Конспект урока "США: «новый курс» Ф. Рузвельта; Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция."
план-конспект урока по истории на тему

marias123

Конспект урока "США: «новый курс» Ф. Рузвельта; Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_konspekt.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: США: «новый курс» Ф. Рузвельта; Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция.

Цель:проанализировать изменения в социально-экономической и политической сферах США в период «нового курса»;

Задачи:

- образовательные:изучить дееспособность политики вмешательства государства в экономические процессы в период кризиса.

- развивающие:составлять портрет исторической личности на примере президента Ф. Рузвельта;

- воспитательные: формирование развитой, социально-активной, творческой самостоятельной личности; продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Основные понятия:НИРА, ААА, панацея, коллективный договор.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (3 мин)Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличияучебников, тетрадей. Мотивация учащихся к учебной деятельности,включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  1. Поверка домашнего задания. (15 мин) Фронтальный опрос по вопросам:
  1. Перечислите основные причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
  2. Пути выхода из кризиса. Джон М. Кейнс.
  3. Либерально-демократические режимы.
  4. Тоталитарные режимы.
  5. Авторитарные режимы.

  1. Изучение нового материала. (20 мин).

План:

  1. Особенности экономического кризиса США.
  2. Политика президента Г. Гувера.
  3. «Новый курс» Ф. Рузвельта.
  4. Сельскохозяйственная политика.
  5. Социальные реформы «нового курса».
  6. Великобритания: экономическая и внешняя политика.
  7. Франция в 1930-е гг. политическая неустойчивостью.

Вопросы.

1. Приведите определение следующих понятий: «просперити», мировой экономический кризис.

2. Назовите имена президентов США периода «просперити» и укажите годы их президентства.

3. Перечислите характерные черты периода «просперити».


Одним из наиболее интересных периодов американской истории XX в. стал период «нового курса». Это было время интересных, масштабных социально-экономических и политических реформ, итогом которых стало усиление государственного вмешательства при решении проблем общественного развития страны.

Президентство Ф. Рузвельта – яркий пример дееспособности президентской власти в США, воплощения новых воззрении на ее роль и место в политической системе американского общества.

Записываем тему урока: «США: «новый курс» Ф. Рузвельта; Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция». (1 слайд)

  1. Особенности экономического кризиса США.

Падение производства в США было катастрофическим. Десятки миллионов человек оставались без работы, замерзли заводы, обанкротилось свыше 10 тыс. банков. Был разрушен аграрный сектор, сельскохозяйственная продукция не находила сбыта.

  1. Политика президента Г. Гувера.(2 слайд)

В 1928 г. президентом США был избран Герберт Гувер. Когда в стране был кризис, Гувер вообще на него не реагировал. Он не принимал меры для преодоления кризиса. Он отказывалсяобсуждать вопросы организации общественных работ и помощи безработным. Так, политика Гувера привела к поражению республиканской партии на выборах 1932 г. (3 слайд)

  1. «Новый курс» Ф. Рузвельта.(4 слайд)

Победу на выборах одержала демократическая партия. Президентом стал Франклин Рузвельт. Он обещал «новый курс для забытого человека».

Когда Рузвельт вступил в должность, он предоставил на утверждение много законопроектов. Суть реформ состояла в больших масштабах государственного регулирования экономики, для Америки и капиталистического мира.

Самыми радикальными мерами правительства Рузвельта были создание Национальной администрации восстановления и принятие соответствующего закона (НИРА). А также закона о регулировании сельского хозяйства (ААА).(Записываем в тетрадь: НИРА (от англ.) – это названия закона о восстановлении промышленности. ААА (от англ.) – это названия о регулировании сельского хозяйства.)(5 слайд)

Закон НИРА регулировал отношения между предпринимателями и между предпринимателями и работниками. Согласно закону предприниматели договаривались о равных условиях рабочей деятельности (о единых ценах, заработной плате, продолжительности рабочего дня). Предприниматель не мог произвольно снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, увеличивать рабочий день.

