Конспект открытого урока"Внутренняя политика Николая I"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Конспект урока 8 класс "Внутренняя политика Николая I"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennya_politika_nikolaya_i.odt | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока 8 класс история
Тема: § 10. Внутренняя политика Николая I.
Цель урока: Познакомить учащихся с основным направлениями внутренней политики Николая I
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с личностью Николая I;
- Рассмотреть основные направления внутренней политики Николая I
Развивающие:
- совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
- развивать навыки анализа документов;
- совершенствовать умения выделять главное, делать выводы.
Воспитывающие:
- формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учебник История России ХIХ в. 8 класс/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; презентация; медиапроектор; портреты Николая I, П.Д. Киселева, М.М. Сперанского, Серафима Саровского, А.Х. Бенкендорфа.
План урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Объявление темы урока (Внутренняя политика Николая I)
- Личность Николая I
- Укрепление роли самодержавия и государственного аппарата
- Попытки решения крестьянского вопроса
- Русская православная церковь и государство
- Усиление борьбы с революционным настроением
- Подведение итогов
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Назовите тему прошлого урока (Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов)
- Для проверки домашнего задания учащиеся выполняют тест. Свои оценки вы узнаете на след. уроке (Учащиеся получают задания и отмечают правильный ответ) ( На выполнение работы 5 мин.)
- Изучение новой темы
Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I (Записать в тетрадь тему урока).
Личность Николая I (Сообщение ученика, биографии Николая I)
Ученики записывают годы жизни и правления Николая I
Основными направлениями внутренней политики Николая I. Были:
Укрепление самодержавия и государственного аппарата; крестьянский вопрос; борьба с революционным движением.
Восстание декабристов было для власти шоком, от которого та долго не могла оправиться. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Он прекрасно понимал, что реформы необходимы и неизбежны.
Укрепление роли государственного аппарата. В первые годы правления Николай I стремился сам решать важнейшие и незначительные вопросы. Ни один документ не обходился без его подписи и решения. Главным учреждением в государстве стала Собственная его императорского величества канцелярия. Канцелярия состояла из нескольких отделений, каждая из которых выполняла свою функцию. В январе 1826 г. царь создал II отделение.II отделение занималось подготовкой Единого Свода законов. Во главе второго отделения стоял М.М. Сперанский. Сперанскому было поручено провести кодификацию российского законодательства. ( кодификация - официальное издание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов). Ему удалось это сделать в течение 5 лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 г.- Свод действующих законов государства, включавших в том числе основные законы, законодательство о губернских учреждениях, государственных финансах, правах состояния, акты в сфере административного права, гражданские и уголовные законы.
Значение Свода законов состоит в том, что он облегчил жизнь людей, уменьшил произвол чиновников.
Многие и даже мелкие решения принимались высшими государственными органами. Для этого требовалась огромная армия чиновников. К концу царствования Николая их численность составила 90 тыс. человек ( при Александре I чиновников было 15 тыс. человек)
Николай I также большое внимание уделял задаче укрепления дворянского сословия. Он попытался укрепить правовое и материальное положение высшего сословия.
С 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников.
Принятые Николаем меры заметно повысили авторитет и роль дворянства в жизни страны.
Крестьянский вопрос. Император понимал, что главной проблемой российского общества является крестьянский вопрос. Меры по улучшению положения крестьян он поручил генералу, члену Госсовета Павлу Дмитриевичу Киселёву.
- В 1837- 1841 гг. П.Д. Киселевым была проведена реформа государственных крестьян, было введено крестьянское самоуправление.
- В деревнях стали создаваться школы и больницы
- Там, где земли не хватало, иногда принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны.
- Для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено оставить часть земли на « общественную запашку». На этих участках крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда
- Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и продавать без земли
- 2 апреля 1842 г.- « указ об обязанных крестьянах». Помещики могли освобождать крестьян с землей в наследственное владение, но за это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу помещика.
