Литература и изобразительное искусство второй половины XIX века. Задания к уроку, основанные на художественных произведениях.
методическая разработка по истории (8, 10 класс) на тему

Токарева Кристина Анатольевна

Дидактический материал содержит отрывки художественнных произведений Ф.М.Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого., а также задания, которые основывются на картинах художников воторой половины XIX века. Задания нацелены на то, чтобы выявить роль и связь литературы и живописи с общественно-политическим состоянием Российской империи второй половины XIX века. Некоторые задания выполнены в формате ОГЭ. Также материал содержит сравнительную таблицу дидактических единиц, представленных параграфе учебника истории А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной, 2011 г. с дидактическими единицами ИКС по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_i_izobrazitelnoe_iskusstvo_xix_vek_8_klass.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

История России, XIX век. 8 класс: учебник. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: 2011.

§ 37. Литература и изобразительное искусство.

Сравнительная таблица дидактических единиц, представленных в параграфе и ИКС.

учебник

ИКС

Основные вопросы темы

Основные направления литературы и живописи второй половины XIX века. Скульптура. Роль литературы и живописи в обществе.

Живопись и ее направления; литература и пресса. Роль печатного слова в формировании общественного мнения

Основные термины

Критический реализм; Товарищество передвижных художественных выставок

Передвижники.

Основные персоналии

Литераторы: М.Е. Салтыков-Щедрин; Некрасов Н.А., Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев

Художники: В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И.Шишкин, К.Е. и В.Е. Маковские, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовский, М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин

И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский,

Н.Г. Чернышевский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.П.Чехов. И.Н.Крамской, О.А.Кипренский, В. А. Тропинин, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.А.Серов

Основные даты

1870 г. - возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок»;1880 – открытие памятника Пушкину А.С.; памятник «Тысячелетию России» в Новгороде – 1862 год

1870 г. - возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок»; 1892 г. – создание Третьяковской галереи

Задания при изучении темы:

Литература.

  1. Какие проблемы, волновавшее русское общество, поднимала литература второй половины XIX века?
  2. Какие, на ваш взгляд, задачи выполняла литература второй половины XIX века? Ответьте на эти вопросы, опираясь на собственные знания и отрывки из произведений писателей второй половины XIX века. (после ответов – записи термина «критический реализм», писателей, их произведения и основные черты творчества; основные проблемы, которые они ставили)

«Мы, русские, не имеем сильно окрашенных систем воспитания. Нас не муштруют, из нас не вырабатывают будущих поборников и пропагандистов тех или других общественных основ, а просто оставляют расти, как крапивы растет у забора. Поэтому между нами очень мало лицемеров и очень много лгунов, пустосвятов и пустословов. Мы не имеем надобности лицемерить ради каких-нибудь общественных основ, ибо никаких таких основ не знаем, и ни одна из них не прикрывает нас. Мы существуем совсем свободно, то есть прозябаем, лжем и пустословим сами по себе, без всяких основ.»

М.А. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы. Годы написания: 1875-1880.

«Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Книга о праздношатающихся. Год написания: приблизительно 1876.

«Узнав ближе тюрьмы и этапы, Нехлюдов увидал, что все те пороки, которые развиваются между арестантами: пьянство, игра, жестокость и все те страшные преступления, совершаемые острожниками, и самое людоедство — не суть случайности или явления вырождения, преступного типа, уродства, как это на руку правительствам толкуют тупые ученые, а есть неизбежное последствие непонятного заблуждения о том, что люди могут наказывать других. Нехлюдов видел, что людоедство начинается не в тайге, а в министерствах, комитетах и департаментах и заключается только в тайге; что его зятю, например, да и всем тем судейским и чиновникам, начиная от пристава до министра, не было никакого дела до справедливости или блага народа, о котором они говорили, а что всем нужны были только те рубли, которые им платили за то, чтобы они делали все то, из чего выходит это развращение и страдание. Это было совершенно очевидно.»

