Урок "Ассирийская держава" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок для 5 класса по теме "Ассирийская держава"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории на тему «Ассирийская держава»
Цель урока: дать представления об изменениях, произошедших после того, как люди освоили железо, о причинах возникновения и падения могущественной державы ассирийцев, об их нравах и обычаях, объяснить значение понятий: держава, таран.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Этапы урока | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся |
I. Организационный момент. | - Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна. И сегодня я проведу для вас урок истории. - У каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, но весь международный этикет, по сути, одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. И сегодня я также желаю вам успехов на уроке и хорошего настроения! - У каждого из вас на столе находится рабочий лист, в котором есть несколько заданий. Сегодня вы будете работать именно в них. - Ребята, но кроме этого, на урок я принесла черный ящик, и то, что в нем находится, связано с тем государством Древнего Востока, с которым вы сегодня познакомитесь. | Мотивационная часть: вниманию учащихся предлагается «черный ящик». |
II. Актуализация опорных знаний. | - Для начала обратим внимание на карту. Я думаю, что вы уже умеете работать с картой, какие стороны света вы знаете? - А какие древние государства вы уже знаете? | 1. Предполагаемый ответ: север, восток, запад, юг. 2. Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина. |
III. Изучение нового материала. | - Сегодня мы с вами познакомимся с новым государством, которое называется Ассирия. | |
IV. Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса.
| - А сейчас перед нами другая карта, которая показывает территорию Ассирии в разное время. Ребята, какие изменения вы видите? - Ассирия стала державой! - Запишите в рабочий лист тему урока. - Ребята, изучая любое государство на какие вопросы вы, прежде всего, ищете ответы?
- Сначала определите его географическое местоположение. Для этого я предлагаю вам заполнить пропуски в предложениях, используя опорные слова на слайде. Ассирия располагалась в верхнем течении реки Тигр, на востоке от Средиземного моря, севернее Вавилона - Итак, мы определили географическое положение Ассирийской державы. Ребята, я думаю, что вы уже слышали слово «держава», ведь нашу страну тоже называют державой, например, в гимне. Как вы считаете почему? - А как вы понимаете термин держава? - Откройте учебник на странице 87 в учебнике и сравните определение, данное в учебнике, с названным нами. - Запишите его в рабочий лист. - Ребята, когда мы изучаем любое государство, мы обязательно должны определить временные рамки его существования. Обратим внимание на доску. Мы видим линию времени, на ней нанесено несколько дат. Определите время появления Ассирии. - Откройте учебник на странице 33. Посмотрите внимательно на карту Древнего Востока. Найдем на ней Ассирию, мы уже знаем, где она находится. Заметьте, я не называю ее державой. - Обратите внимание на цвета и условные знаки на карте и определите, чем занимались жители этой страны? Обратить внимание на то, что там нет зеленых условных знаков, обозначающих основные районы земледелия. - Ассирия - горная страна, большую её часть составляют горы и предгорья, богатые залежами железной руды. По плодородью она значительно уступала низовьям реки Тигра и Евфрата, где и сосредоточены основные районы земледелия. Поэтому главным занятием жителей было скотоводство и охота. Наличие залежей железной руды, в которой нуждались Вавилон и Египет, способствовали тому, что вторым занятием жителей Ассирии стала торговля. - Вернемся к ленте времени. Определите время появления Ассирийской державы. - Как же ассирийцы смогли создать мощное и сильное государство? Посмотрите, а с каким событием совпадает появление Ассирийской державы? - Правильно, ребята. Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твёрже, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо " небесным камнем". Но "небесного" железа было мало, и стоило оно намного дороже золота. - Мы выяснили, что освоение железа сделало Ассирию державой, но почему? Ребята, а что изготавливают из железа? - Предположите, пожалуйста, а как государства Древнего мира могли увеличить свою территорию. | Предполагаемый ответ: территория увеличилась в несколько раз. Знакомство учащихся с темой урока. Постановка целей урока. Предполагаемые ответы: где находится, когда появилось, когда или почему прекратило свое существование? Предполагаемые ответы: большая, сильная, могучая. Запись в рабочие листы: Держава – это большое и сильное государство. Предполагаемый ответ: XXVIII в. до н.э. Предполагаемый ответ: охота, скотоводство. Предполагаемый ответ: VIII в. до н. э. Предполагаемый ответ: освоение железа. Предполагаемый ответ: орудия труда, оружие. Предполагаемый ответ: завоевания. |
IV. Физминутка для глаз | - Ребята, сейчас мы будем работать с историческими источниками, а это потребует от нас особого внимания и зрительного напряжения! - Для начала посмотрим на карту. А сейчас своими глазами мы нарисуем границы Ассирии. Поднимаем глаза вверх, на север, там расположено государство Урарту, поворачиваем глазами на восток – к реке Тигр, опускаем глаза вниз на юг – там Вавилон, поворачиваем на запад – в сирийские пустыни и возвращаемся на север. - А теперь закрываем глаза, представляем нарисованный нами контур границ государства. Закрасьте его мысленно зеленым цветом, не пропуская ни одного кусочка. | |
Завоевания Ассирийской державы. | - Ребята, а вы хотите стать настоящими историками? - Сейчас у вас появится такая возможность! Ведь сегодня вы будете исследовать самые настоящие исторические документы! - Для этого вам необходимо организовать небольшие группы, сегодня мы будем работать в четверках. Ребята, сидящие на первых партах, разворачиваются к ребятам, сидящих на вторых, ребята, сидящие на третьей парте – к тем, кто сидит на четвертых. - Напоминаю вам правила работы в группах! Уважайте своих товарищей, умейте слушать и слышать ваших одноклассников, выберите лидера вашей группы, который будет следить за временем, и в конце работы будет представлять то, что у вас получится. Как только данное вам время закончится, все заканчивают свою работу, занимают свои места и внимательно слушают выступление своих одноклассников! - На столе у каждой группы есть конверт, в котором есть исторический документ и опорные слова. Ваша задача – внимательно его прочитать и из предложенных слов, выбрать те, которые относятся именно к вашему документу! Как только вы справитесь, я предлагаю лидеру группы выйти к доске, закрепить их и рассказать остальным ребятам, почему вы выбрали эти слова и объяснить их значение! Не забываем о том, что ваш ответ должен быть полным! - Остальным мини-группам я предлагаю оценить работу ваших одноклассников, подняв жетоны, которые лежат у вас на партах. Вы поднимаете их, как только один из ваших одноклассников закончил свое выступление. Зеленый цвет будет означать, что все отлично, и вы узнали что-то новое для себя, желтый – вы узнали новую информацию, но вам требуются некоторые разъяснения, красный – вы не совсем поняли и вам требуется помощь. - На всю работу я даю вам ровно 7 минут. Лидеры, не забываем следить за временем! - Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось. Ассирия стала державой, благодаря сильному войску – пехоту и коннице, вооруженными копьями и щитами, панцирями из металлических пластинок, благодаря новым военным методам – катапульте и тарану, которые использовались при осаде городов, кожаному мешку. Ассирия значительно увеличила свою территорию за счет завоеваний соседних стран – Египта, Урарту, Палестины и Иудеи. Из военных походов ассирийцы привозили много военной добычи и пленников. | Ребята работают в группах. По мере готовности выходят к доске и закрепляют опорные слова, составляя кластер. Оценивают работу групп. |
V. Физминутка двигательная | - Ребята, а теперь я хочу предложить вам почувствовать себя настоящими ассирийскими войнами. Им помогали не только оружие, но сила и выносливость. А чтобы быть сильными и выносливыми они видимо делали упражнения. - Перед боем войны совершали молитвы и обращались к небу – поднимаем руки вверх, затем они оправлялись в военные походы – шагаем на месте, они стреляли из лука влево, вправо (изобразить характерные движения), чтобы пользоваться колесницами, войнам нужно было уметь сохранять равновесие – стоим на одной левой, затем на одной правой ноге. Еще ассирийские войны иногда переправлялись через бурные реки – изображаем плавание. - Спасибо, я вижу, что вы очень сильные и выносливые, присаживайтесь. | |
