«Формирование инновационного образовательного пространства в обучении филологии»
статья по технологии

Дышлевая  Владимировна

Теоретический материал для руководителей ШМО учителей русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование инновационного образовательного пространства в обучении филологии»

Методическое объединение для руководители ШМО

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании " инновационная образовательная технология ",  «образовательное пространство», "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий  на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по применению инновационных технологий в образовательной практике учреждений.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

       Новый  Государственный Образовательный Стандарт  Донецкой Народной Республики направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Наряду с другими направлениями выбрано обеспечение единства образовательного пространства  с Российской Федерацией. Под образовательным пространством Республики понимается вся совокупность её образовательных учреждений разного типа взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а так же идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов.

     Создание такого пространства требует изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни, системе управления. 

     Требования ГОС нового поколения предполагают: «… активную роль всех участников образовательного процесса в формировании компетентной личности;… обеспечение перехода в образовании… от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей» и предусматривают составление и внедрение «… программ развития у обучающихся универсальных учебных действий». 

          Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного  общества. Об этом говорится и в законе «Об образовании» .

          Встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности. 

         Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор. 

         В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения обучающимися образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения. 

        Многими педагогами выдвигаются требования к современному уроку. Акцент делается на развивающий характер, поэтому урок необходимо обогатить новыми педагогическими и информационными технологиями. 

        Педагогическая (образовательная) технология – это система  функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. 

         Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приёмов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. 

         В результате достигается устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения.

         Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

        Современное состояние системы образования характеризуется возрастанием роли нетрадиционных технологий обучения. Усвоение учениками знаний с их помощью происходит значительно быстрее, чем посредством обычных технологий. Эти технологии изменяют характер развития, приобретения и распространения знаний, позволяют углублять и расширять содержание изучаемых дисциплин, быстро обновлять его, применять более эффективные методы обучения, а также значительно расширяют доступ к образованию всех желающих. Введение новых государственных образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетентностном подходе, предполагает существенные изменения методики преподавания целого ряда дисциплин исходя из все более активной роли ученика как полноправного участника образовательного процесса, его большей самостоятельности, нацеленности обучения на конкретный практический результат.

         В процессе активного обучения учащиеся в большей степени становятся субъектами учебной деятельности, вступают в диалог с учителем, активно участвуют в познавательном процессе, выполняя предложенные им задания. Одной из современных форм активного обучения является интерактивное обучение, основанное на организации взаимодействия учителя и обучающихся посредством активной обратной связи между ними и организации взаимодействия обучающихся между собой. Неотъемлемой частью современного образовательного процесса, основанного на использовании интерактивных форм обучения, является активное внедрение и использование в обучении компьютерной техники и технологий.

       В настоящее время в понимании инновации сущестуют недоразумения. Первое недоразумение — что инновация и новшество (новация) — это одно и то же; второе — что инновационная деятельность и производство, создание новшеств (новаций) — также одно и то же, тогда — это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). Третье недоразумение связано с языковым натурализмом: так как инновация — это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной.

       На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.

      Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

    Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

    Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

      Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

     Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

     Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

      В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

     Применение педагогических технологий способствует:

  • формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся; 
  • развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников; 
  • раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей; 
  • развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; 
  • становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим; 
  • усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы; 
  • развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов. 

      Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

    1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; 

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

     2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета        

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

   3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

    4Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

   5Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика

     Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

    6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ

     Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

    7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

     Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

           Таким образом, опыт современной  школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

           Именно введение современных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое объединение для руководители ШМО « Формирование инновационного образовательного пространства в обучении филологии » Подготовили: учителя МОУ «Средняя школа № 15 города Макеевки Дышлевая С.В., Рыжикова О.В., Лакей О.В., Якименко М.П. Макеевка 2020 г.

Слайд 2

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога. Задачи: – систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании " инновационная образовательная технология ", «образовательное пространство», "компетентность": смыслы и содержание понятий; – проанализировать и определить влияние применения современных технологий на качество образования детей; – обменяться имеющимся опытом работы по применению инновационных технологий в образовательной практике учреждений.

Слайд 3

Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед Френсис Бэкон Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение. Ли Цзи

Слайд 4

Новый Государственный Образовательный Стандарт Донецкой Народной Республики направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Наряду с другими направлениями выбрано обеспечение единства образовательного пространства с Российской Федерацией. Под образовательным пространством Республики понимается вся совокупность её образовательных учреждений разного типа взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а так же идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов.

Слайд 5

Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор.

Слайд 6

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Слайд 7

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно: ● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»); ● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»); ● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Слайд 8

Применение педагогических технологий способствует: формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся; развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников; раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей; развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции ; становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим; усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы; развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.

Слайд 10

Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

Слайд 11

Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника

Слайд 12

Мониторинг интеллектуального развития

Слайд 13

Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика

Слайд 14

Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ

Слайд 15

Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

Слайд 16

Опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Именно введение современных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации , формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог в инновационном образовательном пространстве.

Важнейшее качество профессионального педагога – готовность работать в инновационном образовательном пространстве....

Статья "Инновационные образовательные технологии в области филологии при обучении детей с ограниченными возможностями развития. "

Статья"Инновационные образовательные технологии в области филологии при обучении детей с ограниченными возможностями развития."  Кухнова  Татьяна Георгиевна, преподаватель русского язык...

Статья "Педагог в инновационном образовательном пространстве."

Проблема качества образования остро стоит на всех его уровнях, в том числе и в рамках среднего специального  образования. Вопросы качества образования влекут за собой обращение к проблемам иннова...

Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...

Инновационная программа «Музей как образовательное пространство в обучении истории детей с ОВЗ по слуху»

Инновационная программа посвящена  роли музея в обучении детей с ОВЗ по слуху, значения музея для усвоения исторических представлений, для обновления и совершенствования качества образования, соз...

Школьный музей - как инновационное образовательное пространство школы

Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как об...