ЗНАКОМСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ СО СПЕЦИАЛЬНО-НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по истории (5 класс) на тему
Васильенко Максим Анатольевич Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Саратовская область
В работе рассматриваются основне аспекты знакоства обучающихся 5 классов с методами научного исследования на уроках истории в рамках проектоной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vasilchenko_m.a.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ СО СПЕЦИАЛЬНО-НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Васильченко М.А., к.и.н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Саратовская область
Одним из важных компонентов Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является обязательное участие обучающихся основной школы в мероприятиях научного направления, целью которых является привлечение школьников 5 классов к индивидуальной проектной научной деятельности[1].
Целью организации ученической исследовательской деятельности является выполнение требований ФГОС всех ступеней образования, достижение личностных, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных), предметных результатов образования[2].
По мнению Е. Ю. Ривкина, проектно-исследовательская деятельность создает благоприятные условия для развития опыта обучающегося: – самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; – общения в процессе личностно и социально значимой творческой деятельности – ведущих типов психологической деятельности подростков[3].
Важным этапом по популяризации научной деятельности являются систематизированные занятия в рамках специального элективного курса «Я -Исследователь» в рамках которых обучающиеся получают первые навыки по проведению самостоятельных научных исследований. Данные занятия проводятся в старших классах начальной школы и создают важный задел для развития дальнейшего познавательного интереса обучающихся в основной школе. Они формируют метапредметные умения работы с источниками информации: умения поиска, отбора, сравнения, сопоставления, оценки, анализа, систематизации, структурирования и обобщения информации.
К моменту перехода в основную школу ученики 5 классов имеют опыт создания проектов по предметам естественнонаучного (окружающий мир) и точного цикла (математика). Вместе с тем, у них отсутствуют навыки применения методов научного анализа, свойственного для предметов гуманитарного цикла. Поэтому одной из первостепенных задач учителя истории и обществознания на первых уроках по Всеобщей истории дать представление не только о понятийном аппарате науки, рассказать о ее связях с другими отраслями научного знания, но и акцентировать внимание на основных приемах работы с историческими источниками, представленными в учебнике.
Важным аспектом научной работы обучающегося является их знакомство с основными методами исторического познания. При этом необходимо адаптировать данную информацию для понимания школьника.
На начальном этапе научной работы необходимо познакомить обучающихся с методом научного анализа исторического источника. Работа с историческими источниками лежит в основе и проектно-исследовательской деятельности, которая может быть как коллективной, так и индивидуальной. При этом следует обратить их внимание на авторство, фрагментарность или целостность источника, время и условия его создания, а также указать на авторскую позицию.
Работая с текстом в процессе исследовательской деятельности можно рассказать о существовании нарративного метода. При этом акцентировать внимание на необходимости логичного краткого и аргументированного изложения результатов научного исследования.
Историко-генетический метод (историзма) было бы логичным продемонстрировать на примере изучения института возникновения родоплеменной знати и ее трансформации во власть фараона. Необходимо объяснить, что любое историческое явление имеет свои истоки и должно эволюционировать в другое, либо прекратить свое существование.
Клюевым методом, который можно применить в работе с обучающимися 5 класса является метод научного сравнения. Он активно применяется участниками образовательного процесса как в рамках поурочной деятельности при проведении занятий обобщающих и систематизирующих знания, так и при создании собственного научного проекта. Данный метод направлен на развитие логического мышления у обучающихся и помогает им получить первоначальное представление о процессах развития человеческого общества.
Школьники 5 классов наиболее охотно проявляют свои способности в рисовании, лепке из пластилина, картона. В связи с этим, важно использовать их творческий потенциал. Для этого целесообразно формулировать темы проектов, результаты которых участники научного мероприятия смогли бы оценить приняв участие работе экспериментальной модели или реконструкции исторического явления или события.
К примеру, при подготовке проекта связанного с историей Древнего Китая можно создать наглядный макет Великой Китайской стены, либо сделать макет шадуфа и ирригационной системы Древнего Двуречья.
Метод научного моделирования актуально применять при изучении истории развития науки и техники. К примеру, можно предложить сконструировать юному исследователю модель солнечных часов, краски на основе золы, тем самым доказав на практике работоспособность данных механизмов.
Следует отметить, что знакомство обучающихся с научными методами исторического исследования необходимо проводить с учетом личных индивидуальных особенностей каждого ученика. Как отмечают многие исследователи, темы индивидуальных проектов, эмоционально-психологически близкие школьникам, обогащают духовно- ценностную сферу личности, способствуют личностному развитию[4].
В дальнейшем, по мере усложнения программы, необходимо более детально раскрыть для школьников основные положения каждого научного метода, с целью расширения их знаний и умений. В рамках работы со старшими классами можно использовать методы системного анализа, а также математические методы в историческом исследовании.
Таким образом, в рамках школьной научно-исследовательской работы существует возможность применения большинства существующих методов научного исторического познания (включая метод научного моделирования), которые должны быть адаптированы под психологические, возрастные и личностные особенности обучающихся с учетом развитости их творческого потенциала.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 дек. 2010 № 1897. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
[2] Крючкова Е.А. Особенности исследовательской деятельности учащихся при изучении истории // Наука и Школа № 1 2017, С. 137.
[3] Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования // Теория и технология. 2014. С. 118.
[4] Крючкова Е.А. Особенности исследовательской деятельности учащихся при изучении истории // Наука и Школа № 1 2017, С. 137.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение учащихся 5-6 классов геометрии в рамках проектной деятельности.
Обучение учащихся 5-6 классов геометрии в рамках проектной деятельности....
использование метода "Урока-исследования" в рамках изучения предмета "Русский язык"
Многоэтапная творческая деятельность школьников через поиск, путем постановки проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций с использованием приемов технологии критического мышления...
Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."
исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка в младших классах....
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности
ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....
Драматизация как один из эффективных методов обучения иностранному языку в рамках проектной деятельности
Многообразие форм учебной деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. О...
Методы экологических исследований в эколого-краеведческой деятельности обучающихся//Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сборник Международной НПК. - Уфа, Аэтэрна, 2019. - 138 с. - с.87-94.
В статье кратко освещается понятие "эколого-краеведческая деятельность", рассматриваются виды эколого-краеведческой деятельности, демонстрируется значимость зколого-краеведческой деятельност...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках проектной деятельности
Профессиональный опыт применения метода проектов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Освещение проекта "Школьная газета" как современного средства социализации ли...