Л.Н. Толстой. Воскресение. Годы написания: 1889-1899.

«Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.»

«Пора бы нам перестать апатически жаловаться на среду, что она нас заела. Это, положим, правда, что она многое в нас заедает, да не всё же, и часто иной хитрый и понимающий дело плут преловко прикрывает и оправдывает влиянием этой среды не одну свою слабость, а нередко и просто подлость, особенно если умеет красно говорить и писать.»

«… сколько сил и таланту погибает у нас на Руси иногда почти даром, в неволе и в тяжкой доле!»
Ф.М. Достоевский. Записки из мертвого дома. Год написания: 1862.

«Нынче безлесят Россию, истощают в ней почву, обращают в степь и приготовляют её для калмыков. Явись человек с надеждой и посади дерево — все засмеются: «Разве ты до него доживёшь?» С другой стороны, желающие добра толкуют о том, что будет через тысячу лет. Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут только бы с них достало

 Ф.М. Достоевский. Подросток. Год написания: 1875.

  1. Какое направление общественного движения представлено в данных отрывках романа «Бесы» Достоевского? Какое реальное событие общественно-политической жизни начала 1870-х гг. отражено в данном произведении?  Какие идеалы ставит перед собой это общественное движение по мнению Ф.М. Достоевского? Согласны ли вы с автором? Почему? 

«... они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся...»

«…я вам лучше присказку скажу. Вы вот насчитываете по пальцам, из каких сил кружки составляются? Всё что чиновничество и сентиментальность – всё это клейстер хороший, но есть одна штука получше: подговорите четырех членов кружка укокошить пятого, под видом того, что тот донесет, и тотчас же их всех пролитой кровью, как одним узлом повяжете. Рабами вашими станут, не посмеют бунтовать и отчетов спрашивать. Ха-ха-ха!»

«Вы призваны обновить дряхлое и завонявшее от застоя дело…Весь ваш шаг пока в том, чтобы все рушилось: и государство, и его нравственность. Останемся только мы, заранее предназначившие себя для приема власти; умных приобщим к себе, а на глупых поедем верхом… Надо перевоспитать поколение, чтобы сделать достойным свободы. Еще много тысяч предстоит Шатовых»

 Ф.М. Достоевский. Бесы. 1871-1872 гг.

Живопись.

СОР об учреждении Товарищества передвижных художественных выставок.

  1. Что, на ваш взгляд, было «более достойным кисти художника» в современной им России?
  2. Почему, на ваш взгляд, художники не довольствовались показом своих произведений в Москве и Петербурге, но отправились «в народ»?

Раздаются репродукции по группам «Тройка», «Сельский Крестный ход на Пасхе» Перова В.Г., «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста» И.Е. Репина

«Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»  Сурикова В.И. и др.

  1. Распределите данные картины по жанрам (пейзаж, маринистика, портрет, исторический, батальный, социально-бытовой и т.д. – фиксация в тетради автора, названий картин и жанра)
  2. Определите основное направление живописи во второй половине XIX века, докажите, опираясь на анализ содержания одной из картин.
  3. Почему эти картины были не только художественным, но и общественным явлением.

Задания на закрепление изученного материала.

  1. Назовите фамилию того, о ком идет речь ниже.

Первым «лириком» отечественной живописи назвали своего учителя его выдающиеся ученики. Именно его принято считать родоначальником русского реалистического пейзажа. Образ одухотворенной русской природы получил воплощение в самой знаменитой его картине «Грачи прилетели».

А) А.И. Куинджи

Б) П.А. Федотов

В) Ф.С. Рокотов

Г) А.К. Саврасов

  1. Установите соответствие между фамилиями художников и названиями их произведений.

Художники

А) В.И. Суриков                                                1) «Бурлаки на Волге»

Б) И.И. Шишкин                                                2) «Тройка»

В) В.Г. Перов                                                     3) «Боярыня Морозова»

Г) И.Е.Репин                                                      4) «Апофеоз войны»

                                                                            5) «Рубка леса»

3. Ниже приведен список фамилий. Все они, за исключением одного, писатели. Выпишите «лишнюю» фамилию, род деятельности в искусстве этого человека, и название его какого-либо произведения.

