ЗНАКОМСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ СО СПЕЦИАЛЬНО-НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по истории (5 класс) на тему

Васильенко Максим Анатольевич                                                                                                                                                                                                      Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 19» Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Саратовская область

 

В работе рассматриваются основне аспекты знакоства обучающихся 5 классов с методами научного исследования на уроках истории в рамках проектоной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vasilchenko_m.a.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ СО СПЕЦИАЛЬНО-НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ                      ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Васильченко М.А.,  к.и.н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 19» Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Саратовская область

Одним из важных компонентов  Федерального  государственного образовательного стандарта нового поколения является обязательное участие обучающихся основной школы в мероприятиях научного направления, целью которых является привлечение школьников 5 классов к  индивидуальной проектной научной деятельности[1].

Целью организации ученической исследовательской деятельности является выполнение требований ФГОС всех ступеней образования, достижение личностных, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных), предметных результатов образования[2].

По мнению Е. Ю. Ривкина, проектно-исследовательская деятельность создает благоприятные условия для развития опыта обучающегося: – самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; – общения в процессе личностно и социально значимой творческой деятельности – ведущих типов психологической деятельности подростков[3].

Важным этапом по популяризации научной деятельности являются систематизированные занятия в рамках специального элективного курса «Я -Исследователь» в рамках которых обучающиеся получают первые навыки по проведению самостоятельных научных исследований.  Данные занятия проводятся в старших классах начальной школы и создают важный задел для развития дальнейшего познавательного интереса обучающихся в основной школе. Они формируют  метапредметные умения работы с источниками информации: умения поиска, отбора, сравнения, сопоставления, оценки, анализа, систематизации, структурирования и обобщения информации.

К моменту перехода в основную школу ученики 5 классов имеют опыт создания проектов по предметам естественнонаучного (окружающий мир) и точного цикла (математика). Вместе с тем, у них отсутствуют навыки применения методов научного анализа, свойственного для предметов гуманитарного цикла. Поэтому одной из первостепенных задач учителя истории и обществознания на первых уроках по Всеобщей истории дать представление не только о понятийном аппарате науки, рассказать о ее связях с другими отраслями научного знания, но и акцентировать внимание на основных приемах работы с историческими источниками, представленными в учебнике.

Важным аспектом научной работы обучающегося является  их знакомство с основными методами исторического познания. При этом необходимо адаптировать данную информацию для понимания школьника.

На начальном этапе научной работы необходимо познакомить обучающихся с методом научного анализа исторического источника. Работа с историческими источниками лежит в основе и проектно-исследовательской деятельности, которая может быть как коллективной, так и индивидуальной. При этом следует обратить их внимание на авторство, фрагментарность или целостность источника, время и условия его создания, а также указать на авторскую позицию.

Работая с текстом в процессе исследовательской деятельности можно рассказать о существовании нарративного метода. При этом акцентировать внимание на необходимости логичного краткого и аргументированного изложения результатов научного исследования.

Историко-генетический метод (историзма) было бы логичным продемонстрировать на примере изучения института возникновения родоплеменной знати и ее трансформации во власть фараона. Необходимо объяснить, что любое историческое явление имеет свои истоки и должно эволюционировать в другое, либо прекратить свое существование.

Клюевым методом, который можно применить в работе с обучающимися 5 класса является метод научного сравнения. Он активно применяется участниками образовательного процесса как в рамках поурочной деятельности при проведении занятий обобщающих и систематизирующих знания, так и при создании  собственного научного проекта. Данный метод направлен на развитие логического мышления у обучающихся и помогает им получить первоначальное представление о процессах развития человеческого общества.

Школьники 5 классов наиболее охотно проявляют свои способности в рисовании, лепке из пластилина, картона.  В связи с этим, важно использовать их творческий потенциал. Для этого целесообразно формулировать темы проектов, результаты которых участники научного мероприятия смогли бы оценить приняв участие работе экспериментальной модели или реконструкции исторического явления или события.

К примеру, при подготовке проекта связанного с историей Древнего Китая можно создать наглядный макет Великой Китайской стены, либо  сделать макет шадуфа и ирригационной системы Древнего Двуречья.

Метод научного моделирования актуально  применять при изучении истории развития науки и техники.  К примеру, можно предложить сконструировать юному исследователю модель солнечных часов, краски на основе золы, тем самым доказав на практике работоспособность данных механизмов.

Следует отметить, что знакомство обучающихся с научными методами исторического исследования необходимо проводить с учетом личных индивидуальных особенностей каждого ученика.                                          Как отмечают многие исследователи, темы индивидуальных проектов, эмоционально-психологически близкие школьникам, обогащают духовно- ценностную сферу личности, способствуют личностному развитию[4].

В дальнейшем, по мере усложнения программы, необходимо более детально раскрыть для школьников основные положения каждого научного метода, с целью расширения их знаний и умений. В рамках работы со старшими классами можно использовать методы системного анализа, а также математические методы в историческом исследовании.

Таким образом, в рамках школьной научно-исследовательской работы существует возможность применения большинства существующих методов научного исторического познания (включая метод научного моделирования), которые должны быть адаптированы под психологические, возрастные и личностные особенности обучающихся с учетом развитости их творческого потенциала.

 


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 дек. 2010 № 1897. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

[2]  Крючкова Е.А. Особенности исследовательской деятельности учащихся при изучении истории //  Наука и Школа № 1 2017, С. 137.

[3] Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования // Теория и технология. 2014. С. 118.

[4] Крючкова Е.А. Особенности исследовательской деятельности учащихся при изучении истории //  Наука и Школа № 1 2017, С. 137.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение учащихся 5-6 классов геометрии в рамках проектной деятельности.

Обучение учащихся 5-6 классов геометрии в рамках проектной деятельности....

использование метода "Урока-исследования" в рамках изучения предмета "Русский язык"

Многоэтапная творческая деятельность школьников через поиск, путем постановки проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций с использованием приемов технологии критического мышления...

Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."

исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка  в младших классах....

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....

Драматизация как один из эффективных методов обучения иностранному языку в рамках проектной деятельности

Многообразие форм учебной деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. О...

Методы экологических исследований в эколого-краеведческой деятельности обучающихся//Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сборник Международной НПК. - Уфа, Аэтэрна, 2019. - 138 с. - с.87-94.

В статье кратко освещается понятие "эколого-краеведческая деятельность", рассматриваются виды эколого-краеведческой деятельности, демонстрируется значимость зколого-краеведческой деятельност...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках проектной деятельности

Профессиональный опыт применения метода проектов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Освещение проекта "Школьная газета" как современного средства социализации ли...