Урок финансовой грамотности.
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать определенным жизненным опытом, подкрепленным практикой. Но, к сожалению, наши дети, владеющие сложнейшими понятиями, обладающие   энциклопедическими знаниями, легко попадаются на удочки различных мошенников, занимающихся финансовыми махинациями, - это  оформление кредитных карт старшеклассникам, и различные интернет пирамиды.   Формирование финансовой грамотности способствует социализации личности. Финансово грамотные люди защищены от финансовых рисков.

данный урок можно использовать, как вводный урок по экономике в 10-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_finansovoy_gramotnosti.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Урок финансовой грамотности - первый урок в 11 классе.

Цель:

  • развивать у учащихся умение анализировать свои личностные качества

Задачи:

  • обратить внимание на факторы производства и функции денег, предпринимательство и его виды:
  •  познакомить учащихся с основными особенностями финансовой деятельности;
  • содействовать пониманию необходимости знаний в области финансов современных условиях экономики
  • научить вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей;
  • научить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;
  • способствовать воспитанию понимания у учащихся важности и необходимости реализации своих умений и способностей через выбранную профессию.
  • активизировать учащихся к дальнейшему обучению финансовой грамотности.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер,  проектор, книга Кийосаки «Богатый папа, бедный папа»

Раздаточный материал: опорный лист

Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе Power Point  

«Нажить много денег - храбрость;

сохранить их -    мудрость,                                                      

а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Чтение стихотворение для определения темы урока.

ДРУГАЯ ДОРОГА  

В осеннем лесу, на развилке дорог,

 Стоял я, задумавшись, у поворота.

Пути было два, и мир был широк,  

Однако я раздвоиться не мог,

 И надо решаться на что-то.  

Я выбрал дорогу, что вправо вела  

И, повернув, пропадала в чащобе.

 Нехоженой, что ли, дорога была  

И больше, казалось, она заросла,  

А впрочем, заросшими были обе.  

И обе манили, радуя глаз

Сухой желтизною листьев сыпучих.

 Другую оставил я про запас,

Хотя и догадывался в тот час,

Что вряд ли вернуться выпадет случай.  

Еще я вспомню когда-нибудь

 Далекое это утро лесное:

Ведь был и другой предо мною путь,

Но я решил направо свернуть —  

И это решило все остальное.  

Что же это за два пути, которые выбирает каждый человек.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся в ходе фронтальной беседы. Какие факторы производства вам известны? Какой фактор главный в вашей семье? Как Вы думаете Какой фактор в дальнейшем для Вас станет главным? Почему?  (Сразу хочу оговорится, что неправильных ответов сегодня не может быть). Кто выбрал труд сядьте на правую сторону, кто предпринимательские способности на левую

  3. Сообщение темы урока, цели, задач и мотивации учебной деятельности: Активизация познавательной деятельности – итак сегодня мы постараемся рассмотреть наиболее актуальные в настоящее время виды  виды деятельности и попробуем проанализировать свои личностные качества

 В этом нам поможет  

Роберт Т. Кийосаки  

«Основная причина, по которой люди испытывают финансовые трудности,— это то, что они учатся работать за деньги... но не умеют заставить деньги работать на себя», — говорит Роберт. Роберт, американец японского происхождения в четвертом поколении, родился и вырос на Гавайях. Его отец в свое время был главой министерства образования штата. После школы Роберт учился в Нью-Йорке, а закончив университет, пошел в армию и попал во Вьетнам в качестве офицера и пилота военного вертолета.

   Вернувшись с войны, Роберт начал карьеру в бизнесе. В 1977 году он основал компанию, которая представила на рынке первые нейлоновые бумажники на «липучках», имевшие огромный успех. В 1985 году он оставил мир бизнеса и основал международную образовательную компанию, которая действует в семи странах и обучает десятки тысяч людей бизнесу и инвестированию. В свои сорок семь лет Роберт уже не работает и делает то, что ему по душе, — занимается инвестициями. Обеспокоенный растущим разрывом между имущими и неимущими, он создал настольную игру «Денежный поток», которая учит людей секретам построения богатства. Хотя главный бизнес Роберта — это недвижимость и создание малых компаний, его истинная страсть — преподавание. Идеи Роберта Кийосаки ясны: «Возьмите на себя ответственность за свое финансовое положение. Можно быть рабом денег, а можно — хозяином». Роберт проводит семинары, которые длятся от часа до трех дней, и рассказывает людям о секретах богатых. Темы самые разные: как вкладывать деньги с максимальной выгодой и минимальным риском, как основывать компании и продавать их, — но за ними стоит одно важнейшее сообщение: разбудите свой финансовый талант! Он спит внутри вас и ждет своего часа. 