И.С. Тургенев, М.О. Микешин, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.

4. На экране картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Какие суждения о представленной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

  1. Автор картины был участником «Товарищества передвижных художественных выставок»
  2. На картине отображены события, связанные с представителями династии Романовых
  3. Один из персонажей картины – царь Иван IV/
  4. Картина написана в первой половине XIX века.
  5. Кисти художника также принадлежит также картина «Меньшиков в Березове»

5.На экране картина Сурикова «Боярыня Морозова».  Какие суждения о представленной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

  1. Картина была написана в XVII веке.
  2. На картине отображены события, связанные с церковным расколом.
  3. Автором является художник И.Е. Репин.
  4. Изображенные на картине события произошли при царе Алексее Федоровиче Тишайшем
  5. Картина написана в социально-бытовом жанре
  1. В 1863 году группа молодых художников отказалась от участия в конкурсе Академии художеств и покинула ее, не получив дипломы. Объединившись, они создали товарищество художников, члены которого прославились глубоким отражением в своем творчестве жизни общества.
  1. Укажите название художественного объединения, о котором идет речь
  2. Назовите имя инициатора выступления молодых художников
  3. Назовите причины поступка молодых художников, что нового внесли они в русское искусство?

Литература.

  1. В романе этого автора показан жестокий и сложный процесс ломки прежних устоев жизни общества, ярко представленной как борьба отцов и детей. Олицетворением этой стихии является главный герой – нигилист Базаров. Несмотря на двойственное отношение автора к герою, он представляет его как мужественного, последовательного в своих убеждениях человека.

А) Н.А. Некрасов

Б) М.Е. Салтыков-Щедрин

В) Ф.М. Достоевский

Г) И.С. Тургенев

  1. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений.

А) И.С. Тургенев                                    1) «Отцы и дети»

Б) Ф.М.Достоевский                              2) «Анна Каренина»

В) М.Е. Салтыков-Щедрин                    3) «Братья Карамазовы»

Г) Л.Н. Толстой                                      4) «Капитанская дочка»

                                                                  5) «Дикий помещик»

3. Ниже приведен список фамилий. Все они, за исключением одного живописцы. Выпишите «лишнюю» фамилию, род деятельности в искусстве этого человека, и название его какого-либо произведения.

А.К. Саврасов, А.П. Чехов, И.И. Шишкин, Н.Н. Ге, А.И. Куинджи, И.И. Левитан.

4. В своем романе «Бесы» автор описал признаки опаснейшей общественной болезни. Преклонение образованной части общества перед революционным романтизмом приводит к появлению людей, для которых «цель оправдывает средства». Ради достижения своей цели они идут на самые страшные преступления. Такие люди никогда не смогут построить на земле справедливое общество.

1) Назовите автора этого романа.

2) Охарактеризуйте реальное историческое событие, явившееся основой сюжета этого романа.

3) Почему, на ваш взгляд, путем «цель оправдывает средства» нельзя построить справедливое общество. Докажите, опираясь на ваши собственные знания и текст отрывка из романа.  

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Изобразительное искусство второй половины XIX в.

Комбинированный урок с использованием мультимедиа. В целях уменьшения веса презентации пришлось изъять аудиолекции и музыкальное сопровождение, а также сократить количество представленных картин. Это ...

«Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века»

Урок плановый  и является  продолжением работы учащихся по МХК. Вид - урок-экскурсия, предназначен для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки с...

Литература и искусство второй половины 19 века

В материале представлен иллюстративный материал для анализирования учащимися....

Мир крестьянской деревни в русском искусстве второй половины XIX века

Презентация для выступления на конференции "Мир крестьянской деревни в русском искусстве второй половины XIX века"...

Тест "Русское искусство второй половины 19 века"

Тест "Русское искусство второй половины 19 века"...