«Проектный метод и его использование в изучении истории и обществознания»
статья по истории по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический проект: «Проектный метод и его использование в изучении истории и обществознания»
«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА
Фамилия, имя, отчество автора проекта: Хохлова Татьяна Владимировна
Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.А. Микулина № 166 г.о. Самара.
Вид проекта: учебный
Тема: «Проектный метод и его использование в изучении истории и обществознания»
Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта: 5-11 классы.
Введение
Актуальность проекта. Российское образование начала ХХI века нуждается в модернизации, которая предполагает качественные изменения, направленные на формирование подрастающего поколения, способного эффективно решать задачи предстоящих десятилетий. В этой связи, претерпевают изменения методы преподавания тех или иных учебных дисциплин, которые отвечают требованиям нового времени. К одному из таких методов относится метод проектов, с помощью которого формируется активная, самостоятельная позиция учащихся в овладении знаниями, развиваются умения и навыки – исследовательские, рефлексивные, а также умения, связанные с применением их в практической деятельности (компетенции) и, конечно, с реальной жизнью.
Цель проекта: исследование эффективности метода проектов в освоении учащимися знаний отечественной и всемирной истории, а также обществознания.
Задачи:
- Повысить результативность обучения.
- Раскрыть творческие и интеллектуальные способности детей, для реализации возможности их творческого самовыражения.
- Научить поисковой деятельности в освоении нового материала.
- Сформировать культуру межличностных отношений и совместной деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс
Предмет исследования: процесс запоминания учащимися исторических дат и событий и теоретических положений обществоведческого курса.
Гипотеза: если в изучении тех или иных исторических событий, периодов и эпох использовать метод проектов, то это позволит:
- Надолго запомнить новую информацию;
- Использовать различные анализаторы для запоминания;
- Улучшить процесс обучения, сделать его творческим и интересным.
Этапы реализации проекта.
- Организационно-подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012г.) Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
- Основной (декабрь 2012г. - февраль 2013г.) Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
- Итоговый (март 2013г.). Оформление работ, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.
Теоретические основы данного метода.
В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик и педагог Дж. Дьюи, в книге «Школа и общество» писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».
Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Продолжателем идей Дьюи является профессор Колумбийского университета У. Килпатрик. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в жизни. В России еще в 1905 г. появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики. В 70-80 х гг. ХХ века проектный метод вновь стал актуальным в отечественном образовании.
Методологическая основа
Основой метода является идея о том, что учебно-познавательная деятельность ребёнка должна подкрепляться результатом, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Результатом такой деятельности является создание как внешнего продукта (презентации, текстового файла с докладом, графиков, диаграмм), так и внутреннего — опыта учащегося, включающего в себя знания, умения, компетенции как высший уровень умений и, наконец, осмысленные и осознанные ценности.
Методологические основы проекта в значительной степени опираются на теоретические положения Дж. Дьюи, который был представителем образовательной философии прагматизма. Эта философия основывается на понятиях исследования, интеллектуального поиска. Дьюи признавал исследование как метод самокоррекции, экспериментальной проверки гипотез, созданных на основе уже имеющегося у человека опыта. Он определял несколько состояний мышления, присущих ребёнку в обучении. Прежде всего, состояние, когда ребёнок попадает в затруднительную ситуацию, в проблемную ситуацию, связанную с неким эмоциональным всплеском. Именно на этой стадии ребёнок начинает формулировать идеи, имеющие отношение к данной ситуации. Он назвал этот этап «предположение». Здесь требуется весь предыдущий опыт ребёнка, чтобы сделать предположения или найти выход из затруднительной ситуации.
Затем начинается вторая фаза мыслительной деятельности ребёнка, которую Дьюи назвал «интеллектуализацией». На этой стадии затруднительная ситуация слегка проясняется и после формулирования ряда вопросов превращается в проблему. Проблема это интеллектуальное затруднение, и именно интеллектуальный интерес способен «управлять» человеком и активизировать его деятельность и мышление. Истинное образование приходит только тогда, когда происходит усиление детских возможностей под влиянием социальной ситуации, в которой находится ребёнок, - отмечал Дьюи.
На третьей стадии рефлексивного мышления ребёнок, предполагает различные способы решения проблемы и формулирует гипотезу, позволяющую исследовать проблемную ситуацию и стимулирующую ребёнка к поиску дополнительной информации. Этот этап Дьюи назвал «ведущая идея». Самое главное в нём — как можно более точно определить проблему и основной вопрос, требующий решения, поскольку именно от этого зависит само решение проблемной ситуации.
Наконец, на четвёртой стадии, которую автор назвал «рассуждение», происходит «созревание» решения. Все накопленные ребёнком наблюдения и найденная информация перерастают в основную идею или определённое решение проблемы. Именно процесс «рассуждения» помогает собрать всю информацию, даже порой кажущуюся совершенно бессмысленной, в нечто целое, способствующее решению проблемы. Самая главная цель данного этапа — формулирование идеи для наиболее эффективного способа решения проблемы.
Подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы, её испытание (верификация) в рефлексивном мышлении называется, по Дьюи, «практическим подтверждением». Гипотеза, сформулированная на третьем этапе, подвергается проверке экспериментом. Не важно, совпадают результаты эксперимента с гипотезой ребёнка или не совпадают — в любом случае результат имеет образовательное значение, поскольку процесс мышления на этом не заканчивается, а достигнутый результат может стать основанием для дальнейшего исследования.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Разработка проектного задания |
|
|
1.1 Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
| Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
| Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
| Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения |
| Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
| Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения |
1.2 Выделение подтем в темах проекта | Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
| Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую тему |
| Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
| Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) |
1.3 Формирование творческих групп | Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
| Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательскойработе | Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
| Отдельные учащиеся старших классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Преподаватель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность
| Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация | Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)
| Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
| Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия
|
Методы исследования:
- анализ проблемы исследования;
- изучение психолого-педагогической, методической литературы;
- проектирование педагогического эксперимента;
- диагностика;
- обобщение полученных результатов;
- подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
- Рефлексивные умения: умение осмысливать задачу и определять проблему, умение определять, что нужно использовать для решения поставленной задачи и чему нужно научиться.
