Варка арбузного меда
творческая работа учащихся по истории (7 класс) на тему

Исследовательский проект ученицы 7 класса МЭЛ Швецовой Екатерины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varka_arbuznogo_meda.docx417.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Музыкально-эстетический лицей имени Альфреда Гарриевича Шнитке»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Краеведение

Культура родного края

Возрождение традиций немцев Поволжья.

 Варка арбузного мёда

Автор: Швецова Екатерина Викторовна 

ученица 7 «б» класса

МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Руководитель:

Сухоницкая Елена Владимировна

учитель истории и обществознания

2017


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1

Из истории заселения немцами Поволжья.

4

2

Быт и занятия немецких переселенцев

6

3

Культура немцев Поволжья

8

4

Рецептура арбузного мёда

9

5

Картина Я. Вебера «Варка арбузного мёда»

12

Заключение

14

Литература

16

Приложения


Возрождение традиций немцев Поволжья. Варка арбузного мёда

Введение

Среди многонационального населения Поволжья можно встретить людей с немецкими фамилиями. Они называют себя поволжскими немцами.

История ХХ века связана со страшными потрясениями, которые отразились на судьбах миллионов людей. Коснулись они и поволжских немцев, с XVIII века проживавших на территории Саратовской области и сохранивших традиции исторической родины. После депортации в 1941 году многое из того, чем славились немецкие поселения, было забыто, в том числе и варка арбузного мёда.

Актуальность данной темы связана с возрождением интереса к истории и культуре поволжских немцев, многие из которых проживают в Казахстане и в Германии, но приезжают на родину своих предков – в г. Энгельс. Многие жители города имеют знакомых или родственников в посёлках – бывших немецких колониях (Красный Яр - Krasnojar, Немецкий Краснояр, немецкая колония в Левобережье Волги, у места впадения в Волгу реки Березовка), а также уехавших на постоянное место жительства в Германию. Усиление интереса поволжских немцев к истории своего народа способствовало и появлению в экспозициях краеведческих музеев г. Саратова и Энгельса материалов, связанных с немецкой историей, созданием в г. Энгельсе Центра немецкой культуры, в котором я занималась несколько лет.

Многие немецкие традиции очень интересны и не похожи на современные. Одна из них – варка арбузного мёда. Интерес к теме появился после того, как в Краеведческом музее г. Энгельса я увидела картину Я. Вебера. Удивило само название, и я захотела узнать, что такое арбузный мёд, как его делали.

Цель работы: на основе воспоминаний поволжских немцев, проживавших в Автономной Республике Немцев Поволжья, материалов Центра немецкой культуры и краеведческого музея г. Энгельса Саратовской области восстановить технологию и рецептуру изготовления арбузного мёда и принять участие в его варке.

Задачи: расширить знания об истории города Покровска (Энгельса), истории и культуре поволжских немцев;

познакомиться с традициями немцев Поволжья, составить описание традиций и быта немцев Поволжья.

За помощью я обратилась к сотрудникам Краеведческого музея г. Энгельса, к сотрудникам Центра немецкой культуры, к потомкам поволжских немцев, высланных в 1941 году из Саратовской области и ныне живущих в Германии, в частности, к Эккерт Эмме Андреевне, 02.04.1929 года рождения, проживавшей до 2003 г. в с. Красный Яр Энгельсского района. [1] В 2003 году она переехала на постоянное место жительства в г. Альтэттинг (нем. Altötting) в Германии в земле Бавария. Также в работе я опиралась на работы краеведов, изучавших историю немцев Поволжья. Таких, как Яков Дитц автор книги «История поволжских немцев-колонистов» [2], изданной при поддержке Энгельсского филиала Государственного архива Саратовской области в 1997 году.

Из истории заселения немцами Поволжья

Во второй половине XVIII века Нижнее Поволжье относилось к редко заселенным территориям. Коренные жители степей были кочевниками, часто грабившими разорявшими небольшие поселения и проплывающие по Волге суда. Потому постоянной и актуальной проблемой российских правителей стала проблема культурного освоения этих земель. Чтобы восполнить недостаток рабочих рук, привлекались переселенцы из-за рубежа. Эта практика стала применяться со времен Екатерины II. Просторы Российской империи стали заселять греки, молдаване, сербы, немцы.

