Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по истории 2017-2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.doc | 162.5 КБ |
rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по всеобщей истории
(базовый уровень)
6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории в 6 классе
Рабочая программа по истории для 6 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2014 г. и рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
-первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
-познавательный интерес к прошлому своей Родины;
-изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
-проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
-уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
-навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
-уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
0следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
-обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
-расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
-формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.).
-собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
-использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
-привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
-ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
-определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
-применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия
- дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
-использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
-планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
-определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
-установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
-составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
-определение и использование исторических понятий и терминов;
-овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
-использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
-использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
-изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
-описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
-понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
-описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
-поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
-анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.
- др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
-использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.)
-понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
-оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
-умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
-сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
-определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
-систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
-поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
-приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
-личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
-уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ
в 6 классе
(2 часа в неделю; 70 часов)
Всеобщая история (30 часов)
Раздел 1.Введение (1 час)
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Раздел 2. Становление Средневековой Европы VI-XI вв. (7 часов)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого. Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма. Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье. Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов. Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Раздел 3. Арабы в VI – XI вв. (2 часа)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 5. Средневековый город и его обитатели (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 6. Католическая церковь. (2 часа)
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир. Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе ( 6часов)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма. Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк–национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Раздел 8. Германия и Италия в XII-XV веках. (2 часа)
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Раздел 9. Славянские государства и Византия. (2 часа)
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн. Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв.(2 часа)
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час)
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура. Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Раздел 12. Итоговое повторение. (1 час)
Итоговое повторение курса История Средних веков. История России (40 ч.)
Введение (1 час)
.
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов)
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский ка-ганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Раздел 2. Образование государства Русь (4 часа)
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Раздел 3. Русь в конце X — начале XII в.(7 часов)
Место и роль Руси в Европе.
Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Раздел 4. Русь в середине ХII — начале XIII в.(5 часов)
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Раздел 5. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 часов)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.
Русские земли в составе Золотой Орды. Политика государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Раздел 6. Формирование единого Русского государств (8 часов)
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутри церковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ. (70 часов, 2 часа в неделю)
Номер урока | Наименование разделов и тем | Планируемые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Всеобщая история (30 часов) | |||
1(1) | Введение. Что изучает история Средних веков. | ||
Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.) (7 часов) | |||
2(1) | Древние германцы и Римская империя. | ||
3(2) | Королевство франков и христианская церковь. | ||
4(3) | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | ||
5(4) | Западная Европа в IX-XI вв. | ||
6(5) | Англия в раннее средневековье. | ||
7(6) | Византия - государственное устройство и культура. | ||
8(7) | Образование славянских государств. | ||
Раздел 2. Арабы в VI – XI вв. (2 часа) | |||
9(1) | Арабский халифат и его распад. | ||
10(2) | Культура стран халифата. | ||
Раздел 3. Феодалы и крестьяне. (2 часа) | |||
11(1) | В рыцарском замке. | ||
12(2) | Средневековая деревня и ее обитатели. | ||
Раздел 4. Средневековый город и его обитатели (2 часа) | |||
13(1) | Средневековый город. | ||
14(2) | Горожане и их образ жизни. | ||
Раздел 5. Католическая церковь. (2 часа) | |||
15(1) | Католическая церковь в Средние века. | ||
16(2) | Крестовые походы. | ||
Раздел 6.Образование централизованных государств в Западной Европе ( 6часов) | |||
17(1) | Объединение Франции. | ||
18(2) | Что англичане считают началом своих свобод. | ||
19(3) | Столетняя война. | ||
20(4) | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | ||
21(5) | Усиление королевской власти во Франции и Англии. | ||
22(6) | Реконкиста. | ||
Раздел 7. Германия и Италия в XII-XV веках. (2 часа) | |||
23(1) | Усиление власти князей Германии. | ||
24(2) | Расцвет итальянских городов. | ||
Раздел 8. Славянские государства и Византия. (2 часа) | |||
25(1) | Гуситское движение в Чехии. | ||
26(2) | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | ||
Раздел 9. Культура Западной Европы в XI – XV вв.(2 часа) | |||
27(1) | Образование и философия, литература, искусство. | ||
28(2) | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. | ||
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час) | |||
29(1) | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | ||
. Итоговое повторение. (1 час) | |||
30(1) | Итоговое повторение по курсу «Средние века». | ||
История России .(40 ч.) | |||
31(1) | Наша Родина – Россия. | ||
