Конспект урока "Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы"
план-конспект урока по истории на тему

marias123

Конспект урока "Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_1_konspekt.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:§8. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы.

Цель: охарактеризовать особенности капиталистического мира в 1920-е гг.

Задачи:

- образовательные:продолжать приобщение к процессу изучения всеобщей истории; способствовать развитию познавательной деятельности; рассказать учащимся об особенностях экономического восстановления в 1920-х гг.; охарактеризовать деятельность стран в послевоенный период.

- развивающие:развитие творческого, логического мышления; формирование информационных и речевых навыков учащихся; умение работать индивидуально; умение четко формулировать выводы.

- воспитательные:содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории страны.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: доска, компьютер, презентация, проектор, раздаточный материал.

Основные понятия:капитализм, изоляционизм.

Ход урока:

  1. Организационный момент.(3 мин.)Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей. Сегодня на уроке мы изучим тему: «Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы». Но для начала повторим домашнее задание.
  2. Проверка домашнего задания(15 мин.)

Фронтальный опрос изученной теме. Ребята, давайте с вами ответим на вопросы:

  1. Каковы причины образования СССР?
  2. Каковы предпосылки образования СССР?
  3. Какие существавали проекты создания единого государства?
  4. Какие противоречия отличали национальную политику, проводившуюся в 20-е гг. XXв.?

Индивидуальные задания:

Карточка 1. Заполните таблицу

Задание 1

Проекты образования СССР

Ленин Л. И.

Сталин И. В.

Задание 2

Что такое суверенитет?

_____________________________________________________________________________

Дата принятия Конституции СССР?

_____________________________________________________________________________

Карточка 2

Задание 1. Заполните таблицу (дата, определение, содержание, структура, основные положения, сколько глав, на каком съезде была принята, что ограничивалось, что разрешалось).

Конституция СССР

Задание 2

Что такое федерация?

_____________________________________________________________________________

Дата образования СССР?

_____________________________________________________________________________

Тест

1. Кто разработал проект создания единого Советского государства на принципах автономного устройства его территорий:

а) В. И. Ленин; б) С. Орджоникидзе; в) И. В. Сталин?

2. Отметьте четыре советские республики, которые первоначально вошли в состав СССР:

а) РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия;

б) РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация;

в) РСФСР, Украина, Белоруссия, Молдавия.

3. Когда была принята первая Конституция СССР:

а) 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов СССР;

б) 25 апреля 1923 г. на XII съезде РКП(б);

в) 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР?

4. Суверенитет – это

а) полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике.

б) добровольное объединение государственных образований в единое союзное государство.

в) передача в частную собственность государственной собственности.

5. Выберите правильный ответ. Конституция СССР 1924 г.:

а) предоставляла равные права всем гражданам СССР;

б) лишала избирательных прав бывших полицейских и священнослужителей;

в) предоставляла избирательные преимущества крестьянам.

  1. Изучение нового материала. (20 мин.)

Запишите в тетрадь тему урока: «Капиталистический мир в 1920-е гг. США  и страны Европы». (1 слайд)

План урока: (2 слайд)

  1. Особенности экономического восстановления 1920-х гг.
  2. План Дауэса.
  3. США – «процветание» по американски.
  4. Германия – кризис Веймарской республики.
  5. Великобритания – коалиционные правительства.
  6. Франция в 1920-е гг.: политическая неустойчивость.

  1. Особенности экономического восстановления 1920-х гг.

  1. Скажите что происходит в мире в 1920-х гг. в мире? (конец войны, разруха, нестабильность).
  2. В чем конкретно проявлялась разруха европейских стран? (экономическая разруха).
  3. Какие европейские страны нуждались в восстановление? О них мы сегодня будем говорить. (США, Германия, Великобритания, Франция).

В первые годы после окончания войны обстановка в европейских странах, даже в тех, где не было революции, характеризовалась политической нестабильностью и экономической разрухой. Едва начавшееся промышленное оживление сменилось экономическим кризисом в 1920-1921гг. Когда в США в 1922 г. Начался экономических подъем, в Европе еще царила экономическая разруха.

Лидеры капиталистического мира не имели программы восстановления своей национальной экономики, тем более в масштабе Европы. Между тем мировая экономика стала столь сложной, а национальные экономики – столь взаимосвязанными, что требовалось принятие согласованных мер регулирования основных параметров мировых хозяйственных связей.

Центром экономического хаоса оставалась Германия. Инфляция в Германии приобрела большие размеры. В растройстве были финансовые системы всех европейских стран и, как следствие, нестабильность валют. Разделенная побежденность и победителей, расколотая на два мира в связи с образованием СССР, Европа оказалась неспособной принять согласованные решения. (Вспомним еще раз, когда было образование СССР? 30 декабря 1922г.). После окончания войны произошел «откат» в сторону стихии рынка, свертывание регулирования и отмена ограничений для бизнеса. Этот процесс ослабления гксударственного регулирования был больше характерен для США, чем, скажем, для Германии.

  1. План Дауэса.(3 слайд)

Решение самого трудного вопроса о германских репарациях и военных долгах взяли на себя США. (Кто скажет сто такое репарации? Репарации - возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем). Это означало, что экономический центр капиталистического мира окончательно переместился в США. США взялись за решение европейских проблем не только в целях спасения своих кредитов, выданных европейскими странам, но и из-за опасений революционных потрясений.

План американского банкира Ч. Дауэса был хитроумной финансовой комбинацией: он предусматривал предоставление Германии займов. Германия, восстановившись экономически, платит репарации, а страны, бывшие союзниками США во время войны, возвращают долги Соединенным Штатам. План Дауэса устанавливал ежегодную сумму платежей в 2-3 млрд марок.

Принятие плана репарационных платежей, позволили восстановить международный обмен товарами, движение капиталов, инвестиций и вывести германскую и европейскую экономику на путь подъема, продолжавшегося до середины 1929г.

Записываем в тетрадь:

План Дауэса 16 августа 1924 г.

  1. Предоставление Германиизаймов
  2. Германия платит репарации
  3. Ежегодная сумма составляет 2-3 млрд марок

Экономическое восстановление в ведущих капиталистических странах проходило неравномерно. Особенно ускоренно развивалась экономика США. В межвоенный период ведущие европейские страны, в отличие от США, не совершили прорыва в экономическом росте. Однако в ведущих европейских странах происходила важная структурная перестройка экономики, началось создание зрелого индустриального общества. Старые отрасли приходили в упадок или испытывали трудности, зато появлялись новые.

  1. США – «процветание» по американски.(4 слайд)

США поздно вступили в Первую мировую войну, и их людские потери были невелики. За годы Первой мировой войны из должника Европы США превратились в международного кредитора.

В расцвете были автомобильная, химическая, электротехническая промышленность, производство бытовой техники.

Впечатляющие успехи внедрения новой техники и ускоренный рост производства породили новый термин «просперити» (процветание). (Запишите в тетрадь новый термин характерный для США. «Просперити» (процветание) - кратковременный период хозяйственного подъема в США после первой мировой войны).

В этот период было много минусов:(Давайте зачитаем слайд 5)проблема сбыта продукции из-за низкой покупательной способности. Две трети автомобилей продавались в кредит, зарплата увеличивалась медленнее темпов роста производства и инфляции.

И плюсов: развивался кинематограф, выходили ежедневные газеты, почти в каждом доме появилось радио, каждый пятый американец имел автомобиль, строились кинотеатры, стадионы для спортивных мероприятий; популярность приобретают джазовая музыка, модные танцы.

В 1920-е гг. США – страна контрастов: замечательные технические нововведения, демонстрация огромных возможностей науки и техники, но также и накопление внутренних противоречий, социальных контрастов богатства и бедности.

Этот клубок противоречий в обществе в конечном итоге взорвался в экономическом кризисе 1929-1933 гг., потрясшем весь мир.

  1. Германия – кризис Веймарской республики.(6 слайд)

Период истории Германии от принятия конституции в Веймаре и подписания мирного договора и до прихода к власти в январе 1933г. называют периодом Веймарской республики (1919-1933). Конституция была демократической. (Скажите что означает, конституция была демократической?, запишите в тетради: Периодом Веймарской республики (1919-1933).

Экономическое положение Германии после окончания войны и революционных потрясений было тяжелым. Растущая инфляция, безработица и нехватка продовольствия вызывали рост недовольства. Причиной недовольства и раздражения для многих немцев также были тяжелые репарации. В эти годы стали развиваться массовые беспорядки.

В 1923 г. в связи с резким ухудшением экономического положения в стране проходили волнения, голодные бунты. Инфляция приобрела катастрофические размеры.

Принятие плана репарационных платежей, американские кредиты позволили германской экономике выйти на путь подъема, продолжавшегося до начала мирового экономического кризиса. Безработица сократилась, люди стали жить лучше по сравнению первых послевоенных лет. Но грянул мировой экономический кризис.

  1. Великобритания – коалиционные правительства.(7 слайд)

Война оказалась тяжелым финансовым бременем для Великобритании.

- государственный долг страны вырос в 12 раз;

- восстановление шло медленно;

- удельный вес Англии в мировой торговле снизился;

- Англии пришлось отказаться от прежнего принципа свободной торговли.

К 1920-м гг. в Великобритании существенно выросло профсоюзное движение. Сразу после окончания войны развернулась многолетняя борьба профсоюзов с правительством и предпринимателями по проблемам экономического восстановления и структурной перестройки экономики.

Центром конфликта стала угольная промышленность, требующая медернизации. Шахтовладельцы стояли перед выбором: модернизировать шахты, чтобы более успешно конкурировать с германским углем на внешних рынках, или снизить заработную плату. Избран был второй путь как более «дешевый».

(8 слайд) Это привело в 1926 г. к крупнейшей в истории британского рабочего движения всеобщей забастовке рабочего класса страны. (Запишите в тетрадь: 1926 г. - крупнейшая в истории британского рабочего движения всеобщая забастовка рабочего класса страны).

Поражение шахтеров и профсоюзов имело серьезные последствия. Правительство издало в 1927 г. антипрофсоюзный закон, который запретил стачки солидарности, всеобщие стачки.

  1. Франция в 1920-е гг.: политическая неустойчивость.(9 слайд)

Франция вышла из мировой войны победительницей. Французы рассчитывали преодолеть разруху за счет репараций. В такой обстановке «патриотического» подъема избирательная компания 1919 г. в Национальное собрание обеспечила правым партиям большинство мест. Эта коалиция получила название «Национальный блок».

(Записываем в тетрадь: Национальный блок -  правоцентристская коалиция, находившаяся у власти во Франции в период с 1919 по 1924 год).

Летом 1926 г. Левый блок распался. Радикалы отказались от союза с социалистами. Часть их предпочла блокироваться с правыми партиями, образовав коалицию Национального единения 1926-1929.

  1. Закрепление изученного материала (5 мин).(10 слайд)
  1. В чем причина нестабильности в странах Европы в послевоенный период и какими путями пытались решить эту проблему страны Европы?

     2. Назовите причины появления плана Дауэса.(США хотели вернуть свои кредиты, выданные европейским стран во время войны;США стремились спасти от развала в результате революций европейскую систему).

3. Назовите причины неравномерного развития США, Англии, Великобритании, Франции в 20-е годы.

  1. Выставление оценок. Домашнее задание: §8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме "Малые страны Европы"

Прекрасный материал для закрепления темы зарубежная Европа...

Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.

В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...

Конспект урока по географии в 9 классе по разделу "Страны Зарубежной Европы".

Обобщение и систематизация знаний учащихся по пройденному материалу в коррекционной школе VIII вида. Знания о странах Зарубежной Европы помогают учащимся расширять их кругозор, воспитывать любознатель...

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

Конспект урока "США: «новый курс» Ф. Рузвельта; Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция."

Конспект урока "США: «новый курс» Ф. Рузвельта; Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция."...

Проект обучающегося 8 класса по теме "День Победы у нас в стране и в странах Европы"

Проектная работа содержит мтериал о праздновании Великого праздника День Победы в России и разных странах. Необычные факты, интересный материал....