поурочное планирование по истории казахстана на тему "Казахстан одно из крупнейших стран мира"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Зиятдинова Анара Джузбаевна

Ообогатить знания учащихся о Казахстане историческими событиями, познакомить, формирование знаний о природе, полезных ископаемых Казахстана.Р: развивать навыки критического мышления, коммуникативные навыки и навыки публичного выступления.В: способствовать воспитанию патриотических чувств и любовь и уважение к предмету, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazahstan_odno_iz_krupneyshih_stran_mira.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 12-13                                дата: 11.10, 15.10

Пән\предмет: рассказы по истории Казахстана                                   Сынып/ класс:5                

Такырып\тема:  Казахстан – одно из крупнейших государств мира

        

Мақсат\Цели – О:обогатить знания учащихся о Казахстане историческими событиями, познакомить, формирование знаний о природе, полезных ископаемых Казахстана.Р: развивать навыки критического мышления, коммуникативные навыки и навыки публичного выступления.В: способствовать воспитанию патриотических чувств и любовь и уважение к предмету, ответственность.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

1. Разминка

Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнем урок, давайте встанем в круг и проведем разминку.  Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия.

1.    Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

2.    Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

3.    Если вы уверены в своих силах, топните ногой.

4.    Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

5.    Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.

6.    Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

7.    Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

8.    Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

А теперь можете пройти на свои места.

2. Упражнение » Ассоциации».

Учитель: Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами.

Учащиеся называют свои ассоциации и приклеивают свои листочки к «Дереву Казахстана».

Учитель:  Тема нашего урока сегодня – «Наша родина – Казахстан».  Мы с вами сегодня познакомимся с природой Казахстана, с богатством ее недр. Давайте вспомним, какой юбилей в этом году отмечает наша родина? Правильно, 20-летие независимости. А сейчас приступим к работе. Вам предстоит работа в группах, где вы должны будете помогать друг другу, выполняя задания.

Каждой группе достается одна из тем, которую нужно проработать и составить кластер. Затем по кластеру нужно будет рассказать о своей теме для того чтобы участники других групп с ней познакомились. В кластере нужно записать самое основное.

3. Работа в группах.

1 группа – Горная система Казахстана

2 группа – Озеро-речная система и природа  Казахстана

3 группа – ПИ Казахстана.

Представление кластера.

Но не только природой и ПИ богата казахстанская земля. Богата она и людьми. В этом году празднуется 170-летие казахского ученого, просветителя, писателя Ы.Алтынсарина.  Сейчас вы прочитаете текст об Ыбрае Алтынсарине. Какая-то информация вам возможно уже знакома, поэтому рядом с такими предложениями вы поставите галочку – «v», а рядом с той информацией,  которую вы не знали, только что прочли, вы ставите «+». Если вы думали иначе, ставите «-» , а если хотите что-то уточнить, то знак вопроса «?».

Чтение с пометками

Ыбрай Алтынсарин – ученый-просветитель, педагог, писатель, ученый, основоположник казахской детской литературы и женского образования в Казахстане. Родился в 1841 году  в Костанайской области, в местности Торгай.

В 1857 году окончил школу с золотой медалью. В школе он в совершенстве овладел русским, арабским, татарским и персидским языками. Работал переводчиком, затем учителем в казахской школе. В 1879 году Ыбрай стал инспектором торгайских школ.  В это же году была напечатана его первая книга «Казахская хрестоматия».

В 1887 году под его руководством была открыта первая школа для девочек в Иргизе.

Ы. Алтынсарин писал рассказы, сказки для казахских детей, переводил детские книжки с русского на казахский.

Ы. Алтынсарин внес огромный вклад  в развитие народного образования.

- Какая информация была вам знакомой, а где вы узнали об этом? Какая информация была незнакома? Что вы хотите узнать, уточнить?

Оказывается, вы много знаете об Алтынсарине, молодцы, а  сегодня узнали еще больше. Сейчас вам предстоит выполнить задания, но прежде чем их начать давайте немного разомнемся, чтоб выполнять задания было полегче.

Физминутка: Раз – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать

Шесть – за стол тихонько сесть.

А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы запомнили полученные сведения  о Казахстане и Ыбрае Алтынсарине. Я вам раздаю задания, работаем по-прежнему в группах. Если кто-то  из участников группы затрудняется, то можно ему немного помочь. Задания выполняется на розданных листочках.

Задания:

1. Допишите пропущенные слова:

Горы занимают ______ процентов территории Казахстана. Самая высокая точка Казахстана – это пик ___________________. Горная система Алтай делится на __________Алтай и ________ Алтай. В Казахстане также расположены _________________ горы, горная система ____________, горы ________________.

2. Ответьте на тестовые вопросы, отметив правильный вопрос:

1) Одна из самых крупных рек в Казахстане – это:

А) Арал,

Б) Иртыш,

В) Волга.

2) Где используется сильное и быстрое течение горных рек?

А) на гидроэлектростанциях,

Б) на рудниках,

В) для перевозки грузов.

3) Сколько озер насчитывается в Казахстане?

А) более 20 тысяч,

Б) более 32 тысяч,

В) более 48 тысяч.

4. Какие животные обитают в Казахстане?

А) сайгаки, архары, слоны,

Б) косули, кенгуру, белки,

В) кабаны, сайгаки, архары.