Постановка проблемы. Кем же мы хотим быть? Сейчас мы рассмотрим две точки зрения на ряд вопросов, еще раз повторюсь, что обе точки зрения правильны, но вы выбираете одну и в зависимости от вашего решения пересаживаетесь в правый (богатого) или левый сектор(бедного).

  1. Отношение к деньгам «Любовь к деньгам — корень всех зол», а второй: «Корень всех зол — отсутствие денег».   (Пояснение - самостоятельное мышление оказалось гораздо более ценным, чем простое принятие того или иного мнения или отказ от него. Одна из причин того, почему богатые становятся еще богаче, бедные — беднее, а средний класс не вылезает из долгов, заключается в том, что о деньгах люди узнают дома, а не в школе. Мы учимся этому у родителей. А что может бедный человек рассказать детям о деньгах? Он просто говорит: «Учись в школе и старайся». Возможно, ребенок закончит школу с отличными отметками, но у него будет финансовое мышление бедняка. Он научился этому в детстве. В школах не рассказывают о деньгах. Учителя сосредоточиваются на научных и профессиональных знаниях, но не на финансовых. Вот почему замечательные банкиры, врачи и бухгалтеры, которые прекрасно успевали во время учебы, всю жизнь испытывают финансовые затруднения. Наша страна имеет огромные долги, и во многом это объясняется тем, что высокообразованные политики и правительственные чиновники принимают финансовые решения, будучи совсем или почти совсем невежественными в отношении денег)  
  2. Отношение к благам. «Я не могу себе этого позволить».   «Как я могу себе это позволить?» (Пояснение Первая фраза — утверждение, а вторая — вопрос. Первая расслабляет, а вторая заставляет думать. Как только ты произносишь: «Я не могу этого себе позволить», мозг автоматически отключается. Он не имел в виду, что нужно покупать все подряд. Он свято верил в упражнения для ума — самого мощного компьютера в мире. «Мой мозг становится сильнее с каждым днем, потому что я его упражняю. А чем он сильнее, тем больше денег я смогу иметь». Он считал, что заявление «Я не могу себе этого позволить» говорит об умственной лени.   То же самое происходит с человеком, который регулярно посещает тренажерный зал, и с тем, кто целыми днями сидит на диване и смотрит телевизор. Физические упражнения, если ими заниматься должным образом, помогают человеку стать здоровее, а умственные — богаче. Лень же лишает человека и здоровья, и богатства.  

  1. 3. Отношение к налогам «богатые должны платить больше налогов, чтобы заботиться о тех, кому повезло меньше.   «Налоги — это наказание для тех, кто работает, и награда для тех, кто ничего не производит».

  1. Мотивация к учебе «Учись прилежно, и ты сможешь работать в хорошей компании».   «Учись прилежно, и ты сможешь купить хорошую компанию».

  1. Отношение к семье «Я небогат, потому что у меня есть вы, дети»;   «Я должен быть богат, потому что у меня есть вы, дети».
  2. Отношение к риску «С деньгами действуй осторожно, не рискуй».   «Учись управлять риском».  
  3. Отношение к государству     О Вас всегда позаботится Компания или государство» Главное – полная финансовая независимость. (Пояснение. Можно всегда интересоваться повышением заработной платы, пенсионными фондами, медицинскими льготами, больничными, отпусками и тому подобными вещами. Ждать того, что после службы в армии в течение двадцати пяти лет, выходишь в отставку со всеми пожизненными льготами.   Кажется, что пожизненное трудоустройство и льготы важнее, чем сама работа. Часто можно учлышать «Я не жалея сил работаю на государство, и я заслужил эти льготы».                                        

 А можно быть против менталитета «льготников», который делает людей слабыми и бедными. Человеку необходима финансовая компетентность.

  1.  Что важнее написать внушительное резюме, чтобы  найти хорошую работу. или создавать разумный бизнес и финансовые планы, которые обеспечивали бы работой других.  