Вторая часть закона НИРА предусматривала разрешение конфликтов между трудом и капиталом в рамках закона. Рабочие получали право организации профсоюзов, заключения коллективных договоров. (Зачитаем со слайда: Коллективные договоры – это договоры профсоюза, объединяющего работников данного предприятия, отрасли, сферы производства, с предпринимателем об условиях труда). (6 слайд)

  1. Сельскохозяйственная политика.

Администрация Рузвельта добивалась повышения цен на фермерскую продукцию и сокращения цен на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию.

Безработным оказывалась существенная помощь через систему пособий и организацию общественных работ. Особую роль играла организация безработной молодежи. Сотни тысяч молодых людей участвовали в работах по разведению лесов, ремонту и строительству мостов, шоссейных дорог.

  1. Социальные реформы «нового курса». (7 слайд)

Среди важных социальных реформ были приняты закон Вагнера о трудовых отношениях, открывший путь к созданию массовых профсоюзов, закон социальном страховании, закон о справедливом найме рабочей силы, запрещавший применение детского труда, устанавливавший минимум почасовой оплаты труда, максимум рабочей недели, закон о пенсиях.

  • Принят «Кодекс честной конкуренции» (ограничит возможность предпринимателя уменьшать объем запускаемой продукции, повышать цены, понижать з/пл., увеличивать рабочий день)
  • Реформа банковской системы (Золотой запас США был передан в государственное казначейство, страхование мелких и средних вкладчиков, представление банком ссуды, запрет на переход средств за границу)
  • Закон 1933 г. о регулировании сельскохозяйственного производства (создана Администрация, скупающая у фермеров продукцию по фиксированным ценам, выплата компенсации за сокращение производства)
  • Программа социальной помощи нуждающимся (общественные работы различного назначения для безработных, трудовые лагеря для молодежи, расширены права профсоюзов, введен минимум з/пл., и максимум рабочей недели)

Вывод:(8 слайд)

«Новый курс» Рузвельта стал переломным моментом в истории современного капитализма. Именно в 30-е гг. расходы на социальную сферу стали преобладать в структуре государственных расходов США. С этого времени начинается этап развития современного капитализма.

  1. Великобритания: внутренняя и внешняя политика.

1.1 Национальное правительство(9 слайд)

Король предложил Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство (1931-1935).

В Великобритании, так же как я в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Парламент, избранный в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и просуществовал да июля 1945 г. Утвержденное в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и "национальным". Возглавлял его консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжелых поражении во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.

1.2 Экономическая политика

Поскольку темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным, чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.

Государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства) были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо было кормить. Другая важная линия экономической политики - это продолжение прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана судостроительная промышленность.

В отличие от США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932г.— 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю.

1.3 Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут.Доминионы-фактически независимое государство в составе Британской империи, признающее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором.Доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР — получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться взаконотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора.

Великобритания к концу 30-х гг. вползала в гонку вооружений.

За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны долявоенных расходов увеличилась с 10 до 20%.

В 1936— 1937 гг. в Великобритании были заложены 37 боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против республиканского правительства, Великобритания придерживались политики невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г. Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалицияхсо странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии в марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии воину.

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

Экономический кризис во Франции начался в 1930г., т. е. несколько позже, чем в других европейских странах, и продолжался до 1935 г.

На парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов (160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия (10) и др.

Особенно острые разногласия вызывала экономическаяполитика. В этот период правительства старались сократить расходы и сбалансировать государственный бюджет, сохранить «золотой франк». Эти меры привели к росту безработицы и обнищанию населения. Углублению кризиса способствовало также прекращению с 1931 г. Поступлений репарационных платежей. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики – лёгкой промышленности, парфюмерии, виноделию, сельскому хозяйству и пр.

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма(10 слайд)

Бурный рост промышленности обернулся катастрофическим спадом, связанным с Мировым финансовым кризисом 1929-1933 гг. Так же как и в других странах Запада, где свирепствовал кризис, во Франции наблюдались тенденции к падению промышленного производства. В разгар кризиса закрывались убыточные предприятия, что вело к массовым увольнениям и росту безработицы. Французы, как и другие жители «кризисных стран», остро переживали наступившие времена. Нараставшее день ото дня недовольство выливалось во всё более ширившуюся поддержку т. н. Народного фронта, который объединял в себе все левые и левоцентристские политические силы (коммунисты, социал-демократы и проч.), и который поддерживал движение трудящихся. На выборах 1936 года представители Народного фронта одержали убедительную победу и заняли первое место. Но уже через короткий срок власть во Франции смогли взять правые, что и предопределило дальнейшие катастрофические для страны события.