Важным фактором, послужившим причиной образования такого этноса, как немцы Поволжья, стала перенаселенность территории Германии и недостаток земли для всех желающих работать на ней. Также немцы испытывали экономические притеснения со стороны местных властей, а российское правительство предлагало им большие льготы. Таким образом, Российской империи требовались рабочие руки для обработки её бескрайних просторов, а немцам нужна была земля, которую они могли бы возделывать, чтобы прокормить свои семьи. Совпадение этих интересов привело к массовому переселению населения Германии на территорию Поволжья.  

Непосредственным сигналом к переселению немцев и других народов в Россию послужил манифест Екатерины II «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу», подписанный 4 (15) декабря 1762 года. (Приложение 1). Он позволял иностранцам свободно селиться на территории империи. 22 июля (2 августа) 1763 года этот документ был дополнен манифестом «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах», в котором говорилось, что иностранцы сами могут выбирать место своего проживания в границах России.

Екатерина II, немка по национальности и уроженка княжества Ангальт-Цербст, понимала, что трудолюбивые жители Германии, испытывая потребность в земле, откликнутся на призыв Российской монархии. Чтобы привлечь колонистов, правительство Екатерины II даровало им льготы: снабжало деньгами для переезда, освобождало от уплаты налогов в казну на различные сроки, если колонисты селились на определенных территориях, в частности, в Поволжье. Чаще всего срок освобождения от податей был равен тридцати годам. Также переселенцам выдавались беспроцентные ссуды на десять лет, которые были предназначены для строительства домов на новых местах поселения, хозяйственных построек, для развития хозяйства. Власти гарантировали невмешательство чиновников во внутренние дела колонистов. Для налаживания быта в колониях и взаимоотношений их с государственными органами предусматривалось создание отдельной организации с полномочиями коллегии.

За четыре года, начиная с 1763 года, в качестве колонистов в Россию прибыло около 30 тысяч человек. Больше всего желающих поехать на жительство в Россию было из Баварии, Бадена и Гессена. В художественной галерее старинного немецкого замка в городе Бургхаузен (Бавария) есть картина, на которой изображён отъезд переселенцев из Баварии в Россию. Многие из них плачут, навсегда расставаясь с родиной. Переселенцами из Баварии были в основном ремесленники и инженеры, которые должны были принести в Россию новые знания (Приложение 2).

Первоначально колонисты доставлялись в Петербург (позже в Ораниенбаум – пригород столицы), где знакомились с бытом и культурой России, а также давали присягу на верность императрице. Только потом они отправлялись на земли Южного Поволжья. Во время трудного путешествия по разным причинам умерло более трех тысяч переселенцев, или почти 12,5 % от общего количества. Первым поселением, которое организовали теперь уже российские немцы, стала колония Нижняя Добринка, на немецкий лад называвшаяся Монингер. Она была основана летом 1764 года недалеко от Царицына. В общей сложности в Нижнем Поволжье было организовано 105 колоний немецких переселенцев. Несмотря на многочисленные трудности, засушливый климат летом, сильные степные ветра, холодные ветряные зимы, нападения кочевников, отсутствие строевого леса для жилья, переселенцы обосновались прочно, навсегда полюбив свою новую родину "Волгу-хаймат". (Волгу-Родину).

Быт и занятия немецких переселенцев

Поволжские немцы осели на российской земле, стали налаживать свой быт, постепенно вливаясь в общественную жизнь России, но не забывая о своих корнях. Переселенцы привезли с собой многие орудия земледелия, до этого почти не использовавшиеся в России, например, плуг, косу, деревянную молотилку. Их мы могли увидеть на экспозиции в День города Энгельса (Приложение 3). Многие из переселенцев, будучи образованными людьми, вынуждены были в суровых климатических условиях Заволжья забыть о прежних профессиях и приобретать навыки работы на земле в условиях засухи. Основными культурами, которые выращивали немцы Поволжья, являлись зерновые, лен, картофель, табак. Некоторые виды растений в крупномасштабный оборот в Российской империи были введены именно благодаря этой нации.

Колонисты начали заниматься промышленной переработкой продукции своих хозяйств, в частности, производством муки и подсолнечного масла, крахмала. Большое внимание уделялось разведению табака, производство которого на продажу было налажено в Екатеринштадском (Марксовский район), Красноярском округах (Красноярский район). Уже в первой половине ХIХ века табака производилось до 40 тыс. пудов. Немецким колонистом Штафом в 1828 году в Саратове была построена первая в России табачная фабрика.

