Поурочное планирование по истории на тему: «Свержение самодержавия, февраль 1917 года»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Сат Марта Санчай-ооловна

Открытый урок по истории на тему: «Свержение самодержавия, февраль 1917 года»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fevralskaya_rev_otkr._urok.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  Республики Тыва
Молодежные профессиональные  педагогические  игры                                                             «Революционные события 1917 года и Туве»

Тема урока:

«Свержение самодержавия, февраль 1917 года»

9 класс

                                                                                                                                        Саая Ая Олегович,

                                                                                                                       учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с.Хондергей

Хондергей  2017

Тема урока: «Свержения самодержавия. Февраль 1917г.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

1.Познакомить учащихся с причинами и последствиями Февральской – свержения монархии в  России

2.Способствовать развитию аналитического логического мышления при работе с текстом учебника и исторических документов; умений систематизации материала; навыка построения опорных схем.

3.Воспитывать чувства патриотизма, сопереживания, толерантности и понимания происходивших событий.    

Личностно-значимая проблема:

 «Чувства человека взаимодействуют друг с другом. Они могут поддерживать друг друга, могут конфликтовать и далее враждовать…»

План урока:

  1. Причины Февральской революции
  2. Хроника событий
  3. Отречение Николая II  от престола
  4. Политические итоги и значение революции

Методы обучения:

  1. Наглядный
  2. Частично-поисковый
  3. Практический метод  – лабораторная работа
  4.  Метод контроля

Формы работы учащихся:

  1. Индивидуальная
  2. Фронтальная
  3. Групповая

Оборудования на уроке:

  1. Карта «Первая мировая война»
  2. Карточки для лабораторной работы
  3. Рабочие листы для каждого ученика
  4. Презентация по этапам урока

Основные понятия и термины урока:      1) Временное правительство; 2)Петроградский Совет рабочих;       3)Учредительное собрание;    4)Двоевластие

Организационная структура урока:

  1. Мотивация к  учебной деятельности – (подготовка учащихся к уроку)
  2. Актуализация знаний – 1)проверка домашнего задания с опережающим заданием – выявить общенациональный кризис в ходе 1-ой мировой войны – социально-экономические, политические противоречия.
  3. Изучение новой темы – составление опорной схемы;

(далее план урока):

  • Причины революции
  • Хроника событий Февраля 1917г.
  • Отречение Николая II  от престола
  • Политические итоги и значение революции
  1.  Первичное осмысление и закрепление изученного
  • Работа по группам – Двоевластие (класс делится на 2 группы,  которые будут представлять созданные новые органы власти – 1 ряд – Петросовет

                                                                                           2 ряд – Временное правительство

  • Работа с отрывками стихотворения
  1. Итоги урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание

Ход  урока:

  1. Мотивация к  учебной деятельности – (подготовка учащихся к уроку)
  2. Актуализация знаний – 1)проверка домашнего задания с опережающим заданием – выявить общенациональный кризис в ходе 1-ой мировой войны – социально-экономические, политические противоречия. Вспомните, пожалуйста,   какие величайшие события произошли в начале XX века, которые мы рассмотрели в предыдущих уроках?  (Русско-японская война;  Первая российская революция 1905-1907 годов; становление многопартийной системы в начале XX века; Государственная Дума – как парламента; Первая мировая война). Вот остановимся к последнему  событию – Первой мировой войне. Сегодняшнюю тему будем связывать с этим событием. На дом вам было задано ответить на поставленные вопросы, также были заданы индивидуальные задания.

1)Опережающее задание:   Какие чувства вызывает слова «война»?

(Страх, ненависть, победа, защита, долг, ответственность, …)  

2) Проверка домашнего задания.

1)Фронтальная работа – дать развернутый ответ  к вопросам.

  • Когда Россия вступила в Первую мировую войну?  
  • Что было главной причиной участия России в Первой мировой войне?
  • Какие еще события 1914-1916 годов вызвали яростное недовольство общества по отношению к власти царя?

2)Индивидуальные задания: (подготовка сообщений по следующим темам):

  • Отношение общества к  Первой мировой войне –  Сат Даяна
  • Влияние войны к экономике страны –  Монгуш Алдынай
  • Отношение политических партий к войне –  Санаа Джульетта

 Учитель: Внимательно послушайте сообщения товарищей и выясните, какие противоречия возникли в ходе войны? ( Из каждого сообщения выявить одно конкретное противоречие и запишите в рабочий лист , таким образом заполняем  первую схему №1)

    3. Изучение новой темы – составление опорной схемы №1 (далее план урока):

  • Причины революции (социальные, политические, экономические) – заполнение таблицы-схемы №1
  • Хроника событий Февраля 1917г. (Заполнение таблицы  №2 – по карточке №1)

Карточка №1

 Из дневника М.М.Пришвина – секретарь товарища (заместителя) министра торговли и промышленности.

26 февраля. Сегодня 26-го все газеты не вышли. Весь город наполнен войсками. «И кого ты тут караулишь!» - говорит женщина своему  солдату. Так видно, что он не знает, кого караулит: враг, свой…   Вся политика  и государственность  теперь  выражаются  одним словом  «хлеб». Как вначале вся  жизнь государства была в слове  «война», так  теперь в слове «хлеб»…  так что историк первую часть  эпохи назовет  словом Война  и  вторую – Хлеб.

