Инновационная программа «Музей как образовательное пространство в обучении истории детей с ОВЗ по слуху»
методическая разработка по теме
Инновационная программа посвящена роли музея в обучении детей с ОВЗ по слуху, значения музея для усвоения исторических представлений, для обновления и совершенствования качества образования, создания условий для развития свободной творческой личности. В программе раскрываются особенности урока в музее, проблемы, которые решаются во время такого урока, предполагаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_kak_prostranstvo_obrazovaniya.docx | 47.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52»
Инновационная программа
«Музей как образовательное пространство в обучении истории детей с ОВЗ по слуху»
Учителя истории и обществознания Артемовой Г.П.
2017 г.
Пояснительная записка
Обоснование актуальности программы.
В настоящее время сложилась ситуация, когда образовательная реформа и новые Федеральные государственные образовательные стандарты четко определили направление государственного заказа, связанного с вызовами времени. Школа теряет монополию на организацию основного учебного процесса. Сегодня учитель обязан так организовывать учебную деятельность школьников, чтобы она была связана с жизнью, и включать в нее занятия на природе, в городской среде, в библиотеке, в театре и, конечно, в музеях.
С 2012 года выполнению этих задач способствовал проект столичного Департамента образования «Урок в Москве». Проект «Урок в Москве» насчитывает более 430 уроков по разным предметам, подготовленных методистами Городского методического центра и московскими учителями. Парки, выставочные площадки, библиотеки, музеи и экспериментальные центры, школьные музеи и пришкольные территории - образовательное пространство, используемое в проекте.
С 1 сентября 2017 года по инициативе правительства Москвы и лично С.С. Собянина в нашем городе стартовала программа «Музеи — детям», которая позволяет учителям города провести в музее не просто экскурсию, но и урок в удобное для них время.
В приобщении ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре особая роль принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.
Урок в музее очень важен в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности.
Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни.
Особенно важна роль музея для детей с ОВЗ, в частности, с ОВЗ по слуху.
У детей с недостатками слуха наблюдаются отклонения в развитии психических процессов: нарушены процессы анализа и синтеза, отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, затруднено осмысленное запоминание материала, суждения отличаются упрощённостью и излишней конкретностью, недостаточно развито умение обобщённо выражать мысли, слабослышащие дети часто затрудняются правильно устанавливать логические связи явлений и событий. В связи с этим такие обучающиеся сталкиваются со значительными трудностями в овладении историческими знаниями.
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих и слабослышащих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный характер, и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстрактных понятий.
Для сознательного и прочного усвоения исторических понятий и представлений слабослышащими учащимися очень важна образность, она - необходимая предпосылка научности и прочности исторических знаний, и в эту задачу помогают решать уроки в музее.
Применение визуальных средств в обучении влияет на положительную эмоциональную окраску уроков. Эмоциональная активизация – это необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности. Высшая нервная деятельность глухих и слабослышащих детей в значительной степени опирается на непосредственные ощущения и представления, полученные от исторических предметов, картин, рисунков – всего того, что ребёнок увидит в музее.
Цель программы – обновление и совершенствование качества образования, создание условий для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника средствами музейного пространства и территорий в городе Москве.
Задачи программы:
Урок в музее имеет более широкие задачи, чем только усвоение знаний по конкретной теме школьной программы. Обучающиеся не только должны овладеть знаниями, но и тренировать умения:
- использовать данные различных исторических и современных источников (текста, схем, иллюстраций),
- работать с исторической картой,
- использовать знания при написании творческих работ,
- определять причины и следствия важнейших исторических событий.
Не стоит забывать и о метапредметных результатах урока, в ходе которого обучающиеся овладевают универсальными учебными действиями (УУД).
Задачи педагога при работе над данной программой:
- Расширение сферы образования через приобщение обучающихся к музейным ценностям;
- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- Формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих способностей обучающихся, предоставление им возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности педагога.
Если учебно-воспитательный процесс в школе будет организован с использованием музейных педагогических технологий, то будут достигнуты более высокие результаты формирования у учащихся с ОВЗ по слуху исторических представлений, в художественно– эстетическом развитии детей, их самореализации.