Кроме того, в Поволжье активно стало развиваться ткачество (Приложение 4). Среди поселившихся в Поволжье немцев было немало ткачей различных материй, даже шелковых. В саратовской Немецкой слободе (позже Немецкая улица в Саратове) были ткацкие фабрики. Промышленное ткачество впервые начало развиваться в Сарепте, почему вырабатываемая колонистами ткань и получила название сарпинки. Дорогое и затруднительное получение пряжи из-за границы побудило сарептян выделывать пряжу у себя на устроенных прядильнях из хлопчатой бумаги, выписываемой через Астрахань из Персии, что увенчалось полным успехом. Но из-за незначительности населения колонии и конкуренции в 1816 году перенесено в ткацкое производство в Саратов. Сарпинское производство развили, усовершенствовали и удешевили в Саратове энергичные купцы – немцы братья Шехтель, которые отправляли вытканную в колониях сарпинку в магазины братьев Шехтель во все концы России. Образцы промышленных и бытовых ткацких станков того времени мы можем увидеть в Энгельсском краеведческом музее (Приложение 5). Примерно таковым оставался быт немецких колонистов в Поволжье на протяжении XVIII–XIX веков.

Культура немцев Поволжья

На территории Саратовской области немцы стали селиться в основном на левом берегу Волги. Поволжские немцы обладают самобытной культурой, которая отличается и от русских обычаев, и от культуры коренного населения Германии.

Если отправиться вниз по Волге на водном транспорте, то по левому берегу будет располагаться целый ряд немецких сел: Березовка, Красноармейское Энгельсского и Ровненского районов Саратовской области. Эти села интересны с точки зрения осмотра старых немецких домов, построенных в начале ХХ века. 

 В строительстве преобладали классические каркасные жилые дома.  Выделяется несколько типов сельских домов:

  • Нижненемецкий дом - одноэтажный, каркасный, все помещения - под одной крышей, для отопления использовался очаг, в XIX в. он заменён камином. Жилище было разделено на несколько комнат.  
  • Средненемецкий дом - двухэтажный, каркасный, внизу - жилая часть, вверху - подсобные помещения, хозяйственные постройки - во дворе. Внутри - очаг и печь.

Улицы в немецких колониях были широкие и составляли 32 метра. Дома строились по одной прямой линии. Села делились на кварталы. Наиболее крупными строениями были готические соборы. (Приложение 6).

Подавляющее большинство представителей этой нации являются христианами различных течений, главным образом протестантского направления (лютеране, баптисты, меннониты и т. д.), но среди них также много православных и католиков. Большинство колонистов, прибывших в Поволжье в течение нескольких лет после обнародования указов Екатерины II, привезли с собой свое исконное вероисповедание - лютеранство, и именно вера помогала им в трудные времена. Даже в домах были таблички перед кроватью с благодарностью за веру. Табличка с изречением «Где вера там любовь, где любовь там мир, где мир там благодать, где благодать там Бог, где Бог там нет нужды» вешалась перед взглядом над кроватью. Эту надпись можно увидеть в Энгельсском краеведческом музее  (Приложение 7).

Несмотря на годы депортации и раздельного проживания, многие поволжские немцы до сих пор сохраняют свою культуру и язык. Можно сказать, что за столетия пребывания за пределами Германии они стали обособленным этносом, который, впрочем, является родственным той национальности, что проживает сейчас на исторической родине всех немцев.

Рецептура арбузного мёда

 

Немцы легко приспособились к тем продуктам, которые им давала волжская земля, однако не смогли они обойтись без своей кухни. В XIX веке в Поволжье отсутствовал сахар, и колонисты научились готовить арбузный мед, рецепт которого позаимствовали у местного населения, но стали считать его чуть ли не исконным немецким лакомством. Арбузный мед называли «нардек» (слово персидского происхождения, означающее густой сироп из граната, слив, кизила.), по-немецки Ksilz (кзильц) или Honig (хониг). Он чем-то напомнил немцам сладости, получаемые из сока и мякоти яблок и груш на своей исторической родине.

В России арбуз получил известность лишь к началу XVII века. К этому времени он широко распространился по берегам Волги, Дона, на Кубани. Стрельцы, охранявшие волжские крепости Саратов, Царицын, Камышин, вместе со своими семьями стали возделывать бахчи прямо за стенами крепостей. В Саратовской губернии на бахчах собирали богатые урожай арбузов, которые отправляли на продажу. Но были плоды, не имевшие товарного вида. Из них и варили арбузный мёд.

Варили его в больших медных тазах в летних кухнях или прямо во дворе. Для этого из саманного кирпича или «дикого» камня складывали небольшие печки. В них «вмазывали» медный таз.

