Методическая разработка урока по истории
методическая разработка по истории (11 класс)

Минина Виктория Валентиновна

Урок истории "Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии". На уроке  учитель раскрывает перед учащимися полно и объективно картину дней царствования последнего русского императора, выясняет причины краха династии Романовых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._vencenosnaya_semya_romanovyh.otkryt.urok_.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №3» г.Октябрьского Республики Башкортостан

Конспект открытого урока по истории

Венценосная семья Романовых.

Последний акт трагедии.

        

                                                 Составила: учитель истории

                                    Минина В.В.

             

                                Г.Октябрьский, 2012г

Тема: Венценосная семья Романовых. Последний  акт трагедии.

Цели урока:

Обучающие цели:

- Раскрыть перед учащимися более полно и объективно картину  дней царствования последнего русского императора;

- выяснить причины краха династии Романовых;

- показать и ощутить ту атмосферу любви и дружбы, окружавшую царскую семью и их близких, познакомиться с бытом и привычками Николая II, импе-

ратрицы  Александры Федоровны и их детей.

Развивающая цель: Развивать у учащихся умения, навыки работы с учебником, историческими документами, уметь анализировать их.

Воспитательные цели: Привитие  интереса к истории России;

-формирование  высоких нравственных качеств.

Оборудование: Фильм Г.Панфилова «Романовы. Венценосная семья».

Вырезки из газет о Николае II,портрет Николая II и его семьи.

Ход урока:

1.Звучит трагическая музыка, учитель читает цитату из Библии:

После того  открыл Иова уста свои,

и проклял день свой.

И начал Иов, и сказал: «Погибни день,

в который я родился»

Библия.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас с вами повторно-обобщающий урок на тему:

«Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии». Миновали уже ни один десяток лет с тех пор, как произошла эта ужасная трагедия в Ипатьевском  доме, но до сих пор в изучении нее так и не была поставлена точка. И прошлое действительно стало все чаще возвращаться к нам трагическими эпизодами своей истории. Но без этой печальной памяти, сострадания к жертвам не может быть нравственного здоровья нации. Восстанавливая историческую истину, мы просто возвращаемся к нормальной жизни.

И так, запишите,  пожалуйста, тему урока и посмотрите на доске план   урока.

                                         План:

1. Император Николай II  и его семья.

2. Отречение Николая II  и причины краха династии Романовых.

3. Трагедия в Ипатьевском доме.

4. Романовы и современность.

Как вы знаете, Николай II - один из самых загадочных и непонятных персон XX века. Слухи, сплетни, легенды постоянно сопровождали его по жизни, не прекращаются они и после убийства царя и его семьи.

-Ребята! Как вы думаете, почему я взяла именно эту цитату  из  Библии

для нашего сегодняшнего  урока? (ответы учащихся)

Учитель: Драма  Николая II по свидетельству многих  современников заключалась в том,  что,  обладая  редкими человеческими  способностями, царь оказался фатально  не готовым к роли  государственного  деятеля мирового масштаба, предназначенной  ему самим фактом рождения   в семье  монарха. Свою державную миссию он воспринимал как тяжелую обязанность, ни отказаться, ни уйти от которой  он не  смел.

Сегодня  на уроке мы еще  раз вспомним с вами  ту атмосферу  любви и дружбы, которая окружала  царскую  семью и их  близких, познакомимся с привычками Николая II, императрицы Александры  Федоровны и их детей.

Таким образом, мы с вами  подошли  к первому пункту  нашего плана: «Император и  его семья», и теперь послушаем доклад, который так и называется  «Император». (Выступление  учащихся)

Учитель: Ребята!  Теперь откройте страницу  53  учебника и найдите документ из  воспоминаний Великой княжны Ольги Александровны. (Чтение документа).

В 1913 году,   в России,  состоялись  торжества в честь  300-летия дома Романовых. К удивлению многих, они сопровождались всенародным  проявлением монархических  чувств. Великая княжна Ольга Александровна вспоминала о поездке царской семьи по Поволжью: «Где бы мы не проезжали, везде мы встречали такие верноподданнические  манифестации, которые, казалось, граничат с неистовством. Когда наш пароход проплывал по  Волге, мы видели толпы крестьян, стоящих  по  грудь в воде, чтобы поймать хотя бы взгляд  царя. В некоторых  городах я видела ремесленников

и рабочих, падающих  ниц, чтобы поцеловать его тень, когда он пройдет».

-Какой  можно  сделать вывод по этому документу? (Престиж Николая II

и его семьи в 1913  году  был  еще  очень велик).

- А какое  событие  торжественно отмечали в России в этом же 1913 году? (300-летие  династии Романовых).

Единственное  утешение  и покой  Николай II находил  лишь в кругу семьи,  в общении  со  своими детьми  (а их у  императора  было  пятеро), с любимой  женой. Только  здесь  он позволял  себе быть  самим  собой.

Давайте, послушаем  сообщение  о семье  императора. (Выступление учащегося)

- Какой вывод можно  сделать из услышанного?

-Как относился император  к своей  семье?

Обратите внимание  на портрет императора  и его  семьи.

-Каким  выглядит Николай II на портрете?

-Что вы можете сказать об императоре и его семье?

- Мы с вами  выяснили, что престиж  императорской  семьи  и самого императора   в 1913 году был  еще очень  велик. Однако уже  через несколько лет в отношениях народа к царю произойдет крутой перелом. 

- С какими событиями он будет связан? (прежде всего, с I мировой войной)

Итак, мы переходим с вами ко 2 пункту нашего плана: «Отречение Николая II.Причины краха династии Романовых».

-Назовите мне дату I мировой войны. (1914-1918гг.)

- Почему Россия вступила в эту войну? (усиление влияния России на Балканах, Черном море, присоединение Галиции)

- Как развивались военные события в начале войны? (поражения, не хватало вооружения, потери-4 млн. человек  к августу 1914г).

-Несмотря на военные неудачи, действия русских войск  сорвали расчеты германского командования на быструю победу в войне. В этой, как многим казалось, безнадежной ситуации  Николай II принимает решение возглавить армию. И уже через 15 месяцев, прошедших с того момента, как Николай II встал во главе войск,  русская армия добивается серьезных успехов. 

- Каких? (русские перестали отступать, они отвоевали часть завоеванных территорий на западе, начинают успешное наступление против Турции, захватывают Армению, совершают Брусиловский прорыв)

-Однако,  успехи армии тяжело дались стране. Какое положение было в стране?

К тому же именно в это время немыслимого накала достигла пропагандистская  кампания, развернутая оппозицией вокруг Распутина (доклад о Распутине)

 Итак, казалось, что Николай II не сможет выдержать всеобщего накала и отдаст власть. Но государь был непреклонен. Он верил в ближайшую победу. И русская армия уже приготовилась к решающему и последнему бою, призванному победоносно завершить I мировую войну. Но судьба России сложилась иначе.

-Вспомните, какие события произошли в нашей стране в 1917г? (в парламенте возникла оппозиция против царя - «Прогрессивный блок», а затем в стране произошли сразу две  революции: февральская и октябрьская,  в результате которых была уничтожена власть царя и затем всей династии Романовых)

 2 марта 1917г Николай II подписывает свой знаменитый манифест об отречении. Откройте стр.85 учебника, на которой написан манифест,  но прежде чем прочитать его представьте себе, с какой интонацией мог сам Николай II прочитать этот манифест. Попробуйте воспроизвести ее, прочитав документ вслух (чтение документа).

Вопросы  по документу:

- В пользу кого отрекся Николай II?

- Как вы считаете, насколько искренним был Николай II в своем последнем официальном обращении?

