Проектно-исследовательская работа учащихся 9 класса: «Все для фронта все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ.
творческая работа учащихся по истории (9 класс) на тему

Хабарова Лариса Вячеславовна

Исследовательская работа посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в ней отслеживается вклад тружеников тыла в победу в ВОВ. Четко поставлены цели и задачи исследования, материал оформлен в соответствии с требованиями Положения конкурса. Учениками проведён огромный объём работы по практической части проекта, который приведён в систему. Работа может служить помощью при сборе информации при написании творческих проектов. Формирует навыки исследовательской деятельности. Результатами исследования могут воспользоваться ученики и учителя при проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории, краеведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Человек тыла» в годы

Великой Отечественной войны

(из воспоминаний Бархатовой Ульяны Васильевны)

      Родилась Ульяна в 1929 году в Башкирии.  Ульяна Васильевна смогла закончить  только 4 класса. Ей было 12 лет, когда  началась война. Так как в семье она была самая старшая,  и сразу пошла работать в колхоз.       Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» у нас выполнялся беспрекословно. Чтобы заработать в колхозе хотя бы на жалкое существование, матерям нашим устанавливали невыносимые нормы выработки. Мы, подростки, совсем еще дети, были вынуждены трудиться наравне с ними.

      Труд крестьян всегда оставался нелегким, а впервые дни войны лучшие тракторы и лошади были отправлены на фронт. Колхозную землю обрабатывали на клячах и неподходящих для этого быках. Работа на них стала главным занятием моих сверстников. Пара быков тащила конный луг, взрослые, чаще всего это были женщины, управляли им, а мы на поводках «тянули» быков. Чтобы выполнить дневную норму, надо было прошагать по рыхлой пашне многие километры, подстегивая упрямых изможденных животных.

       Но это, пожалуй, не главное наше испытание. Вы обратили внимание, как нынешние 12-14-летние часто садятся за обеденный стол? Растущий организм требует много калорий.

       Как  же не повезло нам, подросткам военной поры! На первое суп-баланда, на второе 2-3 картофелины в мундире и ломтик хлеба напополам с травой-лебедой. В этой пище не было ни жиринки. Домашний скот кормить было нечем, и он облагался таким чудовищным налогом, что держать его было бессмысленно. Одну корову содержали 2-3 семьи. Никаких продовольственных карточек сельчанам, как известно, не выдавали.

        К весне, когда кончалась картошка, переходили…на блины. Не пшенные, а картофельно-крахмальные. Пеклись они из мерзлой картошки, собираемой с поля после схода снега. Она чистилась как вареная. Ее сушили, толкли в ступе, получалась буро-серебристого цвета крахмальная мука. Для связки в нее добавляли немножко настоящей муки, а чтобы блины не пригорели, сковородку смазывали…солидолом.

       Чудовищно: в зенит весенне-летних полевых работ, длившихся от восхода до захода солнца, мы питались одной зеленью. Падали в обморок, распухали. Одежду сами ткали из холмса. Летом  плели себе лапти.

      В 1944 году переехала в Ункурду  из Башкирии. Жила у Носковых  на квартире – 2 года. Они меня иногда подкармливали. Работала в кустаре – становщицей. Изготавливали двери, окна. Разгружали и грузили доски, шлакоблоки, цемент. Также строили сушилку на пилораме, таскали камни, мешали цемент. Всю работу выполняли руками. На фронт отправляли строй –материалы.

       Когда возвратившиеся с фронта раненые стали рассказывать, что на войне хотя и страшно, могут искалечить и убить, но голода солдаты не испытывают, многие 15-16-летние начали одолевать райвоенкомат заявлениями с просьбой добровольно отправить их на фронт.

          Мальчишки  работали в две смены на тракторах. Ночью под гул мотора мучительно хотелось спать. Научившись элементарно управлять трактором, они, когда это позволяла почва, стали работать в одно лицо, давая друг другу передышку. Вот при такой езде одного мальчишку, моего сверстника запахало. Заснул за рулем и попал под плуг. Работали мы в основном на колесных тракторах марки «ХТЗ», у которых, как известно, кабин не было. Тогда к сиденью тракториста стали приспосабливать ограждение в виде манежа. Но грозного приказа о запрещении использовать подростков в работе на тракторах не последовало. И это понятно: пахать, кроме них, было некому.

