План-конспект урока "Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм", 10 класс
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Бирюкова Маргарита Сергеевна

Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».
(Французские просветители, XVIII в.)

Цель: организация деятельности учащихся по осмыслению места в истории эпохи Просвещения через идейные представления просветителей Англии и Франции с использованием различных информационных ресурсов.
Задачи:
 формировать у воспитанников гуманистические ценности эпохи Просвещения;
 формировать умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и критически  ее анализировать, работа с документами, со схемой;
 расширить опыт оценивания деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народа в истории своей страны и человечества в целом.
 

Технология "Развитие критического мышления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epokha_prosveshcheniya_i_prosveshchennyy_absolyutizm.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм», 10 класс

Бирюкова М.С.,

Учитель истории ГКОУ ВО

Кадетская школа-интернат «Кадетский корпус»

имени Д.М. Пожарского в ЗАТО г. Радужный.

Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».

(Французские просветители, XVIII в.)

Цель: организация деятельности учащихся по осмыслению места в истории эпохи Просвещения через идейные представления просветителей Англии и Франции с использованием различных информационных ресурсов.

Задачи:

  • формировать у воспитанников гуманистические ценности эпохи Просвещения;
  • формировать умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и критически  ее анализировать, работа с документами, со схемой;
  • расширить опыт оценивания деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народа в истории своей страны и человечества в целом.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, документ «Д. Дидро. Замечания на «Наказ» Екатерины II» (1774 г.), презентация «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм».

Методы: слово учителя, выступление учащихся с сообщением, презентация слайдов, диалог учащихся, составление схемы, работа с разными источниками информации (учебником, документами).

План-конспект урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин)

1.

Мотивационный этап урока.

 Тема урока и эпиграф записаны на доске. Показ слайда (№2)

  • Соотнесите рисунок слайда и эпиграф).
  • Сформулируйте цель нашего урока (?)
  • Назовите проблему, как она будет звучать (?)

(Могла ли измениться политика монархов под влиянием идей просветителей?).

Поиск формулировки цели урока. Запись в тетради темы урока.

2.

Осмысление (актуализация) знаний.

 Какие трудности стояли перед европейскими монархами в первой трети XVIII в.? Какие проблемы стояли перед ними? Каким образом они их решали?

В конце XVII в. в Европе наблюдается кризис абсолютистского режима. Это и  буржуазные революции (Голландия, Англия, Франция). Бесконечные войны между монархами. Разорение населения растущими налогами. Религиозные формы протеста. Происходят изменения, связанные с появлением новых форм правления, сменой господствующего слоя и состава правящей элиты, принятием новых принципов организации социальной и экономической жизни.

3.

Открытие нового знания.

Чтобы сохранить свою власть, европейские монархи стали прислушиваться к идеям просветителей. XVIIIв. назвали веком Просвещения. Кто же такие просветители?

 Погружаемся в эпоху Просвещения.

- Просмотр слайдов презентации с портретами философов.

 

Учитель организует самостоятельную работу учеников по поиску информации по вопросу «Идеи просветителей» из разных источников: учебник, дополнительная информация «Штрихи к портрету», документы для оформления схемы.

-На доске начерчена шапка схемы, которую нужно продолжить заполнять.

Сейчас вы работаете в парах с учебным материалом §33 стр.269-272, каждый ищет свою информацию и составляете схему.

Идеи Просветителей:

/        \

Англия        Франция

/    \  \           /   /  /   \

?   ?   ?        ?  ?  ?   ?

 /

Джон Локк         Вольтер, Д.Дидро,                Ш. Монтескьё,

Жан Жак Руссо

                                                                             

 Ваша задача: найти в тексте соответствующую информацию и оформить схемой. №1) Джон Локк, Шарль Луи де Монтескьё;  №2)Вольтер, Дени Дидро; №3 Жан Жак Руссо, Вольтер. №4 составьте определение «Эпоха Просвещения» по фрагменту документа «Штрихи к портрету времени».

 

Работа с  учебным материалом, фрагментами документов. Оформление и заполнение схемы в тетрадях.

Работа над понятием «Эпоха Просвещения»

(общий портрет просветителей)

7 мин.

4.

Первичное закрепление во внешней речи.

Предоставляет возможность учащимся высказаться по результатам анализа текстов, составлению схемы.

- Проанализируем результат вашей работы со схемой, обменяйтесь недостающей информацией, завершите работу со схемой.

-Дайте определение понятию «Эпоха     Просвещения»

- Почему XVIII век назвали «Эпохой Просвещения»?

Анализ составленных схем в тетрадях, взаимообмен недостающей информацией.

Понятие «Эпоха Просвещения».

5.

Включение в систему самостоятельной работы знаний.

Учитель организует работу с понятийным аппаратом.  Что же такое «просвещенный абсолютизм?»

Попытайтесь сформулировать определение.

 - Кто же  из европейских монархов XVIII века подходит под описание просвещенного монарха? Почему?

 

-Внимание на экран! Продолжаем работать  с презентацией. Перед вами портреты монархов, запишите их имена и послушайте краткое сообщение о каждом.

- В чем состоит особенность политики «просвещенного абсолютизма»?

1) Просвещенный абсолютизм – это политика использования монархами абсолютной власти для проведения преобразований, основанных на идеях Просвещения.

2) Просвещенный абсолютизм – это политический строй, абсолютная монархия, основывающаяся на просветительских идеях.

-Выступления учащихся с сообщениями об исторических личностях: Мария Терезия, Иосиф II, Фридрих II, Екатерина II.

- Особенность политики в двойственности проводимых властью мероприятий. Вынуждены были делать частичные уступки требованиям общества, стараясь сохранить существующую систему. То есть устанавливались взаимные обязательства монарха и подданных.

6.

Рефлексия.

Организует проведение рефлексии. Вернемся к эпиграфу и проблеме урока

 (соотносим цель и результаты).

 (Слайд презентации) « Вопросы для самопроверки ».

-Какие идеи, на ваш взгляд, прошли испытание временем и сохранили свою актуальность?

Что дал вам этот  урок?

 –в плане: актуальности, новизны, практичности (возможности применения новых знаний, полезности)?

 - Что дала тебе эта тема в плане нравственного и интеллектуального развития? Вы работали в парах, кто-то один от пары выскажите свое мнение.

 Учитель  выставляет и комментирует  отметки за урок.

Организует запись домашнего задания.

Обязательно: §33, таблица стр. 379; в№7 стр. 279; по желанию: творческое задание «Что могло быть изображено на гербе эпохи Просвещения? нарисуйте.

Учащиеся проводят работу по определению уровня эффективности работы на уроке и самооценки собственной учебной деятельности.  Высказывают свое мнение (я считаю, что эта тема… потому что…)

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"

Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по профессионально-трудовому обучению(9 класс) на тему:"Пошив изделия по плану".

Закрепление практических и теоретических знаний, умений, навыков в 9 классе...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

План-конспект урока по английскому языку для 8 класса по теме «Выбор профессии». (предлагается к учебнику «Английский в фокусе» 8 класс)

Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий.Цели данного урока:- совершенствование лексических навыков устной речи по теме «Выбор профессии&r...