Сначала арбузы разрезали на две части и терли о тёрку, представлявшую собой доску с неподвижно закрепленной головкой посередине. Головку делали из дубового бревна диаметром 12-15 см, высотой 25 см. Сверху головка была полукруглой, а от центра вниз зарезали поперечные рубцы. Вокруг головки на доске прорезали борозды для стока арбузного сока. Терку ставили на бочку, арбузная мякоть падала на дно. для сбора сока.

Некоторые хозяйки помещали мякоть в хорошо промытую плетеную корзину, которую ставили на большой бак – получался своеобразный дуршлаг. Затем мякоть проваливали в чане в течение 10-15 минут и перекладывали в пресс. Полученный сок сливали в медные тазы, вмазанные в печку. Во время варки тщательно снимали накипь и пену. Постепенно сок уваривался, густел, становился золотисто–коричневого цвета. Готовность меда определяли, капая на ноготь: капля не должна была растекаться. Варили мёд не меньше 8 часов. Из 10 вёдер арбузного сока получали 1 ведро мёда. Иногда варили продукт прямо с мякотью и семечками. Такой мёд получался более темным и терпким.

Готовый мед разливали в большие глиняные горшки и хранили в погребах или чуланах. Его использовали вместо сахара, по праздникам угощались, макая в него блины и пышки. Во время посевной обедали тюрей из нардека. Поволжские немцы готовили медовый сладкий суп. Они разводили нардек водой и варили в нем сухофрукты: груши, яблоки, сливы, изюм.

В ХХ веке не фабричная варка арбузного меда была настолько значительной, что Московский Союз потребительских обществ заготавливал мед вагонами, используя его, главным образом, для изготовления пряников и коврижек. Изготавливали мед разных сортов: чистый нардек, с цукатами, с орехами, с корицей, гвоздикой, с добавлением сливок и т.д. Экзотическое лакомство покупали не только в России, но и заграницей, например, во Франции.


Картина Я. Вебера «Варка арбузного мёда»

Процесс приготовления арбузного меда был изображен Заслуженным художником Республики Немцев Поволжья Яковом Вебером в 1937 года на картине "Варка арбузного мёда" (Приложение 8). Талантливый пейзажист имел тесную связь с Энгельсом. Краеведческий музей обладает ценнейшим и самым крупным в нашей стране собранием работ великолепного мастера волжского пейзажа и блестящего живописца первой половины XX века.

Картина Якова Вебера «Варка арбузного меда» появилась в музее в 1937 году, и написал ее живописец специально по заказу первого директора музея Дингеса. В картину заложена обыкновенная бытовая зарисовка из жизни Покровска первой половины ХХ века – группа молодых женщин готовит арбузный мед. В настоящее время в краеведческом музее Энгельса находится более 40 работ мастера, но картину «Варка арбузного меда» называют жемчужиной коллекции.

На картине мы видим сооружённую под деревянным навесом летнюю кухню: огромную плиту, выложенную из кирпича и обмазанную белой глиной, просторный двор, окружённый ясенями и молодыми тополями, поленницу, в которой приготовлены дрова для топки печи. На просторном дворе горами сложены небольшие спелые арбузы (крупные отправляли на продажу). Возле деревянных скамеек на утоптанной глинистой земле валяются вычищенные до корки половинки арбузов. Молодые женщины, стоящие в глубине двора, освобождают от мякоти арбузы и сливают сок в уже заполненную до краёв большую деревянную ёмкость. За их спинами стоят высокие глиняные ёмкости. Арбузы в плетёных корзинах подносит молодая женщина, которой помогает босоногая девочка лет пяти-шести.

Этот сок затем переливают в большие медные тазы, которые затем ставят на плиту. У многих жителей г. Энгельса похожие тазы сохранились на дачах. В них варят варенье. Огонь в плите поддерживает молодая работница, сидящая на низкой скамеечке, чтоб не уставали ноги.

Центральное место на картине занимает группа женщин, стоящих возле плиты. Они помешивают арбузный сок и обсуждают то, что происходит рядом с ними. Девушка, подносившая вёдра с готовым соком, поторопилась, споткнулась и уронила вёдра. Сок разлился по глинистой земле. Начальница, женщина средних лет, ведущая записи выхода готового продукта, выговаривает нерадивой работнице, указывая ей на пролитый сок. Девушка виновато опустила плечи, пытается что-то объяснить, а стоящие возле плиты три женщины средних лет посмеиваются над провинившейся.

