Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории на тему
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-t_po_istorii.docx | 68.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по истории
класс: 5-9
Содержание :
1.Пояснительная записка стр. 3
2.Планирумые результаты освоения предмета стр. 5
3. Содержание учебного курса стр. 8
4.Тематическое планирование стр. 14
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам «История. 5-9 классы:- 2 издание - М. Просвещение, 2015 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края.
Данная рабочая программа по истории разработана на основе авторских программ:
1. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы / Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И. – М.: Просвещение, 2015 г.
2. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.В. Торкунова 6-9 классы / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов,– М.: Просвещение, 2015 г.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков учащихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Состав УМК для 5 класса:
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс
- Г.И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях
Состав УМК для 6 класса:
- Е.В. Агибалова, Г. М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник. 6 класс
- Е.А. Крючкова. Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс
- Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. История России. Учебник. 6 класс
Состав УМК для 7 класса:
- А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800 гг. Учебник. 7 класс
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях
- Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. История России. Конец ХVI – ХVIII век. Учебник. 7 класс.
-А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Рабочая тетрадь. 7 класс
Состав УМК для 8 класса:
- А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Учебник. 8 класс
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, П.А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях
- Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. История России. ХIХ век. Учебник. 8 класс.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. ХIХ век. 8 класс.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «История» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» учебного плана учреждения (обязательная (инвариантная) часть). История изучается в 5-9 классах в объёме 2 часа в неделю, всего - 350 часов.
2. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
истории
Личностные результаты:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
- формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3.Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4.Описание (реконструкция):
-последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7.Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причини оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
3. Содержание учебного курса
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС
Введение
Источники о прошлом. Счёт лет в истории. Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Первобытные собиратели и охотники
Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Древний Египет
Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности
Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древнейшая Греция
Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.
Возвышение Афин в Vв. до н. э. и расцвет демократии
В гаванях афинского порта Пирей.В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле.
Македонские завоевания в IVв. до н.э
Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Вклад древних эллинов в мировую культуру
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме
Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры
Соседи Римской империи. Рим при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. «Вечный город» и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока.
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 КЛАСС
Введение. Живое Средневековье.
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
Древние германцы и римская империя. Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках. Возникновение и распад империи Карла Великого, феодальная раздробленность. Западная Европа в IX—XI вв. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI—XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI—XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе
(XI—XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Усиление королевской власти в конце XV в. Во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Германия и Италия в XII—XV вв.
Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в XI—XV вв. Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековый Китай. Индия. Государства и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Наследие Средних веков в истории человечества.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500-1800 7 КЛАСС
Введение. От Средневековья к Новому времени
Понятие о Новом времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем.
ГЛАВА I. Мир в начале нового времени.
Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
Технические открытия и выход к мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь
Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
ГЛАВА II. Первые революции Нового времени.
Международные отношения
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
ГЛАВА III. Эпоха Просвещения. Время преобразований
Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Франция в XVIII в. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
ГЛАВА IV. Традиционные общества востока.
Начало европейской колонизации
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Государства Востока. Начало европейской колонизации. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.
Повторение
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1800-1900 ГГ. 8 КЛАСС
Введение. От традиционного общества к индустриальному.
Глава 1. Становление индустриального общества.
Индустриальные революции: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. 19 в в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалист: каким должно быть общество и государство.
Глава 2. Строительство новой Европы
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Глава 3. Страны Западной Европы в конце 19 века. Успехи и проблемы индустриального общества.
Германская империя: борьба за место под солнцем. Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Глава 4. Две Америки
США в 19 в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в 19 веке: время перемен.
Глава 5. Традиционные общества в 19 в.: новый этап колониализма.
Япония на пути модернизации. Китай: традиции против модернизации. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.
Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий.
Международные отношения: дипломатия или войны.
ИСТОРИЯ РОССИИ 6 КЛАСС
РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ
Что изучает история Отечества. Древнейшие народы на территории России.
Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.
Восточные славяне. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Древнерусская культура. Быт и нравы Древней Руси.
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в.
Раздробление Древнерусского государства. Крупнейшие самостоятельные центры Руси. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Орда. Русь и Литва. Культура русских земель в XII—XIII вв.
