Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках проектной деятельности
статья
Профессиональный опыт применения метода проектов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Освещение проекта "Школьная газета" как современного средства социализации личности, воспитания нравственности, формирования активной гражданской позиции, а также как средства повышения интереса к учебе и внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А. А. Дербенёв, Л. А. Ильина
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках проектной деятельности
Обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья – сложная социально-педагогическая проблема. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Для обучающихся нашей школы-интернат очень важным является овладение не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и навыками самообслуживания, культуры общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к жизни в обществе. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Е.И. Разуван подчеркивает, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг. У них почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Они легко вступают в контакт с близкими и давно знакомыми им людьми, но большие проблемы вызывает знакомство с новыми людьми. Школьная среда для таких детей является частым фактором прекращения общения [8]. Специфика состава обучающихся является важным фактором формирования межличностных отношений у ребенка с особенностями здоровья. Суженный круг интересов, отношений, ограниченность связей определяются особенностями психики и свойств личности такого ребенка. Отношения, которые он строит, находятся на уровне чувств и переживаний, они носят субъективный, неосознанный характер, чаще всего являются ситуационными и практически неустойчивыми. [4]. Чаще всего у воспитанников школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически не развито понимание себя как личности, нет стремления к личностному росту. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья считают себя полностью подготовленными к самостоятельной жизни, у них нет переживаний за свое будущее, что обусловлено малым числом контактов с окружающими людьми и завышенным уровнем притязаний.
Подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», является одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация – это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Она возможна только в обществе и представляет собой процесс превращения человека из индивида в гражданина и личность, когда происходит усвоение ценностей, смысла и значения поступков. Это процесс становления человека полноценным членом общества. [5]
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Общее между этими процессами – они направлены на становление личности.
Отечественные психологи, Л. С. Выготский; С. Я. Рубинштейн; П. Я. Гальперин, в качестве доминирующей стороны в развитие личности называют социальный опыт, выражающийся в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л. С. Выготский) из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития. [3]
Таким образом, одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества, создание условий для формирования социально-компетентной личности, способной к самореализации и выбору активной гражданской позиции. [2]
В нашей школе-интернате реализуются различные виды деятельности и формы работы с целью создания комфортной образовательной среды, оптимизации учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное общество.
Эффективным направлением успешной социализации личности обучающихся является включение их в различную проектную деятельность. Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения, который формирует и совершенствует не только трудовую, но и общую культуру общения и социального поведения в целом. [1] Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности обучающихся. В ходе работы над проектами у школьников формируются навыки социального поведения, расширяются знания об окружающей действительности, привлекается внимание участников проекта к актуальным социальным проблемам общества. Главное – ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность. Вместе с тем, проект – это всегда творчество, а реабилитация учащихся творчеством создает возможность для самовыражения, дает простор воображению. Развитие творческих способностей для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участию в творчестве и созидании, приобретению опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у таких обучающихся, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме. [7]
На базе нашей школы-интерната реализуются проекты различной направленности, одним из которых является школьная газета «Школьный калейдоскоп».
В школе-интернате учащиеся познают социум, учатся вести себя в обществе, строить отношения, ошибаться и находить верные пути для исправления своих ошибок. Школьная газета – современное средство социализации личности, воспитания нравственности, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и внеурочной деятельности. Газета является эффективной формой организации деятельности в этих направлениях, так как социализация подрастающего поколения в большей степени происходит через средства массовой информации. Именно так школьники входят, погружаются в социум, в общественную жизнь своей страны и мирового сообщества.
Цель проекта школьная газета: создание живой, активно работающей информационной среды, обеспечение успешной социализации личности обучающихся.
Задачи проекта:
- Освещение в газете школьной жизни;
- Формирование активной социальной позиции;
- Содействие в воспитании информационной культуры школьников;
- Повышение интереса к учебе, внеурочной деятельности, а также к общественной жизни школы;
- Реализация гражданско-патриотического воспитания;
- Развитие творческих и коммуникативных навыков у школьников.
У школьников наиболее читаемыми оказываются те материалы, в которых рассматриваются их проблемы. Наибольший интерес, как правило, вызывают статьи и заметки, иллюстрированные фотографиями с места событий. Газета интересна для них тогда, когда в ней можно прочитать что-то о себе или своих знакомых, о событиях, в которых они лично принимали участие.
