Изобразительное искусство второй половины XIX в.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Комбинированный урок с использованием мультимедиа. В целях уменьшения веса презентации пришлось изъять аудиолекции и музыкальное сопровождение, а также сократить количество представленных картин. Это учитель сможет сам добавить.
В результате получится очень живое объяснение нового материала, эмоционально насыщенное, эффектное и, следовательно, запоминающееся. Тестовые задания по типу ЕГЭ будут хорошим тренингом для учащихся. Интерактивные задания на закрепление нового материала вызовут интерес, снимут усталость от насыщенного урока, так как появляется некий игровой элемент в "пробе сил" по проверке усвоенного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_vtor.pol_.xixv_..ppt | 2.85 МБ |
konspekt_uroka.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание. Установите соответствие 1. а) П.Н. Яблочков 1) этнография б) Д.И. Менделеев 2) география в) П.Л. Чебышев 3) физика г) В.О. Ключевский 4) химия д) И.П. Павлов 5) история е) Н.Н. Миклухо- Маклай 6) математика ж) Н.М. Пржевальский 7) биология з) А.Ф. Можайский
Задание. Установите соответствие 2. а) А.Г. Столетов 1) изобрёл автоматическую счётную машинку - арифмометр б) П.Л. Чебышев 2) создал радиоприёмник в) С.М. Соловьёв 3) основал почвоведение г) В.В. Докучаев 4) открыл периодический закон химических элементов д) А.С. Попов 5) создал учение о рефлексах головного мозга е) Д.И. Менделеев 6) написал «Историю России с древнейших времён» ж) И.П. Павлов
Задание 3. Тест. Выберите верный ответ По данным переписи 1897 года средний уровень грамотности в России составлял около: 10% 21,1% 50% 70%
Задание 4. Тест. Выберите правильный ответ. Перу историка С.М. Соловьёва принадлежит: 1) «Курс русской истории» 2) «История России с древнейших времён» 3) «История государства Российского» 4) «Боярская дума Древней Руси»
Задание 5. Тест. Верным является утверждение . Н.М. Карамзин – родоначальник русского национального географического общества А.С. Попов – создатель первой астрономической обсерватории в России А.Ф. Можайский – родоначальник отечественного самолётостроения В.О. Ключевский – удостоен золотой медали за опубликованные труды по изучению русских почв. Н.Н. Миклухо-Маклай – создал дуговую электрическую лампу
Верный ответ к заданиям 1 и 2: Задание 1 а-3, б-4, в-6, г-5, д-7 е-1 ж-2 Задание 2 б -1 в - 6 г - 3 д – 2 е – 4 ж - 5
Верный ответ к тестам. 3. 2) 4. 2) 5. 3)
Иван Николаевич Крамской Идейный руководитель Товарищества передвижников. Первая выставка открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года Портрет писателя Льва Николаевича Толстого Портрет художника Шишкина
Архип Иванович Куинджи Берёзовая роща
Константин Алексеевич Коровин Зимой
И.Н. Крамской Картина «Зимой» Картина «Чёрное море» Портрет писателя Льва Николаевича Толстого Памятник «Тысячелетие России»
И.К.Айвазовский Картина «Среди волн» Картина «Берёзовая роща» Картина «За чайным столом» Скульптура «Пётр I » Интерактивные задания
И.И. Шишкин Картина «Чёрное море» Картина «Московский дворик» Картина «Утро в сосновом бору» Скульптура «Иван Грозный» Интерактивные задания
М.О. Микешин Памятник «Тысячелетие России» Памятник А.С.Пушкину в Москве Картина «Дубовая роща» Картина «Ночь на Днепре» Интерактивные задания
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Аннотация к презентации: так как объём загружаемой презентации ограничен, то пришлось изъять из неё слайды с демонстрацией творчества Шишкина, Айвазовского, файлы с аудиолекцией и музыкальное сопровождение, а также уменьшить количество изображений на других слайдах. Эти элементы учитель может дополнить самостоятельно. Также изъяты слайды с оформленными определениями новых понятий: критический реализм, импрессионизм.