Московская Русь в XIV — XV вв.
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV —середине XV в. Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Социально-экономическое и политическое развитие Руси в XIV—XV вв. Церковь и государство. Культура и быт в XIV—XVI вв.
Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI в. Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Опричнина. Культура и быт в XVI в. Быт и нравы.
Повторение
История России 7 класс
Россия на рубеже XVI—XVII вв.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смута.
Россия в XVII в.
Политический строй. Экономическое и социальное развитие. Оформление сословного строя. Народы России в XVII в.
Народные движения. Власть и церковь. Внешняя политика. Культура и быт в XVII в. Быт и обычаи сословий.
Россия в первой четверти XVIII в
Реорганизация армии. Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии и др.). Утверждение абсолютизма. Социальные движения. Внешняя политика Петра I. Изменения в культуре. Итоги и цена петровских преобразований.
Россия в 1725-1762 гг
Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Елизавета Петровна. Внутренняя политика. Внешняя политика.
Россия в 1762-1801 гг.
Екатерина II. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Экономическое развитие. Развитие общественной мысли. Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Культура и быт во второй половине XVIII в.
Повторение
История России 8 класс
Глава 1 Росси в эпоху преобразований Петра 1
Россия и Европа в конце 17 в. Предпосылки петровских реформ. Начало правления Петра1. Великая Северная война 1700-1721. Реформы управления Петра1. Экономическая политика. Российское общество в эпоху Петра 1. Церковная реформа. Социальные и национальные движения. Повседневная жизнь и быт при Петре1. Значение петровских преобразований.
Глава 2 Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов.
Эпоха дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика в 1725-1762.
Глава 3. Российская империя при Екатерине 2
Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины 2. Экономическое развитие. Социальная структура. Восстание Пугачева. Внешняя политика Екатерины 2. Начало освоения Новороссии и Крыма.
Глава 4. Российская система при Павле
Внутренняя и внешняя политика Павла 1.
Глава 5. Культурное пространство Российской империи в 18 в.
Литература. Образование в России. Российская наука и техника. Архитектура, живопись, скульптура. Музыкальное, театральное искусство. Народы России в 18 веке. Перемены в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения содержания курса
по истории
История Древнего мира 5 класс
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
История Средних веков 6 класс
Выпускник научится: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах;
б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
История Нового времени 7-8 класс
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
№ п/п | 4. Тематическое планирование 5 класс | Часы | |
Жизнь первобытных людей | 7 | ||
1. | Как работать с учебником. Откуда мы знаем, как жили наши предки. | 1 | |
2. | Древнейшие люди. | 1 | |
Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | ||
Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | ||
Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | ||
Появление неравенства и знати. Жизнь первобытных людей | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Первобытность» | 1 | ||
Древний Восток | 21 | ||
Счёт лет истории | 1 | ||
Государство на берегах Нила. | 1 | ||
Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | ||
Жизнь египетского вельможи. | 1 | ||
Военные походы фараонов. | 1 | ||
Религия древних египтян. | 1 | ||
Искусство Древнего Египта. | 1 | ||
Письменность и знания древних египтян. | 1 | ||
Древнее Двуречье. | 1 | ||
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | ||
Финикийские мореплаватели. | 1 | ||
Библейские сказания. | 1 | ||
Древнееврейское царство. | 1 | ||
Ассирийская держава. | 1 | ||
Персидская держава «царя царей». | 1 | ||
Природа и люди Древней Индии. | 1 | ||
Индийские касты. | 1 | ||
Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | ||
Первый властелин единого Китая. | 1 | ||
Систематизация и обобщение по теме «Индия и Китай в древности» | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Индия», «Китай» | 1 | ||
Древняя Греция | 23 | ||
| Греки и критяне | 1 | |
Микены и Троя. | 1 | ||
Поэма Гомера «Илиада» | 1 | ||
Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | ||
Религия древних греков. | 1 | ||
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | ||
Зарождение демократии в Афинах. | 1 | ||
Древняя Спарта. | 1 | ||
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | 1 | ||
Олимпийские игры в древности | |||
Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | ||
Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | ||
Нaшecтвие персидских войск на Элладу | 1 | ||
