Урок " Объединение Китая"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Кондратская Анна Даниловна

Лабораторный урок с элементами конференции составлен  в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 5 класса. Главная педагогическая цель урока - создать условия для развития умений характеризовать особенности внутренней и внешней политики императора Цинь Шихуана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_26_obed._kitaya.docx26.37 КБ
Файл prilozhenie_no_1.docx15.78 КБ
Файл prilozhenie_no_2.docx12.85 КБ
Файл prilozhenie_no_3.docx13.44 КБ
Файл prilozhenie_no_4.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Урок 26. ОБЪЕДИНЕНИЕ КИТАЯ.

Кондратская Анна Даниловна, учитель истории и обществознания

Педагогическая цель

Создать условия для развития умений характеризовать особенности внутренней и внешней политики императора Цинь Шихуан; давать оценку деятельности первого императора, анализировать причины свержения династии Цинь.

Тип и вид урока

Усвоение знаний, навыков и умений, Лабораторный урок с элементами конференции.

Планируемые результаты (предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

Способствовать решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Создание объединенного Китая (221 г. до н.э.). Правление династии Цинь. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесла и торговли. Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Гунны. Цинь Шихуан. Бойницы. Чай, сахар, шелк, бумага, компас, календарь.

Образовательные ресурсы

Учебник. Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 1. Карта «Индия и Китай в древности». Проверочные материалы. Презентация «Объединение Китая».

                                                                        Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

                 Деятельность

Характеристика основных видов деятельности

Учащихся

Формируемые УУД

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент               (1- мин.)

Словесный.

Слово учителя.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: проверка домашнего задания, закрепить и систематизировать      знания.               (12-15 мин.)

Работа с тестами

Беседа

Итоги выполнения задания

Вопросы учителя:

1. О чем шла речь на предыдущем уроке? (О китайском мыслителе Конфуции)

2. Что в содержании материала было самым главным? (Воспитательные учения Конфуция).

Задание:

1. На столе у вас лист с тестами и «секретный конверт».

2. Приступаем к выполнению тестов.                                                                    А) В верхнем правом углу напишите свою фамилию.

Б) После выполнения задания, обменяйтесь тестами с соседом по столу.

В) Откройте «секретный конверт» и внимательно прочитайте, что вам предстоит делать дальше.

См. Приложение № 1.

Работают с тестами

Проверяют тесты соседа по столу

Выставляют оценку по критериям

Научатся работать в паре, оценивать работу товарища по заданным критериям (К)

Выполнение пробного учебного действия;

фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Осуществляют анализ, делают выводы (П.)

Работа с тестом

III. Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: сформировать представление обучающихся о едином государстве в Древнем Китае.

 

Объединение Китая

Откройте, пожалуйста, учебник на странице 108 (последний абзац).

   

1. Что советовал великий Конфуций правителям Китая?

1-й слайд.

В 221 г. до н.э. первым правителем единого Китая стал Цинь Ши Хуань. Он объединил отдельные китайские государства в одно и стал называть себя «Первым властелином Цинь».

2. Выполнял ли он заветы великого мудреца Конфуция, об этом мы узнаем сегодня на уроке.

Тему: «Первый властелин единого Китая» записываем в тетрадь (стр. 109 учебника).

4. На стр. 106 учебника найдите территорию объединенного Китая.

Читают, отвечают на вопрос.

Знакомятся с датой исторического события.

Находят территорию единого Китая.

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи(П).

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем. (Р.)

Владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. (К.)

Работа с картой

Завоевательные войны

Групповая.

Словесный.

Работа с текстом, картой.

Слайд № 2.

1. Посмотрите карту и определите направления захватнических походов при императоре Цинь Ши Хуане.

2. С какой целью совершались походы на побережье Южно-Китайского моря?

(стр. 109 учебника).

(краткая запись в тетради: рис, слоновая кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц, земли)

3. В чем состояли трудности войн с кочевниками-гуннами?

(краткая запись в тетради: не имели городов, уходили в горы)

(стр. 110 учебника).

Работают с текстом учебника, картой.

Отвечают на вопросы.

Запись в тетради.

Владеют умением смыслового восприятия учебного текста (П).

Принимают участие в работе парами и группами, допускают существование различных точек зрения. (К).

Работа с текстом учебника, картой, беседа по вопросам.

Великая Китайская стена

Фронтальная.

Словесный, наглядный.

Сообщение, работа с иллюстрацией.

Слайд № 3. «Великая Китайская стена).

Учебник стр. 112. – иллюстрация.

1. Слушая выступления одноклассников, запишите в тетрадь, что нового для себя вы узнали о Великой Китайской стене.

Выступают с сообщением, подготовленным по ресурсам Интернета, энциклопедий.

Пишут сообщения, используя информацию из разных источников (К).

Извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа, наглядного материала. (П.)

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем (Р).

Сообщение.

Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения

Групповая.

Словесный, проблемный.

Работа с текстом, беседа.

Работа с учебником. П.4 стр. 111

Класс делиться по 4 чел. (учащиеся первого стола поворачиваются к сидящим за вторым столом и т. д.).                                                                Читая текст учебника, расскажите о жизни:

- императора (1-я гр.)