Организационная информация | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Литература и изобразительное искусство России второй половины XIX века. | ||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | история | ||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 8 класс | ||||||||||||||||||||||||||||
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Гочияева Джамиля Гомалаевна, учитель истории | ||||||||||||||||||||||||||||
Образовательное учреждение | МКОУ СОШ | ||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Южный Федеральный округ. | ||||||||||||||||||||||||||||
Республика/край | Карачаево-Черкесская республика. | ||||||||||||||||||||||||||||
Город/поселение | город Черкесск | ||||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация | |||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока (мероприятия, занятия) | Комбинированный урок. | ||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | 1. Изучить тенденции развития литературы и искусства во второй половине XIX в. 2. Ознакомиться с новыми понятиями, с произведениями литературы и искусства и их авторами. 3. Формировать навык соотносить произведения культуры с их авторами, направления в искусстве с творчеством деятеля; навык составления таблицы и выполнения заданий на соответствие. 4. Формировать умение составлять как повествовательный, так и описательный рассказ. 5. Осуществить нравственно-эстетическое и нравственно-этическое воспитание, а также патриотическое: прививать любовь к Родине через любовь к пейзажам отечественной природы. 6. Формировать навык использования электронных ресурсов, выполнения интерактивных заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока (мероприятия, занятия) | 1) Выполнить работу по подбору соответствия между деятелем культуры и культурным направлением, деятелем культуры и его произведениями. 2) Выполнить интерактивные задания на закрепление учебного материала. 3) Использовать презентацию с видео, иллюстративным материалом в музыкальном сопровождении и аудиолекцией для активизации внимания и образного мышления учащихся, а также с целью повышения интереса к преподаваемому материалу, лучшему его усвоению. 4) Воздействовать на чувства учащихся через иллюстративный и музыкальный материал. | ||||||||||||||||||||||||||||
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 45 минут. | ||||||||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | 1) навык соотносить произведения культуры с их авторами; 2) навык составления таблицы; 3) навык выполнения заданий на соответствие (прототип заданий ЕГЭ); 4) умение составлять как повествовательный, так и описательный рассказ; 5) умение ориентироваться в культурных направлениях (реализм, академизм, передвижничество) и соотносить их с творчеством отдельных деятелей.
| ||||||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | компьютер, проектор, учебник, тетрадь, ручка и карандаш с линейкой у учеников. | ||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | таблица по домашнему заданию, которая продолжается к новой теме; задания по соотношению деятелей и направлений деятельности, деятелей и результатов их творчества; презентация с аудио лекцией в музыкальном сопровождении; слайды, на которых оформлены характеристики направлений искусства (новые понятия); тестовые задания; задание к литературному произведению (по стихотворению Некрасова) | ||||||||||||||||||||||||||||
Список учебной и дополнительной литературы | 1. Учебник. История России. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. 2. Дополнительная литература. 1) Т.В.Моисеева. Русский пейзаж. Изд. «Искусство», 2000. 2) А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век”. Книга для учителя. М., «Просвещение». 2001. 3) Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России XIX век. М., Изд. «Вако», 2004. 4) О.Н.Журавлёва. Тесты по истории России XIX века. к Учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс”. Изд. «Экзамен». М., 2007. | ||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. | |||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся | 1. Активизировать интерес учащихся через использование эффектного оформления, воздействие на их образное мышление и чувства с помощью описательного рассказа по картинам с их демонстрацией под музыкальное сопровождение. 2. Немалую мотивационную роль играют выполнения заданий в формате будущего экзамена ЕГЭ. Показать учащимся связь изучаемого материала с жизнью посредством разъяснения, что подобные произведения искусства никогда не выходят из моды, они не могут надоесть. Подобные произведения искусства вешают на стены в любых помещениях, комнатах отдыха, загородных домах и смотрят на них часами, получая эстетическое удовольствие и впитывая настроение, созданное художником. Возможность такой эмоциональной разгрузки неоценима в наш стрессовый век повышенных скоростей. 3. Освоение новейших технологий. | ||||||||||||||||||||||||||||
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). | 1. Опрос домашнего задания по тематике просвещение и наука. 1) Индивидуально а) в тетради: работа с документами после домашнего параграфа, стр. 230-231, один из учеников выполняет вопрос №1к первому документу; второй ученик выполняет вопросы №2, 3 ко второму документу;
б) выполнение заданий на листиках по соотношению деятелей и направлений деятельности, деятелей и их творчества по таблице на слайде (слайды 2, 3); тестовые задания – слайды 4, 5, 6, верные ответы – слайды 7, 8. Заранее предупредить учащихся, что в тестовых заданиях нельзя допускать исправления. Исправления говорят об угадывании, а не твёрдом знании материала. После того, как ответы будут выписаны, учитель продемонстрирует верные ответы и ученики осуществят самопроверку с аккуратным зачёркиванием и исправлением неверных ответов. После этого листики с заданиями сдаются учителю. Они будут учтены при дальнейшей проверке учителем таблицы по разделу «культура», которую уже начали заполнять на прошлом уроке и ещё продолжат на следующем. 2) Фронтально. Работа с художественным произведением. Учителем (можно учениками) зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»: - Ну, пошёл же ради Бога! Небо, ельник и песок – Невесёлая дорога… Эй! Садись ко мне, дружок! Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь. Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идёшь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош. Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете – Кто-нибудь свезёт в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай, да не трусь. Вот за что тебя глубоко Я люблю родная Русь! - О каких трудностях и проблемах обучения крестьянских детей рассказывается в произведении? - Какие учебные заведения должен окончить школьник из стихотворения Некрасова, чтобы поступить в университет? - О каком архангельском мужике узнает в школе ученик? | ||||||||||||||||||||||||||||
2. Изучение нового материала. 1) Рассказ учителя о формировании основного художественного направления - критического реализма.
