конспект урока "Смутное время. Самозванство"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории для 7 класса " Смутное время. Самозванство"
Дата: 15.12.2016
Класс: 7
Тема: «Смутное время. Самозванство» урок № 2 в теме «Россия на рубеже VI-VIIвв».
Тип урока: комбинированный
Цель:
- Образовательная: сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода.
- Развивающая: способствовать совершенствованию умений анализировать источники.
- Воспитательная: Воспитывать положительную мотивацию, воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.
Структура и хронометраж:
- Организационный момент – 2 минута.
- Мотивация и целеполагание – 3 минуты.
- Актуализация знаний учащихся по предыдущей теме – 5 минут
- Изучение нового материала – 25 минут.
- Рефлексия – 3 минуты.
- Итоги и домашнее задание – 2 минуты.
План для учеников (на доске):
- Понятие «Смута» и ее черты
- Причины Смутного времени
- Лжедмитрий I– триумф и падение
4. Правление Василия Шуйского
5. Гражданская война 1606-1607гг. – Болотников
6. Лжедмитрий II - «тушинский вор»
7. Перелом в настроении народа
Даты:
- 20 июня 1605 г. – вступление Лжедмитрия I в Москву
- 1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I
- 17 мая 1606 г. – восстание в Москве
- 1606 – начало правления Василия Шуйского
- 1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова
- весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву
Ход урока.
- Организационный момент (2 мин.)
Здравствуйте, ребята! Очень рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь на то, что мы сегодня плодотворно поработаем.
- Мотивация и целеполагание. (5 мин.)
У нас в стране есть календарь государственных праздников. Среди относительно молодых праздничных дней есть день 4 ноября. С 2005 года Россия отмечает этот праздник.
Просмотр видеоролика «День народного единства»
Как называется этот государственный праздник?
Что вы знаете об этом празднике? (обсуждение)
В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа". Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы будем изучать сегодня.
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой. Факты истории Смутного времени оцениваются неоднозначно. Споры вызывают и название периода, и причины начала Смутного времени.
Как вы думаете, ребята, что мы должны изучить на уроке? (Обсуждение)
Сегодня на уроке мы выясним, что такое Смута, в чем же заключались причины начала Смуты в России начала XVII в., познакомимся с основными событиями этого периода.
- Объяснение нового материала (25 мин.)
1. Понятие «Смута» и ее черты
В исторической науке нет точного определения Смуты. Долгое время этот период называли лихолетьем. В толковом словаре В.И. Даля «смута» означает возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, крамола, раздор меж народом и властью, тревога. дрязги, наушничество, наговоры. Исходя из толкования слова, предположите, какие черты были присущи историческому периоду, носящему название «Смутное время»?
Задание: Работа с понятием Смута. Назовите черты этого времени (восстания, противоречия между народом и правителем, военные действия, разрушение хозяйства)
Составьте понятийное колесо "Смута" и на его основе свое определение.(слайд)
Смута – это
Актуализация знаний учащихся
Прежде, чем мы выясним причины смуты, давайте вспомним некоторые факты истории
Блиц-опрос (слайд)
1. Заповедные и урочные … (лета).
2. Боярин, ставший русским царем в 1598 году. (Борис Годунов)
3. Царство, перешедшее в 1589 году под протекторат России. (Кахетия)
4. Первый российский патриарх. (Иов)
5. В миру - Федор Никитич Романов, в монашестве … (Филарет).
6. Предводитель крестьянских повстанцев. (Хлопко)
7. Король Речи Посполитой умерший в 1586 году. (Стефан Баторий)
8. Так звали сыновей Ивана Грозного и Бориса Годунова. (Федор)
- Каковы были итоги политики Бориса Годунова?
- Почему Годунову не удалось спокойно править?
- Почему народ невзлюбил Бориса Годунова?
2. Причины смутного времени
Нам предстоит выяснить причины этого периода. Для этого нам необходимо проанализировать исторические документы. Ознакомьтесь с ними в группах и распределите причины на 3 колонки: экономические, социальные, политические.