Вывод: мышления влияет на жизнь Человека. Я заметил, что мысли человека действительно формируют его жизнь, поскольку она материальна! Например, можно сказать «Я никогда не буду богатым», а можно всегда считать себя богатым.   «Я богатый человек, а богатые так не поступают». (Пояснение «Есть разница между бедностью и банкротством. Второе временно, а первое — на всю жизнь».  

   Какие из их мыслей Вы сделаете своими я незнаю, но одна мысль объединяет эти два взгляда.  

Отношение к образованию. К образованию и обучению нужно относиться с должным уважением.  И для того, кто главным выбрал труд и для того, кто главным выбрал предпринимательские способности образование - главным являются знания.

4. Введение новых знаний идет в ходе проблемного изложения.  Теперь рассмотрим уроки, которые помогут нам в формировании своей точки зрения. Их шесть:

Урок первый: «Можно работать за деньги, а можно заставить деньги работать на себя».

Урок второй: Зачем нужна финансовая грамотность?

 Урок третий: Начните свое дело!

Урок четвертый: Как появились налоги и в чем преимущество корпораций?

 Урок пятый: Богатые изобретают деньги!

 Урок шестой: Работайте не за деньги, а ради опыта!

Мы рассмотрим сегодня только три урока.

  1. Урок первый: «Можно работать за деньги, а можно заставить деньги работать на себя». И тут я остановлюсь только рассмотрев обну из функций денег, функцию сбережения. Я бы эту функцию вообще убрала, не надо сохранять деньги их необходимо заставлять работать. Функция сбережения действовала до 1971, а после того, ка произошла демонетизация золота, хранить деньги можно, но невыгодно.
  2. Урок второй: Зачем нужна финансовая грамотность? Слишком многие люди сосредоточены на деньгах, а не на своем главном богатстве — образовании. Если вы будете готовы проявить гибкость, останетесь открытыми для новых идей, перемены сделают вас богаче. Но если вы полагаете, что деньги решат все ваши проблемы, боюсь, вам придется очень несладко. Без финансовой грамотности деньги очень быстро исчезают. вспомните о профессиональных спортсменах, которые в двадцать четыре года зарабатывают миллионы долларов в год, а в тридцать четыре уже спят под мостом. Как раз в сегодняшней газете я прочитал рассказ о молодом баскетболисте, который год назад был миллионером. А сегодня он утверждает, что друзья, юрист и бухгалтер отобрали у него все деньги и он вынужден работать за копейки на мойке машин. Ему всего двадцать девять лет. Его уволили с мойки машин, потому что он отказался снимать во время работы чемпионское кольцо.

Правило. Нужно знать разницу между активом и пассивом и покупать активы.

 1.  Бизнес, который не требует присутствия владельца. Он принадлежит мне, но управляется другими людьми.  

 2.  Акции.

3.  Облигации.  

 5.  Недвижимость, приносящая доход.

6.  Долговые расписки и векселя.

7.  Гонорары за интеллектуальную собственность: музыку, сценарии, патенты.

8.  Любая другая собственность, которая имеет ценность, приносит доход или растет в цене и легко продается.  

  1. Урок третий: Начните свое дело.

Презентация. «Наиболее актуальные виды деятельности.  Ваш выбор.

  1. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

 Какой вывод вы для себя делаете  из нашей сегодняшней встречи. Подвожу итог: Можно выбрать труд покупать активы. А можно выбрать путь финансовой независимости, но для любого выбора мы должны быть финансово грамотными людьми.

7. Анализ и оценка итогов работы.

8. Определение и разъяснение домашнего задания   

Прочитать книгу Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» и подготовится к обсуждению остальных уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок финансовой грамотности "Кредиты"

Лекция - презентация на тему "Кредиты"  содержит краткую информацию о видах кредита. Может быть использована как информационный материал для студентов и преподаватетелей....

урок финансовой грамотности

урок  финансовой грамотности учащихся...

урок финансовой грамотности "Деньги - зачем они нужны"

урок в 6 классе "Деньги зачем они нужны"...

Презентация к уроку финансовой грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика"

Урок финансовй грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика" (УМК Боголюбова Л.Н.). Соответствует ФГОС...

Уроки финансовой грамотности для старшеклассников как приоритетное направление экономического образования

Данная статья содержит информацию об опыте работы автора  по формированию финансововй грамотности у старшеклассников...