В ходе работы планируется:
- апробация нетрадиционных форм проведения уроков;
- организация краеведческой работы на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения;
- создание альбомов памяти, презентаций, стендов;
- расширение методического поля за счет использования интернет-технологий;
- проверка эффективности влияния средств музейной педагогики на формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию детей с ОВЗ по слуху.
Этапы реализации программы:
- Подготовка обучающихся к уроку в музее;
- Разработка дидактической схемы учебного занятия (создание листа исследования);
- Создание сценария учебного занятия (описание взаимодействия педагога и учащихся в ситуации учения-обучения);
- Логистика (построения маршрута движения в пространстве музея, создание маршрутного листа);
- Организация экскурсии;
- Экскурсия в музей,
- Подведение итогов (ответы на проблемное задание, тесты, вопросы, подготовка эссе, очерка, рисунков, проектов).
Особенности реализации программы:
Готовя учебное занятие (урок) в музее, необходимо, с одной стороны, отличать его от музейной экскурсии, а с другой - от урока в школе. Отличие учебного занятия в музее от музейной экскурсии состоит в том, что учебное занятие имеет учебную задачу, за которой стоит освоение конкретной единицы содержания образования (понятия, явления, способа действия и т.п.), а экскурсия направлена на передачу определенной информации. В отличие от экскурсии, которую ведет экскурсовод, учебное занятие (урок) проводит профессиональный педагог, имеющий компетенцию в области предметного знания и владеющий спецификой музейного пространства.
Урок в музее отличается от урока в школе прежде всего организацией пространства. В школе это стандартно оборудованный класс, в музее - это открытые залы с экспонатами, где удержание внимания группы обучающихся (класса) требует определенных навыков педагога по включению учащихся в содержательную коммуникацию.
Урок в музее должен ориентироваться на системно-деятельностный подход (поисковая, исследовательская и элементы проектной деятельности детей), который нацелен на получение школьниками метапредметных и личностных результатов.
Наиболее удачная форма для урока в музее - практическая работа обучающихся в музейной экспозиции.
Основным содержанием урока является решение сформулированной школьниками совместно с учителем проблемы, поиск ответов на собственные вопросы с помощью обращения к музейному подлиннику. Урок в музее позволяет обучающимся сделать то, что невозможно в барьерной классной среде.
При проведении урока в музее используется такая педагогическая технология как исследовательская деятельность обучающихся. Она подразумевает отказ от прямой трансляции знаний, обучающиеся самостоятельно рассматривают, изучают музейные экспонаты и целые экспозиционные комплексы. Функция ведущего урока (им может быть сотрудник музея совместно с учителем) сводится к моделированию процесса работы. Чтобы процесс исследования был упорядочен, школьники работают по плану, который изложен в так называемом «маршрутном листе». Он состоит из нескольких пунктов: каждый соответствует определенному экспонату (экспозиционному комплексу), который подлежит исследованию. Школьники должны очень коротко (в одно - два предложения) описать экспонат, раскрыв суть его исследования. В «маршрутном листе» педагог должен поставить один или несколько вопросов к данному экспонату, которые указывают, какую именно информацию необходимо извлечь. Формулировку вопроса следует подобрать очень тщательно: он должен быть кратким и четким, не допуская двойного толкования. Кроме того, вопросы не должны быть узкими, частными, малозначительными. Информация, извлеченная из каждого экспоната должна составить важную часть освоения темы.
Основной этап реализации программы связан с разработкой и проведением намеченных занятий, уроков и мероприятий. Их особенность заключается в том, что каждое музейное посещение рассматривается как органичная часть учебного процесса, тесно увязанная с образовательной программой, что предполагает:
- подготовку школьников к посещению музея (знакомство с понятиями и терминами, введение в событийный контекст и пр.), которое может проводиться как в рамках уроков (история, обществоведение), так и в ходе внеклассных мероприятий;
- Создание сценария учебного занятия (описание взаимодействия педагога и учащихся в ситуации учения-обучения),
- Подготовку маршрутных листов. Маршрутный лист – это не план музея, по которому должны двигаться ученики, в нем должны содержаться такие задания, которые выполнив, ученик получит информационный справочный материал, состоящий из новых знаний или открытий. Причем сам лист должен быть компактным и удобным для хранения и длительного использования. Этот лист не должен содержать много заданий или сложных вопросов. Маршрутный лист может содержать иллюстративный материал, который поможет ориентироваться в музее детям с ОВЗ по слуху.