«Играл царевич Дмитрий ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножиком поколол в горло, и било его долго, да тут его и не стало»
(Примечание: Царевич Дмитрий – младший последний сын Ивана Грозного, наследник Российского престола)
«Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе»
«Начался в Москве среди бояр мятеж, потому что многие захотели на царство… И оттого началось во всех людях великое смятение»
Пискаревский летописец.
«Гражданская война была порождена в первую очередь глубоким социальным кризисом, возникшим на почве ломки старой социальной структуры и становления крепостного права»
Р.Г. Скрынников, историк.
«В наибольшей мере Смута вызвана вмешательством папской власти и польского короля, желавших подчинить себе Русское государство».
Н.И. Костомаров, историк.
«В 1601 г. начался тот великий голод, который продлился три года…В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными… Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более 120 тыс. человек».
Жак Маржерет.
Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил… (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г)
Причины Смуты
Экономические | Социальные | Политические |
Последствия опричнины и войн Ивана Грозного Голод | Процесс закрепощения крестьян Ломка социальной структуры | Борьба за власть среди бояр Пресечение династии Рюриковичей Вмешательство папской власти и поляков. |
3. Лжедмитрий I– триумф и падение
- Почему Лжедмитрий сумел захватить власть; почему его встречали в Москве так торжественно; кто его поддерживал?
- Почему же через 11 месяцев его с позором низвергли?
На эти вопросы мы ответим, прослушав сообщение и просмотрев видеофрагмент
Прослушаем сообщение о Лжедмитрии 1 (опережающее задание ученику)
Просмотр видеофрагмнта «Лжедмитрий 1»
4. Василий Шуйский
1606 г. – москвичи (без жителей других частей страны) выбрали царем Василия Иванович Шуйского. Свое вступление на престол он ознаменовал крестоцеловальной записью. Он взял на себя обязательства сохранить привилегии бояр, не отнимать у них вотчин, не судить бояр без участия Боярской думы
? каково историческое значение присяги В.Шуйского (Оно состояло не только в ограничении произвола самодержавия, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными, робким шагом к правовому государству в России).
5. Гражданская война 1606-1607гг. – Болотников
Работа с учебником.(сл. )
Самостоятельная работа с текстом учебника стр.15-16 и заполнение в рабочей тетради таблицы:
Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.(слайд)
Предводитель | И.Болотников |
Причины выступления | Голод, усиление крепостничества, политический кризис |
Состав участников | Крестьяне, посадское население, дворяне - на первом этапе |
Основные события | 1 этап: Путивль - Москва - с.Коломенское 2 этап: Калуга - Тула (октябрь 1607 г.) |
Причины поражения | Нет программы, единой организации, разнородный состав, стихийность, разрозненность |
6. Лжедмитрий II – тушинский вор(слайд)
7. Перелом в настроении народа
Грабежи, насилия и убийства вызвали взрыв народного возмущения. Повсеместно стали создаваться народные ополчения. Центрами сопротивления стали монастыри. Весной - летом 1609 года шведские и русские войска под командованием М.В.Скопина- Шуйского освободили северо-восточную часть России и разгромили тушинцев под Тверью и двинулись на Москву. А как была освобождена Москва от иностранных интервентов, мы узнаем на следующем уроке.
Таким образом, ослабление центральной власти в России привело к Смуте. Боярство, чьи интересы были значительно подорваны в годы правления Ивана Грозного, вновь попыталось стать ведущей политической силой в стране. Одной из характерных черт Смутного времени стало широкое распространение самозванства. Ситуация осложнилась вторжением в Россию иностранных войск.
Вернемся к нашему понятийному колесу. Дайте более точное определение на основе изученного материала: Смута - период политического, социального, экономического и культурного кризиса в истории России, который сопровождался самозванством и вмешательством иностранных государств.(слайд)
IV. Закрепление
Давайте вспомним хронологию Смуты.
