«Проектирование уроков истории и обществознания в условиях реализации ФГОС».
учебно-методический материал по истории
В современных условиях перед школой стоит задача подготовки специалиста, владеющего глубокими профессиональными знаниями, эрудированного, мобильного, конкурентоспособного. Направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной деятельности учащихся. Сегодня востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения.
Исходя из этого целью современного педагога становится: создание средствами педагогической деятельности условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности на основе освоения универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представление методического опыта. | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование урока истории (обществознания) в условиях реализации ФГОС».
В современных условиях перед школой стоит задача подготовки специалиста, владеющего глубокими профессиональными знаниями, эрудированного, мобильного, конкурентоспособного. Направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной деятельности учащихся. Сегодня востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения.
Самостоятельный, коммуникабельный, предприимчивый, толерантный, ответственный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, эффективно работающий в команде, постоянно осваивающий новое, – вот те личностные качества, которыми должен обладать современный человек, чтобы реализовывать себя и быть успешным в современных условиях.
Исходя из этого целью современного педагога становится: создание средствами педагогической деятельности условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности на основе освоения универсальных учебных действий.
Исходя из цели определяются и задачи деятельности педагога:
- способствовать повышению личной уверенности учащихся, их самореализации и рефлексии;
- создать оптимальные педагогические условия для формирования универсальных учебных действий;
- развивать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации;
- помогать ребенку раскрывать свой творческий потенциал и реализовывать его в жизнь;
- принимать участие в конкурсах, олимпиадах и проектах.
Новая схема взаимодействия современного урока такова: ученики - активные соучастники процесса приобретения знаний, а учитель — помощник, организатор и координатор процесса обучения. На уроке должна царить деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом. От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.
Приёмы активизации познавательных интересов очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и мета предметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
- Личностный
- Регулятивный
- Познавательный
- Коммуникативный
Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, выработать свою жизненную позицию. В качестве примера может послужить следующее задание. Задание «Герои морали». Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через поисковую работу и дискуссию. Возраст: 12–14 лет. Форма выполнения: индивидуальная работа с последующим совместным обсуждением в классе. Описание задания: задание носит творческий и поисковый характер. Ученикам предлагается найти в произведениях литературы, мультипликации и кино героя, поступок которого иллюстрирует одно из моральных правил и подготовить презентацию. При последующем обсуждении в классе необходимо в яркой форме и достаточно аргументированно доказать, что герой в своем поступке проявил одно или несколько моральных качеств.
На уроках истории часто можно использовать задания, направленные на формирование умения определять нравственные оценки исторических событий. Например, попробуй объяснить, какие поступки князей московской династии вызывают у тебя — человека XXI века — сочувствие, а какие — неприятие (тема «Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453)») Задание сложно тем, что надо не только вычленить поступки, но еще и объяснить, почему тот или иной деятель поступал неправильно, в разрез с нравственными ценностями человека XXI века. Похожие задания направлены на умение выявлять гуманистические нравственные ценности при оценке исторических явлений. Например, назови те порядки в жизни российских землевладельцев и земледельцев, которые тебе, человеку XXI века, кажутся справедливыми и те, которые ты считаешь несправедливыми. Объясни свой ответ.
Критериями сформированности личностных УУД следует считать:
1) структуру ценностного сознания;
2) уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
- диспут;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
Учитель должен быть очень осторожен, если у школьника что-то не получается. Нужно помнить, что любое не корректно сказанное слово или фраза может иметь обратный от желаемой мотивации результат. Лучше использовать такие приемы:
1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка
2. Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»
3. Действие выполняется ошибочно. Вопрос «Разве так?»
4. Действие выполняется ошибочно повторно. Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия
5. Неправильно выполняется все задание. Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Из опыта формирования регулятивных УУД на уроках истории. Пример приёма целеполагания. Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии» в 5 классе. Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы. Модельный ответ: Какие животные водились в Древней Индии? Какие растения росли в Древней Индии? Чем занимались люди Древней Индии? Во что верили индийцы? Как добывали пищу? Где жили?
ПРИМЕР УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: «ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ»
Группа – 4 человека (координатор группы + три участника)
ПЛАН РАБОТЫ В ГРУППЕ:
1. Распределить правовые ситуации-задачи между членами группы. координатор группы заносит информацию в лист продвижения
2. Каждый член группы решает собственную правовую ситуацию-задачу, для чего изучает соответствующий теоретический материал. Координатор составляет опорный план-конспект по содержанию учебного задания.
3. После решения правовых задач члены группы по очереди объясняют друг другу изученный материал, иллюстрируют его примерами из ситуации-задачи.
