Изучение нового материала | 20 | План: (на доске) - Причины и начало гуситского движения
- Гуситские войны
- Личности в истории.
Предлагает задание по группам: - Вы представляете три группы чешского общества: крестьяне, горожане, мелкие и средние феодалы. Познакомьтесь с характеристикой данных групп населения и сделайте вывод. По мере поступления ответов заполняет на доске таблицу. Группа населения | Чем были недовольны | Мелкие и средние феодалы | Дробление земель. Зависимость от панов. Враждебное отношение к церкви и обществу. | Горожане - чехи | Требовали участия чехов в городском самоуправлении. Выступали против поборов церкви. | Крестьяне | Выступали против поборов церкви. Требовали отмены королевского налога и феодальных повинностей. |
Задает вопросы классу: - В чём выразилось недовольство различных групп населения Чехии? - Какое требование объединяло все слои чешского общества? - Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Объявляет тему урока, записывает на доске: “Гуситское движение”. Своё название движение получило по имени профессора Пражского университета Яна Гуса. Послушайте сообщение о жизни, борьбе Я. Гуса. Вопросы к классу: - Как вы думаете, к каким последствиям привела борьба церкви против Я. Гуса? - В чём состоит гражданский подвиг Я. Гуса? К каким последствиям привела борьба церкви против Я. Гуса? Дает следующее задание классу. Используя материал учебника, составьте таблицу “Участники гуситского движения”. - Сравните требования. Сделайте вывод. Римский папа и император Священной Римской империи предприняли четыре похода против народного войска таборитов, которое возглавил Ян Жижка. Все походы крестоносцев закончились поражением. В чём же секрет успеха таборитов? Как вы думаете, кто победил в этой борьбе: табориты или умеренные? Предлагает обратиться к историческому материалу. Приложение № 2. Задание. Изучите исторический материал и сделайте вывод о результатах борьбы гуситского движения. После завершения работы с историческим текстом, организует обсуждение прочитанного. - Объясните, почему победа досталась умеренным? Чем можно объяснить их борьбу против таборитов? Задание. Используя материал учебника, заполните таблицу “Гуситское движение в Чехии”. По мере поступления ответов записывает на доске. “Гуситское движение в Чехии”. Требования Я.Гуса | Итоги гуситского движения | 1. Отнять у церкви земли и богатства 2. Отменить плату за церковные обряды 3. Богослужение вести на чешском языке 4. Церковь должна подчиняться королю, а не папе. | 1. Образование гуситской церкви. 2. Церковь потеряла свои земли 3. Отмена десятины 4. Появление сейма 5. Чехия - сословная монархия |
Сделайте вывод о результатах борьбы чешского народа против могущества католической церкви. Все ли требования Я. Гуса были достигнуты в ходе гуситского движения? | Находят ответы в учебнике. Первый ряд – первая группа представляют крестьян. Вторая группа – второй ряд представляют горожан. Третья группа – третий ряд представляют мелких и средних феодалов. Ответы учеников: “Церковь в Чехии находилась в руках немецкого духовенства. Поведение высшего духовенства вызывало искреннее негодование и возмущение народа. Церковь была самым крупным феодалом средневековья. Крестьяне, кроме феодальных повинностей, платили королевский налог. Они не были лично свободными и целиком зависели от панов, они изнемогали от многочисленных поборов церкви. Горожане – чехи стремились участвовать в городском самоуправлении, хотели оттеснить немцев на задний план. Также горожане критиковали дорогие церковные обряды. Мелкие и средние феодалы попадали в зависимость к крупным феодалам – панам, потому что их владения дробились, они были враждебно настроены по отношению к церкви.” Заполняют в тетрадях таблицу. Ученица, заранее подготовившая сообщение, зачитывает его классу, используя слайды презентации. Ученики делают вывод, о том, что деятельность Я. Гуса, его борьба против могущества католической церкви вылилась во всеобщее недовольство народа, что привело к гуситским войнам. Используя материал учебника, составляют таблицу в тетрадях: “Участники гуситского движения”. Участники | Состав | Требования | Умеренные | Зажиточные бюргеры, дворяне | упростить церковные обряды; упразднить привилегии и землевладение церкви; вести богослужение на чешском языке | Табориты | Крестьяне, горожане, бедные рыцари | уничтожить частную собственность, повинности, налоги; реформа церкви |
Ученики отвечают, что наиболее решительно против могущества католической церкви были настроены табориты. Называют причины победы таборитов над крестоносцами: патриотизм, полководческий талант Я. Жижки, применение пушек, военное искусство таборитов, дисциплинированность войска. Большинство считает, что победа досталась таборитам.
Заполняют таблицу в тетрадях.
В ходе обсуждения делают вывод, что борьба чешского народа против могущества католической церкви не была напрасной, но требования гуситов были удовлетворены частично. |