Рабочая программа по истории России для 6, 8 классов
календарно-тематическое планирование по истории (6, 8 класс) на тему

Корнелюк Жанна Вячеславовна

Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 6, 8 классе, составлена на основе авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._ist_r_68fgos.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

 Рабочая программа по истории России для 6, 8 классов является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ЦО№6

 

Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 6, 8 классе, составлена на основе авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,

положениями  Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт).       Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса     «История России»

Содержание курса реализуют следующие учебники:

История России. 6 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.

История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.

Цели, задачи изучения предмета история России в основной  школе (6,8 классы):

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

УМК:

  1. Рабочая программа История России 6 класс к УМК Н. М Арсентьева, А. А. Данилова. Сост Е. Н. Сорокина «ВАКО», 2016.
  2. Данилов А. А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы. М.: Просвещение, 2016.
  3. О. Н. Журавлева Поурочные рекомендации. История России 8 класс М., Просвещение 2016

Программа в 6 классе рассчитана на 40 ч учебного времени (2 ч в неделю) в  2 – 3  триместре, в 7 классе 41 ч ( 2 ч неделю) в 1, 2 триместрах, в 8 классе 41 ч в 1, 2 триместрах.

2. Учебно – тематический план 6 класс.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Введение

2

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в.

11

4

Тема 3. Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

5

Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

6

Тема 5. Формирование единого Русского государства.

8

итого

40

Учебно – тематический план 8 класс.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I

13

3

Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

6

4

Тема 3. Российская империя при Екатерине II

9

5

Тема 4. Россия при Павле I

2

6

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в

10

итого

41

3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

6 класс

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории  в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества   (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех

участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности,

начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий,образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людеи др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

8 КЛАСС

Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под

руководством учителя);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обо-

сновывать выводы и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);-

работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральныххранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания;

• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять

общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Содержание учебного предмета, курса.

   6 КЛАСС

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы. Формы организаций учебных занятий:  урок открытия нового знания . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — составление схемы «Первые люди на территории современной России», подготовка сообщений и презентаций о стоянках древнего человека, жизни родовой общины, орудиях труда; фронтальная беседа, комплексное повторение, работа с исторической картой и иллюстрациями учебника; работа в парах (сильный — слабый) — овладение приемами ознакомительного и изучающего чтения; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин. Формы организаций учебных занятий:  урок открытия нового знания,  урок развивающего контроля . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с текстом учебника с последующей проверкой при консультативной помощи учителя, заполнение таблицы «Расселение восточных славян», описание быта и нравов славян по плану, предложенному учителем; фронтальная беседа с использованием понятийного аппарата исторического знания; исследовательская деятельность, составление схемы; организация дискуссии с применением приема «Мозговой штурм»; проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Формы организаций учебных занятий:  урок открытия нового знания, урок рефлексии . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с текстом учебника с последующей проверкой при консультативной помощи учителя, комментирование сравнительной таблицы, заполнение сводной таблицы «Первые русские князья»; фронтальная беседа с использованием понятийного аппарата исторического знания; работа в группах.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.

Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания  . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективная работа — выполнение заданий, предложенных учителем, комментирование схем, комплексное повторение; работа в группах — анализ личности Ярослава Мудрого, его внешней и внутренней политики, системы государственного управления, составление схем; фронтальная беседа; решение проблемных задач на основе алгоритма, предложенного учителем; характеристика итогов правления Ярослава Мудрого; коллективное обсуждение итогов работы на уроке;

Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель —самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». Формы организаций учебных занятий:  урок открытия нового знания, урок рефлексии . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — составление схемы «Причин политической раздробленности» работа в группах — описание и характеристика процесса системы образования земель, определение р Церкви в условиях распада Руси, характеристика идеи единства Руси, отношений Руси с кочевниками, государственного управления  в период раздробленности, анализ международных связей русских земель; мини-дискуссия о последствиях раздробленности

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах

Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок развивающего контроля  . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — подготовка сообщений и презентаций о походах шведов и крестоносцев на Русь, реконструкция военных событий с использованием исторической карты «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» и схемами сражений; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, проведение мини-дискуссии о роли Александра Невского в истории, составление портрета исторической личности по алгоритму, предложенному учителем; фронтальная беседа; создание мультимедийной презентации; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие обще-

