Тема: Возвышение Москвы. Куликовская битва.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. УМК Арсентьев Н.М.; Данилов А.А. Под редакцией Торкунова А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozvyshenie_moskvy_kulikovskaya.docx | 28.73 КБ |
vozvyshenie_moskvy_kulikovskaya.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
Цель урока: Систематизация знаний по периоду объединения русских земель и появления Московского государства. Знакомство с историческими процессами Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского ига; оценка положения Руси и Орды накануне решающего сражения; выяснение причин победы в Куликовской битве и определение значения этой победы
Результаты: Предметные: 1) определить основные направления политики князя Дмитрия Ивановича, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;
2) на основании знаний учащихся, выяснить, какими способами происходило дальнейшее объединение вокруг Москвы; 3) показать, как Русь пыталась освободиться от ордынского владычества, чемзакончилась Куликовская битва.
Метапредметные: 1) развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;
2) уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;
3) развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой (схемой).
Личностные: 1) формировать гуманистическую и гражданскую позицию, выделении роли личности в истории; 2) продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: карта «Объединение Руси в единое централизованное государство»; компьютер и мультимедийный проектор; презентация.
Персоналии: Дмитрий Донской, Митрополит Алексей, Сергий Радонежский; князь литовский Ольгерд; хан Мамай; хан тохтамыш.
Даты: 1359 – 1389 гг. – правление Дмитрия Донского; 1378 – битва на реке Воже; 8 сентября 1380 г. – Куликовская битва; 1382 г. – разорение Москвы Тохтамышем.
Понятия: Засадный полк.
Дома: § 21
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | «Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство, Как из перстов слагается кулак». Н. Кончаловская | Работа с эпиграфом урока. Проанализировать слова автора стихов. В эпиграфе речь идёт об объединении русских земель вокруг Москвы и формировании единого государства. |
Актуализация опорных знаний | Сформулировать учебную задачу: На основе имеющихся у нас знаний нам нужно выделить, почему именно Москва становилась центром объединения русских земель, какие для этого сложились предпосылки? Проверка выполнения письменного домашнего задания: Выделить предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы в XIV веке. Политические – Социально-экономические - Культурно-исторические - | Вопросы: 1) Какие княжества претендовали на лидерство в объединении Руси? 2) Почему среди противостояния Твери и Москвы стало выделяться Московское княжество (более успешная политика князей московских). Причины и предпосылки объединения русских земель вокруг Московского княжества в XIV веке: Политические –установилась четкая система взаимоотношений между князьями, которая регулировалась договорами (равноправие или подчинение); князьяне допускаливнутренних усобиц; самостоятельный сбор дани великим князем; хорошие отношения с Ордой: внешняя покорность хану, но внутренние предпосылки усиления Москвы: сложился твердый порядок передачи власти от отца к сыну, т.к. не было дробления Москвы. Социально-экономические –московские князья всеми способами увеличивали свои владения и богатства; создавались материальные предпосылки для усиления Москвы; привлечение в богатое Московское княжество людей из др. земель(бояре, простые люди) и Золотой Орды. Москва – духовный центр русских земель; поддержка московских князей РПЦ; перенос центра РПЦ в Москву. |
Формулирование целей урока. Постановка учебной задачи | При помощи наводящих вопросов подвести к формулированию темы и целей урока. Формулируют тему урока: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. На основе темы урока формулируют цель и задачи урока (с помощью учителя). | Вопросы: 1. Можем ли мы утверждать, что уже возникло централизованное, независимое Московское государство? (нет, потому что, государство было зависимым от Золотой Орды). 2. Что ещё предстояло пройти Москве, чтобы окончательно стать центром Русского государства? (битва Москвы с Ордой) . В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы; отвечают на вопросы учителя; определяют тему урока. Цель урока: Рассмотреть, как происходило дальнейшее объединение русских земель вокруг Москвы, какое значение имела Куликовская битва для русского народа. Задачи: 1) определить, какова была политика князя Дмитрия Ивановича, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси; 2) выяснить, какими способами происходило дальнейшее объединение вокруг Москвы; 3) показать, как Русь пыталась освободиться от ордынского владычества, чем закончилась Куликовская битва. |
4. Изучение нового материала- | В течение урока, на доске выделяются отдельные персоналии, понятия и даты, требующие запоминания. 1. Работа с материалом учебника: пункт 2,3 2. Работа с картой, схемой. Работа с историческим источником ( Изучаем документ, стр. 56 учебника).
В 1382 г. Тохтамыш, воспользовавшись отсутствием Дмитрия Донского, напал на Москву и сжёг её, заставив вновь платить дань. Несмотря на это, Куликовская битва считается одним из важных событий в истории нашей страны, почему? | Вопросы к материалу учебника: 1. Какие события произошли в 1378 г.? 2. Как проходила подготовка к военному противостоянию в Москве? 3. Как русская православная церковь отнеслась к предстоящей битве? 4. Почему Литва стала союзницей орды? Выделить местонахождения Куликовской битвы. На основе схемы рассмотреть расположения войск. Вопрос: Можно ли на основе схемы расположения русского войска выделить полководческий талант Дмитрия Ивановича? (появление засадного полка, укрепление центра тремя линиями: сторожевой полк, передовой полк, большой полк). Прочитайте фрагмент из «Жития Сергия Радонежского» Вопросы: 1. В чём видит автор документа причины победы русских войск на поле Куликовом? 2. Считает ли автор документа борьбу с Мамаем религиозной борьбой? Докажите это цитатами из документа. 3. Почему в памяти русского народа, имя Сергия Радонежского стоит в одном ряду с воинами, победителями на Куликовом поле? Предполагаемые ответы учащихся: - Русские войска одержали победу над главными силами Орды; - победа восстановила в народе веру в свои силы; - доказала необходимость объединения всех русских земель для совместной борьбы под единым руководством; - показала героизм русского народа, который используется на протяжении многих столетий после битвы. Последствие – дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в создании единого государства, возобновление выплаты дани, продолжение борьбы Руси с Ордой за независимость. |
5. Первичное закрепление пройденного на уроке | «На борьбу с Мамаем в 1380 году пошли москвичи, суздальцы, ярославцы, владимирцы, костромичи, а после Куликова поля вернулись русские». Л. Гумилёв На основе эпиграфа, создать учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния. Обеспечить понимание практический значимости полученных знаний и умений.
| Вопросы: Что нового мы узнали на уроке? 1.Кто являлся главными героями нашего урока? 2. Главное событие, которое мы рассматривали сегодня на уроке? 3. Что предшествовало этому событию, что являлось последствием? 4. Можно ли считать, что совместная борьба против внешнего врага, помогала сплачивать русский народ, способствовала объединению страны? |
6. Рефлексия | Подвести итоги урока, способствовать формированию учащимися самооценке собственной учебной деятельности. | Вопросы: Какую оценку я могу поставить себе на уроке? 2. Что самое интересное я узнал для себя на уроке? 3. Что у меня не получается? 4. Что ещё я хочу узнать по теме урока? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дома : § 21 Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва
А.Н. Новоскольцев «Пресвятой Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем» (1910 г.).
Дмитрий Иванович Донской
«На борьбу с Мамаем в 1380 году пошли москвичи, суздальцы , ярославцы , владимирцы , костромичи, а после Куликова поля вернулись русские». Л. Гумилёв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. ...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо
Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...
- Мне нравится (1)