Разработка урока для 5 класса "Путешествие по Древнему миру"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Адаменко Светлана Валерьевна

Урок "Путешествие по древнему миру" поможет повторить учебный материал в игровой соревновательной форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя истории и обществознания

Путешествие по древнему миру

Автор: учитель истории и обществознания Адаменко С.В.

Урок  для 5 класса

Вид урока: нетрадиционный

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: закрепить знания по теме «Первобытность», «Древний Египет», развивать творческие способности учащихся, формировать речевые умения, тренировать умения работы с историческими картами

Оборудование:  карта «Древний Египет», мультимедиа-презентация, глобус (использовать вместо карты, показывая остановки)

Подготовка: накануне ученики повторяют необходимые разделы учебника

Ход урока:

Учитель:

Слайд 1 Сегодня мы совершим воображаемое путешествие по древнему миру. Забирайтесь поскорее в  машину времени, усаживайтесь поудобнее, пристегните ремни безопасности, отправляемся в путь. Стоп! Прежде чем наберём  на табло дату и место, давайте вспомним, откуда мы знаем, как жили наши предки?

Остановка 1. Исторические источники

  1. Что такое история (наука о прошлом человечества)
  2. Что такое исторический источник? (то, откуда учёные узнают о прошлом)
  3. Виды исторических источников (письменные и вещественные)
  4. Какая наука изучает историю по ископаемым предметам? (археология)

Слайд 2

Теперь можно отправляться в путь. Итак, держитесь.

Слайд 3

Остановка 2. Древнейшие люди

Дата: 2 млн. лет назад (Верхний Палеолит)

Место: Восточная Африка.

Посмотрите вокруг, что вы видите?

1.Описать природу (жаркий климат, богатая растительность)

Кого вы видите?

2. Описание древнейших людей

3. Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (орудие труда, использование огня)

4. Перечислите орудия труда древнейшего человека (дубина, палка-копалка, рубило)

Слайд 4

5. что дало людям овладение огнём? (защиту от диких животных, тепло, приготовление пищи)

6. какими занятиями люди добывали пищу? (охота, собирательство)

А теперь вернёмся на свои места и не забудьте про ремни безопасности.  Итак, следующая остановка.

Слайд 5

Остановка 3.

Дата: 40 тыс. лет назад (мезолит)

Место: Евразия

1.Что-то прохладно!  Неужели мы попали в эпоху плейстоцена? (ледниковый период).  Вы взяли с собой верхнюю одежду? Берегитесь диких животных. Каких?

(мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи, саблезубые тигры, бизоны)

Слайд 6

2.А вот и люди. Перед вами новый вид человека – человек разумный. Что изменилось за 2 млн. лет? (человек приобрёл современный облик, овладел речью, более совершенными орудиями труда, прямохождением)

3. По-прежнему главными занятиями остались охота и собирательство. Какие орудия труда человек использовал? (копьё, гарпун, лук и стрелы)

Слайд 7

Слайд 8

4. А сейчас мы на территории будущей Испании. А вот и пещера. Давайте заглянем в неё (слайд). Здесь, конечно, темно. Давайте посветим фонариком или телефоном. Посмотрите, на стенах и на верху изображены бизоны красной, чёрной и коричневой краской. Никто не знает название этой пещеры? (Альтамира)

5. Вот так и зарождалось искусство. Для чего же древние художники изображали зверей? («заклинали « зверя, чтобы он не ушёл из этих мест и чтобы повезло на охоте)

А теперь – по местам! Отправляемся в эпоху неолита.

Слайд 9

Остановка 4. Неолит

Время: 10 тыс. лет назад

Место: Западная Азия

  1. Посмотрите, перед вами орудия труда (на слайде серп, каменный топор). Чем занимались люди, использовавшие эти орудия труда? (земледелие)

Слайд 10

  1. А здесь на стоянке древнего человека мы обнаруживаем множество костей свиней и коз. Чем занимались эти люди? (скотоводство)
  2. А здесь осколки глиняных сосудов. На некоторых из них мы видим вафельный орнамент. Чем его могли сделать? (тканью). Какие занятия появились в неолите? (гончарство и ткачество) Слайд11
  3. А вот и другие орудия труда. На камень не похоже. (Слайд 12). Имеет зеленоватый оттенок. Из чего сделаны эти орудия труда? (медь, бронза)

Что ж, возвращаемся в нашу машину времени и отправляемся из первобытности в цивилизацию. Пока мы в дороге, скажите, с чем историки связывают этот переход? (появление письменности  и государств 5 тыс. лет назад.) А где возникли первые государства? (на Древнем Востоке). Туда мы и отправимся!

Слайд 13

Остановка 5. Древний Восток

Время: 5 тыс. лет назад

Место: Древний Египет.

  1. Да, здесь очень жарко. Что за река протекает в этой местности? (Нил)
  2. Как называются каменистые преграды на реке? (пороги). Раз уж мы с вами находимся недалеко от первого порога, давайте сплавимся на кораблике по Нилу в дельту (к карте прикрепляется нарисованный кораблик, делаются остановки соответственно сценарию).
  3. Почему здесь очень плодородная почва (после разлива Нила на полях оставался слой плодородного ила)

Слайд 14

  1. Перед  нами человек в интересном головном уборе. Кто он? (фараон – царь Древнего Египта в двойной короне, объединил Южный и Северный Египет))
  2. Столица Древнего Египта (Мемфис) Слайд 15
  3. Давайте вспомним, чем занимались люди в Египте? Земледельцы, ремесленники, вельможи, писцы.

Слайд 16

Остановка 6.  Фивы Слайд 17

Время: 1500 тыс. лет до н.э.

