Реформы Петра I в духовной жизни России I четверти XVIII века
презентация к уроку по истории (7, 8 класс) по теме

Данный ресурс представляет собой презентацию к уроку по теме "Преобразования Петра I области культуры и быта".  Материал включает в себя  вопросы для повторения ранее изученного материала (работа в группах), проблемное задание к уроку, иллюстративный и текстовый ряд, наглядно раскрывающий особенности государственной политики Петра I в области культуры. Также включен отрывок из документа "Инструкция Петра I волонтерам", которая свидетельствует о регламентации политики государства в области образования. Презентация призвана способствовать формированию у учащихся яркого представления о мероприятиях Петра 1 в области культуры, так как обычная практика свидельствует о том, что у учителя зачастую не хватает учебного времени на подробное рассмотрение данной темы. При переходе школ на ИКС (Историко-культурный стандарт) данная тема изучается в 8 классе; при изучении истории по концентрической системе - в 7 и 10 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kultura_i_nauka_rossii_pri_petre_1.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реформы Петра I в духовной жизни России I четверти XVIII века

Слайд 2

Повторение изученного материала 1 группа Охарактеризуйте внешнюю политику России в I четверти XVIII века. план ответа : Основные события, даты; Нововведения в русской армии и флоте; Выводы 2 группа Охарактеризуйте внутреннюю политику России в I четверти XVIII века. план ответа : Причины преобразований в гос. устройстве и соц. – экон. жизни страны ; Основные реформы, их даты; Выводы

Слайд 3

Проблемное задание Каким образом реформы Петра I в области культуры изменили быт высших слоев общества?

Слайд 4

Изучение новой темы План: Общая характеристика культурной жизни России в I четверти XVIII века Развитие образования и науки. Архитектура, скульптура и живопись России в I четверти XVIII века Быт и нравы петровской эпохи

Слайд 5

Культура России в Петровскую эпоху Реформы Петра 1 способствовали ускорению культурного развития, но значительная часть культурных заимствований принималась механически и с большим трудом приживалась в культуре России. Основные особенности: 1. «Обмирщение», секуляризация культуры, ее отделение от церкви , 2. Осваивание и «переработка» опыта западных стран, 3. Отрыв дворянской, «элитарной» культуры от культуры народной. В целом, петровское царствование стало переломным в истории русской культуры

Слайд 6

Образование и наука Царь Петр – прагматик и практик – рано понял, какое огромное значение для развития государства имеет развитая система образования. Ее совершенствование в I четверти XVIII века проходило в двух направлениях: организация школ и развитие наук в России и отправка юношей из дворянских семей за границу для получения образования. Основной задачей образо – вания было удовлетворение государственной потребности в управленческих кадрах, а также дальнейшее развитие армии и флота. худ. Лебедев. Царь Петр экзаменует дворян, вернувшихся из-за границы Работа с документами

Слайд 7

Отличительными чертами образования при Петре I стали светский характер и ориентация на практические знания. Обязательным стало обучение грамоте для дворянских детей. Указом 1714г. неучам было запрещено жениться. В начале XVIII в. Петром I была проведена реформа алфавита , упростившая его начертание. Это способствовало распространению книгопечатания. Значительными тиражами издавались различные учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича. В 1702 году вышла первая русская печатная газета « Ведомости » В 1714 году были созданы 42 губернские цифирные школы - начальные учебные заведения для мальчиков практически из всех сословий (кроме крестьян) Л. Магницкий «Арифметика»

Слайд 8

В 1701 году в Москве была создана Школа матема – тических и навигацких наук. В 1715 году в Санкт – Петер - бурге была создана Морская академия. Также были открыты Артиллерийская, Инженерная и Медицинская школы. На Урале создавались горнозаводские училища. В 1724 году по инициативе Петра I была основана Академия Наук. Для развития промышленности были проведены географические исследования, в том числе экспедиции на камчатку и в Сибирь. Также развивались технические науки. Ряд изобретений в этой отрасли осуществил токарь Петра I А.К. Нартов В 1714 году в Санкт – Петербурге был открыт первый русский музей – Кунсткамера Кунсткамера

Слайд 9

Закрепление изученного материала по п.2 плана урока С чем были связаны преобразования Петра I в области науки и образования? Какие изменения произошли в этой сфере?

Слайд 10

Архитектура, скульптура, живопись России в I четверти XVIII века Архитектура петровского времени характеризуется появлением регулярной городской планировки. Ярким примером этого новшества является строительство Санкт – Петербурга. В городе активно развивается каменное строительство. Сооружаются Гостиный двор, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Биржа. Начало строительства памятников городской архитектуры связано с именем швейцарского архитектора Д. Трезини. План Санкт - Петербурга Основание Санкт - Петербурга

Слайд 11

Творчество Доменико Трезини Петропавловская крепость и Петропавловский собор

Слайд 12

Александро – Невская лавра Здание двенадцати коллегий

Слайд 13

В то время как Санкт – Петербург строится в европейской архитектурной традиции, провинциальные города отличаются единением старого и нового. В них продолжают развиваться традиции русского деревянного зодчества. Наивысшим его достижением стала Преображенская церковь в Кижах.

Слайд 14

Скульптура Скульптура в I четверти XVIII века становится одним из «новых» видов искусства в России. Статуи со временем становятся обязательным атрибутом ландшафтно – паркового искусства. Крупнейшим мастером этого времени был архитектор и скульптор Б. Растрелли. Б. Растрелли Бюст Петра I. 1723-1730гг.

