Россия в XX веке
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Россия в XX веке»
1. Назовите основные причины обострения межнациональных отношений в СССР в конце 1980 г. Приведите примеры проявления межнациональных противоречий.
1. Могут быть названы следующие причины обострения межнациональных отношений:
- выявление в условиях начавшейся демократизации, гласности, скрытых ранее межнациональных противоречий;
- кризис КПСС, создание в республиках партий и движений националистической ориентации;
- неэффективность реформ центра, его нарастающая слабость
- проведение правящими элитами республик курса на расширение своей власти, отказ от подчинения центру.
2. Могут быть названы следующие примеры проявления межнациональных противоречий:
- выступление молодежи в Алма-Ате (1987г.)
- обострение противоречий между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха (1988-1990 г.г.)
- демонстрации в Тбилиси (1989) и в Ошской области (1990)
- вооруженные столкновения в Грузии (в связи с обострением отношений с Абхазией и Южной Осетией, 1991 г.)
2. Назовите основные изменения в политической жизни СССР в период "оттепели". Какое влияние они оказали на общественное сознание советских людей?
1. Могут быть названы следующие изменения в политической жизни:
- разоблачение Н. Хрущевым на ХХ съезде КПСС культа личности Сталина;
- начало процесса реабилитации репрессированных при Сталине людей, освобождение политических заключенных из лагерей и тюрем;
- возвращение доброго имени и национальной государственности некоторым депортированным народам (примеры)
- проведение определенной демократизации общественно-политической системы, некоторое расширение прав союзных республик, Советов всех уровней.
2. Могут быть названы следующие положения о влиянии названных изменений на общественное сознание людей:
- разоблачение культа личности, некоторая демократизация жизни ослабили контроль над образом мышления людей
- изменения способствовали нравственному очищению общества, исчезновению чувства страха
- преодоление сталинизма в литературе и искусстве способствовали подъему духовной жизни общества.
3. После смерти И. Сталина в 1953 г. руководители СССР - претенденты на высшую власть - предлагали разные пути проведения социально-экономических реформ. Какие варианты развития предлагали Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев? Какой из вариантов и почему был осуществлен?
1. Выявление разных позиций участников событий:
- Г. Маленков: развитие экономики в сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей народа
- Л. Берия: расширение прав республик, привлечение национальных кадров
- Н. Хрущев: развитие экономики, особенно сельского хозяйства, снятие напряжения в обществе, реорганизация системы ГУЛАГа
- Партийно-государственная бюрократия предпочла путь Н. Хрущева, поддержав его в борьбе за власть с другими претендентами.
2. Почему события развернулись таким образом:
- Хрущев, с точки зрения руководства партией и государства, был меньше других претендентов замешан в проведении репрессий.
- Опыт руководящей работы и личные качества Хрущева, его активность и энергия во внутрипартийной борьбе.
- Поддержка Хрущева министром обороны, маршалом Жуковым, за которым стояла армия.
4. Сравните внешнюю политику СССР периода брежневского "застоя" и периода горбачевской "перестройки".