- армия (2-я гр.)

- вельмож (3-я гр.)

- земледельцев (4-я гр.)

5-я гр.

Слушая выступления одноклассников, отвечают на вопрос:

- почему 4-й пункт параграфа авторы озаглавили «Возмущение народа»?

Вопросы учащимся после прочтения текста:

1.  Почему в Китае применялись жестокие наказания по отношению к провинившимся?

2.  Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?

3.  Что хорошего принесло народу Китая объединение страны при Цинь Шихуане? (выводы записываем в тетрадь; + устный комментарий учителя и учащихся):  

   Реформы Цинь Шихуана»:

 - Законодательная реформа

- Денежная реформа

- Реформа системы мер длины и веса

- Дорожное строительство (упразднение границ)

- Реформа письменности

-Реформа в армии (переоснащение новым железным оружием, вместо бронзового) и т.д.

Возвращаемся к проблемному заданию:

- Так ли правил Цинь Шихуан, как учил Конфуций? Обоснуйте свой ответ.

  Обобщение ответов учащихся.

Характеризуют жизнь в империи правителей и подданных, положение различных групп населения. устанавливают причины недолговечного правления наследников Цинь Шихуана, положительные и отрицательные последствия объединения Китая. Характеризуют правление Цинь Шихуана.

Осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий. (Р).

Владеют умением смыслового восприятия учебного текста; устанавливают причинно-следственные связи. (П).

Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Умеют работать в группе. (К).

Беседа по вопросам

Развитие ремесла и торговли. Великий шелковый путь

Фронтальная.

Словесный,

Наглядный.

Сообщение, работа с иллюстрацией, рассказ учителя.

Организация выступлений учащихся. Показ слайдов. Работа с иллюстрациями в учебнике. Рассказ о развитии ремесла в Китае.

Выступают с сообщениями, подготовленными по ресурсам Интернета и других источников.

Владеют умением смыслового восприятия устного материала; анализируют изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков (П.).

Владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи (Р.).

Слушают и понимают речь других (К.).

Сообщения

Научные знания и изобретения. Культурные достижения.

Фронтальная.

Словесный, наглядный.

Сообщение,

работа с иллюстрацией, рассказ учителя, беседа

Показ слайдов «Научные знания и изобретения», рассказ учителя, учащихся, беседа по вопросам.

Перечисляют вклад китайцев в науку и культуру: тушь, бумага, шелк, карта звездного неба, календарь, компас, чай, рис, фарфор, обезболивающие средства, иглоукалывание.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. (П.)

Пишут сообщения, извлекая информацию, полученную из различных источников. (К.).

Сообщения

IV. Динамическая пауза.

Цель: формировать основы здорового образа жизни.

(2 мин.)

Упражнения по ЗОЖ

См. Приложение № 2.

Выполняют физические упражнения

V. Закрепление знаний и способов действий

(7 мин.)

Словесный, практический

Беседа

А сейчас выполняем задание в таблице.

См. Приложение № 3.

Ученик в таблице фиксирует (+), (-), какие знания он приобретает, в каких моментах он знает недостаточно для положительного ответа.

Оценивание усвоенного содержания (Л).

Контроль, коррекция, оценка (Р).

Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П). 

Работа с таблицей

VI.Практикум

Расширение и углубление новых знаний

(5 мин.)  

Чтобы закрепить полученные знания поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас на столе приготовлены задания с вариантами ответов 0 – да,  х – нет.

 

См. Приложение № 4

Выполняют задание

Контроль, коррекция, оценка (Р).

VII. Рефлексия.

Цель: подведение итогов, выставление отметок.

(1-2 мин.)

Фронтальная

Словесный

Сообщение учителя

Интерес – что было интересного на уроке?

Творчество – какие творческие работы понравились?

Обучение – чему научились?

Главное – что сегодняшний урок принес для меня?

Отвечают на вопросы

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.)

Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспехов УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л.)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет мнения других (К).

Беседа по вопросам

VIII. Информация о домашнем задании

(1 мин.)

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя.

Учитель комментирует задание. (П. 23, подготовиться к зачету, вопросы на стр. 114).

Воспринимают задание, уточняют.

Принимают учебную задачу для самостоятельного решения.

Термины,

понятия,

даты.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Тестирование по теме: «Чему учил древний мудрец Конфуций»        

  1. Китай находился:                                                                                    

А) в Восточной Азии

Б) в Южной Азии

В) в Европе

      2. По территории Китая протекали две реки:

            А) Инд и Ганг

            Б) Евфрат и Тигр

            В) Янцзы и Хуанхэ

      3. Об обычаях древних китайцев часто говорил:

           А) Геродот

           Б) Конфуций

           В) Будда

      4. Высшей добродетелью по мнению мудреца было:

          А) уважение к старшим

          Б) поклонение императору

          В) почитание младших

     5. Высшем существом для китайцев был(о):

          А) дракон

          Б) небо

          В) солнце

    6. Чтобы приобщить китайцев к мудрости древних, мудрец:

          А) вел с ними поучительные беседы

          Б) излагал содержание мудрых книг

          В) советовал заучивать наизусть высказывания древних мудрецов

   7. Из какого материала делали дощечки для письма?