Раздел 1.Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов) | |||
32(1) | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | ||
33(2) | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | ||
34(3) | Образование первых государств. | ||
35(4) | Восточные славяне и их соседи. | ||
36(5) | История заселения родного края в древности . Повторительно - обобщающий урок по теме I. | ||
Раздел 2.Образование государства Русь(4 часа) | |||
37(1) | Первые известия о Руси. | ||
38(2) | Становление Древнерусского государства. | ||
39(3) | Становление Древнерусского государства. | ||
40(4) | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | ||
Раздел 3.Русь в конце X — начале XII в.(7 часов) | |||
41(1) | Русское государство при Ярославе Мудром. | ||
42(2) | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | ||
43(3) | Общественный строй и церковная организация на Руси. | ||
44(4) | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | ||
45(5) | Повседневная жизнь населения. | ||
46(6) | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок. | ||
47(7) | Урок истории и культуры родного края в древности. | ||
Раздел 4. Русь в середине ХII — начале XIII в.(5 часов) | |||
48(1) | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. | ||
49(2) | Владимиро-Суздальское княжество. | ||
50(3) | Новгородская республика. | ||
51(4) | Южные и юго-западные русские княжества. | ||
52(5) | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века» | ||
Раздел 5. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 часов) | |||
53(1) | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | ||
54(2) | Батыево нашествие на Русь. | ||
55(3) | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | ||
56(4) | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. | ||
57(5) | Литовское государство и Русь. | ||
58(6) | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. | ||
59(7) | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | ||
60(8) | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв. | ||
61(9) | Родной край в истории и культуре Руси. | ||
62(10) | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв». | ||
Раздел 6. Формирование единого Русского государств (8 часов) | |||
63(1) | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | ||
64(2) | Московское княжество в первой половине XV в. | ||
65(3) | Распад Золотой Орды и его последствия. | ||
66(4) | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | ||
67(5) | Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв. | ||
68(6) | Человек в Российском государстве второй пол. XV в. | ||
69(7) | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | ||
70(8) | Урок истории и культуры родного края или повторительно-обобщающий урок по теме V. |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по всеобщей истории
(базовый уровень)
6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории в 6 классе
Рабочая программа по истории для 6 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2014 г. и рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
-первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
-познавательный интерес к прошлому своей Родины;
-изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
-проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
-уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
-навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
-уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
0следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
-обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
-расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
-формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.).
-собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
-использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
-привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
-ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
-определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
-применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия
- дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
-использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
-планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
-определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
-установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
-составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
-определение и использование исторических понятий и терминов;
-овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
-использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
-использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
-изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
-описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
-понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
-описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
-поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
-анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.
- др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
-использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.)
-понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
-оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
-умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
-сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
-определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
-систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
-поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
-приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
-личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
-уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ
в 6 классе
(2 часа в неделю; 70 часов)
Всеобщая история (30 часов)
Раздел 1.Введение (1 час)
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Раздел 2. Становление Средневековой Европы VI-XI вв. (7 часов)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого. Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма. Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье. Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов. Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Раздел 3. Арабы в VI – XI вв. (2 часа)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 5. Средневековый город и его обитатели (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 6. Католическая церковь. (2 часа)
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир. Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе ( 6часов)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма. Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк–национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Раздел 8. Германия и Италия в XII-XV веках. (2 часа)
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Раздел 9. Славянские государства и Византия. (2 часа)
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн. Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв.(2 часа)
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час)
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура. Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Раздел 12. Итоговое повторение. (1 час)
Итоговое повторение курса История Средних веков. История России (40 ч.)
Введение (1 час)
.
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов)
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский ка-ганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Раздел 2. Образование государства Русь (4 часа)
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Раздел 3. Русь в конце X — начале XII в.(7 часов)
Место и роль Руси в Европе.
Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Раздел 4. Русь в середине ХII — начале XIII в.(5 часов)
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Раздел 5. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 часов)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.