ОБЩЕЕ:
1) Нормализация отношений со странами Запада
2) Политика разоружения, подписание соглашений о сокращении вооружения
3) Налаживание двухсторонних контактов глав США и СССР
4) Период "холодной войны"
РАЗЛИЧИЯ:
Внешняя политика в период застоя | Внешняя политика в период перестройки |
1) министр иностранных дел - Громыко 2) Внешнеполитический курс основан на следующих принципах (приняты СБСЕ "Декларация принципов", вошли в конституцию 1977 г.) - нерушимость границ, - целостность территории, - мирное урегулирование споров, - невмешательство во внутренние дела, уважение прав народов и прав человека, - взаимовыгодное сотрудничество. Большинство из них только декларировались но не выполнялись Главный принцип - "мирное сосуществование государств с различным общественным строем" 3) Отношения с социалистическими странами - усиление роли и влияние СССР в социалистическом содружестве, укрепление социалистического лагеря, насильственное удержание стран В. Европы в рамках социалистического содружества (1968г. Чехословакия). 4) Отношения со странами Востока Огромная помощь развивающимся странам "третьего мира", вставшим на путь социалистического развития. 1979 г. - начало войны в Афганистане (военное вмешательство во внутренний конфликт). Обострение отношений с Китаем (1969г. о. Даманский).. Поддержка реакционных режимов (Ирак, Ливии) | 1) Министр иностранных дел - Шеварнадзе 2) Внешнеполитический курс получил название "новое политическое мышление" и основан на следующих принципах: - мир - целостен и неделим, - невозможность решения международных проблем силовыми методами; - баланс интересов, - отказ от пролетарского интернационализма. Главный принцип - отказ от раскола мира на противоположные общественно-политические системы; 3) Отношения с соц. странами - отказ СССР от давления и диктата в отношении стран В. и Ц. Европы, вывод советских войск из стран В. и Ц. Европы, невмешательство в ход "бархатных революций и признание распада социалистического содружества. Самороспуск СЭВ и ОВД. 4) Отношения со странами Востока Курс на разблокирование региональных конфликтов.( 1989 г. - вывод советских войск из Афганистана, урегулирование Ближневосточного кризиса). Вывод советских войск из Монголии. Улучшение отношений с Китаем. Отказ от прямого вмешательства в гшражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Значительное сокращение объема безвозмездной помощи. Отказ от поддержки режимов Ирака и Ливии. 1990 г. СССР впервые поддержал Запад в осуждении агрессии Ирака против Кувейта. Укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами: Израилем, ЮАР, Ю. Кореей, Тайванем
|
ВЫВОД: резкий поворот во внешней политике СССР при М.С. Горбачеве привел к окончанию "холодной войны", распаду социалистического содружества, единой социалистической экономической системы и единой системы Вооруженных сил, а также появлению одной сверхдержавы - США.
5. Сравните политику Хрущева и Косыгина в социальной области.
ОБЩЕЕ:
1) Цель – повышение уровня жизни населения.
2) Рост заработной платы и пенсий
3) Увеличение выпуска товаров народного потребления
4) Увеличение продолжительности отпусков
5) Массовое жилищное строительство
6) Система бесплатного образования и здравоохранения
7) Обострение продовольственной проблемы, введение в некоторых городах карточной системы распределения и норм продажи продуктов питания. Потребление продуктов питания ниже допустимой нормы.
8) Социальная сфера, образование, здравоохранение финансируются по остаточному принципу.
РАЗЛИЧИЯ
Социальная политика Хрущева | Социальная политика Косыгина |
- снижение пенсионного возраста - пенсии и паспорта начинают выдаваться колхозникам - прекращение обязательных подписок на облигации государственных займов - отмена жесткого трудового законодательства 40-х г.г. об уголовной ответственности за прогулы и опоздания - в 1962 г. значительно повышены цены | - средняя продолжительность жизни падает - квартиры стали более комфортабельные - увеличился размер накопления граждан - цены на товары и услуги и квартплата остались прежними - начало дачного строительства - развитие международного туризма, системы пансионатов и санаторий
|
ВЫВОД: Правительство Косыгина в период «застоя» продолжает социальный курс, взятый государством в период хрущевской оттепели. Однако, цель социальной политики – значительное повышение уровня жизни населения страны достигнута не была, т.к. социальная сфера финансировалась по-прежнему по остаточному принципу. Несколько выросло благосостояние общества, стабилизировались цены, частично был смягчен жилищный вопрос.
6. Концепция "нового политического мышления" М. Горбачева и ее осуществление в международных отношениях получила высокую оценку многих современников, в том числе лидеров западных стран. Какую другую оценку этой политики вы знаете? Какую из оценок считаете более убедительной? Приведите положения и факты, которые могут служить аргументом для этой точки зрения?