В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | ||
В городе богини Афины. | 1 | ||
В афинских школах и гимнасиях | 1 | ||
В афинском театре | 1 | ||
Афинская демократия при Перикле | 1 | ||
Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | ||
Поход Александра Македонского на Восток | 1 | ||
В Александрии Египетской | 1 | ||
Систематизация и обобщение по теме «Культурное наследие Древней Греции» | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Культурное наследие Древней Греции» | 1 | ||
Древний Рим | 19 | ||
Древнейший Рим. | 1 | ||
Завоевание Римом Италии. | 1 | ||
Устройство Римской республики. | 1 | ||
Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | ||
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье | 1 | ||
Рабство в Древнем Риме. | 1 | ||
Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | ||
Восстание Спартака. | 1 | ||
Единовластие Цезаря. | 1 | ||
Установление империи. | 1 | ||
Соседи Римской империи. | 1 | ||
Первые христиане и их учение. | 1 | ||
Расцвет Римской империи во II в. | 1 | ||
Римская империя при Константине. | 1 | ||
Взятие Рима варварами. | 1 | ||
Вечный город и его жители | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Древний Рим». | 1 | ||
Систематизация и обобщение знаний за курс 5 класса | 1 | ||
Резерв | 1 |
6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Часы |
Становление средневековой Европы (6-11 века) | 6 | |
1 | Что изучает история Средних веков. | 1 |
2 | Образование Варварских королевств. Государство франков в 6-8 веках | 1 |
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 |
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 |
6 | Англия в раннее Средневековье | 1 |
Византийская империя и славяне в 6-11 веках | 3 | |
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | 1 |
8 | Культура Византии | 1 |
9 | Образование славянских государств | 1 |
Арабы в 6-11 веках | 2 | |
10 | Возникновение ислама | 1 |
11 | Культура стран халифата | 1 |
Феодалы и крестьяне | 2 | |
12 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 |
13 | В рыцарском замке | 1 |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 3 | |
14 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 1 |
15 | Торговля в Средние века | 1 |
16 | Горожане и их образ жизни | 1 |
Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы | 2 | |
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 |
18 | Крестовые походы | 1 |
Образование централизованных государств в Западной Европе | 6 | |
19 | Как происходило объединение Франции | 1 |
20 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 |
21 | Столетняя война | 1 |
22 | Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии | 1 |
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 |
24 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 вв. | 1 |
Славянские государства и Византия в 14-15 вв. | 2 | |
25 | Гуситское движение в Чехии | 1 |
26 | Завоевание турками- османами Балканского | 1 |
Культура Западной Европы в Средние века | 5 | |
27 | Образование и философия, литература, искусство | 1 |
28 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 |
29 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 |
30 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» | 1 |
31 | Контрольная работа (тестирование) | 1 |
История России | 40 | |
32 | Введение. Наша Родина – Россия | 1 |
33 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 |
34 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 |
35 | Образование первых государств | 1 |
36 | Восточные славяне и их соседи | 1 |
37 | Обобщение и систематизация по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 |
38 | Первые известия о Руси | 1 |
39 | Становление Древнерусского государства | 1 |
40 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 |
41 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 |
42 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 |
43 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 |
44 | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 |
45 | Повседневная жизнь населения | 1 |
46 | Место и роль Руси в Европе | 1 |
47 | Обобщение и систематизация по теме «Русь в 9 – первой половине 12 в» | 1 |
48 | Политическая раздробленность на Руси | 1 |
49 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 |
50 | Новгородская республика | 1 |
51 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 |
52 | Обобщение и систематизация по теме «Русь в середине 12 – начале 13 в. | 1 |
53 | Монгольская империя и изменение политической карты мира | 1 |
54 | Батыево нашествие на Русь | 1 |
55 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 |
56 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 |
57 | Литовское государство и Русь | 1 |
58 | Усиление Московского княжества | 1 |
59 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 |
60 | Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в. | 1 |
