Методическая разработка открытого урока на тему: «Куликовская битва»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Черныш Анна Олеговна

Открытый урок по теме: «Куликовская битва»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Куликовская битва».

Составил: Черныш Анна Олеговна

Учащиеся: 6 класс

Методическая цель:

Моделирование мотивации достижения успеха

Цель урока:

Познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды.

Задачи урока:

  1. Образовательная
  2. Развивающая

  1. Воспитательная

  1. Рассмотреть ход и итоги Куликовской битвы.
  2. Развить умение работать с источникам, оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные вопросы, раскрывать причинно – следственные связи.
  3. Воспитать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну, привить любовь и интерес к истории.

Методы обучения:

Словесный (рассказ, беседа), наглядно - иллюстративный (карта, презентация), практический (текст учебника), частично - поисковый (задания по карте, учебник)

Приемы деятельности:

Беседа, руководство решением проблемных вопросов, работа с текстом учебника, обобщение результатов самостоятельной деятельности учащихся.

Тип урока:

Урок изучения нового материала. Комбинированный, используются приемы критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, карта, мультимедийные средства)

Учебное оборудование:

  1. Автоматизированное место учителя
  2. Презентация, рабочие листы
  3. Карта-схема с моделями войск

Ход урока:

- Добрый день, ребята. Думаю, сегодня на уроке вы  будете активными. Надеюсь, что результаты работы на уроке удовлетворят и вас и меня!

- Ребята, сегодня я предлагаю вам повторить пройденный материал необычным способом, с помощью мультфильма «Лебеди Непрявды», внимательно посмотрите отрывок из мультфильма. (слайд №1)

1. Предположите о нашествии, какого грозного врага на Русь повествует данный отрывок?(предполагаемый ответ – монголо-татар)

3. Вспомните, в каком году и на какое княжество, каким монгольским ханом был нанесен первый удар по земле русской?(1237 год нашествие на Рязанское княжество ханом Батыем)

5. В каком году пала столица Руси Киев?( 1240 году)

- молодцы вы хорошо усвоили пройденный материал.

-Переходим к теме нашего урока. Сейчас я зачитаю вам отрывок из стихотворения Рылеева, а вы попробуете определить о каком событии идет речь.

"Туда! За Дон!. настало время!
Надежда наша - бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"

Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел.

-Итак, как вы думаете о каком событии идет речь и какова будет тема нашего урока?

-Верно! Сегодня наша тема: «Куликовская битва».(слайд №2)

А, скажите мне пожалуйста, какова же цель нашего с вами урока? (Ожидаемый ответ: выяснить, как и когда произошла Куликовская битва, причины, побудившие князя Дмитрия Ивановича бросить столь смелый вызов орде, итог и значение данной битвы в жизни отдельного человека и целой страны).

-Все верно,молодцы! (Слайд№3)

-Итак, мы отправляемся в 14 век во времена правления Дмитрия Ивановича. (слайд№4)

В 1359 году на Московском престоле оказался Дмитрий Иванович , 9 летний внук Ивана Калиты. Юный князь был не по годам смышленый и развитый мальчик. По прежнему главным противником за первенство в Северо-восточной Руси у князя Дмитрия оставался Тверской князь Михаил Александрович, в 1371 году он с помощью богатых даров склонил в свою сторону орду и получил ярлык на Владимирский престол. Но Дмитрий Иванович заявил, что на Владимирский престол никого не пустит. Хан был вынужден оставить ярлык у Дмитрия. После этих событий Дмитрий осадил Тверь и Тверской князь Михаил признал поражение.

В эти годы изменилась и ситуация в Орде. Какие именно перемены произошли в Орде вы сейчас выясните самостоятельно.(Работа с учебником:стр.164. пункт 2-«борьба с ордой»)

1.Какие перемены произошли в золотой орде за последнее время.?(С 50-х гг.15вв. в Орде начались усобицы. За 20 лет там сменилось 25 ханов)

2.Кто стоял во главе западной части Золотой Орды? (хан Мамай)(слайд№5)

3. Почему хан Мамай не имел прав на ханский престол? (Темник Мамай он не был ханом по происхождению, т. е. не принадлежал к дому Чингизидов)

-правильно! Очень хорошо!Продолжаем..