27 февраля. Около 3-х дня прихожу к начальнику  с  докладом  по  делу  Кузнецовской фабрики, а он говорит: теперь все равно, Артиллерийское управление захвачено бунтующими войсками. Предварилка открыта – политические выпущены…   Швейцариха говорит: «Присоединились, присоединились войска!»…

1 марта. Что от царя зависит – успокоить революцию, по-видимому,  совершенно  забыто…   Манифест  социал-демократов, опубликованный  на  одном листке  с  приказами  Родзянко, произвел  эту смуту:  как  будто  два правительства:  социал-демократическое  и  думско-временное…  Жуткий вопрос, что  делается  в остальной России – никто этого не знает…   Кто-то говорит, а радость  какая, будто Пасха. Телефон: Москва присоединилась, Новгород присоединился…

2 марта. В Думе:  у жерла вулкана.  Котел с пищей  под  кафедрой:  солдаты едят. Екатерининский зал: солдатский митинг.

3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении  2-х комитетов  и  новые  приказы  новых  министров.  День  чудесный – солнечно-морозный. Март. И возрастающая  радость  народа. На Невском огромное движение, снимаются  иллюминационные  императорские  гербы,  складываются  в  кучи,  зажигают, а в  витринах  показывают  объявление  об  отречении  царя.

5 марта.  Колокола – первый раз услыхал  колокола, воскресенье.  В  ожидании  первых  газет  длинная очередь. И когда  они вышли, то все  с разных сторон города  весь  день,  возвращаясь  домой,  пуками,  как  носят  вербу,  цветы,  несли  газеты,  кто  какие  добыл … здесь,  в тылу,  свершается  празднество  настоящей  великой  победы. «Товарищи, - говорит  извозчик, - посторонитесь». «Товарищ, - говорит офицер  извозчику, - до

Литейного».  Появились  в ходу  огромные  бумажные  цветы, и  солдаты  их лепят  и  на грудь, и на живот…»

  • Отречение Николая II  от престола –Карточка   №2 – работа по парам (добавляют дату отречения в схеме рабочего листа) 

Карточка №2    Документ 1.

Из манифеста об отречении Николая II:

«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти 3 года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжелое испытание. Начавшиеся внутренние  народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении  упорной  войны.  Судьба  России,  честь  геройской  нашей  армии,  благо  народа,  все  будущее   дорогого  нашего  отечества  требуют  доведения  войны  во  что бы то  ни стало  до  победоносного конца. Жестокий  враг  напрягает  последние  силы,  и уже  близок  час,  когда  доблестная  армия  наша  совместно  со  славными   нашими союзниками  сможет  окончательно  сломить  врага.  В  эти  решительные  дни  жизни  России  почли  мы  долгом  совести  облегчить  народу  нашему  тесное  единение  и сплочение  всех  сил  народных  для скорейшего  достижения  победы  и,  в  согласии  с  Государственной  думой,  признали  мы  за  благо  отречься  от Престола  Государства  Российского  и сложить  с Себя  верховную  власть.  Не  желая  расстаться  с  любимым  сыном   нашим,  мы  передаем  наследие  Наше  Брату  Нашему  великому  князю  Михаилу  Александровичу  и  благословляем  Его  на  вступление  на  Престол  Государства  Российского.  Заповедуем  Брату  Нашему  править   делами  государственными  в  полном  и ненарушимом  единении   с  представителями  народа  в  законодательных  учреждениях,  на  тех  началах,  кои  будут  ими  установлены,  принеся  в  том  ненарушимую  присягу…

        Псков.  2 марта  15ч  5  мин.  1917г.  Николай».      

Документ 2.

Манифест  об отречении   Михаила:

«Тяжкое  бремя  возложено  на Меня  волею Брата  Моего,  передавшего  Мне  Императорский  Всероссийский  престол  в  годину  беспримерной  войны  и  волнений народных.

Одушевленной одной  со  всем  народом   мыслью,  что  выше  всего  благо  Родины  нашей,  принял  Я твердое  решение  в  том  лишь  случае  воспринимать  Верховную власть,  если  такова  будет  воля  великого  народа  нашего,  которому  надлежит  всенародным  голосованием,  через  представителей  своих   в  Учредительном  собрании,  установить  образ  правления  и  новые  основные  законы  Государства  Российского.  Посему,  призываю  благословение  Божье,  прошу  всех  граждан  державы  Российской  подчиниться  Временному  правительству,  по  почину  Государственной Думы  возникшему  и  облеченному  всею  полнотою  власти,  впредь  до  того,  как  созванное  в  возможно  кратчайший  срок,  на  основе  всеобщего,  прямого,  равного  и  тайного  голосования,  Учредительное  собрание  своим  решением  об  образе   правления  выразит  волю  народа.    Михаил. 3 марта 1917г. Петроград».

  • Политические итоги и значение революции (Заполнение схемы №4)

  1.  Первичное осмысление и закрепление изученного
  • Работа по группам – Двоевластие (Заполнение схемы №3 – класс  делится на 2 группы, которые будут представлять созданные новые органы власти –

                                                                         1 ряд – Петроградский совет

                                                                 2 ряд – Временное правительство

  • Работа с отрывками стихотворения
  1. Итоги урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание

Приложение к уроку:

Рабочий лист по теме: «Февральская революция 1917г.»

Схема №1

        

Хроника событий Февральской революции

Дата

Участие «улицы» в революции

Участие политических сил (партий и Думы) в революции

Попытки остановить революцию

Схема №3

Схема №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс

Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс...

поурочное планирование по истории казахстана на тему "Казахстан одно из крупнейших стран мира"

Ообогатить знания учащихся о Казахстане историческими событиями, познакомить, формирование знаний о природе, полезных ископаемых Казахстана.Р: развивать навыки критического мышления, коммуникативные н...

Проблемно-дискуссионная игра: на примере урока по теме «Альтернативы развития страны после Февраля 1917 года».

Содержит материалы для организации урока по данной теме в форме проблемно-дискуссионоой игры....