61 | Родной край в истории и культуре Руси | 1 |
62 | Систематизация и обобщение по теме «Русские земли в середине 13-14 в» | 1 |
63 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в. | 1 |
64 | Московское княжество в первой половине 15 века | 1 |
65 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 |
66 | Московское государство и его соседи во второй половине 15 века | 1 |
67 | Русская православная церковь в 15- начале 16 в. | 1 |
68 | Человек в Российском государстве второй половины 15 века | 1 |
69 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 |
70 | Систематизация и обобщение по теме «Формирование единого Русского государства» | 1 |
7 класс
№ п/п | Тема | Часы |
Новая история 1500-1800 | 30 | |
Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 14 | |
1 | От Средневековья к Новому времени | 1 |
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 |
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1 |
4 | Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 |
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 |
6 | Новые ценности преобразуют общество. Повседневная жизнь | 1 |
7 | Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке | 1 |
8 | Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы | 1 |
9 | Рождение новой европейской науки | 1 |
10 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 |
11 | Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации | 1 |
12 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 1 |
13 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 |
14 | Систематизация и обобщение по теме «Мир в начале Нового времени» | 1 |
Ранние буржуазные революции. Международные отношения | 4 | |
15 | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии | 1 |
16 | Парламент против короля. Революция в Англии | 1 |
17 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии | 1 |
18 | Международные отношения в XVI—XVIII вв. | 1 |
Эпоха Просвещения. Время преобразований | 8 | |
19 | Век Просвещения. Стремление к царству Разума. Художественная культура Европы эпохи Просвещения | 1 |
20 | Промышленный переворот в Англии | 1 |
21 | Английские колонии в Северной Америке | 1 |
22 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки | 1 |
23 | Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции | 1 |
24 | Великая французская революция. От монархии к республике | 1 |
25 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | 1 |
26 | Систематизация и обобщение по теме «Европа и Америка в XVI-XVIII веках» | 1 |
Колониальный период в латинской Америке | 1 | |
27 | Колониальный период в Латинской Америке. Особенности латиноамериканского общества | 1 |
Традиционное общество Востока. Начало европейской колонизации | 3 | |
28 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 1 |
29 | Начало европейской колонизации | 1 |
30 | Систематизация и обобщение по теме «От средневековья к Новому времени»» | 1 |
История России | 40 | |
31 | Как работать с учебником. Введение | 1 |
32 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 |
33 | Территория, население и хозяйство России в начале 16 века | 1 |
34 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 |
35 | Российское государство в первой трети 16 века | 1 |
36 | Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 века | 1 |
37 | Начало правления Ивана 4. Реформы избранной рады | 1 |
38 | Систематизация и обобщение по теме «Россия в начале 16 века» | 1 |
39 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 века. | 1 |
40 | Внешняя политика России во второй половине 16 века | 1 |
41 | Внешняя политика России во второй половине 16 века | 1 |
42 | Российское общество 16 века: «служилые» и «тяглые» | 1 |
43 | Народы России во второй половине 16 века | 1 |
44 | Опричнина | 1 |
45 | Россия в конце 16 века | 1 |
46 | Церковь и государство в 16 веке | 1 |
47 | Культура и повседневная жизнь народов России в 16 веке | 1 |
48 | Систематизация и обобщение по теме «Россия в 16 веке» | 1 |
49 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16- начале 17 в. | 1 |
50 | Смута в Российском государстве | 1 |
51 | Смута в Российском государстве | 1 |
52 | Окончание смутного времени | 1 |
53 | Экономическое развитие России в 17 веке | 1 |
54 | Систематизация и обобщение по теме « Смутное время» | 1 |
55 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 |
56 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 |
57 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 |
58 | Народные движения в 17 веке | 1 |
59 | Россия в системе международных отношений | 1 |
60 | Россия в системе международных отношений | 1 |
61 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 |
62 | Народы России в 17 веке | 1 |
63 | Систематизация и обобщение по теме «Россия при первых Романовых» | 1 |
64 | Русские первопроходцы и путешественники 17 века | 1 |
65 | Культура народов России в 17 веке | 1 |