Во внешней политике Франция придерживалась такой же установки, как и её союзница по Первой мировой войне – Великобритания: не допустить повторения ужасов войны.

Пришедший к власти в 1933 году Адольф Гитлер, не скрывавший своего враждебного отношения к странам т. н. западных демократий, заставил Францию начать поиск союзников на Европейском континенте (см. Рис. 3). В 1935 году были подписаны соглашения с Чехословакией и СССР.

В то же самое время, следуя в русле английского внешнеполитического курса, Франция «заигрывала» с гитлеровской Германией, пытаясь перенацелить ее захватнические замыслы с Запада на Восток. В дальнейшем, как бы развязывая руки агрессивным планам Германии в Европе, Франция сама стала жертвой начавшейся в 1939 году Второй мировой войны и оказалась под оккупационным режимом бывшего побеждённого – Германии.

  1. Закрепление изученной темы. (5 мин)

1. Название «новый курс» получила политика:

1) повышения налогов          

2) усиления монополий

3) увеличения военных расходов

4) антикризисных мер государственного регулирования    экономики

А2. Какое событие произошло позднее других?

1) избрание Ф. Рузвельта президентом       2) начало мирового экономического кризиса

3) создание республиканской партии в США

4) разработка программы «14 пунктов» В. Вильсона

A3. Сокращение посевных площадей и поголовья скота во время экономическогокризиса проводилось с целью:

1) ликвидации разницы цен между промтоварами и сельскохозяйственной продукцией

2) вытеснения индейцев на западные земли

3) ликвидации феодальных пережитков

4) борьбы с вредными насекомыми

А4. Значение «нового курса» Рузвельта состояло в создании:

1) монополий 2) профсоюзов   3) конвейерного производства

4) системы социальной защиты населения

А5. Экономический кризис в Великобритании:

1) был менее глубоким, чем в США      2) начался раньше, чем в других странах

3) заставил отказаться от идей кейнсианства

4) привел к ограничению политических прав и свобод

А6. К политике Народного фронта во Франции относится:

1) понижение зарплаты государственным служащим  

2) национализация ряда отраслей промышленности

3) разрешение фашистских организаций

4) запрещение частной собственности

A7. Вестминстерский статут — это:

1) резиденция английского архиепископа   2) закон о взаимоотношениях с доминионами

3) программа выхода из экономического кризиса

4) название коалиционного правительства в годы кризиса

А8. Установление в 1939 г. франкистского режима в Испании привело к:

1) ухудшению международного положения Франции   2) распаду Британского содружества

3) прекращению гонки вооружений                      4) созданию Народного фронта

V.Выставление оценок. Домашнее задание: §10, 11(2 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

Страны Европы. ФРГ,Франция,Италия Чехия.

Технологическая карта урока географии 7 класс УМК «СФЕРЫ»Ф.И.О.Думанова Татьяна БорисовнаПредмет: географияКласс: 7І.Блок целеполагания.http://resh.edu.ru/subject/lesson/2752/main/Тема уро...

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. "Новый курс" Рузвельта. 9 класс

Предлагаемая презентация может быть использована как сопровождение при проведении  урока по Новейшей истории в 9-ом классе по теме "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Рузв...

Новый курс Ф. Рузвельта

Презентация по Новейшей истории для 9 класса по теме: "Новый курс Ф. Рузвельта"....

Тест по истории 10 класс, тема "Новый курс Рузвельта"

Тест предназначен для текущей проверки знаний по всеобщей истории 10 класс...

Страны Запада в 1930-е гг. США - новый курс Рузвельта. Великобритания - национальное правительство

Данная презентация поможет учителю в наглядной и интересной форме познакомить учащихся с этой важной и сложной темой....