Вторая половина XIX века в российской культурной жизни ознаменовалась оформлением такого художественного направления, как критический реализм. Характеризуется это направление отображением реальной жизни через критическое её восприятие. Деятели искусства стремились показать негативные моменты: забитость и бесправие простого народа; все пороки жизни общества. Через выявление этих негативных моментов, деятели культуры стремились призвать людей к их устранению и улучшению жизни общества. В литературе это направление представляли писатели: М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев. Здесь показан мир человеческих страданий, трагедия бесправной и униженной личности. Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании» показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой – зреет потребность протеста, стремление к самоутверждению. К самоутверждению даже через преступление. Так, главное действующее лицо произведения Достоевского «Преступление и наказание» решился на убийство старушки-процентщицы, считая, что делает благо для общества.
– Вопрос по просмотренному фрагменту: в какой форме выразил свой протест против существующего порядка вещей герой произведения Достоевского «Преступление и наказание»? Одобрил ли автор такой поступок своего героя? 2) Живопись. Учащимся предлагается просмотр презентации с попутным заполнением таблицы, начатой на прошлом уроке, в графе область деятельности вписали «живопись» и продолжили заполнять. Щёлкнуть для смены слайда, 9-11 слайды рассказывают о творчестве художников, сменяются щелчком. Последним из художников представлен К.А. Коровин, в аудио лекции говорится о зарождении нового стиля- импрессионизма. На следующем слайде целесообразно оформить определение этого нового понятия. | |||||||||||||||||||||||||||||
3) Учитель называет самых прославленных скульпторов изучаемого периода: М.М. Антокольского, примыкавшего по своим воззрениям к передвижникам и создавшего серию исторических портретов, - «Пётр I», «Ермак», «Иван Грозный»; А.М. Опекушина, создавшего знаменитый памятник А.С. Пушкину в Москве; М.О. Микешина, создавшего памятник «Тысячелетие России». Производится демонстрация слайдов с работами скульпторов.
| |||||||||||||||||||||||||||||
4) Закрепление. Интерактивные задания на слайдах 8, 9, 10, 11. | |||||||||||||||||||||||||||||
5) Домашнее задание. Параграф 37 учебника. Заполнить таблицу. | |||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) | работа с компьютером выполнение тестовых заданий выполнение интерактивных тестовых заданий выполнение заданий к документам заполнение таблицы работа по соотношению | ||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) | Параграф 37 учебника, таблица в тетради.
| ||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительная необходимая информация | |||||||||||||||||||||||||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | Картины Крамского: http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/14.htm http://www.detskiysad.ru/art/kramskoy07.html Айвазовского - http://www.liveinternet.ru/users/alexis7/post45926489/comments http://gallerix.ru/album/aivazovsky/ Куинджи - http://900igr.net/kartinki/russkie-khudozhniki/Kuindzhi-2.files/004-Noch-na-Dnepre.html Поленов - http://vasily-polenov.ru/jivopis.php Микешин - http://fotki.yandex.ru/users/tigrikoshka/view/473354/?page=1 Опекушин – http://www.drive2.ru/communities/design/blog/?page=7 Антокольский - Ермак -http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27322.htm Пётр I - http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000036/st020.shtml Иван Грозный - http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27295.htm Фильм «Преступление и наказание» - http://www.moova.ru/news/prestuplenie_i_nakazanie/2010-11-18-6856 | ||||||||||||||||||||||||||||
В помощь учителю | |||||||||||||||||||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Данную тему просто необходимо изучать с использованием медиа- и мультимедиа, так как в противном случае у учащихся не остаются в памяти деятели культуры и их творчество. Здесь нужно задействовать образное мышление и эмоциональный эффект, тогда и основные понятия темы будут усвоены детьми. | ||||||||||||||||||||||||||||
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Следующий урок – продолжение раздела культуры, - архитектура, музыка, театр. Укажите, что названные стили и направления, нашедшие отражение в литературе и живописи были характерны и для других направлений культуры., которые будут изучаться на следующем уроке. В культуре страны нашли своё отражение процессы, происходящие в общественной жизни, везде чувствовалась потребность в переменах. И, как мы видим, изменения начинали происходить, - активизация общественных движений, нарождение новых стилей культуры. Происходило разочарование в устоявшихся устоях и поиски новых путей развития. | ||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века" 11 класс
Искусство военных лет...
«Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века»
Урок плановый и является продолжением работы учащихся по МХК. Вид - урок-экскурсия, предназначен для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки с...
Литература и искусство второй половины 19 века
В материале представлен иллюстративный материал для анализирования учащимися....
Литература и изобразительное искусство второй половины XIX века. Задания к уроку, основанные на художественных произведениях.
Дидактический материал содержит отрывки художественнных произведений Ф.М.Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого., а также задания, которые основывются на картинах художников воторой полов...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...
Мир крестьянской деревни в русском искусстве второй половины XIX века
Презентация для выступления на конференции "Мир крестьянской деревни в русском искусстве второй половины XIX века"...
Тест "Русское искусство второй половины 19 века"
Тест "Русское искусство второй половины 19 века"...