Проектный метод обучения на уроках истории.
статья (история) по теме
В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Proektnyy_metod.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБОБЩАЮЩИХ УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ
А.Н.Суханова учитель высшей категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 55»
Г.Саратов
Перед российской средней школой на современном этапе стоит задача реализации личностно-ориентированного обучения учащихся. Решить ее поможет проектный метод обучения, который объединяет информационно-коммуникативные с образовательными технологиями.
Основной целью данного метода является развитие умений и качеств человека XXI века, к которым относятся: ответственность и адаптивность, различные коммуникативные умения, креативность и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие и социальная ответственность.
Что же можно считать проектом? Проект – это сумма приемов и действий обучающихся, которые проводятся в определенной последовательности с целью достижения поставленной задачи в виде некоего конечного продукта.
Проект в основе своей имеет идею направленности деятельности школьников на достижение результата, который достигается решением какой-либо теоретической или практически значимой проблемы. При этом достигается внешний результат, который можно увидеть, осмыслить или применить на практике, а также внутренний результат, выражающийся в приобретении опыта деятельности, где соединяются знания и умения, компетенции и ценности.
Проекты классифицируются по разным уровням. Например, по тематическим областям, по масштабам деятельности, по срокам реализации, по количеству исполнителей, по важности результатов и т.д. Но независимо от типа проектов все они будут носить индивидуальный авторский характер и в этом будут уникальны. Все проекты обязательно направлены на достижение какой-либо цели, но в то же время имеют временные ограничения, а также обязательно предполагается и осуществляется координация взаимодействия учащихся.
По своей форме результат проекта может быть различным, например, видеофильм, мультимедийная презентация, спектакль, законопроекты, игры и т.д.
По времени проекты подразделяются на мини-проекты, которые занимают урок или часть урока, краткосрочные, осуществляющиеся в течение 2 – 6 уроков, среднесрочные, когда используется внеурочная и урочная подготовка и затрачивается от 12 до 15 урочных часов, а также долгосрочные проекты, при этом весь цикл выполняется во внеурочное время.
Исходя из своей практики, я могу предложить следующие стадии проекта, которые, на мой взгляд, помогают достичь наилучшего результата:
1.Разработка проектного задания, которая может включать публикации для родителей или какой-либо другой аудитории, с целью распространения информации о начале проекта, его целях и задачах, информацией о возможной помощи родителей своим детям.
2.Выделение подтем, то есть определение основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов.
3.Формирование творческих групп с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Для успешного завершения проекта группы должны иметь равноценный состав.
4.Подготовка материала для начала исследовательской работы. В этом случае учитель определяет основной список литературы, который ученики могут дополнить в ходе своей работы.
5.Разработка проекта. При содействии учителя группы приступают к работе над проектом, определяют основные проблемные вопросы, учебные вопросы, определяют план работы.
6.Оформление результатов проекта. Выбирается форма защиты проекта, определяется необходимая помощь.
7.Защита проекта.
8.Рефлексия. Может проводиться в различной форме, в зависимости от целей, которые поставил перед собой учитель.
В разработке этапов проектов существует разнообразие, но это не меняет сущности проектной деятельности, а именно создание условий для учащихся при которых они смогут самостоятельно приобрести недостающие знания из различных источников, воспользоваться этими знаниями, приобрести коммуникативные умения, работая в группе и так далее.
Современное поколение детей значительно более активно и развито, чем предыдущее. Оно быстро осваивает новые многочисленные средства передачи информации. Ученики интересуются многим, поэтому учитель должен быть эрудирован не только в области своих знаний, но также быть компетентным во многих сферах деятельности. Чтобы удовлетворить потребность учащихся в знаниях преподаватель должен научить их искать ее, направить ребят в нужное русло, помочь определить интересные направления деятельности, увлечь своими идеями, носящими образовательный характер.
На уроках истории в настоящее время проблема активизации познавательной деятельности стоит достаточно остро. На мой взгляд, проект – это именно та форма обучения, которая, решая образовательные задачи учебного предмета, даст возможность детям проявить свое творчество, фантазию, талант, возможность реализовать свои разнообразные способности, повысить самооценку.
При осуществлении проекта необходимо учитывать возраст школьников. Исходя из этого, определяются цели и задачи проекта, его сроки и форма.
Цель моей работы – поделиться с коллегами опытом применения проектной деятельности на уроках истории.
Я считаю, что проектный метод обучения на уроках истории эффективнее всего использовать для проведения повторительно-обобщающих уроков.