русского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания,  урок развивающего контроля,  урок рефлексии . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — выполнение творческих заданий, предложенных учителем; составление алгоритма работы с картами и схемами; работа с иллюстративным материалом с целью реконструкции событий прошлого; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, ответы на вопросы учителя; фронтальная беседа; составление простого плана; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

8 КЛАСС РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (41 ч)

Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Вели-

кое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.  Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,

Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти

XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок развивающего контроля, урок рефлексии  . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы: самостоятельная работа с текстом учебника г дополнительным и иллюстративным материалом; работа в группах — подготовка сообщений и презентаций об особенностях жизни той или иной группы населения России; коллективная работа — ответы на вопросы учителя с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям; самоанализ, самооценка; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания  . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно контрольного типа и реализации коррекционной нормы: самостоятельная работа с текстом учебника г дополнительным и иллюстративным материалом; работа в группах — подготовка сообщений и презентаций об особенностях жизни той или иной группы населения России; коллективная работа — ответы на вопросы учителя с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям; самоанализ, самооценка; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок; : Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, выявление факторов, влиявших на мироощущение русских людей в, определение особенностей развития русской культуры, заполнение сравнительных таблиц, составление схем, описание памятников культуры; фронтальная беседа; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — по-

пытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение си-

стемы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая

политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая.

Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. Формы организаций учебных занятий:  урок открытия нового знания , урок развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — выполнение творческих заданий, предложенных учителем; составление алгоритма работы с картами и схемами; работа с иллюстративным материалом с целью реконструкции событий прошлого; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, ответы на вопросы учителя; фронтальная беседа; составление простого плана; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Российская империя в период правления Екатерины II

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй  половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания,  урок рефлексии . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — выполнение творческих заданий, предложенных учителем; составление алгоритма работы с картами и схемами; работа с иллюстративным материалом с целью реконструкции событий прошлого; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, ответы на вопросы учителя; фронтальная беседа; составление простого плана; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Россия при Павле I

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания  . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — выполнение творческих заданий, предложенных учителем; составление алгоритма работы с картами и схемами; работа с иллюстративным материалом с целью реконструкции событий прошлого; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, ответы на вопросы учителя; фронтальная беседа; составление простого плана; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания,  урок развивающего контроля,  урок рефлексии. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы: самостоятельная работа с текстом учебника г дополнительным и иллюстративным материалом; работа в группах — подготовка сообщений и презентаций об особенностях жизни той или иной группы населения России ; коллективная работа — ответы на вопросы учителя с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, выявление факторов, влиявших на мироощущение русских людей в, определение особенностей развития русской культуры, заполнение сравнительных таблиц, составление схем, описание памятников культуры; фронтальная беседа; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Календарно – тематическое планирование истории России 6 класс

        

№ урока

Содержание (тема раздела, количество часов, тема урока)

Домашнее задание

Оборудование

Дата проведения урока

Примечание

1

Наша Родина — Россия

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

§ 1

Историч карта

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Индив задания

4

Образование первых государств

§ 2

Историч карта

5

Восточные славяне и их соседи

§ 3

Историч карта

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Стартовая диагностическая работа

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)

7

Первые известия о Руси

§ 4

Историч карта

8

Образование Древнерусского государства

§ 5

Историч карта

9

Становление Древнерусского государства

§ 5

Схема

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

§ 6

Схема

11

Русское государство при Ярославе Мудром

§ 7

Историч карта

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

§ 8

Историч карта

13

Общественный строй и церковная организация на Руси

§ 9

Схема

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

§ 10

Презентация

15

Повседневная жизнь населения

§ 11

Презентация

16

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий

урок по теме II

стр

17

Урок истории и культуры Тульского края в древности Стартовая диагностическая работа

Индив зад

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)

18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

§ 12

Историч карта

19

Владимиро-Суздальское княжество

§ 13

Историч карта

20

Новгородская республика

§ 14

Историч карта

21

Южные и юго-западные русские княжества

Инд проектные работы

Историч карта

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в»

Инд зад

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч)

23

Монгольская империя и изменение политической картины мира

§ 15

Историч карта

24

Батыево нашествие на Русь

§ 16

Историч карта

25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

§ 17

Историч карта

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

§ 18

27

Литовское государство и Русь

§ 19

Историч карта

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

§ 20

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская

битва

§ 21

Историч карта

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

§ 22

Презентация

31

Родной край в истории и культуре Руси XIII — XIV в.