| - А мы продолжаем. И у нас остался последний вопрос. Ассирийские цари, полководцы и войны по своей жестокости превосходили все остальные древневосточные армии. Недаром в древности столицу Ассирии – Ниневию – называли логовищем львов и городом крови. Но Ассирия славилась не только военными завоеваниями, но и культурными достижениями. - До нас дошло имя царя, который превратил Ассирию в империю - Ашшурбанипал. Для своего времени он был очень образованным человеком, владел несколькими языками, обладал математическими и астрономическими познаниями. Изучал государственные дела и преуспел в строительстве. Именно при нем была построена знаменитая библиотека, носящая его имя. - Но великая держава просуществовала совсем недолго, покоренные народы не могли выносить необычайной жесткости ассирийцев и поднимались на борьбу против них. Не более 100 лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612 году до н. э. столица Ниневия была осаждена и сожжена. - А знаменитая библиотека уцелела. Книги, а вернее таблички, которые в ней хранились, были сделаны из глины. А они не горят, а становятся только прочнее после обжига. | |
VI. Подведение итогов урока. | - Вернемся к целям нашего урока.
- Мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока. И сейчас я предлагаю вам проверить себя. Обратимся к нашим рабочим листам. Перед вами исторический текст, в котором есть пропущенные слова. Ваша задача – заполнить пропуски. Слова, которые следует вставить, расположены чуть ниже текста. - А сейчас я предлагаю вам проверить свою работу и оценить себя. Обратим внимание на слайд. - Если вы все выполнили верно или допустили одну ошибку - поставьте себе «пять», если вы допустили две или три ошибки – «четыре», если вы допустили четыре ошибки - поставьте «три», если вы допустили более четырех ошибок, я предлагаю вам нарисовать грустный смайл возле своей работы. - В конце урока вы сдадите мне рабочие листы, я передам их вашему учителю, который и проверит ваши работы. - Ребята, а сейчас я предлагаю вернуться к нашему черному ящику. Напоминаю вам, что в нем находятся два предмета, которые характеризуют Ассирийскую державу. Один из них они использовали и для строительства и, даже, для изготовления писчего материала. А благодаря освоению второго, в Ассирии успешно развивалось земледелие, и ассирийская армия стала самой сильной в мире. Как вы думаете, что это? | Ребята отвечают на вопросы. Ребята работают с текстом. Проверка и самооценка. Предполагаемые ответы: железо и глина. |
VII. Домашнее задание. | - Откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок: параграф 13, отвечать на вопросы после параграфа. И я предлагаю вам следующее домашнее задание на выбор: Написать мини-сочинение на тему «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?» или выполнить рисунок на эту же тему. | Ребята записывают домашнее задание. |
VIII. Рефлексия | - А сейчас мы отправимся в путешествие на машине времени в Древнее Двуречье. Его жители пользовались особым письмом – клинописью. Писали они специально заостренной палочкой на мягкой глине, которую затем обжигали в печи. - Я предлагаю вам сохранить свои впечатления от нашего урока на вот такой импровизированной глиняной табличке. Наши таблички уже обожжены, поэтому для написания мы воспользуемся фломастером. - Если урок для вас прошел удачно, вы считаете, что активно в нем участвовали, успешно справились с заданиями и довольны собой, то возьмите фломастер и изобразите вот такой смайл. - Если не все задания на сегодняшнем уроке показались вам легкими, вам было немного трудно, я предлагаю вам взять фломастер и изобразить вот такой смайл. - Если же задания сегодня оказались слишком трудными и вы считаете, что вам нужна помощь, возьмите фломастер и изобразите вот такой смайл. - Когда вы справитесь с этим, оставьте мне вашу глиняную табличку. И у меня на память от сегодняшнего урока останется самая настоящая библиотека ваших впечатлений. | Ребята изображают смайлы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....