Урок по истории "Великие географические открытия"
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему
Тема: «Великие географические открытия»
Задачи:
выявить причины и значение ВГО на примере плаваний Х. Колумба;
тренировать умение и навыки работы с историческими источниками и географической картой;
на основе личностного подхода сформировать собственное отношение к историческим событиям, учить ребят работать в группах, формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: презентация, рисунки для рефлексии, географические атласы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Великие географические открытия | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Великие географические открытия
Автор: Таскаринова Алия Аскаровна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ п. Нива»
Тема: «Великие географические открытия»
Задачи:
выявить причины и значение ВГО на примере плаваний Х. Колумба;
тренировать умение и навыки работы с историческими источниками и географической картой;
на основе личностного подхода сформировать собственное отношение к историческим событиям, учить ребят работать в группах, формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: презентация, рисунки для рефлексии, географические атласы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
На экране эпиграф урока, учитель географии начинает урок.
Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня вы будете участниками необычного урока. Класс поделен на три большие группы. В конце урока вам, ребята, предстоит оценить: понравилась ли вам новая форма занятия. А урок будут вести учитель истории и учитель географии.
Тема урока является предметом изучения обеих этих наук.
Эпиграфом урока могут стать слова Фридриха Энгельса:
«Есть исторические даты, ставшие как бы вехами на жизненном пути всего человечества. Одна из них – 12 октября 1492 года… начался отчет нового измерения во всемирной истории и мировой географии».
Звучит музыка морского прибоя.
Три корабля отправляются в путь. Это каравеллы: «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья». Знакомы ли вам эти названия? Не правда ли в них слышится лаконичность испанской речи. Здесь купцы, опытные арабские лоцманы, смелые и решительные адмиралы. Что же толкнуло этих смелых людей в дальний путь? На этот вопрос мы попробуем ответить на нашем уроке.
Итак, наша задача – повторить путь опытных мореходов, выявить причины и значение ВГО.
II. Изучение нового материала.
- Причины ВГО.
Учитель истории.
Открываем тетради по истории, записываем тему урока (учащиеся работают в тетрадях). Домашнее задание записывают в дневники – читать § , проработать записи в тетради.
Представьте, что мы в средневековье. Бурное развитие науки и техники. Расширяются знания в области астрономии и географии. Усовершенствованы навигационные приборы: компас, астролябия, появились новые типы парусных судов.
Всё это привело к бурному развитию торговли. Торговля требовала большого количества денег. Но золота и серебра в Европе добывалось мало. Спрос на золото усилил стремление к «Индии» - «родине пряностей» (учитель показывает Индию на карте). Долгое время в Западной Европе и России представляли Индию фантастической страной. Считали, что она сказочно богата, всего там, в изобилии и населена она необыкновенными людьми, и водятся в ней чудовищные животные.
Обратимся к карте.
Как можно попасть из Европы в Индию? – по суше. Но этот путь слишком опасен для европейцев. Османская империя овладела торговыми путями через Малую Азию и Сирию. Османы брали с купцов высокие пошлины, постоянно грабили караваны. Поэтому везти товары этим путем было крайне не выгодно.
В Европе восточные товары стали ещё более редкими и дорогими. Завоевания турок ускорили поиск новых путей из Европы в Азию. С начала XV века регулярно снаряжаются экспедиции в Атлантический океан для плавания вдоль западного побережья Африки.
Назовите имя португальского мореплавателя, (Васко да Гама) который первым обогнул южную оконечность Африки
и вышел в Индийский океан.
Итак, мы можем выделить основные причины ВГО. Кто подскажет, какие? Что можно поставить на первое место?
Почему европейцев интересовала Записывают в тетрадь причины ВГО: 1) развитие торговли;
Индия? 2) жажда золота.
Почему стали возможны плаванья Отвечают с места – были изобретены новые навигационные
на дальние расстояния? приборы, парусные суда.
2) Плавание Х. Колумба. Открытие Америки.
Учитель географии.
Итак, на рейде три каравеллы. Самый крупный корабль испанского флота «Санта – Мария» во главе с адмиралом Х. Колумбом (заслушивается сообщение ученика о Х.Колумбе ), на экране появляется портрет мореплавателя).
С невероятным трудом Колумб собрал команду и, наконец, 3 августа 1492 года маленькая эскадра направилась на запад, искать Индию.
Заслушивается аудио запись о путешествии Колумба.
Так была открыта Америка 12 октября 1492 года (учащиеся записывают дату в тетрадь). Впрочем, Колумб до конца жизни был уверен, что никакого Нового Света он не открыл, а нашел лишь путь в Индию. С его легкой руки обитателей вновь открытых земель стали называть индейцами. Даже спустя 11 лет после первого плавания по маршруту Европа-Америка он подписал одно из своих писем: « В Индиях на острове Ямайке». В ближайшие годы Колумб совершил ещё три путешествия на запад.
Какие же открытия были сделаны адмиралом испанского флота? На этот вопрос нам помогут ответить географические координаты. Давайте вспомним, по каким линиям градусной сетки они определяются?
Физкультминутка.
Предлагаю всем встать. Глубоко вздохнули, выпрямились, потянулись. Мы на экваторе. Покажите руками, где находится север – руки вверх, где находится юг – руки вниз. Линия, соединяющая полюса – меридиан. Покажите руками направление параллелей – руки в стороны. Друг на друга посмотрели и теперь тихонько сели.