Я. Вебер обратил внимание на детали, передав ими не только особенности характера героев картины, но и их статус и возраст. Начальница одета в длинное коричневое платье, поверх которого надета белая блуза. На голове – аккуратно повязанная красная косынка. Остальные женщины одеты либо в яркие платья с повязанными поверх белыми фартуками, либо в одноцветные светлые блузы и тёмные юбки.

Почти все женщины с покрытыми платками головам. Большинство из них красного цвета. Лишь у девушки, уронившей вёдра с соком, разлившимся по двору, платок голубой, подчёркивающий её молодость. У пожилой женщины в зелёной кофте с длинными рукавами платок белого цвета. Он обрамляет спокойное лицо мудрого человека, который, в отличие от других, понимает, что ничего страшного не случилось.

Одежда изображённых Я. Вебером женщин отличается от традиционной немецкой, которую мы привыкли видеть в музеях, так как картина написана в 30 годы ХХ века, когда традиционный уклад стал заменяться на общепринятый в Советском Союзе.

Эккерт Эмма Андреевна, проживавшая до 2003 года в селе Красный Яр Энгельсского района, вспоминала, что в 1930 годы в селе тоже варили арбузный мёд.

Праздник

27 августа 2017 года на центральной площади г. Энгельса картина Якова Вебера «Варка арбузного меда» была «оживлена» (Приложение 9). Для варки меда на улице была сооружена плита под навесом, где в огромных чанах варился арбузный сок. Здесь же, на площади перед Энгельсским краеведческим музеем, были представлены подлинные предметы и экспонаты из этнографической коллекции: специальные соковыжималки для арбузного сока, предметы старинной утвари, наполнявшие раньше каждый дом и такие редкие в наше время.

Увидеть ожившую историю пришли сотни гостей и жителей города. Каждый желающий мог попробовать спелых сочных арбузов, кусочки которых раздавали всем. Пока готовился мед, собравшимся рассказывали историю создания картины, рецепт варки меда и про национальные рецепты немцев Поволжья.

Все это помогло окунуться в быт того времени. По словам организаторов, им хотелось немного пофантазировать, воссоздать не только точную копию полотна Вебера с навесом, плитой и горами арбузов. В первую очередь, они хотели донести саму атмосферу события – о чем люди говорили, какие песни пели. Надо отметить, им удалось дать нам почувствовать себя в Покровске прошлого века.

Когда долгожданный десерт готов, попробовать его пригласили всех желающих. По словам отведавших десерта, раньше они ничего подобного не ели. И этот результат векового кулинарного опыта пришелся всем гостям праздника по душе.

Заключение

В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны многие немцы Поволжья были депортированы в отдаленные регионы Казахстана, Сибири и Средней Азии. На сбор им были даны сутки, брать с собой разрешалось ограниченное количество личных вещей. Депортация проводилась под контролем НКВД. Было вывезено почти 1 миллион немцев из различных регионов СССР, но большинство из них составляли именно жители Поволжья. Многие так и не смогли вернуться на Родину. Они пытались организовать свою автономию в Казахстане в конце 70-х годов, но встретили сопротивление со стороны местного населения.

Попытки массового возвращения на Поволжье в 1990 годы также были обречены на провал, так как дома, в которых когда-то жили поволжские немцы, теперь заселяли новые жители, не желавшие возвращать их бывшим собственникам. Поэтому многие этнические немцы выехали в Германию. Лишь части из них удалось вернуться в город Энгельс. Поволжье в настоящее время не является местом компактного проживания немцев Поволжья. Сейчас около 500 тысяч поволжских немцев населяют различные регионы России, около 180 тысяч продолжают жить в Казахстане, но немало уехало в Германию.

Поволжские немцы обладают самобытной культурой, которая в равной мере отличается как от обычаев русских, так и от культуры коренного населения Германии.

Выводы:

Город Энгельс (бывшая столица республики немцев Поволжья с 1922 по 1941 гг), где наиболее интересными объектами, является архитектура старого центра, выставки Энгельсского краеведческого музея по истории и культуре немцев Поволжья. С 1925 по 1941 гг. краеведческий музей был Центральным музеем республики. Коллекция бытовых и этнографических вещей поволжских немцев стала комплектоваться в 1920-х гг., она была значительно пополнена в экспедициях 1990-х гг. Теперь фонды музея хранят значительное количество историко-бытовых вещей поволжских немцев, которые могут стать основой для создания экспозиции. Наиболее интересен краеведческий музей с точки зрения просмотра коллекции картин Якова Вебера, заслуженного художника немецкой республики. Его картины - удивительное изображение волжских берегов, бескрайней волжской широты, обилия воды и воздуха.  Не менее интересными являются документы архива города Энгельса, в фондах которого хранятся десятки уникальных рукописных,   печатных документов, фотографий из истории немцев.