В нашей школьной газете освещаются наиболее важные текущие события из жизни школы, достижения обучающихся в учебной и внеурочной деятельности. Таким образом каждый может оказаться на ее страницах, в центре событий выпуска, это способствует развитию творческого потенциала, стремлению к достижениям высоких результатах во всех видах деятельности и активному участию в жизни школы не только школьников, но и педагогического коллектива.
Для каждого выпуска газеты создаются творческие группы, в которые входят обучающиеся всех возрастных категорий и педагоги, осуществляющие планирование и контроль деятельности школьников.
Старшеклассники школы-интернат берут интервью различной актуальной тематики у сотрудников школы и обучающихся. Это возможность выразить свою точку зрения по волнующим вопросам у каждого члена коллектива и школьника. А также такой вид деятельности способствует привлечению обучающихся к участию в работе над выпусками газеты, развитию их творческих способностей и коммуникативных навыков. Также в нашей газете есть творческая страничка, на которой школьники могут проявить себя, свои таланты, будь то песни, стихи или художественное творчество.
Принимая участие в создании школьной газеты обучающиеся чувствуют собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Газета воспитывает ответственность. Сознание общественной значимости выполняемой работы – исключительно важный мотив, побуждающий обучающихся к активной деятельности.
В ходе осуществления проектной деятельности ожидаются следующие результаты:
- Объединение в едином информационном пространстве всех участников образовательного процесса;
- Повышение информационной культуры обучающихся, их читательской активности (Таблица 1, 2);
- Повышение социальных навыков учащихся;
- Повышение творческой активности обучающихся;
- Развитие межличностного взаимодействия, формирование коммуникативной компетентности (Рисунок 1, 2).
Среди участников образовательного процесса школы-интернат было проведено анкетирование с целью анализа эффективности проделанной работы. Таблица 1. Результаты анкетирования
№ п/п | Вопрос | Полученные ответы |
Нужна ли школьная газета? | Да – 85% Нет – 5% Не знаю – 10% | |
Для чего нужна школьная газета? | Узнавать о событиях, происходящих в школе – 28% Прочитать что-то интересное – 15% Делится своим творчеством с другими – 10% Прославить школу – 15% Узнавать о достижениях моего ребенка, гордиться им – 5% Совершенствовать коммуникативные и социальные навыки обучающихся – 7% Повышать межличностное взаимодействие между обучающимися, педагогическим составом – 5% Развивать творческий потенциал учеников – 15% |
Проанализировав результаты, можно сделать выводы, что большинство опрошенных считает, что проект школьная газета необходим школе-интернат, что такой вид деятельности способствует социальному и творческому развитию личности, а также является способом самовыражения обучающихся.
Таблица 2. Тираж выпусков школьной газеты в зависимости от спроса
№ п/п | № выпуска | Тираж, к-во экземпляров |
Выпуск №1 | 20 | |
Выпуск №2 | 40 | |
Выпуск №3 | 60 |
Рисунок 1. Социометрический статус обучающихся в динамике за период с 2015 по 2018 учебные года
Высокий социометрический статус обучающихся по школе отмечен в 2015-16 учебном году – у 81% обучающихся; в 2016-17 учебном году – у 82,3% обучающихся; в 2017-18 учебном году – у 89% обучающихся (Рисунок 1).
Рисунок 2. Индекс психологической взаимности по школе в динамике за период с 2015 по 2018 учебные года
Высокий индекс психологической взаимности (групповой сплоченности) по школе отмечен в 2015-16 учебном году – у 79,7% обучающихся; в 2016-17 учебном году – у 83,6% обучающихся; в 2017-18 учебном году – у 89% обучающихся (Рисунок 2).
Таким образом, школьная газета является эффективным средством воздействия и воспитания, а участие в данном проекте дает возможность удовлетворения интересов каждого ребенка, создает «ситуацию успеха» в соответствии с его собственными способностями, безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Библиографический список
- Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: Учеб. пособие – 10 изд., перераб. – М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010. – 168 с.
- Апиш М. Н. Проблемы и особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 196–200. – URL: .
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб: Союз, 1997. 144с
- Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л. //1971.
- Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М.: Академический Проект, ; 496 с.
- Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
- Петракова Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 71-73.
- Разуван, Е.И.Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Разуван, Е.И. // Дефектология : научно-методический журнал : издается с января 1969 года : выходит раз в два месяца / ред. В.И. Лубовский. – 1989. – №3 1989.
- Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на ШМО учителей начальных классов на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...
Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...
Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Выступление с докладом...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...