Слайд 15

Живопись Русская живопись I четверти XVIII века приобретает ярко выраженный светский характер, формируясь под влиянием западноевропейского искусства. Основным жанром живописи становится портрет. И. Никитин. Портрет Петра I . 1721г. И. Никитин. Портрет графа Г.И. Головкина

Слайд 16

А.М. Матвеев. Автопортрет с женой. 1720-е гг. И. Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е гг.

Слайд 17

Закрепление изученного материала по п. 3 плана урока Что нового появилось в изобразительном искусстве России в I четверти XVIII века? Какие тенденции русской архитектуры нашли свое продолжение в эту эпоху?

Слайд 18

Быт и нравы петровской эпохи Реформы Петра I затронули и быт русских людей. Однако, главным образом, изменения коснулись образа жизни дворянства, что послужило одной из причин углубления раскола между образом жизни высших слоев общества и народной культурой Основные изменения в быту русских людей в I четверти XVIII века Введение нового летосчисления ( с 1 января 1700г.), Введение указа о брадобритии, Введение новой одежды по европейским образцам, Введение ассамблей – собраний - балов для высших слоев общества с участием в них женщин, Введение правил поведения для дворянской молодежи – «Юности честное зерцало» (1718г.)

Слайд 19

Закрепление изученного материала по п.4 плана урока Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Сформулируйте полный ответ на вопрос: Какие изменения произошли в быту русских людей? Ассамблея при Петре I .

Слайд 20

Проблемное задание Каким образом реформы Петра I в области культуры изменили быт высших слоев общества?

Слайд 21

Выводы Реформы Петра 1 в области культуры и быта создали предпосылки для мощного культурного роста России в последующую эпоху. Однако они в то же время способствовали разделению дворянской культуры и культуры низших слоев общества.

Слайд 22

Спасибо за внимание!!!

Слайд 23

ИНСТРУКЦИЯ ПЕТРА I ВОЛОНТЕРАМ. 1697 г. 1) Знать чертежи или карты морские, компас, также и прочие признаки морские. 2) Владеть судном как в бою, так в простом шествии, и знать все спасти, или инструменты к тому надлежащие: парусы и веревки, а на катаргах (1) и на иных судах весла и прочее. 3) Сколко возможно искать того, чтоб быть па море во время бою, а кому и не лучится, ино с прилежанием искати того, как и тое время поступить, однакоже обоим, видевшим и невидевшим бои, от началников морских взять на тое свидетельствованные листы (2) за руками их и печатми, что они в том деле достойны службы своей. 4) Если же кто похочет впредь получить себе милость болшую по возвращении своем, то к сим вышеписанным повелениям и учением научились знати, как делати те суды, на которых они искушение свое приимут. 5) Когда возвращаться будут к Москве, должен всяк по два человека искусных мастеров морского дела привесть с собою до Москвы па своих проторях, а те протори, как придут, будут им заплачены. Сверх того отсюда из салдат будут для того учения по одному человеку. А кто из салдат взять не похочет, а тем или знакомца или человека своего тому ж выучить, а салдатом будет прокорм и проезд из казны. А буде, кроме салдат, кто кого выучит, и за всякого человека за прокорм дано будет по сту рублев, и о том салдат кто взять похочет или из своих кого учить, объявлять комисарий генералу немедленно...

Слайд 24

ЭКЗАМЕН ВОЛОНТЕРА 30 июня 1718 г. прислан к нам от коллегии приказ явиться 1 июля на экзамен. Мы, собравшись у коллегии, дожидались повеления. В 8 часов государь приехал в одноколке и, мимо идучи, сказал нам: «Здорово, ребята». Потом, чрез некоторое время, впустили нас в асамблею, и генерал-адмирал (Ф. М. Апраксин) приказал Змиевичу напредь расспрашивать порознь, кто что знает о навигации. Потом, как дошла и моя очередь (а я был, по условию между нами, из последних), то государь изволил подойти ко мне и, не дав Змиевичу делать задачи, спросил: «Всему ли ты научился, для чего был послан?» На что я ответствовал: «Всемилостивейший государь, прилежал я по всей моей возможности, но не могу похвалиться, что всему научился, а более почитаю себя пред вами рабом недостойным и того ради прошу, как пред богом, вашей ко мне щедроты». При оказывании сих слов я стал на колени, а государь, оборотив руку праву ладонью, дал поцеловать и притом изволил молвить: «Видишь, братец, я и царь, да у меня на руках мозоли; а все от того: по­казать вам пример и хотя б под старость видеть мне достойных помощников и слуг отечеству». Я, стоя па коленях, взял сам его руку и целовал оную многократно, а он мне сказал: «Встань, братец, и дай ответ, о чем тебя спросят; но не робей; буде что знаешь, сказывай, а чего не знаешь, так и скажи». И, оборотясь к Змиевичу, приказал разспросить меня; а как я давал ответы, то он изволил сказать Змиевичу: «Разспрашивай о высших знаниях». И по окончании у всех разспросов, тут же пожаловал меня в поручики в морские галерного флота и другого - Кайсарова, а и других также пожаловал, но ниже чинами. Чрез малое потом время указал государь определить меня, Неплюева, смотрителем и командиром над строящимися морскими судами...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

Тип урока:          повторительно-обобщающий  Технологии:       технология развития критического мышления, ...

Внешняя политика России в первой четверти XVIII века

В презентации, предназначанной для 10 класса, рассказывается о Северной войне (причинах, союзниках, этапах, итогах), о Прутском и Каспийском походах .  Представлены: таблицы, иллюстративный матер...

Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века

Практическая работа учащихся с материалом учебника...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...