Первый крупный проект я предлагаю ученикам в шестом классе после завершения изучения курса по истории средних веков. Предлагаемое название проекта - «Люди в эпоху средневековья». Основной проблемный вопрос - кому легко жилось в средние века? Исходя из этой проблемы, определяются основные учебные задачи проекта: детальное изучение повседневной жизни людей средневековья, определение прав и обязанностей основных сословий, сравнение их образа жизни с современными, знакомство с традициями, которые сохраняются и сейчас, но в измененном виде, повторение и систематизация уже изученного материала. Формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий.
Кроме учебных задач мною ставятся и воспитательные, например, воспитание толерантности у обучающихся, адекватное восприятие достижений других национальностей и народностей, восприятие опыта предшествующих поколений. Также к воспитательным задачам можно отнести активное обращение ребят за помощью к родителям, что позволяет им увеличить время общения.
В данном проекте также прослеживаются межпредметные связи, прежде всего с уроками изобразительного искусства, информатики, литературы.
О начале проекта сообщается родителям и детям. Для родителей информация о проекте важна потому, что они будут знать, что требуется от детей, представлять себе задачи проекта и предполагаемый результат, а также узнают каким образом и в каком объеме смогут оказать помощь.
Следующий этап подготовки – это знакомство обучающихся с проблемами проекта, методами и приемами его осуществления, сроками демонстрации результата. Наиболее эффективной формой в данном случае, как показывает практика, будет грамотно составленная презентация учителя. От того, как, будет представлен проблемный вопрос, показаны основные противоречия и проблемы темы, будет зависеть заинтересованность учеников и их увлеченность проектом.
В ходе следующего этапа работы школьники делятся на группы по числу рассматриваемых слоев населения средневековой Европы (рыцарство, духовенство, горожане, крестьяне). В группе определяется старший, разрабатываются критерии, по которым будет оцениваться работа каждого из участников. Затем учитель проводит консультации с учащимися, которые приступают к сбору информации, обобщению и анализу фактов. На этой стадии требуется большая кропотливая работа учителя, который должен контролировать весь процесс, так как для шестиклассников проект ещё является сложной задачей. В ходе ее решения они учатся видеть главное, отметая второстепенное, учатся искать информацию и использовать ее. Ученики на этом этапе получают необходимые первоначальные навыки исследовательской работы. Помощь преподавателя заключается в определении круга источников, литературы, иллюстративного материала. Несомненным плюсом будет являться побуждение учеников обратиться к книгам, а также возможность совершенствования навыков работы с Интернетом.
Следующим этапом становится создание презентации в каждой из групп. В этом случае может понадобиться помощь учителя информатики, если преподаватель истории плохо владеет навыками её создания. Данная работа для учеников шестого класса наиболее интересна, так как их деятельность будет направлена на освоение компьютерной программы и работу с Интернетом.
Решение этой проблемы учеников увлекает тем, что они выходят за рамки учебника. Они узнают, например, о том, какие продукты употребляли в пищу люди в средние века, где они жили, какую одежду носили, какие праздники отмечали, какие развлечения для них были привлекательны, при этом они самостоятельно находят иллюстрации фактов, которые обнаружили, проводя свое исследование.
Заключительный этап проходит в виде защиты презентации. Каждая группа представляет результат своей работы, защищает свой вывод, отвечает на вопросы. Все ученики класса имеют возможность высказаться, задать вопрос и получить ответ на него. Далее проходит обсуждение основного вопроса проекта «Кому легко жилось в средние века?» и подведение итогов работы.
В заключение проводится рефлексия в форме письменного задания – высказать свою точку зрения по первоначальному проблемному вопросу: «Кому легко жилось в средние века?». Выбор ответа на практике оказывается неоднозначным, мнения расходятся. Но именно эта неоднозначность и является необходимой в этом проекте. Каждый ответ – это своя точка зрения. Для формулировки окончательного мнения необходимо аргументировать свой выбор, что активизирует мыслительную деятельность, учит анализу полученной информации. Еще одно задание по итогам проекта носит творческий характер. Учащимся предлагается нарисовать свои ассоциации с понятием средние века. Затем проводится выставка рисунков под условным названием «Мое представление о средних веках». К определению результатов конкурса можно привлечь не только участников проекта, но также экспертов в лице других учеников и учителей.
Следующий крупный проект я предлагаю ученикам уже в седьмом классе после завершения изучения истории России с XVI по XVIII век. Тема проекта «Основные проблемы истории России с XVI по XVIII век». В рамках этого проекта выделяется несколько подтем, которые разрабатываются сформированными группами. Я предлагаю для обсуждения следующие варианты:
- Иван IV и его время (основной проблемный вопрос - Иван IV: сумасшедший на троне или непонятый реформатор?)
- Смутное время и его последствия (основной проблемный вопрос - Смута: катастрофа или возрождение?)
- XVII век в истории России (основной проблемный вопрос - XVII век: «новый век» в развитии России или традиционное развитие?)
- Петр I и его время (основной проблемный вопрос – Петр I: злой гений или спаситель России?)
- Северная война 1700 – 1721 года (основной проблемный вопрос - Северная война: упадок экономики или двигатель прогресса?)
- Дворцовые перевороты XVIII века (основной проблемный вопрос - Наследники Петра I: смена правителей или попытка изменить государственное устройство России?)
- Екатерина II и ее время (основной проблемный вопрос – Правление Екатерины II: «золотой век» или жестокие времена?)
Данный проект имеет прежде всего образовательные задачи. Закрепление изученного материала, подбор дополнительного материала по основным проблемам истории России, конкретизация знаний об отдельных личностях отечественной истории, формирование навыков и умений работы с историческими источниками, историческими картами, совершенствование навыков исследовательской деятельности, закрепление умений публичного выступления и ведения дискуссий.
Воспитательными задачами будут являться: воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своего государства, восприятие опыта предшествующих поколений, извлечение уроков из деятельности предшествующих поколений.
Первым этапом проекта будет являться информация для родителей о проблемах проекта, формах его результатов, о возможной помощи родителей своим детям по осуществлению проекта.
Следующий этап - это представление проекта ученикам, обсуждение предложенных проблем, разделение на группы и определение старшего в группе. Кроме того, определяются критерии оценки каждого этапа работы, сообщения и презентации. Затем проводятся консультации, поэтапно ведется оценивание деятельности каждого из участников группы. Для совершенствования навыков исследовательской работы, ученикам предлагается, помимо создания презентации, написать сообщение о проделанной работы. В этом случае учащиеся начинают знакомиться с правилами оформления научной работы. Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, поставленный учителем в подтемах, школьникам уже недостаточно познакомиться только с материалом справочников и энциклопедий, им приходиться использовать научные статьи и монографии, что позволяет им совершенствовать навыки исследовательской деятельности. Они знакомятся с разными точками зрения на ту или иную проблему и задумываются над тем, кто же прав. Этим самым активизируется не только познавательная деятельность, но также и мыслительная, приобретаются и совершенствуются навыки анализа и сравнения полученной информации. Работа заставляет учеников обсуждать проблему не только с учителем, но также между собой и с родителями. На данном этапе важен контроль преподавателя, так как участникам проекта достаточно часто требуется консультация не только по оформлению результата, но и по анализу отобранной информации, которую необходимо систематизировать.
На этапе защиты проекта заслушиваются выступления рабочих групп, оценивается их выступление, оформление презентации, выбирается лучшее выступление. В седьмом классе, чтобы стимулировать деятельность, выбранная лучшая работа, будет рекомендована для представления ее на школьную конференцию.
Рефлексия может быть проведена в форме тестирования учащихся по материалу истории России изученного периода.
Результатом работы над данным проектом, который будет достигнут учителем и учениками, становится активизация исследовательской деятельности, закрепление навыков самостоятельного отбора материалов, совершенствование умений анализировать информацию и формулировать выводы, формирование дополнительных знаний по истории России.
Такие среднесрочные проекты можно проводить один, два раза в год. Систематическая работа приводит к тому, что к старшим классам проектная деятельность для учащихся становится повседневной и интересной формой обучения.
На уроках истории и обществознания очень эффективно и результативно также проводить краткосрочные проекты. Например, создание герба своей семьи, реклама своего хобби и так далее.
К несомненным достоинствам метода проектирования относится обучение публичному выступлению и ведению дискуссии, так как при современных методах аттестации, которая проводится в виде тестирования, учить детей «говорить», используя термины и понятия, крайне необходимо. Другое достоинство проектной деятельности - групповая защита проекта, которая позволяет даже слабым ученикам проявить себя и почувствовать свою необходимость в работе, то есть создается ситуация успеха, что является немаловажной частью обучения.