    Отвагой фронта и мужеством тыла был побежден беспощадный враг. Есть в этом заслуга и моих сверстников. Рано расставшись с детством, мы волей-неволей взяли на свои хрупкие плечи часть забот взрослых, вместе с ними стойко перенесли суровые испытания и помогли приблизить долгожданный час Победы. Поэтому благодарное Государство Российское нас не забыло. Вместе со всеми  тружениками фронта и тыла наградило медалью.

     Ульяне Васильевне в этом году исполнилось 86 лет и она рада, что сегодня ее дети и внуки живут в мирное время. [ 1] 



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Нязепетровцы – Фронту


По призыву Челябинского горкома комсомола в области за несколько недель на создание танковой колонны «Челябинский комсомолец» было собрано более 11 млн. руб., 951 тыс. из них внесли комсомольцы Нязепетровского района.

В мае 1942 г. танки челябинских комсомольцев приняли боевое крещение. Одним из них управлял нязепетровец Михаил Мережников. К великому сожалению, в феврале 1943 г.  Михаил погиб. Посмертно он награжден орденом Красного Знамени.

111718 рублей собрали на строительство самолета работники завода. Вскоре на завод пришла правительственная телеграмма:

«Директору Нязепетровского завода им. Калинина тов. Желтецкому, секретарю парткома тов. Большакову. Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам, служащим завода, собравшим 111718 рублей на строительство самолета «Нязепетровский машиностроитель» для северо-западного фронта, мой братский привет и благодарность Красной армии. И. Сталин». [ 21]

     Жители района много раз принимали  самое активное участие в сборе подарков бойцам Красной Армии к праздникам и знаменательным датам. В течение всей войны была отправлена, на фронт из района 13321 посылка.

     Жители района собрали 1 миллион 100 тысяч рублей денежных средств на организацию танковой колонны  “Челябинский колхозник” и кроме того 3 миллиона 637 тысяч рублей в фонд обороны. [ 19]

      Только коллектив трудящихся завода имени М.Калинина собрал 111718 рублей на постройку боевого самолета для Красной Армии. Этот самолет был построен и получил название ”Нязепетровский машиностроитель ”.[ 19]

В один из осенних дней 1941 года на ст. Нязепетровская остановился следующий в Сибирь состав с промышленным оборудованием. Стоянка по какой-то причине затянулась, и было принято решение сгрузить его, а затем и смонтировать вНязепетровске. В конце 1941 г. это оборудование уже работало на нужды фронта.

Завод стал работать в основном на оборону. Изготавливались корпуса авиабомб, ампулы для зажигательной смеси (шары диаметром 180 — 200 мм с пробкой), коробки для противогазов и вся внутренняя начинка к ним. Доля военной продукции в общем объеме производства в 1942 году составляла 87%.

Велась активная работа по расширению производственных мощностей. Был построен монтажно-сборочный цех, смонтирована большая дымовая труба, расширена насосная станция, построен деревянный железнодорожный мост через Уфу.

В конце 1942 года на заводе работали 1985 человек, это на 902 человека больше, чем в 1941-м. Однако до плановой численности им не хватало 740 рабочих. И хотя в силу этих  и каких-то других причин оборонзаказ полностью не выполнялся (в 1942 г. — 60,4%, в 1943 г. — 72,9%, статистика из архива Б. К. Барыкина), работа коллектива завода была отмечена Благодарностью Государственного Комитета обороны СССР. [ 21]

      Во время войны  трудящиеся построили железнодорожную ветку от вокзала до города и начали строительство высоковольтной линии электропередачи           Нязепетровск-Верхний Уфалей. [ 21]

     В конце 1942 года в Нязепетровск было эвакуировано Ростовское артиллерийское училище (РАУ), которое пробыло здесь до конца лета 1943 года. Начальником училища был подполковник Румянцев. Основные казармы училища располагались в здании нынешнего кинотеатра ”Октябрь”.

     Во время пребывания  училища в Нязепетровске был сделан один выпуск офицеров-артиллеристов. [ 19]

      В конце 1941 года в Нязепетровске был создан госпиталь № 3878, который был размещен в зданиях средней школы № 1 (старое здание) и исполкома районного Совета (здание в городском сквере). [ 17]

      Госпиталь был укомплектован медицинским персоналом из местных кадров численностью 42 человека и обеспечен всем необходимым имуществом за счет учреждений и населения города. [ 19]

Начальником госпиталя стала Рачкова Мария Михайловна, бывший врач Нязепетровской районной больницы. [ 17]

      В организации госпиталя большую помощь оказал нязепетровский женсовет, который возглавила Рибо Зоя Елисеевна. Женсовет много сделал в оказании материальной помощи семьям фронтовиков, гражданам, эвакуированным из прифронтовой полосы. Он помогал при встречах и транспортировке в госпиталь раненых солдат и офицеров, при отправке теплых вещей на фронт и т.д. [ 17]

       Районный комитет партии взял на себя заботу о госпитале. По поручению райкома партии хозяйственные организации стали шефами его. 11 ноября 1941 года состоялось бюро РК ВКП (б), на котором обсуждался вопрос о создании районного комитета помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов и командиров РККА. Было решено  создать комитет помощи госпиталю из пяти человек под председательством т. Патласова. [ 17]

      Семьям фронтовиков во время войны оказывалась значительная помощь, конечно, в пределах возможного в условиях военного времени. Например, только в 1942 году для семей военнослужащих было отремонтировано 105 квартир, вывезено сена для 350 семей. 1000 семей была обеспечена дровами.

[ 18]

      Во время войны было мобилизовано в трудовую армию из жителей района, для выполнения различных важных для государства работ, 5668 человек. [ 19]

       Из хозяйств района для армии было взято 450 лошадей, 36 автомобилей и тракторов и 460 комплектов упряжки. [ 21]

        В годы войны в районе еще более развернулась военная подготовка допризывников. Только в 1941-1942 годах было обучено допризывников 814 человек. В обучении допризывной молодежи особенно проявили себя командиры учебных рот Школьник Соболевский и Нестеров. [ 19]

        В сентябре 1943 года в школах района, как, конечно, и во всех школах страны, вводится обязательное военное обучение, начиная с первого класса. При райвоенкомате и районном отделе народного образования создаются курсы преподавателей военного дела (военруков). Этой работой руководил начальник второй части райвоенкомата мл. лейтенант Попов. Инструкторами на курсах были Бобышев А.Н. и Чебыкин В.Т. [ 19]

        В феврале 1944 года было введено военное обучение партийного, хозяйственного и советского актива. [ 19]

        В 1941-1942 годах в Нязепетровский район прибыли эвакуированные с запада два детских дома. В них было много детей, потерявших родителей в самом начале войны. Один из них, детский дом им. Крупской, был размещен в Нязепетровске ( на Катайской горе), другой-им. Тимирязева - в Шемахе. [ 18]         В годы войны очень большую помощь колхозам и совхозам района в выращивании и уборке урожая оказывали дети – школьники. Только в 1942 году на полевых работах было занято 1340 школьников. В этом году они вместе с учителями заработали 24100 трудодней. Школьники собрали 33 центнера золы, 41 тонну металлолома. [ 18]

       В начале войны в партийной и комсомольской организациях района происходило большое движение членов партии и комсомольцев в связи с мобилизацией в ряды Красной Армии. [ 19]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Все для фронта все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ. Проектно-исследовательская работа учащихся 9 класса Руководитель Хабарова Л.В. 2014-2015 учебный год.

Слайд 2

Цель исследования: Провести конкретно – историческое исследование положения человека в тылу в годы Великой Отечественной войны, воссоздать достоверную картину производственной и внепроизводственной деятельности тружеников тыла

Слайд 3

Задачи: Лучше узнать историю Великой Отечественной войны от непосредственных участников тех событий; Воспитывать в себе и в других учащихся гражданина-патриота своей Родины на примере наших предков; Расширить фонд и экспозицию школьного музея «Исток »; Показать труд работников тыла в годы великой Отечественной войны, проявивших свои лучшие качества патриота, гражданина, человека в суровых условиях военного времени, воздав тем самым дань их памяти; Показать на примере судеб конкретных людей трудовой подвиг в годы войны.

Слайд 4

Предметная область: история, краеведение. Предмет исследования : вклад трудового фронта Нязепетровского района в победу над врагом. Участники проекта : учащиеся 9 класса.

Слайд 5

План работы: 1. Участники трудового фронта Ункурдинского поселения. 2. «Человек тыла» в годы Великой Отечественной войны (из воспоминаний Бархатовой Ульяны Васильевны) 3. «Все для фронта – все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ.

Слайд 6

Глава 2. «Человек тыла» в годы Великой Отечественной войны (из воспоминаний Бархатовой Ульяны Васильевны).

Слайд 7

Глава 3. «Все для фронта – все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ 1. Сбор подарков - 13321 посылка. 2. Сбор денежных средств: - 3 миллиона 637 тысяч рублей в фонд обороны; - 1 млн 100 тыс на организацию танковой колонны «Челябинский колхозник». 3. Помощь семьям фронтовиков. 4. Из хозяйств района: 550 лошадей, 450 лошадей, 29 автомобилей ,37 тракторов, 460 комплектов упряжки, 150 конных повозок, 10311 т.хлеба, 1364 т.мяса, 1007 т.масла, 324 т. шерсти. 5. Эвакуировано Ростовское артиллерийское училище (РАУ). 6. Военное обучение в школах с 1 класса. 7. Эвакуировано 2 детских дома: - Детский дом имени Крупской на Катайской горе - Детский дом имени Тимирязева в Шемахе

Слайд 8

Размещение эвакогоспиталя в Нязепетровске (октябрь 1941-сентябрь 1942 гг.).

Слайд 9

Результат нашей работы: Главным итогом реализации проекта стало повышение интереса школьников к истории нашей малой Родины; Изготовление проектных продуктов ( мультимедийной презентации, газеты, статьи); Приобретение навыков поисково-исследовательской работы ; Проведение серии конференций учащихся по результатам поисковой и исследовательской деятельности; Размещение материалов об истории событий, изображенных на фотографии, в экспозиции музея школы, на сайте школы и других общеобразовательных сайтах с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе школы; Сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков.

Слайд 10

Выводы: Труженики тыла Нязепетровского района внесли весомый вклад в победу над фашизмом ; Их большая часть – женщины, и подростки с 10 лет; Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, жертвовали денежные средства на строительство боевой техники, ремонтировали жилье для семей военнослужащих, лечили раненых; Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи ; Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.

Слайд 11

«НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН, ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА, ОТ ПОКОЛЕНИЯ XXI ВЕКА»!



Предварительный просмотр:

МКОУ «Ункурдинская СОШ»

Проектно-исследовательская работа учащихся 9 класса:

«Все для фронта все для победы» -

вклад Нязепетровского района

 в победу в ВОВ.

Руководитель: Хабарова Л.В.

Учитель истории и обществознания

I квалификационная категория



с. Ункурда

2014-2015 учебный год.

I.АННОТАЦИЯ

Исследовательская работа посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в ней отслеживается вклад тружеников тыла в победу в ВОВ. Четко поставлены цели и задачи исследования, материал оформлен в соответствии с требованиями Положения конкурса. Учениками проведён огромный объём работы по практической части проекта, который приведён в систему. Работа может служить помощью при сборе информации при написании творческих проектов. Формирует навыки исследовательской деятельности. Результатами исследования могут воспользоваться ученики и учителя при проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории, краеведению.

II.Обоснование необходимости проекта

В мировой истории есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одно из таких событий – победа нашей страны в Великой Отечественной войне. В 2015 году исполняется 70 - летие Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Наши предки внесли решающий вклад в разгром фашистской Германии, ценой огромных, нечеловеческих усилий и жертв. Эту Победу ковала вся страна и каждый отдельно взятый боец, командир, рабочий, колхозник, ученый. Подвиг народа отлит в бронзе, воспет в стихах и поэмах, созданы огромные мемориальные комплексы и музеи. В нашей школе существует музей «Исток», в котором собран большой материал о  фронтовиках выпускниках школы и фронтовиках учителях, о ветеранах войны, живущих и живших в с.Ункурда. На сегодняшний день отсутствует  информация о помощи тружеников тыла фронту как в нашем школьном музее «Исток», так и в районном Нязепетровском музее.   Поэтому нам захотелось больше узнать  о людях, которые пережили трудные военные годы и внесли огромный и немаловажный вклад в победу в ВОВ.

III. Цель работы:

Провести конкретно – историческое исследование положения человека в тылу в годы Великой Отечественной войны, воссоздать достоверную картину производственной и внепроизводственной деятельности тружеников тыла.

Задачи проекта:

  • Лучше узнать историю Великой Отечественной войны от непосредственных участников тех событий;
  • Воспитывать в себе и в других учащихся гражданина-патриота своей Родины на примере наших предков.
  • Расширить фонд и экспозицию школьного музея «Исток».

        показать труд работников тыла в годы великой Отечественной войны, проявивших свои лучшие качества патриота, гражданина, человека в суровых условиях военного времени, воздав тем самым дань  их памяти;

         показать на примере судеб конкретных людей трудовой подвиг в годы войны;

Предметная область: история, краеведение.

Предмет исследования: вклад участников трудового фронта в победу над врагом.

Участники проекта: учащиеся 9 класса.


IV. Основное содержание

Этапы и методы исследования.

  1. Введение в проект. Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках истории. Знакомство с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны.

  1. Основной этап.

Разработка плана работы по изучению роли участников трудового фронта.

Сбор материала учащимися. Интервью - беседы с участниками трудового фронта. Фото. Сбор и систематизация собранной информации.

Оформление презентаций. Создание проекта, газеты.

  1. Заключительный. Презентация (приложение)учащимися материалов проделанной работы на уроках истории, на школьных конференциях, районном семинаре, на сайте МКОУ «Ункурдинская СОШ», в СМИ и в печати.

План проектно – исследовательской работы:

1. Труженики тыла с.Ункурда.(приложение1, 2.)

     2.«Человек тыла» в годы Великой Отечественной войны (из воспоминаний Бархатовой Ульяны Васильевны). (приложение 3.)

  1. «Все для фронта – все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу  ВОВ. (приложение 4.)

V. Заключение

        Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечивал фронт всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой Победы.

        Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям, внукам, они  в их  воспоминаниях. Война живет в памяти всего народа.

        Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

        Во имя победы над германским фашизмом рабочий класс и крестьянство своим самоотверженным трудом обеспечили действующую армию всем необходимым и в достаточном количестве.

        Четкая работа тружеников тыла сыграла решающую роль в победе.

        Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов наших  граждан. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее людей. Бороться за мир – обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

VI. Ресурсное обеспечение. Виды ресурсов

5.1Информационные ресурсы архив районного музея, архив Нязепетровской администрации, краеведческий школьный музей «Исток», семейные архивы, информация, полученная участниками проекта ходе исследования и бесед.

5.2Человеческие ресурсы: ветераны войны и труженики тыла, ветераны педагогического труда, выпускники школы разных лет, члены семей учащихся, педагоги и учащиеся школы.

5.3.Материально – технические ресурсы: компьютерный класс, медиапроекторы, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft.

VII. Целевая аудитория

Проектно - исследовательской работа «Все для фронта все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу  ВОВ изучалась учащимися 9 класса в рамках изучения темы Великая Отечественная война по предмету история. Так как, в данном классе на период 2014-2015 гг обучалось 16 человек, класс был разделен на 3 группы по трем уровням сложности в соответствии с умственными возможностями учащихся. В каждой группе примерно 4-6 человек.

1 группа – январь 2014 – март 2014(низкий уровень сложности) занималась сбором информации о количестве тружеников, интервью – беседы с тружениками тыла,  с их родственниками, близкими. Сфотографировала каждого труженика тыла, их награды и удостоверения. Собранную информацию 1 группа сдала 2 группе на обработку и составление проекта.

2 группа – январь 2014 – апрель 2014гг. (средний уровень сложности)  провела беседу С Бархатовой Ульяной Васильевной и написала сочинение  на тему «Человек тыла»  в годы Великой   Отечественной войны.  Собранную информацию 1-ой группы 2-ая группа обработала и составила презентацию «Труженики тыла с.Ункурда».

3 группа –январь 2014 – ноябрь 2014 гг. (высокий уровень сложности) . Работала над вопросом «Все для фронта – все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ (информацию по данному вопросу группа нашла только в газетах архива администрации Нязепетровского района). Исследовала, проанализировала собранную информацию и написала статью на основе собранных данных.

VIII. Результат нашей работы:

Главным итогом реализации проекта  стало повышение интереса школьников к истории нашей малой Родины.

Изготовление проектных продуктов (мультимедийной презентации, газеты, статьи);

  • приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

  • Проведение серии конференций учащихся по результатам поисковой и исследовательской деятельности.
  • Размещение материалов об истории событий, изображенных на фотографии, в экспозиции музея школы, на сайте школы и других общеобразовательных сайтах с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе школы.
  • Сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;

В результате  работы мы  пришли к следующим выводам:

1. Труженики тыла Нязепетровского района внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая и основная часть – женщины, и подростки с 7 лет.

3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, жертвовали денежные средства на строительство  боевой техники, ремонтировали жилье для семей военнослужащих, лечили раненых.

4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.

IX. ПЕРСПЕКТИВА дальнейшей работы:

1. Продолжить работу над проектом «Все для фронта – все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ.

2. Создать фотоальбом всех тружеников тыла Ункурдинского поселения.

3. Создать видеофильм «Все для фронта все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ.

4. Продолжить работу над сбором информации о тружениках тыла с.Ункурда.

Ресурсы для продолжения работы:

  1. Информационные ресурсы архив районного музея, архивный отдел Нязепетровской администрации, краеведческий школьный музей «Исток», семейные архивы, информация, полученная участниками проекта в ходе исследования и бесед.

  1. Человеческие ресурсы: ветераны войны и труженики тыла, ветераны педагогического труда, выпускники школы разных лет, члены семей учащихся, педагоги и учащиеся школы.

  1. Материально – технические ресурсы: компьютерный класс, медиапроекторы, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft.

X. ИСТОЧНИКИ

[ 1]  Воспоминания Бархатовой У.В. ( 1929 г. рождения), жительницы с. Ункурда.      

[ 2] Воспоминания Мадведева Г.С. ( 1928г. рождения), жителя с. Ункурда.

 [ 3]  Воспоминания Мадведева Г.С. ( 1928г. рождения), жителя с. Ункурда.

 [ 4]   Воспоминания Медведевой Н.А. ( 1926 г. рождения), жительницы. с. Ункурда.

[ 5] Воспоминания Самойлова Н.П. ( 1927 г. рождения), жителя с. Ункурда.

[ 6] Воспоминания Цепилова Н.А. ( 1931 г. рождения), жителя с. Ункурда.

[ 7 Воспоминания Ямалетдиновой А.А. ( 1931 г. рождения), жительницы с. Ункурда.

[ 8]  Воспоминания Хафизовой М.Я. ( 1921 г. рождения), жительницы с. Ункурда.      

 [ 9] Воспоминания Датлова И.В. ( 1928г. рождения), жителя с. Ункурда.

 [ 10]  Воспоминания Чуприкова И.А. ( 1930г. рождения), жителя с. Ункурда.

 [ 11]   Воспоминания Прохоровой М.А. ( 1929 г. рождения), жительницы. с. Ункурда.

[ 12] Воспоминания Сафаргалиной М.А. ( 1928 г. рождения), жительницы с. Ункурда.

[ 13] Воспоминания Шабановой М.А. ( 1928 г. рождения), жительницы с. Ункурда.

[ 14] Воспоминания Шагеевой Ф.Г. ( 1931 г. рождения), жительницы с. Ункурда

[ 15] Воспоминания Лудищева А.Н. ( 1928 г. рождения), жителя с. Ункурда

[ 16] Воспоминания Хайретдиновой Р.З. ( 1928 г. рождения), жительницы с. Ункурда.

XI. Литература:

[ 17] . Моисеев, И. П. Нязепетровский Урал: история, культура и природные достопримечательности Нязепетровского района. [Текст] / Сост.- ред. А.П. Моисеев - Челябинск: Рифей, 1997.-265с.

[ 18] . Постников, А. М. За синими горами: Повести и очерки об истории Нязепетровска и Нязепетровского района [Текст] / А. М. Постников - Челябинск: Челябинский дом печати, 2002 - 336 с.

[ 19] .  Подшивки газет « Социалистический труд» от  1941-45 гг.

[ 20] . Список.  « О ветеранах» ( труженики тыла) по администрации муниципального образования –Ункурдинского сельское поселения Нязепетровского муниципального района.

[ 21] . Василий Субботин. О вкладе Нязепетровского района в Великую Победу. [Текст] / В. Субботин// Нязепетровске вести.- 2015.-12 мая.- с 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности в 5 классе 2011г

Темы проектов по математике 5 класс 2010-2011г.г.,Содержание проектной работы,Защита проектной работы.(руководитель проекта Потехина Т.В.)...

Организация проектно- исследовательской деятельности с учащимися по физике

Презентация содержит материал организации проектной деятельности....

элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8- 10 класс

Рабочая программа является типовой, модифицированной  и предназначена для общеобразовательного учреждения. В курсе «Основы проектно-исследовательская деятельность» используются технология ис...

урок обществознания с элементами проектно-исследовательской деятельности в 11 классе

Урок-дискуссия по вопросу о перспективах цивилизационного развития...

Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы «Вклад глухих в Великую Победу»

Сценарий может быть полезен для коррекционных школ, где обучаются глухие и слабослышащие дети....

Методическая разработка по теме «Микромир растительных тканей» для организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5-7 классов с применением фолдскопов.

Использование фолдскопа со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с мал...

Методические рекомендации проектно - исследовательской деятельности с учащимися

Методические рекомендации по подготовке с учащимися проектно-исследовательских работ. Типы ученических проектов и их особенности....