Ученики: Ставят даты и комментируют некоторые события.(слайд)
Начало Смуты | 1598 |
Восстание под предводительством Хлопка | 1603 |
Воцарение Лжедмитрия I | 1605 |
Убийство Лжедмитрия I | 1606 |
Восстание под предводительством И. Болотникова | 1606- 1607 |
Начало военных действий Лжедмитрия II | 1607 |
Задание. Сопоставьте портреты и характеристики деятелей Русского государства периода Смуты (слайд)
Василий Шуйский Лжедмитрий I Борис Годунов Лжедмитрий II Болотников И.И
1. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича. Настоящее имя - Юрий Богданович Отрепьев. Служил в холопах у бояр Романовых. После опалы Романовых постригся, приняв имя Григорий. В 1602 г. бежал в Литву. Был поддержан рядом польских магнатов. Осенью 1604 г. вторгся в Россию, 20 июня 1605 г. вступил в Москву, 22 июня венчался на царство. Ввел при дворе ряд польских обычаев. Женился на католичке Марине Мнишек. 17 мая 1606 г. был свергнут и убит.
2. Царь в 1598 - 1605 гг. Служил в "опричнине". Возвысился благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова и браку своей сестры Ирины с царевичем Федором Ивановичем. С воцарением Федора - член регентского совета. Инициатор введения патриаршества. Сторонник сближения России с Западной Европой. Ввел урочные лета (1597 г.). Ввел в белые слободы тягло. При нем велось интенсивное крепостное и церковное строительство. В 1598 г. после смерти Федора избран Земским собором на царство. Скоропостижно умер во время вторжения Лжедмитрия I.
3. Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. В 1605 г. признал Лжедмитрия и сообщил, что в 1591 г. в Угличе царевич спасся, но вскоре стал распространять слухи, что новый царь – самозванец. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников. При воцарении дал крестоцеловальную грамоту. В 1610 г. был сведен с престола и пострижен в монахи.
4. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича, якобы вторично спасшегося в Москве в мае 1605 г. Происхождение неизвестно. В мае 1608 г. разбил войска Василия Шуйского и осадил Москву, встав лагерем в Тушине (отсюда прозвище - Тушинский вор). После распада Тушинского лагеря в декабре 1609 г. бежал в Калугу. Убит своим бывшим сторонником.
5. Предводитель восстания 1606 - 1607 гг. Призывал холопов и посадских убивать своих господ и богатых купцов и переходить на его сторону. В то же время жаловал приближенным поместья. Был разбит под Москвой, после взятия войсками царя Тулы сослан в Каргополь, где ослеплен и утоплен.
V. Рефлексия (слайд)
Я хочу обратить ваше внимание на то, что у нас на доске висят высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:
- Познание начинается с удивления (Аристотель)
- Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)
- Скажи мне - и я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня - и я научусь (Конфуций)
С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.
VI. Итоги (2 мин.) выставление оценок
VII. Домашнее задание (слайд)
П. 2, вопросы устно,
На выбор: составить план пункта «Вторжение войск Польши и Швеции», подготовить сообщение о К. Минине и Д. Пожарском
*написать историческое эссе на тему: «Смута-трагедия, очищение и возрождение России»
Приложение 1
Ознакомьтесь с документами в группах и распределите причины на 3 колонки: экономические, социальные, политические.
«Играл царевич Дмитрий ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножиком поколол в горло, и било его долго, да тут его и не стало»
(Примечание: Царевич Дмитрий – младший последний сын Ивана Грозного, наследник Российского престола)
«Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе»
«Начался в Москве среди бояр мятеж, потому что многие захотели на царство… И оттого началось во всех людях великое смятение»
Пискаревский летописец
«Гражданская война была порождена в первую очередь глубоким социальным кризисом, возникшим на почве ломки старой социальной структуры и становления крепостного права»
Р.Г. Скрынников, историк.