- организацию работы на экспозиции с дидактическими материалами (Маршрутный лист ), нацеливающими учеников на осмысление задач, значимых для достижения образовательных целей;
- рефлексию после посещения, которая позволяет не только обобщить впечатление о музее, но и переосмыслить приобретенный музее опыт и использовать его для создания нового творческого продукта.
Таким образом, формируются целостные образовательные блоки, включающие как посещение музея, так и классные часы, внеклассные мероприятия, занятия, связанные с проектной и исследовательской деятельностью учащихся.
Важной задачей программы является разработка дидактических материалов, позволяющих организовать активную деятельность обучающихся в музейном пространстве, которая предполагает определение темы (идеи) посещения музея, отбор экспонатов для ее раскрытия, создание алгоритма вопросов и заданий, призванных помочь ребенку в его исследовательской деятельности. Часть подобных материалов в настоящее время разработана учителями Москвы, но для работы с детьми с ОВЗ по слуху эти материалы нуждаются в доработке.
Особенности создания урока в музее.
Урок в музее должен соответствовать ядру школьной программы и новым образовательным стандартам, учитывать КЭСы (контролируемые элементы содержания), которые должны были оставаться у каждого школьника в некоем «сухом остатке» после урока для объективного измерения его эффективности.
Тема. Урок в музее должен соотноситься с темой школьной программы. И в данном случае для формирования у школьников «картины мира» предлагается ориентация на межпредметные связи и метапредметные и личностные результаты.
Возраст. Возрастные особенности школьной группы определяют ракурс проблемы, поможет определить, в чем привлекательность этой темы именно для данного возраста.
Проблема. Когда тема урока найдена, предстоит самое трудное - сформулировать, пока ещё только для себя, проблему урока так, чтобы она отвечала как потребностям ребенка, так и учебным задачам учителя - тогда и урок обретет более точное название.
Примером является урок «Медный бунт 1662 года и Коломенское» в Московском государственном объединенном музее-заповеднике (территория «Коломенское») - в рамках этого урока ученики знакомятся с этапами развития Медного бунта, последовательно посещая исторические места, в которых происходили события и постоянно педагог ставит перед ними вопрос: «Почему Медный бунт был назван «Медным»?»
Интрига. Для того, чтобы «построить» урок в музее, надо оттолкнуться от «точки удивления», это даёт возможность вовлечь ребят в учебный процесс поиска. И
здесь необходимо позаботиться, чтобы в сценарии урока появилась интрига. Именно она даёт мотивации импульс, который приводит к конечному результату, помогает найти пути решения проблемы, когда ребенок доказывает не столько
педагогу, сколько самому себе, что он может самостоятельно справиться с задачей. В уроке в Музее Москвы, например, школьники могут примерить на себя навыки древних славян, должны догадаться, для чего служили те или иные орудия труда, предложить свои гипотезы по их назначению.
Методы. При разработке сценария урока опорной методической составляющей становится предметный метод. Это означает, что при разработке вопросов к уроку педагог отталкивается, прежде всего, от музейного объекта. Устные или заявленные в маршрутном листе вопросы должны:
- возбуждать любопытство и привлекать внимание школьника к предмету;
- заставлять задуматься и вызвать интеллектуальное напряжение;
- побуждать его искать свои собственные ответы на поставленные вопросы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной в музее информации, поскольку ответы на них нельзя найти в учебнике.
При разработке урока необходимо отказаться от экскурсионного подхода и минимизировать презентацию информации посредством монолога. Рекомендуется отвести на неё не более 30% от длительности урока. При системно-деятельностном подходе, который лежит в основе урока, школьнику необходимо четко осознавать: для чего он совершает определенное интерактивное действие.