Ваша задача – определить объекты, 22°с.ш., 78°з.д.- о. Куба
которым соответствуют географические 18°с.ш., 70°з.д.- о. Гаити
координаты, записанные на экране. 17°с.ш., 66°з.д.- о. Пуэрто-Рико
Колумбом были открыты новые земли. Каравеллы возвращаются к родным берегам, но ни золота, ни других сказочных богатств Колумб не нашел. Испанское правительство было разочаровано и лишило моряка всех его привилегий. Имущество его пошло на уплату долгов. Всеми покинутый и забытый он умер в нищете.
Через год после смерти Колумба на основании его писем географ и картограф из Лотарингии Америго Веспуччи предложил в 1507 году назвать открытый Колумбом южный материк Америкой. А спустя ещё 30 лет Америкой стали называть весь Новый Свет.
Выдающийся австрийский писатель Стефан Цвейг начинает свою книгу такими словами: «В честь кого Америка названа Америкой? На этот вопрос каждый школьник ответит быстро, не задумываясь: в честь Америго Веспуччи. Почему Америка называется не Колумбией, а Америкой? Это произошло из-за сумбурного переплетения случайностей, заблуждений и недоразумений…».
Выделите основное значение Открытие Нового Света и большой
Экспедиций Колумба. группы островов вблизи Американского континента.
3) Личность Х. Колумба.
Учитель истории.
Х. Колумб проложил дорогу в Новый Свет и поэтому мы называем его передовым человеком своего времени. Но в нём причудливо переплетались черты современного ученого и средневекового фантазера.
Обратимся к историческим документам. Работа с источниками
Подумайте, какое качество характера Колумба
раскрывает этот документ?
Эти и другие документы показывают, какая причудливая смесь из науки и религиозных предрассудков умещалась в голове Колумба.
Электронная гимнастика для глаз.
Вы работали с географической картой, историческими источниками. А сейчас предлагаем вам гимнастику для глаз. Провожаем глазами каждый двигающийся предмет на экране.
4) Значение плаваний Колумба.
Учитель географии.
Рейсы Колумба были длительны, маршруты пролегали каждый раз в новом месте и исследования Атлантического океана, произведенные Колумбом, должны быть признаны одним из его крупнейших достижений.
Учитель истории.
Норманны открыли Америку около 1000 года и, как показали археологические раскопки, создали на побережье свои постоянные поселения. Но в дальнейшем связь с этими поселениями прекратилась, и открытие норманнов было забыто. Совсем иные последствия имело открытие Америки Колумбом, оно вылилось в разнообразные и устойчивые культурные связи и торговый обмен.
Оценить значимость открытий Колумба и ответить на вопрос: Было ли открытие Америки благотворным или вредным для человечества? – нам помогут познавательные задачи.
Учитель географии
Перед вами игровое поле. Каждая команда по очереди выбирает цифру и получает задание. У вас будет несколько секунд обдумать ответ и выбрать отвечающего. Если команда ответа не знает, помогают другие команды. На табло ведется строгий учет правильных ответов.
Подведение итогов групповой игры. Поздравляем победителей.
III. Закрепление.
Учитель истории
Было ли открытие Америки благотворным или вредным для человечества? (ответы учеников с места)
Благотворное влияние, т.к.
1) на картах появились изображения и очертания земель Западного полушария;
2) идеи шарообразности Земли получили широкое распространение и доказательства;
3) эпоха ВГО, и в частности экспедиции Колумба, ускорили развитие естествознания, особенно географии, биологии, а так же точных наук, астрономии, навигации и судостроения;
4) эпоха ВГО резко ускорила познание и освоение неизвестных европейцам континентов, океанов, морей, огромного количества островов;
5) началось их вовлечение во всемирное хозяйство, в систему мировых экономических, политических и культурных связей.
IV. Рефлексия.
Учитель географии.
А сейчас прошу каждого взять бумагу и карандаш. Хорошая погода всегда сопутствовала мореплавателям. Нарисуйте на листе солнышко. Сколько лучиков, столько нового вы узнали, работая в группах. Если работа Вам понравилась, нарисуйте длинные лучики, если нет – короткие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
презентация к уроку "Путешествия и географические открытия" в 6 классе
Презентация раскрывает роль Христофора Колумба в открытии Америки. Содержит краткую биографию великого первооткрывателя. Снабжена фото....
Обобщающий урок по теме "Географические открытия"
Данный материал предназначен для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме "История открытия и освоения Земли"...
Технологическая карта урока по теме «Географические открытия путешественников и исследователей России»
Технологическая карта урока по теме «Географические открытия путешественников и исследователей России» для 5 класса. Урок изучния новых знаний - путешествие....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (технологическая карта) Географические открытия древности.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Географические открытия древности. По учебнику Учебник 5 класс. География. Землеведение. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Издательство «Дрофа».an>Цель ...
Презентация к уроку истории "Великие географические открытия"
Презентация к уроку истории для 7 класса "Великие географические открытия"...
Технологическая карта к уроку "Начало Великих Географических открытий"
Технологическая карта к уроку по Всеобщей истории в 7 классе "Великие Географические открытия"...