Поставив подпись под актом об отречении  в пользу своего брата Михаила, Николай  II сбросил с себя тяжкий  груз, избавился   от  кошмара, который мучил  его в течение  почти,  что 23 лет.   Как сказал знаменитый  русский поэт А.Блок: «Отрекся, словно сдал  эскадрон». Вот, что пишет об этом отречении другой  писатель Василий Розанов в своей книге: «Апокалипсис нашего времени»: «И вот  рушилось все, разом, царство и церковь. Попам лишь непонятно, что церковь разбилась еще ужаснее, чем царство. Царь выше духовенства. Он не ломался, не лгал. Но видя, что народ и солдатчина так ужасно отреклись от него, так предали (ради гнусной распутинской истории), и тоже дворянство (Родзянко), как и всегда фальшивое  «представительство», и тоже «господа купцы» - написал просто,  что,  в сущности, он отрекся  от такого подлого народа.  И стал (в Царском) колоть лед. Это  разумно, прекрасно, полномочно».

В течение  этого исторического дня  Николай II был  спокоен и приветлив, отчего и все остальные  не чувствовали  себя скованными.

Но, оставшись  наедине  с собой, он записал  в дневнике: «Кругом измена, трусость  и обман». Через несколько дней  после своего  отречения, царь был  арестован  в Могилеве  и отправлен  в  Царское  село.

- Куда затем  его отправили? (в Тюмень, Тобольск, а затем  Екатеринбург).

Конечный  пункт ссылки  семьи  Романовых - Екатеринбург, город, где и произошел  последний  акт  этой ужасной  трагедии в Ипатьевском доме. Таким образом, мы с вами подошли  к 3 пункту плана: «Трагедия в Ипатьевском   доме».

-Кто принял  решение  расстрелять Романовых? (Уральский комитет или  правительство Москвы?)

Ребята! Мы  с вами  увидели, что трагедия семьи  Романовых  возникла  не

сразу, она  нарастала постепенно. Я  считаю, что  в этой трагедии была немалая  доля  вины  и самого  Николая  II.

  - Только ли в нашей стране  убивали  царей?  Знает ли история другие

случаи? (Карл I в Англии, Людовик XVI во Франции).

   В  истории были  и другие  случаи, когда народ  убивал своих царей. Но трагедия  России,  наверное, заключается в том, что в нашей стране  вместе с царем расстреляли  всю его семью,  совершенно ни в чем неповинных  людей. Но, так или иначе, эта трагедия  произошла. Давайте посмотрим,  как это случилось. (Просмотр фильма)

Великодушие  и раскаяние приходят  позже, в настоящем больше правит малодушие и своекорыстие. Поэт Арсений Несмелов с большой силой выразил это в своем стихотворении: «Без  Москвы, без России». (Чтение  стихотворения).

-Увы, и дом Ипатьев не замкнул  этот путь. Вскоре  после  этой трагедии

произошли   и другие   ужасные  трагедии. Какие? (убийство  в г. Алапаевске княгини Елизаветы  Федоровны – сестры  императрицы Александры Федоровны, пяти великих князей и их слуг, в январе 1919г расстреляны великие князья  Дмитрий Константинович  и Николай  Михайлович в Петропавловской крепости  без всякого суда и следствия).

- В то время нашелся лишь  один человек, осмелившийся публично осудить это злодеяние. Кто он? (патриарх Тихон)

Убийцы Романовых и все те, кто по той или иной причине соприкасались с драгоценностями, сорванными с трупов Романовых, погибли странной смертью, а в лучшем случае бесследно исчезли. Их трагический конец во многом напоминает судьбу нашедших сокровища Тутанхамона.

Учитель читает 2 цитату с доски:

                                                 «…и дым мучений их будет

                                                 восходить во  веки веков, и не

        будут иметь покоя ни днем, ни ночью

                                                  поклоняющиеся  зверю и образу его и

        принимающие  начертание имени его…»

- Ребята! Почему я взяла именно эти слова  к данной теме? (ответы учащихся)

Прошло много десятилетий, и люди вновь заговорили о Романовых. Мы с вами подошли к 4 пункту нашего плана: «Романовы и современность».

Как вы уже знаете, известный русский архитектор Лукомский построил в Белграде «Дом памяти Николая II».А в 2000 году, после того как были найдены останки царской семьи, их перезахоронили в Петропавловской крепости в Петербурге.

- Как вы думаете, почему прошло столько лет, как произошла эта ужасная трагедия, и люди вновь вернулись к ней, к личности Николая II и его семьи?