Исходя из опыта своей работы, применяя проектный метод обучения, я могу сделать вывод, что проектные задания позволяют заинтересовать учеников предметом, повысить качество обучения, добиться ощутимых результатов в формировании различных навыков и умений у каждого отдельного ученика, привлечь в помощники учителя родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Intel «Обучение для будущего».Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. Пособие. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
- Клименко А.В., Подколозина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 9
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - № 7
- http//doob-054.narod.ru Зачесова Е.В. Метод учебных проектов – образовательная технология XXI в.
- http//his.1september.ru Кропанева Г.А. Технология методов проектов при обучении истории.
- http://distant.ioso.ru Полат Е.С. Метод проектов.
- http://ms45/edu.ru Проектная деятельность или цели имеют право на существование!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ТЕМЕ «КОМУ ЛЕГКО ЖИЛОСЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА?»
Цель урока:
обобщить изученный материал по истории средних веков;
познакомить учащихся с жизнью и бытом представителей различных сословий в эпоху средневековья;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
формировать навыки исследовательской деятельности;
формировать навыки работы с историческими источниками;
формировать навыки публичного выступления и ведения дискуссии;
воспитание толерантности;
познакомить учащихся с достижениями других народов.
Оборудование урока:
Учебные картины;
Презентации учащихся;
Рисунки учащихся;
Компьютер;
Мультимедийный проектор.
Основные понятия:
1. Сословия 7. Повинности
2. Рыцари 8. Барщина
3. Духовенство 9. Оброк
4. Крестьянство 10. Ремесло
5. Герб 11. Горожане
6. Замок 12. Индульгенция
Примерный план изложения.
- Активизация знаний учащихся.
Вспомните, как называется период всемирной истории, который мы уже изучили?
Какие страны мы уже изучили?
Какие сословия нам известны?
Задача на уроке – выяснить, кому легко жилось в средневековье?
II. Выступление группы учащихся по теме жизнь рыцарей.
III. Выступление группы учащихся по теме жизнь крестьян.
IV. Выступление группы учащихся по теме жизнь горожан.
V. Выступление группы учащихся по теме жизнь духовенства.
Мы прослушали выступление всех групп. Можете ли вы ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
Домашнее задание: написать свои размышления по вопросу «Кому легко жилось в средние века»? Нарисовать рисунок « Что такое средневековье для меня»?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лист планирования работы в группе
Основополагающий вопрос__________________________________________
Вопрос (проблема)__________________________________________________
Этапы | ||||
Цель работы: Задачи: Что знаю: Что еще нужно найти: | ||||
Что можно использовать: | ||||
Источник информации / ресурс | Вид информации | |||
Какую консультацию и у кого мы можем получить: | ||||
Координатор в группе:_______________________________ Распределение обязанностей и план работы: | ||||
1 ученик | 2 ученик | 3 ученик | … | |
Что делать? | ||||
Что сделано? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оценочный лист работы над проектом
№ | Основные критерии | Макс кол-во баллов | Оценка учителя | Оценка экспертов | Оценка уч-ов | Итоговый балл |
I. | Оценка мультимедийной презентации |
| ||||
1. | Титульный лист и постановка проблемы. | 5 | ||||
2. | Количество слайдов. | 5 | ||||
3. | Дизайн слайдов. | 5 | ||||
4. | Использование дополнительных эффектов. | 5 | ||||
5. | Удобная навигация. | 5 | ||||
6. | Грамотное форматирование текста. | 5 | ||||
7. | Удобно читаемый шрифт текса. | 5 | ||||
II. | Содержательная часть. | |||||
1. | Четкость и локаничность текста. | 5 | ||||
2. | Соответствие иллюстраций тексту. | 5 | ||||
3. | Логичность расположения слайдов. | 5 | ||||
4. | Наличие вывода. | 5 | ||||
5. | Список информационных источников. | 5 | ||||
III | Защита проекта (презентации) | |||||
1. | Содержательность (правильное, конкретное освещение темы) | 5 | ||||
2. | Логичность (последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов) | 5 | ||||
3. | Богатство речи (образное и яркое выражение мыслей, выбор точных слов и т.д.) | 5 | ||||
4. | Правильность и чистота речи. | 5 | ||||
5. | Владение исторической терминологией. | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода обучения на уроках технологии
Использование проектного метода обучения очень полезен именно на уроках технологии. Учащиеся на уроках в основном занимаются творческими проектами, вследствие этого у детей развивается интерес к предм...
Проектные методы обучения на уроках математики
В статье раскрывается метод пректов...
Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".
Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....
статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"
Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...
статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"
Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...
Проектные методы обучения на уроках и внеурочной деятельности
текст выступления на педагогическом совете...
Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.
Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно формирование базовых учебных действий, духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...