66 | Сословный быт и картина мира русского человека в 17 веке | 1 |
67 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 веке. | 1 |
68 | Систематизация и обобщение по теме «Россия в 17 веке» | 1 |
69 | Защита проектов | 1 |
70 | Систематизация и обобщение знаний за курс 7 класса | 1 |
8 класс
№ п/п | Тема | Часы |
Всеобщая история 1800-1900 | 30 | |
Становление индустриального общества. | 9 | |
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 |
2 | Индустриальные революции: достижения и проблемы | 1 |
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | 1 |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность | 1 |
5 | Наука: создание научно картины мира | 1 |
6 | 19 в. в зеркале художественных исканий. Литература | 1 |
7 | Искусство в поисках новой картины мира | 1 |
8 | Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство | 1 |
9 | Систематизация и обобщение по теме «Становление индустриального общества» | 1 |
Строительство новой Европы | 8 | |
10 | Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 |
11 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. | 1 |
12 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. | 1 |
13 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя | 1 |
14 | Германия: на пути к единству | 1 |
15 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | 1 |
16 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | 1 |
17 | Систематизация и обобщение по теме «Строительство новой Европы» | 1 |
Страны Западной Европы в конце 19 века. Успехи и проблемы индустриального общества | 8 | |
18 | Германская империя: борьба за «место под солнцем» | 1 |
19 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 |
20 | Франция: Третья республика | 1 |
21 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 |
22 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса | 1 |
23 | США в 19 веке: модернизация, отмена рабства. Империализм и вступление в мировую политику. | 1 |
24 | Латинская Америка в 19 веке: время перемен | 1 |
25 | Систематизация и обобщение по теме «Страны Западной Европы в конце 19 века» | 1 |
Традиционные общества в 19 веке: новый этап колониализма. | 5 | |
26 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника» | 1 |
27 | Китай – традиции против модернизации | 1 |
28 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества | 1 |
29 | Африка: континент в эпоху перемен | 1 |
30 | Международные отношения: дипломатия или войны? Систематизация и обобщение по курсу «Всеобщая история 1800-1900» | 1 |
История России | 40 | |
31 | Введение. Как работать с учебником | 1 |
Россия в эпоху преобразований Петра1 | 13 | |
32 | Россия и Европа в конце 17 века | 1 |
33 | Предпосылки Петровских реформ | 1 |
34 | Начало правления Петра1 | 1 |
35 | Великая Северная война 1700-1721 | 1 |
36 | Реформы управления Петра 1 | 1 |
37 | Экономическая политика Петра 1 | 1 |
38 | Российское общество в Петровскую эпоху | 1 |
39 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 1 |
40 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 1 |
41 | Перемены в культуре России в эпоху Петровских реформ | 1 |
42 | Повседневная жизнь и быт при Петре1 | 1 |
43 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 |
44 | Систематизация и обобщение по теме «Россия в эпоху преобразований Петра 1» | 1 |
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов | 4 | |
45 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 |
46 | Внутренняя политика и экономика страны в 1725-1762 гг | 1 |
47 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг | 1 |
48 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762. | 1 |
Российская империя при Екатерине 2 | 9 | |
49 | Россия в системе международных отношений | 1 |
50 | Внутренняя политика Екатерины 2 | 1 |
51 | Экономическое развитие России при Екатерине 2 | 1 |
52 | «Благородные» и «подлые»: социальная структура российского общества второй половины 18 века | 1 |
53 | Восстание под предводительством Е. Пугачева | 1 |
54 | Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины 2 | 1 |
55 | Внешняя политика Екатерины 2 | 1 |
56 | Начало освоения Новороссии и Крыма | 1 |
57 | Систематизация и обобщение по теме «Российская империя при Екатерине 2» | 1 |
Российская империя при Павле 1. Культурное пространство Российской империи в 18 веке | 13 | |
58 | Внутренняя политика Павла 1 | 1 |
59 | Внешняя политика Павла 1 | 1 |
60 | Общественная мысль, публицистика, литература, пресса. | 1 |
61 | Образование в России в 18 веке | 1 |
62 | Российская наука и техника в 18 веке | 1 |
63 | Русская архитектура 18 века | 1 |
64 | Живопись и скульптура | 1 |
65 | Музыкальное и театральное искусство | 1 |
66 | Народы России в 18 веке | 1 |
67 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 |
68 | Систематизация и обобщение изученного в 8 классе | 1 |
69 | Защита проектов | 1 |
70 | Подведение итогов года | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...