Инд зад

32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в»

Тема V. Формирование единого Русского государства

(8 ч)

33

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

§ 23

Историч карта

34

Московское княжество в первой половине XV в.

§ 24

Историч карта

35

Распад Золотой Орды и его последствия

§ 25

Историч карта

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

§ 26

Историч карта

37

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

Инд проектные работы

38

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Инд задания

39

Формирование культурного пространства единого Российского государства. Тульский край.

§ 27

40

Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства» Итоговая диагностическая работа

         

Календарно-тематическое планирование по истории России 8 кл

№ урока

Содержание

Домашнее задание.

Оборудование

Дата проведения урока

Примечание

1

2

3

4

5

6

1

У истоков российской модернизации

введение

2

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I

(14 часов)

Россия и Европа в конце XVII в.

§ 1

Историч карта

3

Предпосылки Петровских реформ

§ 2

4

Начало правления  Петра I

§ 3

 5

Великая Северная война 1700—1721 гг.

§ 4

Историч карта

6

Реформы управления Петра I

§ 5

Презентация

7

Экономическая политика Петра I. Основание Тульских заводов.

§ 6

Историч карта

8

Российское общество в Петровскую эпоху. Стартовая диагностическая работа.

§ 7

9

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

§ 8

10

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

§ 9

Историч карта

11

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

§ 10

Презентация

12

Повседневная жизнь и быт при Петре I.

§ 11

Презентация

13

Значение петровских преобразований в истории страны

§ 12

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

15

Тема 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

Причины, сущность  дворцовых переворотов (1725–1762)

§13-14

16

Эпоха дворцовых переворотов

§ 13-14

17

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

§ 15

18

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

§ 16

Историч карта

19

Национальная и религиозная политика. Проектная деятельность учащихся

§ 17

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов»

21

Тема 3. Российская империя при Екатерине II (9 часов)

Россия в системе международных отношений

§ 17

Историч карта

22

Внутренняя политика Екатерины II

§ 18

23

Экономическое развитие России при Екатерине II. Экономическое развитие Тульского края во 2 пол 18 в.

§ 19

24

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

§ 20

25

Народные движения. Восстание Е. И. Пугачёва

§ 21

Историч карта

26

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Проектная деятельность учащихся

Стр 32-37

27

Внешняя политика Екатерины II

§ 22

Историч карта

28

Освоение Новороссии и Крыма

§ 23

Историч карта

29

Повторительно-обобщающий урок по теме « Российская империя при Екатерине II»

30

Тема 4. Россия при Павле I (3 часа)

Внутренняя политика Павла I

§ 24

31

Выбор внешнеполитического курса Павла I.

§ 25

Историч карта

32

Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы.

§ 25

Историч карта

33

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (7 часов)

Общественная мысль, публицистика, литература

Стр 72-76 Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

34

Образование в России в XVIII в.

Стр 77-81 Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Презентация

35

Российская наука и техника в XVIII в.

Стр 81-85

Презентация

36

Русская архитектура XVIII в. Архитектура Тулы XVIII в

Стр 86-91 Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Презентация

37

Живопись и скульптура.

Стр 91-97

Презентация

38

Музыкальное и театральное искусство

Стр 97-101

39

Народы России в  XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий

Стр 101-104 § 26

40

Обобщение «Россия в XVIII в»  Родной край в XVIII в

41

резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории России в 7 классе

рабочая программа по истории России в 7 классе составлена к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

рабочая программа по истории России в 8 классе

рабочая программа по истории России в 8 классе составлена к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по Истории России XXвек -9 класс

Рабочая программа по истории России по А.А. Данилову, Л.Г. Косулиной для учащихся 9 класса....

рабочая программа по истории России для 9 класса

Рабочая программа по истории России для 9-х классов  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской  программы  по...

рабочая программа по истории России для 11 класса

Рабочая программа по курсу история России для 11 А класса составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базово...

Рабочая программа по истории России для 7 класса

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихс...

Рабочая программа по истории России для профильных классов

Рабочая  программа по курсу «История» предназначена для профильных 10-11 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандар...