Метод синектики на уроках истории при работе с учащимися с ВОЗ.
статья по истории на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов»
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла
Метод синектики на уроках истории при работе с учащимися с ВОЗ.
Учитель Сарычев А.В.
Ноябрь 2017г.
«Синектика – конструктор успеха»
ФГОС второго поколения призван обеспечить условия для развития
инновационной активности личности. Это подразумевает широкое внедрение в
педагогическую практику продуктивных методов обучения, способных обеспечить
развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Метод синектики является одним из методов обучения, применение которого способно
заложить у учащихся основы культуры инновационной деятельности.
Слово «Синектика» - греческого происхождения и означает соединение различных
(а порой несовместимых) элементов. Американский исследователь У. Дж. Гордон в
середине ХХ века называл этим словом метод поиска новых решений как новый подход в
организации творчества. Гордон сформулировал его в своей книге «Синектика: развитие
творческого воображения». Метод синектики, выступая усовершенствованной формой
мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных
способов решения проблем. В современной педагогике под синектикой понимается метод
коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на
целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления
участников.
В основе метода синектики лежит символическая аналогия, неожиданная
метафора. Обучающиеся выполняют задания за счет интуиции, свободного размышления
и вдохновения. Таким образом, это позволяет активизировать мыслительную деятельность
обучающегося в отсутствии готовых решений, которые можно списать из книги, учебника
или интернета. Задача учителя – привести учеников к озарению. Наиболее
распространенными типами действий в рамках данного метода являются: игра со словами,
со значениями, с символами, дефенициями (определениями), игра с метафорой, игра с
отрицанием закона.
Метод синектики предполагает превращение незнакомого в знакомое,
неизвестного в известное. Предполагается открытие ранее неоткрытые элементы —
проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных
задач. Возможен и ругой путь - п ревращение знакомого в незнакомое. Это позволяет
рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения,
уходя от шаблонного мышления.
Существует несколько видов аналогий, используемых в синектике:
1. Реальная (прямая) аналогия. Она является самой простой и предсказуемой,
подразумевает очевидное сравнение объектов. Это любая похожесть,
основанная на сравнении.
2. Символическая (обобщенная) аналогия. Она позволяет выразить и
определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные
сравнения.
3. Субъективная (личная) аналогия. Она подразумевает собственное видение
проблемы через призму своих убеждений и оценок.
4. Фантастическая (нереальная) аналогия. Она предполагает создание
фантастических средства и придуманных персонажей.
На уроках истории и обществознания можно использовать данных видов аналогий
следующим образом.
Пример 1. Ученикам 7 класса на уроке истории предлагается рассмотреть
репродукцию картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» и провести простую
аналогию, ответив на вопрос: Какое историческое событие Х VII века отразил художник на
этом полотне? Предполагается ответ: Церковный раскол, два перста боярыни Морозовой
являются символом старообрядчества.
Пример 2. Для старших классов является актуальной проблема интервенции на
уроке истории с использованием простой аналогии. Ученики сравнивают эпоху
раздробленности в Х II – Х III вв., эпоху Смутного времени и гражданскую войну в 1918-
1922 гг. Ученикам задается вопрос: почему в эти исторические эпохи стала возможной
интервенция в наше государство? Предполагается ответ: Россия была ослаблена
политически, что определяло её военную уязвимость, чем воспользовались интервенты.
Пример 3. Для символической аналогии может использоваться замена одного
понятия другим. Обучающиеся на уроке обществознания в 9 классе могут заполнить
таблицу, сравнивая грузовой автомобиль и государство. Учитель совместно с классом
выделяет составные части автомобиля – мотор, руль, тормоза, кузов. Аналогичные
элементы обучающиеся должны предложить для термина «государство», работая
самостоятельно или в парах.
Пример 4. Также для символической аналгии может использоваться
преобразование понятий или событий в графический символ. Традиционным символом
власти является корона, раскол в обществе изображается молнией и т.д.
Пример 5. Для создания субъективной аналогии на уроке обществознания в
старших классах можно предложить обучающимся представить себя в роли разработчика
программы социального развития в РФ в начале ХХ I века, разработать главные вопросы,
требующие вашего внимания и определить наиболее результативные средства и методы
для решения этих вопросов.
Пример 6. При изучении темы «Личность» старшеклассники, используя
субъективную аналогию, должны сравнить свою личность с деревом. Обучающимся
предлагается нарисовать «древо личности», в котором:
Почва – это генетическое наследство, в которое уходит корнями древо.
Ствол – это ваши психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных
особенностей с окружением (характер, эмоции, интеллект).
Крона – это сфера интересов, социальной активности, моральных качеств. Её
формирует окружение и среда, а также культурно-исторические ценности.
Пример 7. На уроке истории в 7 классе ребята должны выполнить задание,
основанное на применении фантастической аналогии. Обучающиеся должны закончить
фразу: «Если бы борьба за реформу церкви была природным явлением, то это был(а)
бы…, потому что…».