координатор контролирует правильность и точность ответов, опираясь на составленный опорный конспект
4. Группа презентует результат совместной работы другим учащимся
5. Координатор группы заносит оценку презентации группы, данную другими учащимися, в лист продвижения
6. Все учащиеся выполняют проверочную работу по изучаемой теме
работа выполняется индивидуально
Результат работы группы будет оцениваться следующим образом:
а. Качество презентации изученного материала (оценка работы группы)
б. Оценки за выполнение проверочной работы (оценка индивидуальной работы – отметка в журнал).
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
1) выбирать средства для организации своего поведения;
2) запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
3) планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
5) начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса. Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать такие виды заданий:
- составление схем-опор;
- исследование;
- работа со словарями;
- решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;
- установи соответствие;
- разгадай путаницу;
- заполни пропуски в предложениях;
- реши тест;
- составление маршрутов походов, путешествий;
- карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;
- развернутые письменные ответы на проблемные вопросы;
- «Черный ящик» (по описанию определить, что в нем);
- анаграммы;
- определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);
- исторические загадки;
- работа с разными видами таблиц;
- составление развернутого плана;
- «Найди лишнее»
Прием «Рокировка» можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве»
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Что хотели персы? | Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе Грецию. |
2 | Где произошла Марафонская битва? | Битва между персами и афинским войском произошла на Марафонской равнине, в сорока километрах от Афин. |
3 | Когда произошло сражение? | Летом 490 г. до н.э. персы показались в Марафонской бухте. |
4 | Кто возглавил войско греков? | Афинское войско возглавил стратег Мальтиад |
5 | Как сражались греки? | Греки мужественно боролись с врагом. |
6 | Почему греки одержали победу над персами? | Афиняне не дали персам поработить родной город. |
Приём: «Проблемы на карте». Цель: развитие умения искать информацию в тексте, включая прием постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него. Форма выполнения: индивидуальная работа. Описание задания: учащимся предлагается карта с изображением страны и хаотично расположенными информационными точками (надписями, названиями, понятиями, изображениями). Учащимся необходимо самостоятельно сформулировать вопрос по каждой информационной точке и найти на него ответ в тексте учебника или дополнительного текста.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
1) произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
2) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
3) ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
4) учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
5) уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
6) уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
7) уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
8) уметь устанавливать причинно-следственные связи;
9) уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
10) уметь устанавливать аналогии;
11) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Пример заданий по формированию коммуникативных ууд. Задание «Кто прав?» Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия). Форма выполнения задания: работа в парах и в группах. Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Материал: карточки с текстом задания. Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы.
Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учёт разных мнений и умение обосновать собственное; учёт разных потребностей и интересов.
«Исторический “Снежный ком”». Описание: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва» и т. д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.
На различных этапах урока для формирования коммуникативных УУД использую следующие приемы технологии развития критического мышления:
Вызов | Осмысление | Рефлексия |
Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных Прием «Верите ли вы, что…» | Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Чтение со стопами Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы» Прием «Зиг-заг» Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» Прием «Фишбоун» | Рефлексивный экран вопросов Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке «Телеграмма» (дети пишут фиктивную телеграмму из 11 слов кому-нибудь из знакомых) Неоконченное предложение Синквейн |
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – П – позиция «Я считаю, что…». О – объяснение «Потому что …». П – пример «Я могу это доказать это на примере …».С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
3) умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Сформированные универсальные учебные действия являются также и залогом профилактики школьных трудностей.
Невозможно переоценить значение познавательных интересов для общего развития школьников и формирования его личности. Познавательная активность развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует познавательные возможности учащихся; вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию нравственных, эстетических качеств учащихся. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.
Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять.» Наши дети имеют «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2010.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
3. Гурская, О. В. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся на уроках истории / О. В. Гурская // Знаменские чтения : материалы конференции Сургут, СурГПУ. – Сургут : СурГУ, 2008.
4. Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург, 2003.
5. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителя / С. И. Заир-Бек. – Москва, 2004.
6. Ляудис, В. Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / В. Я. Ляудис. – Москва, 1980.
7. Обухова, Т. Н. Дискуссионные формы урока при формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – URL: http://pedsovet-133.ucoz.ru/news/ (дата обращения: 12.11.2016).
8. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. – Москва, 2006.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов и [др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания над формированием у обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знани...
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....
Тема самообразования: Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
Тема самообразования...
Изучение текста на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
В статье описываются формы и методы работы с текстом на уроках истории и обществознания....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагог...