Урок по истории для 6 класса: "Гуситское движение в Чехии"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_yan_gus.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гуситское движение в Чехии

Класс: 6 «Б»

Цели:

Образовательная:  организовать учебную деятельность обучающихся по изучению причин, хода, значения гуситского движения;

Развивающая: продолжить формирование умений обучающихся давать оценку историческим событиям и личностям, анализировать исторические источники;

Воспитательная:  использовать биографию Яна Гуса, как  пример высоких нравственных качеств: верности своим убеждениям, честности, мужества, патриотизма.

Оборудование:  настенная карта « Европа в XIV – XV в.в.», портрет Яна Гуса, комплект заданий для самостоятельной работы учащихся.

Ход урока

Этапы урока

мин

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

1

Здравствуйте ребята!  Садитесь.

Проверка домашнего задания

10

Проводит письменную работу по вариантам.  Приложение№ 1

Берут на партах варианты и письменно отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

20

План: (на доске)

  1. Причины и начало гуситского движения
  2. Гуситские войны
  3. Личности в истории.

Предлагает задание по группам:

- Вы представляете три группы чешского общества: крестьяне, горожане, мелкие и средние феодалы.

Познакомьтесь с характеристикой данных групп населения и сделайте вывод.

По мере поступления ответов заполняет на доске таблицу.

Группа населения

Чем были недовольны

Мелкие и средние феодалы

Дробление земель.
Зависимость от панов.
Враждебное отношение к церкви и обществу.

Горожане - чехи

Требовали участия чехов в городском самоуправлении.
Выступали против поборов церкви.

Крестьяне

Выступали против поборов церкви.
Требовали отмены королевского налога и феодальных повинностей.

Задает вопросы классу:

- В чём выразилось недовольство различных групп населения Чехии?

- Какое требование объединяло все слои чешского общества?

- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

Объявляет тему  урока, записывает на доске: “Гуситское движение”.

Своё название движение получило по имени профессора Пражского университета Яна Гуса. Послушайте сообщение о жизни, борьбе Я. Гуса.

Вопросы к классу:

- Как вы думаете, к каким последствиям привела борьба церкви против Я. Гуса?

- В чём состоит гражданский подвиг Я. Гуса?

К каким последствиям привела борьба церкви против Я. Гуса?

Дает следующее задание классу. Используя материал учебника, составьте таблицу “Участники гуситского движения”.

- Сравните требования. Сделайте вывод. Римский папа и император Священной Римской империи предприняли четыре похода против народного войска таборитов, которое возглавил Ян Жижка. Все походы крестоносцев закончились поражением. В чём же секрет успеха таборитов?

Как вы думаете, кто победил в этой борьбе: табориты или умеренные?

Предлагает обратиться к историческому материалу. Приложение № 2.

Задание. Изучите исторический материал и сделайте вывод о результатах борьбы гуситского движения.

После завершения работы с историческим текстом, организует обсуждение прочитанного.

- Объясните, почему победа досталась умеренным? Чем можно объяснить их борьбу против таборитов?

Задание. Используя материал учебника, заполните  таблицу “Гуситское движение в Чехии”.

По мере поступления ответов записывает на доске.

“Гуситское движение в Чехии”.

Требования Я.Гуса

Итоги гуситского движения

1. Отнять у церкви земли и богатства

2. Отменить плату за церковные обряды

3. Богослужение вести на чешском языке

4. Церковь должна подчиняться королю, а не папе.

1. Образование гуситской церкви.

2. Церковь потеряла свои земли

3. Отмена десятины

4. Появление сейма

5. Чехия - сословная монархия

Сделайте вывод о результатах борьбы чешского народа против могущества католической церкви. Все ли требования Я. Гуса были достигнуты в ходе гуситского движения?

Находят ответы в учебнике.

Первый ряд – первая группа представляют крестьян.

Вторая группа – второй ряд представляют горожан.

Третья группа – третий ряд представляют мелких и средних феодалов.

Ответы учеников:

“Церковь в Чехии находилась в руках немецкого духовенства. Поведение высшего духовенства вызывало искреннее негодование и возмущение народа. Церковь была самым крупным феодалом средневековья.

Крестьяне, кроме феодальных повинностей, платили королевский налог. Они не были лично свободными и целиком зависели от панов, они изнемогали от многочисленных поборов церкви.

Горожане – чехи стремились участвовать в городском самоуправлении, хотели оттеснить немцев на задний план. Также горожане критиковали дорогие церковные обряды.

Мелкие и средние феодалы попадали в зависимость к крупным феодалам – панам, потому что их владения дробились, они были враждебно настроены по отношению к церкви.”

Заполняют в тетрадях таблицу.

Ученица, заранее подготовившая сообщение, зачитывает его классу, используя слайды презентации.

Ученики делают вывод, о том, что деятельность Я. Гуса, его борьба против могущества католической церкви вылилась во всеобщее недовольство народа, что привело к гуситским войнам.

Используя материал учебника, составляют таблицу в тетрадях:

“Участники гуситского движения”.

Участники

Состав

Требования

Умеренные

Зажиточные бюргеры, дворяне

упростить церковные обряды;
упразднить привилегии и землевладение церкви;
вести богослужение на чешском языке

Табориты

Крестьяне, горожане, бедные рыцари

уничтожить частную собственность, повинности, налоги;
реформа церкви

Ученики отвечают, что наиболее решительно против могущества католической церкви были настроены табориты.

Называют причины победы таборитов над крестоносцами: патриотизм, полководческий талант Я. Жижки, применение пушек, военное искусство таборитов, дисциплинированность войска.

Большинство считает, что победа досталась таборитам.

Заполняют таблицу в тетрадях.

В ходе обсуждения делают вывод, что борьба чешского народа против могущества католической церкви не была напрасной, но требования гуситов были удовлетворены частично.

Закрепление изученного материала.

5

Составьте синквейн о Я. Гусе или Я. Жижке.

Примерные ответы:

Ян Гус

Мужественный, смелый,

Критиковал, требовал, призывал

Верен своим взглядам!

Герой!

Ян Жижка

Смелый, опытный

Боролся, руководил, организовывал

“Слепой полководец”

Талант!

Домашнее задание

4

Прочитать параграф и написать статью о деятельности Яна Гуса.

Поясняет, как выполнить дом. зад.

Подводит итог урока и выставляет оценки.

Открывают дневники, записывают д.з. и оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

открытый урок по истории: "Гуситское движение в Чехии"

Данный материал предназначен для открытого урока по истории в 6 классе...

открытый урок по истории "Гуситское движение в Чехии"

В данном материале содержится конспект урока по истории для 6 класса...

Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." (7 класс)

Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." для 7 классов.урок с использованием новых информационных технологий...

Методическая разработка по истории на тему "Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии". (6 класс). 2024 - 2025 уч. год.

Данная методическая разработка способствует развитию у учащихся нужных учебных навыков: формирует навык смыслового чтения, навык составления сравнительных таблиц, навык решения учебных заданий в виде ...