В начале 1370-х годов обострились отношения между Московским великим княжеством и западной частью Золотой Орды. Открытое противостояние двух лютых врагов было уже не за горами.(слайд№6)

Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы, защитить Русь от нового нашествия.

Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить.

-А теперь давайте выясним, как были расположены силы противников накануне битвы, внимание на экран:(слайд№7)

Силы сторон готовы к сражению, но перед ним князь Дмитрий Иванович отправляется в Троице-Сергиев монастырь и как гласит легенда, пришёл  перед битвой  Дмитрий Иванович к  монаху, Сергию Радонежскому, и благословил он его на этот подвиг и  отправил с князем двух монахов –богатырей- АлександраПересветаиАндрея Ослябю. (слайд №8)

Битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года.(слайд№9).  И началась она с поединка двух богатырей. От русского войска выступил монах Пересвет, от монгольского – Челубей.. Смотрим. (слайд №10). А теперь мы немножко поиграем в стратегов. У вас на партах карты- схемы и дополнительные обозначения. Вам необходимо расставить войска так, как они были выставлены 8 сентября 1380г, а поможет нам карта на экране.(слайд №11)

Далее,чтобы узнать ход сражения- предлагаю выполнить прямо на карте следующие задания:

-Теперь, когда вы знаете как происходила битва, как вы думаете:

1. Каким был итог Куликовской битвы? И в чем заключается значение Куликовской битвы?(Слайд № 12)

Таким образом, именно в период Дмитрия Донского, благодаря его успехам в борьбе с внешними врагами, был сделан важный шаг в освобождении от Золотой Орды. Однако до полного освобождения Руси от монгола - татарского ига оставалось еще целое столетие.Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы.  8 сентября-этот день и сегодня, в соответствии с законами Российской Федерации является днем воинской славы!

- Давайте закрепим весь пройденный материал на уроке и выполним задание в рабочих листках, а именно, заполним пропуски:

-Вы молодцы, все справились с заданием и хорошо поработали на уроке. Домашние задание на ваших рабочих листках.(слайд№13) Всем спасибо за урок. До новых встреч!(слайд№14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куликовская битва Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №7 г.-к.Кисловодска Черныш А.О.

Слайд 2

Цель урока: 1. Изучить причины, ход и результат Куликовской битвы, ее значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Задачи урока: 1. Познакомиться с ролью князя Дмитрия Ивановича как государственного деятеля в борьбе с ордынским владычеством. 2. Показать роль Москвы, как центра борьбы с ордынским владычеством. 3. Установить значение Куликовской битвы.

Слайд 3

Князь Дмитрий Иванович

Слайд 4

Хан Мамай

Слайд 5

Мамай Дмитрий Донской 1. Повторить поход Батыя. 2. Расчленить Русь. 3. Посадить своих наместников. 4. Русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул. Отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо – татарами, защитить Русь от нового нашествия.

Слайд 6

Линии сравнения Москва Орда Цели Куликовской битвы Освобождение от ордынского ига и обязательного выхода. Защита интересов православия Покорение Руси и возобновление выплаты ордынского выхода. Разгром основных центров силы Русской земли Союзники Литовские князья Ольгердовичи . Русские князья. Литовский князь Ягайло. Рязанский князь Олег Количество войск 40 – 70 тысяч 90 – 150 тысяч Подготовка к битве

Слайд 7

Благословление Дмитрия Ивановича Сергием Радонежским

Слайд 8

Битва началась-8 сентября 1380 года

Слайд 9

Сторожевой полк Передовой полк Большой полк Полк правой руки Полк левой руки Резервный полк Засадный полк Генуэзская пехота Монгольская конница

Слайд 10

Историческое значение битвы: Битва подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее распад. 2. Поднялся авторитет Руси и Московского княжества как собирателя русских земель. 3. Победа способствовала росту и объединению русского государства.