Место: Древний Египет

  1. А вот и Фивы (передвигается кораблик) – ещё одна древняя столица Египта. Сделаем здесь остановку.  Посмотрите – из удачного военного похода возвращаются воины фараона Тутмоса III. Опишите вооружение воинов (мечи, топорики, колесницы, копья)
  2. Что свидетельствует о том, что поход был удачным? (гнали скот, рабов, везут древесину, золото, серебро).
  3. Покажите  границы Египта при Тутмосе III.

Слайд 18

  1. Фивы достигли своего расцвета при Тутмосе III. Фараон строил грандиозные храмы, чтобы восхвалять богов – Луксор и Карнак, которые сохранились до наших дней. Они соединяются трёхкилометровой аллей сфинксов, по обе стороны от которых роскошный сад. Да, в наше время видна лишь часть аллеи, а остальные сфинксы ждут своей очереди. Слайд 19 А пока мы путешествуем по храму, давайте поговорим о египетской мифологии. Слайд 20. Учащиеся должны определить  богов и их занятия (можно пользоваться справочной литературой)

Слайд 21

  1. Отправляемся далее.  (кораблик прикрепляется к г. Гиза) Перед вами единственное из чудес света, которое дожило до современности. Что это? В какой город мы прибыли? (пирамиды в Гизе)
  2. Мы с вами на окраине Каира, в Гизе. Здесь начинается пустыня. Самая большая из этих пирамид? (пирамида Хеопса). Слайд  22. Давайте обойдём вокруг неё. Когда она была построена? (2600 лет до н.э.) Посмотрите  наверх. Как вы думаете, какова её высота? (150 м).  пирамида сложена из огромных плит, вес каждой из них – 2 тонны, а всего их – 2 000 300  шт. Вот мы вернулись на прежнее место. Кто знает, сколько мы прошагали? (периметр пирамиды – 1 км). И как египтяне использовали эти грандиозные сооружения? (как гробницы фараонов).
  3. Не всегда фараонов хоронили в пирамидах. Это было очень затратно. Слайд 23 Поэтому получили распространения гробницы, вырубленные в скалах. Но, к сожалению, их разграбили. Лишь одна оказалась нетронутой. Назовите её и учёного, который её открыл. (Гробница фараона Тутанхамона, Картер)
  4. Давайте зайдём в египетский храм. Слайд 24 Все стены украшены росписями и иероглифами. Что такое иероглифы, в чём особенности древнеегипетского письма, кому принадлежит разгадка тайны иероглифов (иероглиф обозначал целое слово, гласных не было Шампольон) 
  5. На чём писали древние египтяне? (на папирусных свитках) Слайд 25

Вот здесь, где Нил разветвляется на несколько рукавов и образовывает дельту у места впадения в Средиземное море, мы с вами и закончим наше путешествие.

Садимся в машину времени, пристёгиваем ремни безопасности и возвращаемся в класс!

А теперь прошу вас вспомнить, что нового вы узнали, что вам запомнилось больше всего?

Подведение итогов.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Грамотами награждаются активные участники – знатоки истории Древнего мира.

Список использованной литературы:

  1. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для  общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2019. – 303 с.
  2. Нестандартные уроки истории. 5-6 классы./ Сост. Л.М. Лопатюк – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 112 с.
  3. Словарь египетской мифологии / Сост. Н.Н. Швец. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008 – 251 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по древнему миру С 5 классом

Слайд 2

Вещественные Письменные Остановка 1. Исторические источники

Слайд 3

Дата : 2 млн. лет назад (Верхний Палеолит) Место: Восточная Африка. Остановка 2. Древнейшие люди

Слайд 5

Дата : 40 тыс . лет назад ( мезолит ) Место : Евразия Остановка 3. Ледниковый период

Слайд 6

Человек разумный

Слайд 7

Орудия труда

Слайд 8

Пещера Альтамира

Слайд 9

Время : 10 тыс . лет назад Место : Западная Азия Остановка 4. Неолит

Слайд 12

Металлообработка: медь и бронза

Слайд 13

Остановка 5. Древний Восток . Время: 5 тыс. лет назад Место : Древний Египет

Слайд 15

Мемфис

Слайд 17

Время : 1500 тыс. лет до н.э. Место: Древний Египет Остановка 6 . Фивы

Слайд 18

Карнак Луксор

Слайд 20

Геб Нут Апоп Бастет Тот Амон-Ра Исида Гор Анубис Осирис Сет

Слайд 21

Пирамиды в Гизе

Слайд 22

2600 лет до н.э . высота 150 м пирамида сложена из огромных плит, вес каждой из них – 2 тонны, – 2 000300 шт. периметр пирамиды – 1 км Пирамида Хеопса

Слайд 23

Гробница Тутанхамона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по истории Древнего мира "Древняя Греция"

Урок «Древняя Греция» является составной частью программы по истории Древнего мира в 5 классе.Данный урок – это повторительно-обощающий урок.Форма проведения – игра «Звездный час»Урок построен на осно...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».

Цель мероприятия:в игровой форме  между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории Древнего мира в 6 классе. Игра- путешествие «Колесо истории».

Методическая разработка помогает выявить степень усвоения знаний по предмету история Древнего мира.  Развивает логическое мышление,  умение применять полученные знания на практике.  Во...

Разработка тематических заданий по Истории Древнего мира

Разработка тематических заданий по Истории Древнего мира к учебнику С.В. Колпаков, Н.А. Селунская 5 класс. Задания в наличии для каждого параграфа. ...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Разработки уроков 5 класс. История Древнего Мира (К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАРаздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)Введение в историю Древнего мира.Древнейшие люди.Родовые общины охотников и собирателей.Возникновение искусства и ре...