Классификация исторических источников
материал по истории (5, 6, 7 класс) на тему
Классификация исторических источников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_istoricheskih_istochnikov.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация источников
В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников:
1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.
К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.
К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.
К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).
К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).
Намеренные и ненамеренные письменные источники
Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные.
Намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары.
Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы.
С точки зрения историка, оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники, как правило, передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например, по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).
Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:
- Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).
- Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).
- Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).
- Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).
- Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).
- Печати (изучаются сфрагистикой).
- Гербы (изучаются геральдикой).
- Почтовые марки (изучаются филателией).
- Эмблемы (изучаются эмблематикой).
- Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).
- Костные остатки людей и животных (остеология).
Палеографические источники
- Древние тексты (изучаются палеографией).
- Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).
- Берестяные грамоты (изучаются берестологией).
- Юридические документы (изучаются дипломатикой).
- Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).
Эпиграфические источники
- Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).
- Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).
- Имена собственные (изучаются ономастикой).
- Географические названия (изучаются топонимикой).
- Родословные книги (генеалогия).
В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников:
1) летописи;
2) законодательные источники;
3) актовые материалы;
4) делопроизводственная документация;
5) статистические источники;
6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);
7) литературные произведения;
8) публицистика;
9) научные труды.
Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:
- Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
- Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.
Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию об их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и быт крестьян -феодальные повинности(работа с историческими источниками
Исторические источники и тестовые задания по истории средних веков. Можно использовать при обьяснении нового материала и во время закрепления темы "Феодальное поместье"....
Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода
На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....
Работа с историческими источниками на уроках истории 10 класс
Задания типа С1-С3 в формате ЕГЭ...
Учебно-методическое пособие"Технология формирования знаний об исторических персоналиях на основе исследования исторических источников"
Учебно-Методическое пособие по внеклассной работе в системе СПО...
Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)
Технологическая карта урока истории в 5 классе...
Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.
Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...
Приемы работы с историческими источниками: метод выявления исторических ошибок
Можно сказать, что в учебниках истории есть весь необходимый иллюстративный материал. Нет, это не так. Учебник как раз не дает всего объема представлений об изучаемых событиях. Каждый абзац темы несет...