План-конспект урока "Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм", 10 класс
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».
(Французские просветители, XVIII в.)
Цель: организация деятельности учащихся по осмыслению места в истории эпохи Просвещения через идейные представления просветителей Англии и Франции с использованием различных информационных ресурсов.
Задачи:
формировать у воспитанников гуманистические ценности эпохи Просвещения;
формировать умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и критически ее анализировать, работа с документами, со схемой;
расширить опыт оценивания деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народа в истории своей страны и человечества в целом.
Технология "Развитие критического мышления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epokha_prosveshcheniya_i_prosveshchennyy_absolyutizm.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм», 10 класс
Бирюкова М.С.,
Учитель истории ГКОУ ВО
Кадетская школа-интернат «Кадетский корпус»
имени Д.М. Пожарского в ЗАТО г. Радужный.
Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».
(Французские просветители, XVIII в.)
Цель: организация деятельности учащихся по осмыслению места в истории эпохи Просвещения через идейные представления просветителей Англии и Франции с использованием различных информационных ресурсов.
Задачи:
- формировать у воспитанников гуманистические ценности эпохи Просвещения;
- формировать умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и критически ее анализировать, работа с документами, со схемой;
- расширить опыт оценивания деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народа в истории своей страны и человечества в целом.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, документ «Д. Дидро. Замечания на «Наказ» Екатерины II» (1774 г.), презентация «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм».
Методы: слово учителя, выступление учащихся с сообщением, презентация слайдов, диалог учащихся, составление схемы, работа с разными источниками информации (учебником, документами).
План-конспект урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (мин) |
1. | Мотивационный этап урока. | Тема урока и эпиграф записаны на доске. Показ слайда (№2)
(Могла ли измениться политика монархов под влиянием идей просветителей?). | Поиск формулировки цели урока. Запись в тетради темы урока. | |
2. | Осмысление (актуализация) знаний. | Какие трудности стояли перед европейскими монархами в первой трети XVIII в.? Какие проблемы стояли перед ними? Каким образом они их решали? | В конце XVII в. в Европе наблюдается кризис абсолютистского режима. Это и буржуазные революции (Голландия, Англия, Франция). Бесконечные войны между монархами. Разорение населения растущими налогами. Религиозные формы протеста. Происходят изменения, связанные с появлением новых форм правления, сменой господствующего слоя и состава правящей элиты, принятием новых принципов организации социальной и экономической жизни. | |
3. | Открытие нового знания. | Чтобы сохранить свою власть, европейские монархи стали прислушиваться к идеям просветителей. XVIIIв. назвали веком Просвещения. Кто же такие просветители? Погружаемся в эпоху Просвещения. - Просмотр слайдов презентации с портретами философов.
Учитель организует самостоятельную работу учеников по поиску информации по вопросу «Идеи просветителей» из разных источников: учебник, дополнительная информация «Штрихи к портрету», документы для оформления схемы. -На доске начерчена шапка схемы, которую нужно продолжить заполнять. Сейчас вы работаете в парах с учебным материалом §33 стр.269-272, каждый ищет свою информацию и составляете схему. Идеи Просветителей: / \ Англия Франция / \ \ / / / \ ? ? ? ? ? ? ? / Джон Локк Вольтер, Д.Дидро, Ш. Монтескьё, Жан Жак Руссо
Ваша задача: найти в тексте соответствующую информацию и оформить схемой. №1) Джон Локк, Шарль Луи де Монтескьё; №2)Вольтер, Дени Дидро; №3 Жан Жак Руссо, Вольтер. №4 составьте определение «Эпоха Просвещения» по фрагменту документа «Штрихи к портрету времени».
| Работа с учебным материалом, фрагментами документов. Оформление и заполнение схемы в тетрадях. Работа над понятием «Эпоха Просвещения» (общий портрет просветителей) | 7 мин. |
4. | Первичное закрепление во внешней речи. | Предоставляет возможность учащимся высказаться по результатам анализа текстов, составлению схемы. - Проанализируем результат вашей работы со схемой, обменяйтесь недостающей информацией, завершите работу со схемой. -Дайте определение понятию «Эпоха Просвещения» - Почему XVIII век назвали «Эпохой Просвещения»? | Анализ составленных схем в тетрадях, взаимообмен недостающей информацией. Понятие «Эпоха Просвещения». | |
5. | Включение в систему самостоятельной работы знаний. | Учитель организует работу с понятийным аппаратом. Что же такое «просвещенный абсолютизм?» Попытайтесь сформулировать определение. - Кто же из европейских монархов XVIII века подходит под описание просвещенного монарха? Почему?
-Внимание на экран! Продолжаем работать с презентацией. Перед вами портреты монархов, запишите их имена и послушайте краткое сообщение о каждом. - В чем состоит особенность политики «просвещенного абсолютизма»? | 1) Просвещенный абсолютизм – это политика использования монархами абсолютной власти для проведения преобразований, основанных на идеях Просвещения. 2) Просвещенный абсолютизм – это политический строй, абсолютная монархия, основывающаяся на просветительских идеях. -Выступления учащихся с сообщениями об исторических личностях: Мария Терезия, Иосиф II, Фридрих II, Екатерина II. - Особенность политики в двойственности проводимых властью мероприятий. Вынуждены были делать частичные уступки требованиям общества, стараясь сохранить существующую систему. То есть устанавливались взаимные обязательства монарха и подданных. | |
6. | Рефлексия. | Организует проведение рефлексии. Вернемся к эпиграфу и проблеме урока (соотносим цель и результаты). (Слайд презентации) « Вопросы для самопроверки ». -Какие идеи, на ваш взгляд, прошли испытание временем и сохранили свою актуальность? Что дал вам этот урок? –в плане: актуальности, новизны, практичности (возможности применения новых знаний, полезности)? - Что дала тебе эта тема в плане нравственного и интеллектуального развития? Вы работали в парах, кто-то один от пары выскажите свое мнение. Учитель выставляет и комментирует отметки за урок. Организует запись домашнего задания. Обязательно: §33, таблица стр. 379; в№7 стр. 279; по желанию: творческое задание «Что могло быть изображено на гербе эпохи Просвещения? нарисуйте. | Учащиеся проводят работу по определению уровня эффективности работы на уроке и самооценки собственной учебной деятельности. Высказывают свое мнение (я считаю, что эта тема… потому что…) Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"
Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....
План-конспект урока по английскому языку во 2 классе. «Forward». Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. М. В. Вербицкой. Тема урока: «Сафари-парк». Урок №2 по теме.
Развернутый план-конспект с указанием приемов и методов....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по профессионально-трудовому обучению(9 класс) на тему:"Пошив изделия по плану".
Закрепление практических и теоретических знаний, умений, навыков в 9 классе...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
План-конспект урока по английскому языку для 8 класса по теме «Выбор профессии». (предлагается к учебнику «Английский в фокусе» 8 класс)
Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий.Цели данного урока:- совершенствование лексических навыков устной речи по теме «Выбор профессии&r...