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока истории России в 6 классе на тему:

«Куликовская битва»

Общие сведения об уроке, согласно технологической карте

Методическая цель:

Моделирование мотивации достижения успеха

Цель урока:

Познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды.

Задачи урока:

  1. Образовательная
  2. Развивающая

  1. Воспитательная

  1. Рассмотреть ход и итоги Куликовской битвы.
  2. Развить умение работать с источникам, оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные вопросы, раскрывать причинно – следственные связи.
  3. Воспитать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну, привить любовь и интерес к истории.

Методы обучения:

Словесный (рассказ, беседа), наглядно - иллюстративный (карта, презентация), практический (текст учебника), частично - поисковый (задания по карте, учебник)

Приемы деятельности:

Беседа, руководство решением проблемных вопросов, работа с текстом учебника, обобщение результатов самостоятельной деятельности учащихся.

Тип урока:

Урок изучения нового материала. Комбинированный, используются приемы критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, карта, мультимедийные средства)

Учебное оборудование:

  1. Автоматизированное место учителя
  2. Презентация, рабочие листы
  3. Карта-схема с моделями войск

Самоанализ урока, согласно ходу проведения

Характеристика класса

Внешние связи урока и место урока в изучении главы «___________________»

Урок связан с историей средних веков, т.к раскрывает внешнюю политику русских князей с соседями. На изучение темы отводится 2 часа. Это первый урок в изучении темы.

Характеристика триединой цели урока (ТЦУ)

Цели урока поставлены мною выше. Развивающий аспект ТЦУ поставлен, исходя из характеристики класса с учетом индивидуальных особенностей мышления учащихся.на уроке изучения нового материала применяются элементы практических заданий в рабочем листе, так как класс способен логически мыслить, анализировать. Закрепление спланировано через фронтальную работу путем решения проблемных вопросов. Все это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока.

Морфологический аспект анализа

Урок прошел по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошел хорошо, так класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.

На втором этапе (УВМ) – актуализация знаний учащихся, поставлены цели и задачи урока, учащиеся ознакомлены с проблемными вопросами после просмотра части мультфильма «Лебеди Непрядвы».

Следующий УВМ – формирование и совершенствование новых знаний, умений и навыков. Именно на этом этапе урока происходит осознание цели урока, актуализация знаний, осмысление нового материала. Учащимся предлагалось самостоятельно поработать содержание текста учебника, поработать с таблицей, систематизируя информацию. Была проведена игра, в которой ребята выступили стратегами – полководцами. В ходе четвертого этапа прошла суперфизкультминутка, снявшая усталость детей.

На четвертом этапе УВМ (закрепление нового материала) дети выполнили задания на рабочем листе, разрешили проблемные вопросы.

На пятом этапе УВМ (рефлексия) учащиеся дали оценку своей работе, работе своих товарищей и в целом уроку.

На шестом этапе УВМ подведены итоги урока, озвучены оценки, было мотивирование задания самоподготовки (задание было предложено с творческим содержанием).

Структурный самоанализ урока

Структура урока построена с использованием технологии критического мышления и систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности через задания творческого характера, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия.

Все задания были направлены на решение проблемных вопросов и достижение конечного результата: выявление трудностей перед битвой, как Куликовская битва повлияла на дальнейшее объединение Руси.

Функциональная аспект анализа

Этапы урока были логично связаны друг с другом. При подготовке данного урока был выделен личностно – ориентированный и компетентностно – ориентированный  подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.

Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ) способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Аспект оценки конечного результата урока

Здоровьесберегающий аспект состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа соперничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физминутки.

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием его содержания возрасту учащихся.

Самооценка урока

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'

Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...