И так, к каким событиям мы вернулись сегодня с вами на уроке?                                                                              Я  приготовила для вас тест, чтобы узнать, как вы усвоили данную тему. (Далее учитель дает тест и проверяет его)

- Какой вывод можно сделать по нашей сегодняшней теме? (ребята делают вывод, что жизнь Николая II,все его правление  были очень трагичны, закончилось оно также трагедией, в которой был виноват в какой-то мере и сам Николай II)

Вывод (делает учитель): Таким образом, теперь мы знаем, что насилие,  в каком бы теоретическом облачении оно не выступало, может родить лишь насилие – ни  к чему иному оно привести не может.

 Подведение итогов урока.

Комментирование оценок.

Домашнее  задание $15

Список используемой  литературы:

1.Т.Мельник-Боткина. Воспоминание о царской семье. М.,1993г

2. М.Дориа де Дзулиани. Царская семья. М.,1991г

3. Г.Иоффе. Революция и судьба Романовых. М.,1992г

4. Э.Радзинский. Николай II.М.,2000г

5. В.А.Шестаков. История Отечества. XXвек. М., 2000г

6. А.А.Волков. Около царской семьи. М.,1993г.

7. Мосолов А.А.При дворе последнего Российского императора. М.,1993г.

8. Розанов В.В.Апокалипсис нашего времени. М.,1990г.

Тест на тему «Николай II»

1.Назовите дату правления Николая II:

А)1896-1918гг

Б)1894-1917гг

В)1895-1917гг

2.Кто сказал о Николае II, вступившем на престол: «Он погубит Россию?»

А) С. Ю.Витте

Б) Л. Н.Толстой

В) императрица Мария Федоровна

3.Почему Николай II был прозван в народе «кровавым»?

А) за трагедию на Ходынском поле в Москве

Б) за расстрел демонстрантов 9 января 1905г.

В) за бессмысленную русско-японскую войну

4.Назовите имя человека, близкого к царской семье, который, по общему мнению, дискредитировал династию в 1914-1916гг:

А) Распутин

Б) Плеве

В) Гучков

5.Кто из членов Государственной думы принимал отречение от престола Николая II:

А) Милютин

Б) Шингарев

В) Шульгин

6.Когда Николай II отрекся от престола, один из известных поэтов России сказал: «Отрекся, словно сдал эскадрон». Назовите имя поэта:

А) А.Блок

Б) С.Есенин

В) В.Маяковский

7.Кто был председателем Совета министров при Николае II:

А) Плеве

Б) Витте

В) Столыпин

8.Назовите дату расстрела Николая II и его семьи в Екатеринбурге:

А)15 марта 1918г

Б)17июля 1918г

В)17 июня 1918г

9.Кто из дочерей Николая II являлся наиболее таинственной фигурой в русской истории:

А) Мария

Б) Анастасия

В) Ольга

10.Кто из известных русских архитекторов построил в Белграде «Дом памяти Николая II:

А) Лукомский

Б) Бенуа

В) Шехтель

А. Несмелов

Без Москвы, без России.

Мы теперь панихиды правим,

С пышной щедростью ладан жжем,

Рядом с образом лики ставим,

На поминки Царя идем.

Бережем мы к убийцам злобу,

Чтобы собственный грех загас,

Но заслали Царя в трущобу

Не при всех ли, увы, при нас?

Сколько было убийц? Двенадцать,

Восемнадцать или тридцать пять?

Как же это могло так статься –

Государя не отстоять?

Только горсточка этот ворог,

Как пыльцу бы его смело.

Верноподданными – сто сорок

Миллионов себя звало.

Много лжи в нашем плаче позднем,

Лицемернейшей болтавни , -

Не за всех ли отраву возлил

Некий яд, отравлявший дни.

И один ли, одно ли имя

Жертва страшных нетопырей?

Нет, давно мы ночами злыми

Убивали своих Царей.

И над всеми легло проклятье,

Всем нам давит тревога грудь:

Замыкаешь ли, дом Ипатьев,

Некий давний кровавый путь!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории по теме "Бунташный век" с использованием мультимедиа...

Методическая разработка урока по истории древнего мира

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...