3. Соотнесите правильно (стрелочками):

Медь        Экибастуз

Железо        Западный Казахстан

Нефть        Жезказган

Уголь         Темиртау

4. Исправьте ошибки в тексте:

Ибрагим Алтынсарин – ученый-просветитель, педагог, музыкант. Родился в 1856 году в   Костанайской области, в местности Торгай. В школе он в совершенстве овладел русским, китайским, татарским и персидским языками.  В 1887 году под его руководством была открыта первая школа для мальчиков в Иргизе. Ы. Алтынсарин писал рассказы, сказки для казахских детей, переводил детские книжки с немецкого на казахский.

(Абай, писатель, 1841, арабским, девочек, русского)

Работа на местах, после выполнения – обмен листочками по кругу, совместное выполнение у доски, проверка заданий соседа.

Молодцы ребята. Справились с заданием.

Сегодня мы с вами познакомились с природой, полезными ископаемыми, узнали много нового об Ыбрае Алтынсарине. Все хорошо потрудились. А теперь запишите домашнее задание: параграф 10, читать, пересказывать и написать сочинение-миниатюру «Моя Родина – Казахстан»

7. Рефлексия.

А теперь я хочу узнать, понравился вам урок или нет. Я вам предлагаю выразить это с помощью смайлика. Возьмите у меня листочек и нарисуйте смайлик.

Если понравился урок –

Если был нормальный – нейтральная – :-/

Если был не интересный, не понравился –  

 Рубрика: поурочные планы по истории |  Метки: 5 класс, история, Казахстан, моя Родина, поурочный план, разработка урока, урок |  Нет комментариев »

 урок по истории Казахстана «Абылай хан»

 15.03.2012 | Автор: historyofkz

Класс: 8

Предмет: история Казахстана

Тема: Ханство Абылая

Цели урока:

•     познакомиться с жизнью известной исторической личности  казахского народа – хана Абылая,

•    узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления,

•    Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, ОК, кластер, переносить знания в новую ситуацию,

•     формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: элементы технологии Караева, элементы критического мышления

Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, ИД, презентация (приложение 1)

План урока:

1.    Организационный момент. Постановка цели урока.

2.    Опрос домашнего задания.

3.    Изучение нового материала

3.1.    Работа в экспертных группах

3.2.    Работа в кооперативных группах

4.    Закрепление и контроль изученного материала

4.1.    Выполнение разноуровневых заданий

4.2.    Взаимопроверка

5.    Итог урока.

5.1.    Итог учителя

5.2.    Роль «Психолог»

6.    Инструктаж домашнего задания

Ход урока:

1.    Организационный момент.

Здравствуй, ребята!

Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок (слайд 1,2)

Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке – Абылаем. Тема урока: Ханство Абылая.

Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.

2.    Опрос домашнего задания

Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.

1)    Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана? (смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)

2)    Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар. (Каракумы)

3)    Объясни, что означает слово курултай (собрание кочевников)

4)    Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)

5)    Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века (несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)

6)    Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (в 1731 г.)

3.    Изучение нового материала

Учитель: Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства.   Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века.

- Наша работа сегодня будет строиться по плану:

1.    Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

2.    Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

3.    Казахское ханство в период правления Абылая

4.    А. Левшин о хане Абылае

- Ребята, работать будем следующим образом (метод Джигсо):

Все вы сейчас получите бейджики с определенным цветом. Таким образом, вы разделитесь на экспертные группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер или ОК вместе с группой.

По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других. В маршрутные листы (приложение 2) необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.

На работу в экспертных группах отводится 10 мин.

По истечении времени раздается сигнал, учащиеся переходят в другие группы и там объясняют свою тему по «своей опоре», слушают других и оценивают.

Тексты для изучения группам (приложение 3)

4. Закрепление и контроль изученного материала

Учащимся раздаются задания (приложение 4) с тремя уровнями (1- на 3, 2 – на 4, 3 – на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение – 12 минут

Во время контроля и закрепления ведется «Прозрачный журнал» (приложение 5)

На задания дается фиксированное время. По истечении времени звучит сигнал.

4. Взаимопроверка.

Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.

5.    Итог урока.

Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае – великом хане казахской степи.

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.

Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.

4.    Инструктаж домашнего задания

1.    Параграф 12, читать пересказывать, составить характеристику  хана Абылая по памятке (памятка дается каждому учащемуся, приложение 6).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по истории Казахстана

Разработки уроков в класс - комплекте 7-8, в 9 классе по истории Казахстана....

календарно- тематическое планирование по истории Казахстана и Всемирной истории для 7-9 классов

календарно- тематическое планирование по истории, составленное по учебной программе МОН РК "Астана 2010"...

Поурочное планирование курса истории древнего мира 5 кл.

Планирование составлено к учебнику под ред. А.А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С. Свенцицкой История древнего мира и соответствует требованиям ФГОС....

Поурочное планирование курса истории Древнего мира к учебнику Вигасина. ФГОС

Поурочное планироваие содержит тему урока, тип урока, планируемые УУД учащихся, материалы к урокам....

поурочные планы по истории Казахстана 5 класс

здесь поурочные планы за год, но не все...может кому-нибудь понадобятся, рада помочь......

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ Жизнь первобытных людей Введение в историю Древнего мира.Древнейшие люди.Родовые общины охотников и собирателей.Возникновение искусства и ре­лигиозных верований.Возникновение земле...