Моделируя проблемные и поисковые ситуации, педагоги могут использовать следующие традиционные и современные педагогические технологии:
- предлагать рассмотреть явление с различных (ролевых) позиций;
- подводить учащихся к противоречию и побуждать их самим найти способ его разрешения;
- предлагать проблемные задания (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками).
- побуждать делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- знакомить с различными точками зрения на один и тот же вопрос;
- Проектный метод;
- Метод ролевых игр;
Время урока. Особенности проведения урока в музее диктуют увеличение его времени за пределы традиционных 40 минут. Смена видов деятельности позволяет, на наш взгляд, доводить его продолжительность до 1 часа 20 минут.
Временную модель урока можно представить в следующем виде: презентация педагогом образа данного музея, настройка групп на работу, актуализация их прежних знаний, обсуждение проблемы, знакомство с музейной составляющей урока. В конце урока очень важно, чтобы обучающиеся под руководством педагога или самостоятельно пришли к выводу, который поможет осознать проблему и найти путь её решения.
Урок в музее должен давать импульс для последующей проектной деятельности школьников. Поскольку школа ориентирует и требует от учителя организации этой проектной деятельности, музей становится для школы необходимым образовательным ресурсом. После посещения музея школьники могут получить домашнее творческое задание, которое должно быть максимально конкретными. Например, после посещения Музея обороны Москвы можно предложить написать репортаж от имени «фронтового корреспондента» о событиях 1941-1942 гг.
Мероприятия программы:
№ | Тема урока | Проблема | Музей | Итог занятия | Класс | Дата |
1 | Культура России 16 века: архитектура, живопись. Быт. | В чём отличия архитектуры, живописи России 16 в. от архитектуры, живописи западноевропейского Возрождения? | Усадьба «Коломенское» | Создание презентаций. | 8а | Декабрь 2017 г. |
2 | Россия в первой четверти 18 в. | Найти особенности русской архитектуры 17 века. | Усадьба «Измайлово» | Создание рисунков, оформление стенда | 8а | Январь 2018 г. |
3 | «Медный бунт» 1662 года | Почему события 1662 года назвали «Медным бунтом»? | Усадьба «Коломенское» | Беседа в классе, ответы на тест | 8а | Март 2018 г. |
4 | Европейская художественная культура 19-н.20 в. | Найти картины, относящиеся к импрессионизму, классицизму, реализму, доказать свой выбор | Музей изобразительных искусств им. Пушкина | Создание проектов | 9 а, 9б | Сентябрь 2017 г. |
5 | Московская битва | «1941: рождение Победы?» | Музей обороны Москвы | Сочинения от имени людей того времени | 10а, 10б | Ноябрь-декабрь |
6 | Отечественная война 1812 г. | Кто победил в Бородинской битве? | Бородинская панорама | Подготовка информации на школьный сайт | 9 а, 9б | Декабрь 2017 г. |
7 | Художественная культура России первой половины 19 в. | Определи жанры картин | Третьяковская галерея | Создание презентаций | 9 а, 9б | Январь 2018 г. |
8 | Либеральные реформы 60—70-х гг. | Почему реформы 60—70-х гг. называют либеральными? | Исторический парк «Россия – моя история» | Беседа в классе | 9 а, 9б | Март 2018 г. |
9 | Художественная культура России 19 в. | Определи самую популярную тему живописи 19 века | Третьяковская галерея | Подготовка тематической выставки | 9 а, 9б | Апрель 2018 г. |
10 | Революционные потрясения в России | Была ли неизбежной революция? Докажи своё мнение. | Музей современной истории | Историческое сочинение. | 10а, 10б | Ноябрь 2017 г. |
11 | Особенности внутренней политики, тоталитарная модель социализма. | Действительно ли советское государство 30-х годов было тоталитарным, и как это отражалось на судьбах людей? | Государственный музей истории ГУЛАГа | Подготовка странички в социальной сети с информацией о посещении музея | 10а, 10б | Декабрь 2017 г. |
12 | «Советская страна в 50-н.80-х гг» | «Жить стало лучше!?» | Музей современной истории | Подготовка презентации | 10а, 10б | Январь 2018 г. |
13 | Русь и Орда | Было ли иго? | Исторический парк «Россия – моя история» | Ответы на тест | 11а | Октябрь 2017 г. |
14 | Культура России конца 20-н. 21 в. | Согласны ли вы со словами Н.В. Гоголя «Искусство − это увеличительное стекло»? | Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова | Составление карты-путеводителя по произведениям И.С. Глазунова, отражающей социальные функции искусства. | 11а | Январь 2018 г. |