1) Могут быть приведены следующие оценки курса "нового политического мышления":
- проведение этой политики привело ко многим внешнеполитическим провалам СССР
- руководство СССР не смогло соблюсти государственные интересы СССР, уступив инициативу решения международных проблем странам Запада
4. Аргументы:
При положительной оценке курса: улучшение отношений со странами Запада, ликвидация класса ракет малой и средней дальности; вывод войск из Афганистана; вывод войск из Центральной и Восточной Европы.
При отрицательной оценке курса: быстрый развал СЭВ и ОВД, позиция невмешательства в решение германского вопроса (объединение Германии), поспешный вывод войск из Германии, потеря многих материальных ценностей; нарушение положения Хельсинского акта 1975 г. о нерушимости послевоенных границ.
7. Сравните экономическую политику Хрущева и Косыгина (конец 50-х и начало 80-х)
ОБЩЕЕ:
- в целом развитие экономики носит экстенсивный характер
- несколько увеличена хозяйственная самостоятельность предприятий
- приоритетное развитие имеют отрасли группы "А", легкая и пищевая промышленность (группа "б") финансируются по остаточному принципу
- ведущие отрасли: машиностроение, металлургия, химическая, нефтехимическая, электротехническая.
- большая доля ручного и малоквалифицированного труда
- расширение посевных площадей
- укрупнение колхозов, ликвидация неперспективных деревень
- активная, но не продуманная мелиорация почв
- большинство колхозов убыточные
- увеличение импорта продовольствия за границей
- темпы роста временно значительно повышаются, в потом резко падают.
РАЗЛИЧИЯ:
Экономическая политика Хрущева | Экономическая политика Косыгина |
1) вместо отраслевых министерств вводятся территориальные совнархозы, в т.ч. республиканские и ВСНХ. Более 3,5 тысяч предприятий передо из союзного в республиканское подчинение 2) вместо пятилетки вводится семилетка. 3) Началось строительство АЭС (1954 г. Обнинская). Большие успехи в космической области, в ядерной физике 4) Ежегодные темпы промышленного производства - 11 % (самые высокие в мире). Рост производства предприятий группы "б" был двукратным 5) Распашка целины (42 млн. га), создание там зерносовхозов и агрогородов. 1962-63 г.г. кризис целины 6) Насильственное насаждение посевов кукурузы за счет ржи и пшеницы. 7) Реорганизация МТС, превращение их в РТС. Колхозы выкупают технику и терпят большие убытки 8) До 1957 г. политика поддержки ЛПХ (повышение закупочных цен, отмена налога, увеличение размера в 5 раз) 9) С 1958 г. политика наступления на ЛПХ (запрет на увеличение размера, запрет кормить скот магазинными продуктами, скупка личного скота) ЛПХ приходит в упадок 10) Курс на увеличение производства мяса, что привело к забою скота. 11) Зерно начинают закупать за границей 12) Повышение цен на мясо и масло. 13) Создание Птицепрома | 1) восстановление отраслевых министерств 2) возвращение к пятилетнему планированию 3) Созданы новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение 4) Среднегодовые темпы роста промышленного производства и национального дохода 7,7%, запущено более 2 тысяч промышленных предприятий. 5) сокращение плановых показателей, возможность их корректировки предприятиями, введение хозрасчета; 6) 70-80 г.г. создание ТПК и научно-производственных объединений. 7) Усиление экономического стимулирования и повышения материальной заинтересованности трудящихся (часть прибыли предприятия оставляют себе) 8) Освоение Нечерноземья ("вторая целина") 9) отказ от насильственного насаждения кукурузы 10) политика поддержки колхозов и ЛПХ (повышение закупочных цен, твердый план закупок на 5 лет; уменьшение плана обязательных поставок зерна; 5%-ная надбавка за сверхплановую продукцию; 11) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство, но неэффективное их использование
|
8. Сравните экономическую политику СССР в 30-е годы и в послевоенный период 1945-53 г.г.
