Урок "Ассирийская держава" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок для 5 класса по теме "Ассирийская держава"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assiriyskaya_derzhava_5_klass.zip | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории на тему «Ассирийская держава»
Цель урока: дать представления об изменениях, произошедших после того, как люди освоили железо, о причинах возникновения и падения могущественной державы ассирийцев, об их нравах и обычаях, объяснить значение понятий: держава, таран.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Этапы урока | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся |
I. Организационный момент. | - Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна. И сегодня я проведу для вас урок истории. - У каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, но весь международный этикет, по сути, одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. И сегодня я также желаю вам успехов на уроке и хорошего настроения! - У каждого из вас на столе находится рабочий лист, в котором есть несколько заданий. Сегодня вы будете работать именно в них. - Ребята, но кроме этого, на урок я принесла черный ящик, и то, что в нем находится, связано с тем государством Древнего Востока, с которым вы сегодня познакомитесь. | Мотивационная часть: вниманию учащихся предлагается «черный ящик». |
II. Актуализация опорных знаний. | - Для начала обратим внимание на карту. Я думаю, что вы уже умеете работать с картой, какие стороны света вы знаете? - А какие древние государства вы уже знаете? | 1. Предполагаемый ответ: север, восток, запад, юг. 2. Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина. |
III. Изучение нового материала. | - Сегодня мы с вами познакомимся с новым государством, которое называется Ассирия. | |
IV. Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса.
| - А сейчас перед нами другая карта, которая показывает территорию Ассирии в разное время. Ребята, какие изменения вы видите? - Ассирия стала державой! - Запишите в рабочий лист тему урока. - Ребята, изучая любое государство на какие вопросы вы, прежде всего, ищете ответы?
- Сначала определите его географическое местоположение. Для этого я предлагаю вам заполнить пропуски в предложениях, используя опорные слова на слайде. Ассирия располагалась в верхнем течении реки Тигр, на востоке от Средиземного моря, севернее Вавилона - Итак, мы определили географическое положение Ассирийской державы. Ребята, я думаю, что вы уже слышали слово «держава», ведь нашу страну тоже называют державой, например, в гимне. Как вы считаете почему? - А как вы понимаете термин держава? - Откройте учебник на странице 87 в учебнике и сравните определение, данное в учебнике, с названным нами. - Запишите его в рабочий лист. - Ребята, когда мы изучаем любое государство, мы обязательно должны определить временные рамки его существования. Обратим внимание на доску. Мы видим линию времени, на ней нанесено несколько дат. Определите время появления Ассирии. - Откройте учебник на странице 33. Посмотрите внимательно на карту Древнего Востока. Найдем на ней Ассирию, мы уже знаем, где она находится. Заметьте, я не называю ее державой. - Обратите внимание на цвета и условные знаки на карте и определите, чем занимались жители этой страны? Обратить внимание на то, что там нет зеленых условных знаков, обозначающих основные районы земледелия. - Ассирия - горная страна, большую её часть составляют горы и предгорья, богатые залежами железной руды. По плодородью она значительно уступала низовьям реки Тигра и Евфрата, где и сосредоточены основные районы земледелия. Поэтому главным занятием жителей было скотоводство и охота. Наличие залежей железной руды, в которой нуждались Вавилон и Египет, способствовали тому, что вторым занятием жителей Ассирии стала торговля. - Вернемся к ленте времени. Определите время появления Ассирийской державы. - Как же ассирийцы смогли создать мощное и сильное государство? Посмотрите, а с каким событием совпадает появление Ассирийской державы? - Правильно, ребята. Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твёрже, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо " небесным камнем". Но "небесного" железа было мало, и стоило оно намного дороже золота. - Мы выяснили, что освоение железа сделало Ассирию державой, но почему? Ребята, а что изготавливают из железа? - Предположите, пожалуйста, а как государства Древнего мира могли увеличить свою территорию. | Предполагаемый ответ: территория увеличилась в несколько раз. Знакомство учащихся с темой урока. Постановка целей урока. Предполагаемые ответы: где находится, когда появилось, когда или почему прекратило свое существование? Предполагаемые ответы: большая, сильная, могучая. Запись в рабочие листы: Держава – это большое и сильное государство. Предполагаемый ответ: XXVIII в. до н.э. Предполагаемый ответ: охота, скотоводство. Предполагаемый ответ: VIII в. до н. э. Предполагаемый ответ: освоение железа. Предполагаемый ответ: орудия труда, оружие. Предполагаемый ответ: завоевания. |
IV. Физминутка для глаз | - Ребята, сейчас мы будем работать с историческими источниками, а это потребует от нас особого внимания и зрительного напряжения! - Для начала посмотрим на карту. А сейчас своими глазами мы нарисуем границы Ассирии. Поднимаем глаза вверх, на север, там расположено государство Урарту, поворачиваем глазами на восток – к реке Тигр, опускаем глаза вниз на юг – там Вавилон, поворачиваем на запад – в сирийские пустыни и возвращаемся на север. - А теперь закрываем глаза, представляем нарисованный нами контур границ государства. Закрасьте его мысленно зеленым цветом, не пропуская ни одного кусочка. | |
Завоевания Ассирийской державы. | - Ребята, а вы хотите стать настоящими историками? - Сейчас у вас появится такая возможность! Ведь сегодня вы будете исследовать самые настоящие исторические документы! - Для этого вам необходимо организовать небольшие группы, сегодня мы будем работать в четверках. Ребята, сидящие на первых партах, разворачиваются к ребятам, сидящих на вторых, ребята, сидящие на третьей парте – к тем, кто сидит на четвертых. - Напоминаю вам правила работы в группах! Уважайте своих товарищей, умейте слушать и слышать ваших одноклассников, выберите лидера вашей группы, который будет следить за временем, и в конце работы будет представлять то, что у вас получится. Как только данное вам время закончится, все заканчивают свою работу, занимают свои места и внимательно слушают выступление своих одноклассников! - На столе у каждой группы есть конверт, в котором есть исторический документ и опорные слова. Ваша задача – внимательно его прочитать и из предложенных слов, выбрать те, которые относятся именно к вашему документу! Как только вы справитесь, я предлагаю лидеру группы выйти к доске, закрепить их и рассказать остальным ребятам, почему вы выбрали эти слова и объяснить их значение! Не забываем о том, что ваш ответ должен быть полным! - Остальным мини-группам я предлагаю оценить работу ваших одноклассников, подняв жетоны, которые лежат у вас на партах. Вы поднимаете их, как только один из ваших одноклассников закончил свое выступление. Зеленый цвет будет означать, что все отлично, и вы узнали что-то новое для себя, желтый – вы узнали новую информацию, но вам требуются некоторые разъяснения, красный – вы не совсем поняли и вам требуется помощь. - На всю работу я даю вам ровно 7 минут. Лидеры, не забываем следить за временем! - Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось. Ассирия стала державой, благодаря сильному войску – пехоту и коннице, вооруженными копьями и щитами, панцирями из металлических пластинок, благодаря новым военным методам – катапульте и тарану, которые использовались при осаде городов, кожаному мешку. Ассирия значительно увеличила свою территорию за счет завоеваний соседних стран – Египта, Урарту, Палестины и Иудеи. Из военных походов ассирийцы привозили много военной добычи и пленников. | Ребята работают в группах. По мере готовности выходят к доске и закрепляют опорные слова, составляя кластер. Оценивают работу групп. |
V. Физминутка двигательная | - Ребята, а теперь я хочу предложить вам почувствовать себя настоящими ассирийскими войнами. Им помогали не только оружие, но сила и выносливость. А чтобы быть сильными и выносливыми они видимо делали упражнения. - Перед боем войны совершали молитвы и обращались к небу – поднимаем руки вверх, затем они оправлялись в военные походы – шагаем на месте, они стреляли из лука влево, вправо (изобразить характерные движения), чтобы пользоваться колесницами, войнам нужно было уметь сохранять равновесие – стоим на одной левой, затем на одной правой ноге. Еще ассирийские войны иногда переправлялись через бурные реки – изображаем плавание. - Спасибо, я вижу, что вы очень сильные и выносливые, присаживайтесь. | |
