?

Ученики: Активное противодействие стран, входящих в Лигу Наций странам-агрессорам, создание системы коллективной безопасности. 1934 г. – СССР был принят в Лигу Наций.

Учитель: Давайте разберемся,  почему же не была создана система коллективной безопасности, хотя были сделаны в этом направлении определённые шаги.

Странами запада проводилась политика «умиротворения». Невилл Чемберлен – лидер консервативной партии Великобритании полагал, что фашистскую Германию можно «умиротворит» ограниченными уступками. В 1935 г. заключено англо-германское соглашение, которое санкционировало создание в Германии военно-морского флота на уровне 35% от английского. 1936 г. – ввод германских войск в демилитаризованную Рейнскую зону – противодействия со стороны стран Запада на последовало.

Ошибочность политики состояла в том, что страны, вступившие на путь агрессии, стремились не к перераспределению «сфер влияния», а к мировому господству. Эта политика привела к еще большей агрессии со стороны Германии, Италии и Японии.

Учитель:1 вариант – читает стр142-143. Нужно рассказать о событиях в Испании. (7 мин)

2 вариант – читает стр 143- 144. Рассказать о действия Германии, Японии и Италии.

 

Ученики 1 вариант: Испания – после победы на выборах Народного фронта, военные подняли антиправительственный мятеж. Он был возглавлен Франсиско Франко – лидером фашистской партии. Началась гражданская война. Члены Лиги Наций договорились не вмешиваться. Фашистов Испании поддерживали Гермнаия и Италия. Республиканцев – поддерживал СССР.

Позже законность режима Ф.Франко признали европейский страны.

Ученики 2 вариант: 1936 г. – Германия и Япония заключили «Антикоминтеровский пакт», в 1937 г. присоединилась Италия. Он был направлен против СССР.

1937 г. Япония вторглась в Центральный Китай, в марте 1938 г. Германия присоединила Австрию.

30 сентября 1938 г. в Мюнхене между Германией, Англией, Францией и Италией было подписано соглашении, по которому Судетская область подлежит передачи Германии. Германия подписала с Англией и Францией декларации о ненападении и мирном решении спорных вопросов.

В марте 1939 г. Германия оккупировала Чехословакию, Италия – Албанию. (см карту)

4. Почему не смогли объединиться два других центра для предотвращения войны? (2мин)

Учитель: Весной 1939 г. правящие круги Англии и Франции попытались вернуться к созданию системы коллективной безопасности, но время оказалось упущено. Венгрия, Румыния и Болгария связали себя договорами с Германией и Италией. (см карту)

Начались переговоры между Англией, Францией, СССР о заключении договора о взаимопомощи.

После долгого затягивания Англией и Францией создание системы коллективной безопасности, но они затягивались. Лидеры Англии и Франции надеялись направить Гитлера против СССР и мирового коммунизма, т.е. врагом №1 для них был не Гитлер, а СССР.

23 августа 1939г. заключен Договор о ненападении между СССР и Германией.

Учитель:  Ваша задача на стр 145 -147 найти ответ на вопрос «каковы причины сближения СССР с Германией» (2.) (5 мин)

Ученики: 1. 1937 г. СССР оказал помощь Китаю в его борьбе против Японии, из-за этого отношения с Японией ухудшились. В 1938 г. японские войска вторглись на территорию СССР, но были разбиты. В 1939 г. Япония напала на Монголию, СССР оказал помощь Монголии, японские захватчики были разгромлены, но конфликт угрожал перерасти в крупномасштабную войну.

2. Сомнения советского руководства касательно договора о взаимопомощи Англии и Франции.

3. Пакт дополнялся секретным протоколом, согласно которому Западная Украина и Западная Белоруссия, страны Прибалтики, Финляндия, Бессарабия, т.е. территории, прежде принадлежавшие Российской империи, признавались сферами интересов СССР.

Учитель: А какой интерес был у Германии заключать этот пакт?

Ученики: Гитлер приготовился к войне против Польши, а Польша – союзник Англии и Франции, следовательно, в случае войны Германии с Польшей, в войну втянутся Англия, Франция. Значит, Гитлеру надо было с помощью договора с СССР обезопасить тыл на Востоке, пока будет идти война против Запада

Применение нового знания (2 мин)

Учитель: Какой мы можем сделать общий вывод по проблеме, которую мы поставили? Кто является непосредственными инициаторами крушения Версальской системы и развязывания новой мировой войны?

Ученики: Германия, Италия, Япония.

Учитель: Какую роль сыграли Англия и Франция, являющиеся главными участниками Лиги Наций?

Ученики: Своей политикой компромисса, невмешательства они способствовали крушению Версальской системы.

Домашнее задание: параграф 13,14,15 повторить к проверочной работе. Принести учебник «История России».

Дополнительный материал.

1. Установить соответствия

Характеристика

Название политического режима

Страны

А) Политический режим основанный на:

участии народа в управлении государством

 1) авторитаризм

4) Испания

Б) Политический режим основанный на:

сосредоточении власти в руках одного человека или узкого слоя

2) тоталитаризм

5) Германия

В) Политический режим основанный на:

контроле над всеми сферами общественной и личной жизни

3) демократизм

6) Великобритания

Ответ:

А

Б

В

2. Установить соответствия 

Характеристика

Название Идеологии

Страны

А) Идеология, в основе, которой лежит идея о социалистической революции и диктатуре пролетариата как главных средствах перехода к справедливому обществу

 1) фашизм

3) СССР

Б) Идеология, в основе, которой лежит идея о превосходстве «высшей расы» над другими народами. Подлежащими порабощению или уничтожению

2) коммунизм

4) Германия

Ответ:

А

Б

1. Установить соответствия

Характеристика

Название политического режима

Страны

А) Политический режим основанный на:

участии народа в управлении государством

 1) авторитаризм

4) Испания

Б) Политический режим основанный на:

сосредоточении власти в руках одного человека или узкого слоя

2) тоталитаризм

5) Германия

В) Политический режим основанный на:

контроле над всеми сферами общественной и личной жизни

3) демократизм

6) Великобритания

Ответ:

А

Б

В

2. Установить соответствия 

Характеристика

Название Идеологии

Страны

А) Идеология, в основе, которой лежит идея о социалистической революции и диктатуре пролетариата как главных средствах перехода к справедливому обществу

 1) фашизм

3) СССР

Б) Идеология, в основе, которой лежит идея о превосходстве «высшей расы» над другими народами. Подлежащими порабощению или уничтожению

2) коммунизм

4) Германия

Ответ:

А

Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект уроки по истории 9 класс на тему: "Версальско-Вашингтонская система"

Урок истории в 9 классе на тему: "Версальско-Вашингтонская система". Присутствуют приложения с таблицей, раздаточным материалом, тестами....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

Презентация к  уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...

Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»

Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»...

Конспект урока по истории 7 класс по теме Великие географические открытия

Конспект урока по истории 7 класс по теме "Великие географические открытия"...