- Исследовательские умения: умение самостоятельно выдвигать гипотезы и идеи, находить или изобретать способы действия; умение самостоятельно искать необходимую информацию в информационном пространстве; умение запрашивать информацию у эксперта (например, учителя-предметника); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки самооценки.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнёром; умение оказывать взаимопомощь в группе при решении общих задач; навыки делового партнёрского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Управленческие умения и навыки: умение проектировать процесс; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).
- Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс.
- Презентационные умения и навыки: умение уверенно держаться во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности и выразительности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- проведение сбора данных;
- анализ полученных данных;
- оформление конечных результатов;
- подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
Способы реализации:
- современные образовательные технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская);
- информационные технологии;
- идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д. Дьюи, Г.П. Щедровицкий, А.А. Дергач, О.С. Анисимов и др;
- идеи развивающего обучения (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов);
- использование приемов мнемотехники.
Технология опыта
Практическая основа данной проектной работы состоит в том, что ученики, собрав исторические факты за пройденный курс на каждое событие создают презентацию. Учащиеся должны подобрать такие события, рассматриваемого исторического периода, которые не будет вызывать недоумение у других учащихся. Каждая презентация – это своеобразная тема по повторению пройденного материала на основе ассоциативного способа запоминания. Материалы, которые будут объединены на CD-диск, помогут учителю сделать впредь занятия более насыщенными, информативными и наглядными.
Ученикам представляется возможность определиться с обязанностями:
- «исследователи»
- “архивисты”
- «художники»
- «дизайнеры».
Затем они разбиваются на группы, где есть представители всех «специальностей» для создания своей творческой работы. Каждой группе достается одна тема. Подбираются «архивисты”, которые ищут материал, “исследователи» - анализируют и интерпретируют этот материал подбирают примеры. Затем «дизайнеры» создают презентацию и оформляют материал. Иллюстрации к презентациям готовят «художники».
Готовые презентации записываются на диск в единый сборник, распечатывается и брошюра. Все это есть готовый продукт научно-исследовательской, творческой работы класса.
Результаты исследований показали, что учащиеся гораздо эффективнее запоминают исторические события, чем при традиционном их изучении и запоминании.
Описание полученных образовательных результатов и анализ результативности проекта.
Используя мнемотехнические приемы при работе с теми или иными темами на уроках проектной деятельности, наблюдалась положительная динамика в освоении учащимися пройденного материала. Если при традиционном изучении-«зазубривании» качество знаний было 65%, то при использовании мнемотехнических приемов – 72%. При этом нельзя сказать, что это заучивание бессознательное. Наоборот, учащиеся узнают исторические факты, помогающие понять и запомнить то или иное событие. Они сознательно устанавливают ассоциативную связь между событиями и явлениями. Приводят свои примеры. Это осознанный, поэтапный процесс запоминания, обеспечивающий прочное усвоение знаний.
Немаловажным критерием оценки этой работы является и то, что детям гораздо интереснее усваивать исторический материал именно в такой форме. Мной был проведен небольшой мониторинг, в ходе которого было выявлено, что 90% детей понимают и им нравится такой вид работы. Остальные 10% затрудняются в оформлении презентаций (нет дома компьютеров). Однако это легко корректируется, так как в группах они могут выполнять более легкие поручения: подбирать примеры, работать в первоисточниками. В дальнейшем, можно откорректировать выявленные недочеты при использовании проектного метода.
Практическим результатом проделанной работы является накопление презентационных работ учащихся, лучшие из которых можно использовать в преподавательской деятельности.
Выводы
- Апробированные при реализации технологии метода проекта:
- улучшают качество освоения исторического и обществоведческого материала учащимися;
- активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, процессы анализа и синтеза;
- позволяют проявить учащимся личные качества;
- повышают мотивацию к учению;
- развивают познавательную активность;
- вызывают интерес к предмету;
- дают возможность освоить и использовать современные технологии;
- способствуют повышению качества знаний.
- Проект показал эффективность в запоминании исторических событий на основе творческой деятельности учащихся, при использовании современных образовательных технологий.
- Создан банк творческих ученических работ(CD-диск).
- Обобщён и презентован практический опыт работы на заседании круглого стола школьного МО учителей гуманитарного цикла МОУ № 166 и всероссийской конференции учителей истории 14-15 мая 2013г., где автор выступила с докладом.
5. Систематизирован теоретический и практический материал, переданный в печать сборника по итогам работы вышеуказанной всероссийской конференции.
Литература
- Метод проектов на уроках. //Школьные технологии 2003 г. №6.
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Интернет-ресурсы:
http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии
http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....
Самопрезентация: Применение современных методов обучения как средства повышения эффективности в изучении истории и обществознания.
Презентация собственного педагогического опыта...
Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания
Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания....
Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.
Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания"
В статье раскрывается опыт работы по теме самообразования....
Статья «Использование онлайн сервисов для создания мультимедийных презентаций как продуктов проектной деятельности при изучении истории и обществознания»
В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуал...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
На современном информационном этапе развития российского общества и мира в целом остро встает вопрос формирования, развития и становления компетентной личности, способной быть социально активной, твор...