Применение метода синектики предполагает определенный алгоритм, состоящий
из четырех последовательных этапов:
Этап первый. Формулируется и уточняется проблема «как она дана». Как
правило, никто из учеников не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что
преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает
уйти от привычного хода мышления.
Возможные приёмы на уроках:
• Просмотр иллюстраций без заголовков
• Отвлеченные входные вопросы.
Этап второй. Формулировка проблемы «как ее понимают». Рассматриваются
возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных
задач. Каждый ученик обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной
проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на под проблемы.
Возможные приёмы на уроках:
• Собирание исторического ребуса
• Совместное формулирование проблемы.
Этап третий. Генерирование идей. Начинается экскурсия по различным областям
техники, живой природы, психологии и т.п. для выяснения того, как аналогичные
проблемы решаются в далеких от решаемой задачи областях. Используются разные виды
аналогий.
Возможные приёмы на уроках:
• Синквейн
• Составление фреймовых опор
• Выполнение творческих заданий.
Этап четвертый. Перенос выявленных в процессе генерации идей на проблему
«как она дана». Важным элементом является критическая оценка идей экспертами.
Возможные приёмы на уроках:
• Обобщение устное или письменное
• Оформление итогового продукта (бюллетень, брошюра и т.д.)
Используемым приёмом в рамках метода синектики используются фреймовые
опоры. Фреймовая схема – это визуализированная жесткая каркасная структура
(«болванка», «клише»), накладываемая на множество исторических и обществоведческих
тем. Фреймовые опоры могут выглядеть как зарисованная в символических знаках цепь
логически связанных понятий и событий, схематические кластеры, таблицы и т.д.
При использовании метода синектики у обучающихся формируются
универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, познавательные и
регулятивные.
УУД Виды УУД
Личностные • смыслообразование
• мотивация
Коммуникативные • организацию и осуществление сотрудничества
• передачу информации и отображению предметного
содержания
Познавательные • структурирование знаний
• моделирование
• анализ, синтез, сравнение, классификация
• построение логической цепи рассуждений
• выдвижение гипотез и их обоснование
• самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера
Регулятивные • планирование, рефлексия
• ориентировка в ситуации;
• прогнозирование, целеполагание;
• оценивание; самоконтроль;
• принятие решения, коррекция
Для проведения рефлексии на уроках с применением метода синектики можно
предложить обучающимся выбрать один из предложенных утверждений в конце учебного
занятия:
1. Сегодня на уроке я активно работал(а) и мне удалось глубоко понять изучаемую
тему.
2. Сегодня на уроке мне многое было понятно и интересно, но традиционные формы
обучения для меня предпочтительнее.
3. Сегодня у меня было много затруднений, я ничего не понял(а) из изучаемой темы.
Нами выявлена динамика данных самоанализа обучающихся в среднем и старшем
звене. Отмечается слабое желание применять инновационные методы познания в 10-11
классах, поскольку традиционные формы обучения доминировали на протяжении всех лет
обучения и ребятам проще и понятнее работать «по-старому». В классах среднего звена
ребята положительно воспринимают использование «новых» методов обучения. Поэтому,
можно констатировать, что культуру применения инновационных методов обучения
желательно прививать с раннего возраста.
Однако, надо отметить, что метод синектики имеет и определенные риски. Не все
обучающиеся могут быть вовлечены в работу, поэтому целесообразно иметь
дополнительно для не вовлеченных учеников задания разного уровня сложности, или
организовывать групповую работу, включая в каждую группу как сильных, так и слабых
учеников. Кроме того, при отсутствии эталона решения учебной задачи имеется
возможность непрогнозируемого и незапланированного результата. Поэтому большая роль
отводится профессиональным качествам учителя, его способности проводить поэтапный
контроль и коррекцию деятельности обучающихся.
Представляя метод синектики как метод активного обучения истории и
обществознанию, надо подчеркнуть, что он имеет значительные перспективы в условиях
перехода к новым стандартам, потому что содержит большой потенциал творческого
развития школьников. Выстроенный на основе образного и интуитивного мышления,
воображения, метод формирует нестандартные подходы к решению проблемных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету
Метод проектов определяется как совокупность учебно-познавательных приёмов,которые позволяют вовлечь обучающихся в самостоятельную деятельность. Работа надпроектом способствует воспитанию у школьников...
Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания
В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...
Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.
В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...
методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"
В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....
«Методы индивидуального и дифференцированного подхода к работе с учащимися для повышения качества образования»
Статья содержит материалы для повышения качества математического образования....
Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы).
Метод проекта - современная педагогическая технология, которая широко применяется преподавателями и учителями в рамках реализации ФГОС. В данной статье идет речь об опыте применения данной технологии ...
Открытый урок для преподавателей по теме "Использование метода "Кроссенс" на уроках истории
Данный материал можно использовать для трансляции педагогического опыта среди преподавателей общественных и гуманитарных дисциплин...