15 | Расцвет дворянской империи в России | Почему экспозицию, посвящённую правлению Екатерины Великой, назвали «Золотым веком Российской империи»? Был ли он таковым? Для кого? И если нет, то почему? | Усадьба «Царицино» | Создание стенда | 11а | Февраль 2017 г. |
16 | Художественная культура России в конце ХIХ-н. ХХ в. | Определи художественные стили | Третьяковская галерея | Создание тематической выставки | 12а | Октябрь 2017 г. |
17 | Революция в России 1917 г. | Была ли неизбежной революция? Докажи своё мнение. | Музей современной истории | Подготовка эссе | 12а | Октябрь 2017 г. |
18 | Культ личности И. В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. | Действительно ли советское государство 30-х годов было тоталитарным, и как это отражалось на судьбах людей? | Государственный музей истории ГУЛАГа | Историческое сочинение-рассуждение | 12а | Ноябрь 2017 г. |
Материально-технические ресурсы.
В школе существует техническая база для осуществления творческой и проектной деятельности учащихся и ее презентации. Фото- и видео-аппаратура, компьютеры и мультимедийные проекторы позволяют расширить рамки познавательной и творческой деятельности учащихся, сделать ее более насыщенной и разнообразной.
Для организации выездов, связанных с освоением пространства музея и музейных экспозиций в школе есть автобусы.
Формируемые универсальные учебные действия обучающихся в ходе реализации программы:
Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:
исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
регулятивные (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности);
коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса);
Планируемые результаты реализации программы:
Обучающиеся:
– научатся видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
– будут понимать взаимосвязь исторических эпох и свою причастность к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
– будут уважительно относиться к другим культурам;
– будут обладать повышенным уровнем образованности, разбираться в системе духовных и культурных ценностей народа,
Обучающиеся с ОВЗ по слуху будут:
- развивать слуховое восприятие,
- развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- развивать устную и письменную речь, монологическую контекстную речь.
Список использованной литературы:
- Материалы проекта Урок в музее Департамента образования г. Москвы.
- «Урок в музее» Московский Центр музейного развития. Сборник статей. М.2015 г.
- Гуральник, Ю. У. Музейная педагогика и музейная социология : сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель. М., 2011.
- Долгих, Е. В. Проект «Музейная педагогика» - пространство гражданского становления Директор школы. 2012
- Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский. Школьные технологии. 2012.
- Татьяна Родина. Алгоритмы музейной педагогики. Лицейское и гимназическое образование. 2010
- Сапанжа, О. С. Основы музейной коммуникации. СПб., 2007
- Крошкина, Т. А. Ресурсный центр музейной педагогики в условиях взаимодействия образовательной системы Красносельского района С.-Петербурга с Русским музеем. Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»
Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....
"Музей в образовательном пространстве современной школы"
Это творческий очерк о работе школьного музея в МБОУ "СОШ №15" за 3 года, где рассказывается о основных направлениях развития музея, видах исследовательской деятельности, результатах его деятельности....
Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"
В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...
Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....
Темы обсуждения и библиография к городскому семинару «Музей в образовательном пространстве школы.
Темы обсуждения и библиография к городскому семинару «Музей в образовательном пространстве школы. Межпредметные связи: отражение истории Первой Мировой войны на страницах еженедельного жур...
Музей – центр образовательного пространства школы
В помощь руководителям школьных музеев....
«Формирование инновационного образовательного пространства в обучении филологии»
Теоретический материал для руководителей ШМО учителей русского языка и литературы...