«В наибольшей мере Смута вызвана вмешательством папской власти и польского короля, желавших подчинить себе Русское государство».
Н.И. Костомаров, историк.
«В 1601 г. начался тот великий голод, который продлился три года…В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными… Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более 120 тыс. человек».
Жак Маржерет.
Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил… (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г)
Причины Смуты
Экономические | Социальные | Политические |
|
|
|
Приложение 2
Соотнесите даты и события
Начало Смуты | 1598 |
Восстание под предводительством Хлопка | 1603 |
Воцарение Лжедмитрия I | 1605 |
Убийство Лжедмитрия I | 1606 |
Восстание под предводительством И. Болотникова | 1606- 1607 |
Начало военных действий Лжедмитрия II | 1607 |
Задание. Сопоставьте портреты и характеристики деятелей Русского государства периода Смуты.
Василий Шуйский Лжедмитрий I Борис Годунов Лжедмитрий II Болотников И.И
1. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича. Настоящее имя - Юрий Богданович Отрепьев. Служил в холопах у бояр Романовых. После опалы Романовых постригся, приняв имя Григорий. В 1602 г. бежал в Литву. Был поддержан рядом польских магнатов. Осенью 1604 г. вторгся в Россию, 20 июня 1605 г. вступил в Москву, 22 июня венчался на царство. Ввел при дворе ряд польских обычаев. Женился на католичке Марине Мнишек. 17 мая 1606 г. был свергнут и убит.
2. Царь в 1598 - 1605 гг. Служил в "опричнине". Возвысился благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова и браку своей сестры Ирины с царевичем Федором Ивановичем. С воцарением Федора - член регентского совета. Инициатор введения патриаршества. Сторонник сближения России с Западной Европой. Ввел урочные лета (1597 г.). Ввел в белые слободы тягло. При нем велось интенсивное крепостное и церковное строительство. В 1598 г. после смерти Федора избран Земским собором на царство. Скоропостижно умер во время вторжения Лжедмитрия I.
3. Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. В 1605 г. признал Лжедмитрия и сообщил, что в 1591 г. в Угличе царевич спасся, но вскоре стал распространять слухи, что новый царь – самозванец. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников. При воцарении дал крестоцеловальную грамоту. В 1610 г. был сведен с престола и пострижен в монахи.
4. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича, якобы вторично спасшегося в Москве в мае 1605 г. Происхождение неизвестно. В мае 1608 г. разбил войска Василия Шуйского и осадил Москву, встав лагерем в Тушине (отсюда прозвище - Тушинский вор). После распада Тушинского лагеря в декабре 1609 г. бежал в Калугу. Убит своим бывшим сторонником.
5. Предводитель восстания 1606 - 1607 гг. Призывал холопов и посадских убивать своих господ и богатых купцов и переходить на его сторону. В то же время жаловал приближенным поместья. Был разбит под Москвой, после взятия войсками царя Тулы сослан в Каргополь, где ослеплен и утоплен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока < Времена года и погода. Будущее простое время.>
План - конспект урока < Времена года и погода. Будущее простое время.> 4 класс по программе Биболетовой М.З....
Конспект урока "Время года"
Конспект урока для 5 класса по теме "Как выглядит город Габи в разное время года"...
План конспект урока времена года ,погода.
План конспект урока времена года ,погода....
Конспект занятия "Времена года"
Цель: закрепление знаний детей о временах года, их признаках.Задачи:Образовательные:1.Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе, закрепление названий месяцев.2. Закрепление навыков п...
Конспект занятия "Времена года" (дополнительная общеразвивающая программа "Экоберегоша")
Конспект занятия по экологии для обучающихся 5-7 лет в семейном клубе "Солнышко"...
Конспект занятия «Времена года»
Расширение знаний школьников о временах года, о погоде...
Конспект урока "Времена года "
Данный урок может быть дан для обобщения и закрепления изученного материала по теме,для развития навыков монологической речи....