Список источников и используемой литературы.

Архивные материалы:

  1. Архив немцев Поволжья.  Дело № 3 (Личный состав, заявления, удостоверения, справки по службе и пр. работников учреждений с 01.01.1927 г. по 31.12.1927 г. на 332 листах)
  2. Энгельсский краеведческий музей. Экспонаты № 7 Таз для варки арбузного меда; № 8 терка для чистки арбузов и получения арбузной мякоти
  3. Энгельсский краеведческий музей. Фотографии немцев Поволжья. Экспонаты № 27-36
  4. Энгельсский краеведческий музей. Экспонат №  11 Котел печной. Начало ХХ века
  5. Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 13 Панно прикроватное с изречением
  6. Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 15 Прялка-лежак. к. Ней-Бауэр. Конец ХIХ века
  7. Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 31 Плуг к. Ягодная Поляна ХIХ век
  8. Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 32 Цеп. Начало ХХ века
  9. Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 33 Коса. Начало ХХ века
  10.  Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 35 Сундук ( полотенце, юбка, чепцы). с. Майер нач. ХХ века
  11.  Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 45 Бытовая чесальная машина. Энгельс. АССР НП. 1930-е гг. Дерево. Металл. Ручная работа
  12.  Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 46 Стан ткацкий. Колония Хуг (с. Сплавнуха) 1920-1930-е гг. Дерево Частичная реставрация 2002
  13.  Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 47 Табличка с наименованием улицы. 1924 год
  14.  Энгельсский краеведческий музей. Экспонат № 147 Я.Я. Вебер «Варка арбузного меда» Х., м. 107х188. 1937 год

Книги:

  1.  Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (конец XVIII века - начало ХХ века). – Москва: МСНК-пресс, 2015. – 95 с.
  2.  Арндт Е. А. Историко-этнографические исследования в немецких селах Поволжья в 1920-1930-х гг. / Немцы России и СССР: 1901 – 1941 гг. - М.: Готика, 2000. - с. 200-208
  3.  Дитц Я. Е. История Поволжских немцев-колонистов. Энгельсский филиал Государственного архива Саратовской области. - М.: Готика, 1997. – 496 с.
  4.  Ерина Е.М. Обычаи Поволжских немцев. – М.: Готика, 2001. – 104 с.
  5.  Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. - М.: Готика, 2000. – 400 с.
  6.  Терехин С. О. Поселения немцев в России: Архитектурный феномен. -Саратов: Кадр, 1999. – 215 с.  
  7.  Шишкина-Фишер Е.М. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни В Германии и России. - М.: Готика, 2000. – 207 с.

Статьи:

  1.  Гусакова З.Е., Майорова А.С. Зачем создавать исторический архив немцев Поволжья? / Отечественные архивы. - 2005. - №5. – с. 139-140.

Интернет ресурсы:

  1.  Государственный исторический архив немцев Поволжья http://engels-archive.ru/
  2.  История немцев Поволжья http://164.ru/
  3.  Немцы Поволжья. Историко-краеведческий и генеалогический форум. http://wolgadeutsche.net/
  4.  Поволжские немцы – Википедия https://wikipedia.org
  5.  Центр немецкой культуры г. Энгельса http://zdk-engels.ru/
  6.  Храм Иисуса Христа в Зоркино http://zorkino.su/


Приложение

Яков Яковлевич Вебер. Варка арбузного меда. 1937 г.
Холст, масло; 107 х 188Яков Яковлевич Вебер. Варка арбузного меда. 1937 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...

Правила варки заправочных супов

Правила варки заправочных супов...

Презентация "Тепловая обработка продуктов. Варка"

Презентация "Тепловая обработка продуктов. Варка" поможет в изучении этой темы....

Арбузный рай

Материал предназначен для внеклассной работы по биологии для учащихся 5-6 классов. Форма проведенеияигра. Проходит очень интересно и весело....

"План-конспект по кулинарии. Варка пельменей"

В конспекте идет описание состава теста для пельменей, краткая история появления и поэтапное приготовление....

Три арбузных семечка

три арбузных семечка...