| - А мы продолжаем. И у нас остался последний вопрос. Ассирийские цари, полководцы и войны по своей жестокости превосходили все остальные древневосточные армии. Недаром в древности столицу Ассирии – Ниневию – называли логовищем львов и городом крови. Но Ассирия славилась не только военными завоеваниями, но и культурными достижениями. - До нас дошло имя царя, который превратил Ассирию в империю - Ашшурбанипал. Для своего времени он был очень образованным человеком, владел несколькими языками, обладал математическими и астрономическими познаниями. Изучал государственные дела и преуспел в строительстве. Именно при нем была построена знаменитая библиотека, носящая его имя. - Но великая держава просуществовала совсем недолго, покоренные народы не могли выносить необычайной жесткости ассирийцев и поднимались на борьбу против них. Не более 100 лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612 году до н. э. столица Ниневия была осаждена и сожжена. - А знаменитая библиотека уцелела. Книги, а вернее таблички, которые в ней хранились, были сделаны из глины. А они не горят, а становятся только прочнее после обжига. | |
VI. Подведение итогов урока. | - Вернемся к целям нашего урока.
- Мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока. И сейчас я предлагаю вам проверить себя. Обратимся к нашим рабочим листам. Перед вами исторический текст, в котором есть пропущенные слова. Ваша задача – заполнить пропуски. Слова, которые следует вставить, расположены чуть ниже текста. - А сейчас я предлагаю вам проверить свою работу и оценить себя. Обратим внимание на слайд. - Если вы все выполнили верно или допустили одну ошибку - поставьте себе «пять», если вы допустили две или три ошибки – «четыре», если вы допустили четыре ошибки - поставьте «три», если вы допустили более четырех ошибок, я предлагаю вам нарисовать грустный смайл возле своей работы. - В конце урока вы сдадите мне рабочие листы, я передам их вашему учителю, который и проверит ваши работы. - Ребята, а сейчас я предлагаю вернуться к нашему черному ящику. Напоминаю вам, что в нем находятся два предмета, которые характеризуют Ассирийскую державу. Один из них они использовали и для строительства и, даже, для изготовления писчего материала. А благодаря освоению второго, в Ассирии успешно развивалось земледелие, и ассирийская армия стала самой сильной в мире. Как вы думаете, что это? | Ребята отвечают на вопросы. Ребята работают с текстом. Проверка и самооценка. Предполагаемые ответы: железо и глина. |
VII. Домашнее задание. | - Откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок: параграф 13, отвечать на вопросы после параграфа. И я предлагаю вам следующее домашнее задание на выбор: Написать мини-сочинение на тему «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?» или выполнить рисунок на эту же тему. | Ребята записывают домашнее задание. |
VIII. Рефлексия | - А сейчас мы отправимся в путешествие на машине времени в Древнее Двуречье. Его жители пользовались особым письмом – клинописью. Писали они специально заостренной палочкой на мягкой глине, которую затем обжигали в печи. - Я предлагаю вам сохранить свои впечатления от нашего урока на вот такой импровизированной глиняной табличке. Наши таблички уже обожжены, поэтому для написания мы воспользуемся фломастером. - Если урок для вас прошел удачно, вы считаете, что активно в нем участвовали, успешно справились с заданиями и довольны собой, то возьмите фломастер и изобразите вот такой смайл. - Если не все задания на сегодняшнем уроке показались вам легкими, вам было немного трудно, я предлагаю вам взять фломастер и изобразить вот такой смайл. - Если же задания сегодня оказались слишком трудными и вы считаете, что вам нужна помощь, возьмите фломастер и изобразите вот такой смайл. - Когда вы справитесь с этим, оставьте мне вашу глиняную табличку. И у меня на память от сегодняшнего урока останется самая настоящая библиотека ваших впечатлений. | Ребята изображают смайлы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....