          А) из пальмы

          Б) из тростника

          В) из бамбука

   8. Письмо древних китайцев называлось:

        А) иероглифами

       Б) клинописью

       В) криптограммами

    9. Китайский мудрец считал, что учтивого китайца можно узнать по:

         А) речи

         Б) поведению

         В) одежде

    10. Чего не разрешалось делать учтивому китайцу?

         А) снимать туфли перед входом в дом

         Б) носить волосы, собранные в пучок

         В) сидеть, свесив ноги и вытянув их вперед

    11. Как по мнению мудреца, правители должны относиться к своим подданным?

         А) сурово наказывать

         Б) как к своим детям

         В) не заботиться о них

           

«Секретный конверт»

  1. Внимательно проверь тест!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

В

Б

А

Б

Б

В

А

Б

В

Б

       

  1. Оцени работу по следующим критериям:

Менее 5 верных ответов           -    оценка «2»

От 5 до 7 верных ответов         -     оценка «3»

От 8 до 10 верных ответов       -     оценка «4»

11 верных ответов                      -    оценка «5»

  1. Понравилось ли тебе «секретное задание»?

Да                                    Нет                                 (нужное подчеркните)

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

                                                                                             Приложение № 2.

 Физкультминутка

Человек на Востоке неотделим от природы больше, чем на Западе. Это до сих пор проявляется и в танцах, и в боевых искусствах, и в гимнастических упражнениях. В Китае в 4- 3-е тыс. до н.э. появилась гимнастика «цигун». Вы уже немного устали, наверное, и сейчас мы отдохнём с помощью базового упражнения этой гимнастики. Называется оно – «Поза дерева».

- Встаньте, пожалуйста. (включается музыка) Поставьте ноги на ширине плеч. Колени чуть согнуты, спина прямая, шея чуть наклонена вниз. Ладошки нужно собрать в виде лодочки – в них концентрируется энергия. Мышцы лица расслаблены. На время выбросьте все мысли из головы. Готовы? Начинаем наше упражнение!

- Поднимите руки до уровня пупка. Ваши ноги – это корни дерева. Тело –

ствол, руки – ветви. Подышите.

- А теперь представьте, что над головой собрались тучи, начался дождик и потоки воды омывают тело, унося усталость.

- А вот вас осветило солнце. Оно согревает и осушает влагу. Организм наполняется силой и энергией.

- Легкий ветерок раскачивает деревце – покачайтесь из стороны в сторону без усилий, легко и плавно. Повращайте кисти рук, потом стоп.

- И в завершении – руки положите на живот, девочки – правою ладонь на левую, мальчики – левую ладонь на правую. Подышите.

- Садитесь, пожалуйста.



Предварительный просмотр:

Умения и знания

Да

нет

Могу показать на карте расположение Древнего Китая

Могу рассказать о природе и людях Древнего Китая

Знаю где найти информацию и могу ответить на вопросы:

Кто стал первым императором Китайской империи

Какое название получила империя

Почему император Цинь Шихуан приказал сжечь все сочинения китайских мудрецов, а ученых закопать живыми в землю

Для защиты от какого племени император повелел построить огромную стену

Могу рассказать о Великой Китайской стене

Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуаня

Могу рассказать о Великом шелковом пути

Могу перечислить изобретения и открытия древних китайцев

Знаю, где найти информацию и могу выполнить задание:

Сравнить природу и климат Китая, Египта, Междуречья и Индии

Сравнить религиозные верования древних египтян, жителей Месопотамии, индийцев и китайцев

Приложение № 3



Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Приложение № 4.

«Крестики-нолики»

1

     0

2

     0

3

       0

4

       х

5

       х

6

     0

7

     х

8

      0

9

      0

1. Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуань? (да)

2. Объединение Китая произошло в 221 г. до н. э.? (да)

3. Столица при Цинь Шихуане была – Сянъян? (да)

4. Бумагу изобрели в Индии? (нет)

5. Первые книги в Китае были из папируса? (нет)

6. Великий шелковый путь – путь из Китая до Средиземного моря? (да)

7. Правда ли, что компас изобретен в Индии? (нет)

8. Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки? (да)

9. Правда ли, что после объединения Китая его привлекали земли на побережье Южно-Китайского моря? (да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепления знаний в 5 класе по теме "Древний Китай"

Данный урок закрепления знаний по теме "Древний Китай" предполагает использование мультимедийного учебного пособия  "Древний мир".Цель урока  не только в том, чтобы проверить имеющ...

Мудрость Древнего Китая

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Мудрость Древнего Китая"....

Первый властелин единого Китая

Изучая историю в 5-м классе, предлагаю уделять внимание наглядному обучению. С помощью изображений у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. На уроке по теме «Пе...

Тест по теме: Япония, Китай

Тест по теме: Япония, Китай выполнени в виде презентации. Вопросы теса в двух вариантах с проверкой знания политической карты Азии...