- В 1847- 1848 гг. крестьяне получили право выкупаться на свободу и приобретать незаселенные земли и строения
Доля крепостных крестьян сократилась с 57% до 35%
Крепостное право в России продолжало сохраняться
Русская православная церковь и государство. Православие в то время объявлялось « первенствующей и господствующей» верой в России и основой императорской власти. Главой церкви был сам император.
Высшим органом церковного управления являлся Синод. Руководителем Синода был чиновник, который назначался императором и являлся его представителем – обер прокурор. На местах церковное управление осуществлялось через епархии (церковные области). Во главе епархии стояли Епископы, архиепископы и митрополиты.
По законам Российской империи было разрешено исповедовать любую религию, но поощрялся переход в православие представителей другой веры.
Большим авторитетом пользовались старцы - религиозные наставники, которые получили большое уважение среди верующих за свой образ жизни и за свои проповеди. Самой яркой фигурой среди старцев в первой половине ХIХ в. Был монах Серафин Саровский . К нему за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны.
В то время также шла борьба со старообрядцами. Старообрядческие монастыри подвергались разгрому. ( Определение старообрядцев, с чем было связано появление старообрядчества). В 1653-1655 годах Патриархом Никоном была проведена церковная реформа. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены иконы и книги по греческим образцам. Противников реформ назвали старообрядцами.
Следующее направление внутренней политики.
Усиление борьбы с революционными настроениями. Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей.
Для борьбы с революционными настроениями император в 1826г. создал III отделение Собственной его императорской величества канцелярии (она являлось высшей полицией). Оно занималось главным образом делами политического сыска. Возглавлял III отделение граф Александр Бенкендорф. Он же руководил корпусом жандармов. От французского жандарм – вооруженные люди, которые исполняли роль внутренних войск . ( задачи по охране страны).
Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров. Курировало цензуру III отделение.
Класс читает документ на с. 69 В.А. Жуковский о действиях цензуры при Николае I.
Было запрещено принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, ограничив их образование приходскими училищами с одним классом обучения.
Итак, в ходе урока мы рассмотрели личность Николая I, познакомились с основными направлениями внутренней политики. Сейчас, я вам задам вопросы относительно пройденного материала.
Итоги деятельности Николая I.
- Каковы были основные направления внутренней политики Николая ?
Укрепление самодержавия и государственного аппарата; крестьянский вопрос; борьба с революционным движением.
- Что было сделано в рамках крестьянского вопроса? Кто им занимался?
Крестьянским вопросом занимался П.Д. Киселев, он проводит ряд реформ в результате которых доля крепостных крестьян сократилась. Но крепостное право в России продолжало сохраняться.
- Для чего, было создано II отделение, и кто его возглавлял?
II отделение занималось подготовкой единого Свода законов. Возглавлял II отделение М.М. Сперанский.
- Для чего, было создано III отделение, и кто руководил деятельностью III отделения?
III отделение было создано для борьбы с революционным движением. Возглавлял 3 отделение А. Бенкендорф.
А теперь посмотрите на слайды, и вам нужно ответить кто изображен.
Спасибо за работу, наш урок закончен, откройте дневники и запишите домашнее задание
Домашнее задание:
§ 10 читать, пересказ; выучить даты и записи
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая Первого.
Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая I. Материал подготовле в соответствии с содержанием учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. Москва. Просвещение. 2009 г....
Открытый урок "Внутренняя политика Екатерины II"
конспект урока с использованием РКМ технологии...
Презентация к уроку "Внутренняя политика Николая I"
Небольшая презентация к уроку истории в 8 классе по Николаю I. Учащимся предлагается проанализировать личные качества Николая и их отражение на его внутреннюю политику....
Конспект и презентация к уроку "Внутренняя политика Николая I
Тип урока: проблемно- диалогический урок.Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.Метапредметная цель урока: продолжить формирование универ...
Конспект урока "Внутренняя политика Николая I"
Конспект урока "Внутренняя политика Николая I" 8 класс...
Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого".
Задания для проверки читательской грамотности.Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого"....
Презентация к уроку "Внутренняя политика Николая I"
Презентация содержит основные тезисы урока, иллюстрации и задания для выполнения в классе и дома....