"Массовые формы внеклассной работы по истории"
статья по истории на тему

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так исторический конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massovye_formy_vneklassnoy_raboty_po_istorii.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Массовые формы внеклассной работы по истории

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так исторический конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями.

Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, по мнению заслуженных педагогов, служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель — вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры — наиболее общая соревновательная  форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Еще одной формой массовой работы по истории с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного времени и является составной частью учебной и воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Распространенной формой массовой внеклассной работы по истории являются встречи с интересными людьми. В современных условиях такая форма внеклассной работы по истории используется реже, чем прежде, но занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, ученые, писатели, художники.

Встречи учащихся с интересными людьми могут проводиться в школе, на предприятиях, в музеях. Они должны быть хорошо подготовлены: необходимо определить тему и цель встречи, место и время ее проведения, предварительно обговорить с приглашенным круг обсуждаемых вопросов, воспитательную направленность его рассказа, предупредить о том, с детьми какого возраста и образовательного уровня предстоит встреча.

Широкое распространение среди школьников получили соревнования на лучшее выполнение заданий по истории во время конкурсов, олимпиад, викторин. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви к предмету, поэтому эти формы внеклассной работы приобретают ярко выраженное воспитательное и коррекционное значение.

Содержание конкурсов, олимпиад, викторин может ограничиваться школьной программой по истории или выходить за ее пределы, но она должна быть доступна учащимся, а предлагаемые им вопросы и задания должны быть доступны для выполнения.

В конкурсах по истории могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые классы. Ребята отвечают на поставленные вопросы, собирают сведения о родном крае, пишут сочинения о своем городе, селе, описывают исторические памятники, делают зарисовки и т. п. Одновременно с заданиями учитель указывает источники, которые могут быть использованы во время подготовки, проводит консультации.

Олимпиады проходят в несколько туров с выбыванием тех, кто не набрал нужных баллов. Викторины по истории ближе стоят к игровой форме (в методической литературе их нередко относят к группе исторических игр), они могут проводиться без предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов. Для учащихся эта форма внеклассной работы является наиболее доступной и интересной. В школьной практике широкое применение нашли краеведческие викторины.

Интересным примером такого рода мероприятия, является викторина, представленная на педагогическом форуме учителем истории Г.Н. Иващенко, под названием «Виват, Россия!»[7]. Первостепенными задачами этой викторины были поставлены следующие:  1. воссоздать на ярких исторических примерах картины из жизни России; 2. показать учащимся величие и красоту земли русской; 3. продемонстрировать исторические «озвучки» личностей истории России.

Игра носила характер коллективного соревнования за честь своей команды. С положительной стороны характеризует эту викторину грамотная организация пространства с применением атрибутики Российского государства, портретов видных исторических деятелей разных эпох, подобранное музыкальное сопровождение, и четкая проработанность основных этапов игры, тематика которой коснулась наиболее важных вех в истории России. Самой игре предшествовала тщательная подготовительная работа, в которой участвовало большое количество школьников разного возраста. Они работали над созданием названия своих команд (таких, как «Богатыри», «Зодчие», «Корона Российской Империи») и их представления в викторине  в виде речевки или гимна, начитывали и прорабатывали индивидуально обширный исторический материал для успешного участия в игре и т.п. Результатом викторины стали многочисленные положительные отзывы со стороны учителей и учеников, повышение интереса к истории как школьной дисциплине и большая сплоченность среди школьников.

Таким образом, массовые формы внеклассной работы по истории являются самыми распространенными в силу ряда характерных особенностей: 1. они охватывают наибольшую аудиторию школьников, которые становятся участниками общего яркого действа; 2. разнообразие средств подачи информации и их взаимодействие усиливают восприимчивость детей к историческим фактам, делают их более яркими и понятными; 3. они аккумулируют в себе все многочисленные формы внеклассной работы, являясь своего рода конечным логическим этапом закрепления знаний, которые было бы невозможно усвоить в обычной урочной форме преподавания истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парковая лаборатория как форма внеклассной работы

Парковые лаборатории – форма внеклассной работы, которая практикуется в нашей гимназии уже несколько лет и, судя по отзывам учащихся, вызывают большой интерес....

Инсценирование сказок как форма внеклассной работы по английскому языку в начальных классах

Статья по теме и три инсценировки сказок,доступных для детей младшего школьного возраста....

Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории

В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.

В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...