Русские земли в составе Золотой Орды. Политика государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Раздел 6. Формирование единого Русского государств (8 часов)
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутри церковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ. (70 часов, 2 часа в неделю)
Номер урока | Наименование разделов и тем | Планируемые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Всеобщая история (30 часов) | |||
1(1) | Введение. Что изучает история Средних веков. | ||
Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.) (7 часов) | |||
2(1) | Древние германцы и Римская империя. | ||
3(2) | Королевство франков и христианская церковь. | ||
4(3) | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | ||
5(4) | Западная Европа в IX-XI вв. | ||
6(5) | Англия в раннее средневековье. | ||
7(6) | Византия - государственное устройство и культура. | ||
8(7) | Образование славянских государств. | ||
Раздел 2. Арабы в VI – XI вв. (2 часа) | |||
9(1) | Арабский халифат и его распад. | ||
10(2) | Культура стран халифата. | ||
Раздел 3. Феодалы и крестьяне. (2 часа) | |||
11(1) | В рыцарском замке. | ||
12(2) | Средневековая деревня и ее обитатели. | ||
Раздел 4. Средневековый город и его обитатели (2 часа) | |||
13(1) | Средневековый город. | ||
14(2) | Горожане и их образ жизни. | ||
Раздел 5. Католическая церковь. (2 часа) | |||
15(1) | Католическая церковь в Средние века. | ||
16(2) | Крестовые походы. | ||
Раздел 6.Образование централизованных государств в Западной Европе ( 6часов) | |||
17(1) | Объединение Франции. | ||
18(2) | Что англичане считают началом своих свобод. | ||
19(3) | Столетняя война. | ||
20(4) | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | ||
21(5) | Усиление королевской власти во Франции и Англии. | ||
22(6) | Реконкиста. | ||
Раздел 7. Германия и Италия в XII-XV веках. (2 часа) | |||
23(1) | Усиление власти князей Германии. | ||
24(2) | Расцвет итальянских городов. | ||
Раздел 8. Славянские государства и Византия. (2 часа) | |||
25(1) | Гуситское движение в Чехии. | ||
26(2) | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | ||
Раздел 9. Культура Западной Европы в XI – XV вв.(2 часа) | |||
27(1) | Образование и философия, литература, искусство. | ||
28(2) | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. | ||
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час) | |||
29(1) | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | ||
. Итоговое повторение. (1 час) | |||
30(1) | Итоговое повторение по курсу «Средние века». | ||
История России .(40 ч.) | |||
31(1) | Наша Родина – Россия. | ||
Раздел 1.Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов) | |||
32(1) | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | ||
33(2) | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | ||
34(3) | Образование первых государств. | ||
35(4) | Восточные славяне и их соседи. | ||
36(5) | История заселения родного края в древности . Повторительно - обобщающий урок по теме I. | ||
Раздел 2.Образование государства Русь(4 часа) | |||
37(1) | Первые известия о Руси. | ||
38(2) | Становление Древнерусского государства. | ||
39(3) | Становление Древнерусского государства. | ||
40(4) | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | ||
Раздел 3.Русь в конце X — начале XII в.(7 часов) | |||
41(1) | Русское государство при Ярославе Мудром. | ||
42(2) | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | ||
43(3) | Общественный строй и церковная организация на Руси. | ||
44(4) | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | ||
45(5) | Повседневная жизнь населения. | ||
46(6) | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок. | ||
47(7) | Урок истории и культуры родного края в древности. | ||
Раздел 4. Русь в середине ХII — начале XIII в.(5 часов) | |||
48(1) | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. | ||
49(2) | Владимиро-Суздальское княжество. | ||
50(3) | Новгородская республика. | ||
51(4) | Южные и юго-западные русские княжества. | ||
52(5) | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века» | ||
Раздел 5. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 часов) | |||
53(1) | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | ||
54(2) | Батыево нашествие на Русь. | ||
55(3) | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | ||
56(4) | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. | ||
57(5) | Литовское государство и Русь. | ||
58(6) | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. | ||
59(7) | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | ||
60(8) | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв. | ||
61(9) | Родной край в истории и культуре Руси. | ||
62(10) | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв». | ||
Раздел 6. Формирование единого Русского государств (8 часов) | |||
63(1) | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | ||
64(2) | Московское княжество в первой половине XV в. | ||
65(3) | Распад Золотой Орды и его последствия. | ||
66(4) | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | ||
67(5) | Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв. | ||
68(6) | Человек в Российском государстве второй пол. XV в. | ||
69(7) | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | ||
70(8) | Урок истории и культуры родного края или повторительно-обобщающий урок по теме V. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...