ОБЩЕЕ:
1) Цель экономического развития СССР - превращение СССР в великую промышленную державу, построение социализма.
2) Административно-командный характер экономики.
3) Огромная роль государственного регулирования и руководящей роли КПСС в экономике
4) Сверхцентрализованная, плановая системе управления экономикой, завышенные плановые показатели.
5) Приоритетное развитие отраслей группы "А", т.е. тяжелой промышленности, прежде всего металлургии, машиностроения, топливной, энергетической, химической промышленности.
6) Источники развития промышленности - перекачивание средств из деревни в город, из сельского хозяйства, из отраслей легкой и пищевой промышленности и социальной сферы, трудовой энтузиазм трудящихся и бесплатный труд заключенных ГУЛАГА, а также сознательно поддерживаемый государством низкий уровень жизни основной массы населения и принудительные государственные займы у населения.
7) Очень высокие темпы развития промышленности (30 г.г. - 10-17%, 1945-53 г.г. - 11%) за счет мобилизации всех ресурсов
8) Тяжелые условия труда, большая доля ручного и неквалифицированного труда, отсутствие системы материального поощрения
9) Полное подчинение производителя государству, отсутствие всякой самостоятельности у предприятий;
10) Строительство крупных промышленных предприятий (гигантов, которые являются всесоюзными первоочередными стройками)
11) Сельское хозяйство в кризисном положении, продовольственную проблему решить не может, труд колхозников фактически бесплатный. Вынужденный забой скота.
РАЗЛИЧИЯ:
1945-1953 г.г. | 1953-1964 г.г. |
1) Главная цель - модернизация экономики, идустриализация промышленности 2) Задачи: ликвидация технико-экономической отсталости страны, достижение экономической независимости и создание мощной оборонной промышленности. 3) Жестокое трудовое законодательство (уголовная ответственность за опоздания и прогулы, а также за невыполнение планов; зависимость увольнения от решения администрации) 4) В сельском хозяйстве - политика сплошной коллективизации, которая сопровождается раскулачиванием (конфискацией их имущества в пользу колхозов и насильственным переселением) | 1) Главная цель - восстановление экономики после ВОВ и продолжение модернизации. 2) Задача: создание мощной оборонной промышленности. 3) Для развития промышленности были использованы репарации, получаемые с Германии. 4) Первые попытки внедрения хозрасчета, больше применяются научно-технические разработки, но только в отраслях ВПК 5) Промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (1950 г.) 6) 1946-1949 г.г. политика наступления на ЛПХ, в пользу колхозов было прирезано боле 10 млн. га земли; повышены налоги, рыночные отношения разрешены только колхозам, которые выполнили государственные поставки; колхозников принуждают сдавать государству масло, молоко, яйца, шерсть и скот. |
ВЫВОДЫ: После ВОВ фактически продолжается реализация прежнего довоенного сталинского экономического курса.
9. Сравните политический режим 30-х г.г. и периода "брежневского застоя" в середине 60-середине 80- г.г. ХХ века.
ОБЩЕЕ:
- тоталитарный по сути характер политической системы:
- однопартийная система. Запрещены любая оппозиция и фракции.
3) Жесткий тотальный партийный контроль за всеми сферами жизни общества
4) Тотальная идеологизация и унификация общественной жизни; контроль за обществом при помощи массовых общественных организаций (партийных, комсомольских, пионерских, рационализаторов и т.п., творческих союзов) и СМИ.
5) Господство марксистско-ленинской идеологии.
6) "Железный занавес", препятствующий проникновению в страну западной культуры
7) Сталинизм и неосталинизм
8) Господство партийно-государственной номенклатуры
9) Конституционный строй с всеобщим избирательным правом, декларируется права человека и гражданина, но реально отсутствуют.
- Высший орган власти - Советы. Сохранение системы советов от Верховного Совета СССР до местных, многие хозяйственный функции отобраны у Советов и переданы в партийные органы. Советы тоже под контролем КПСС.
- Запрет на свободомыслие, репрессии против инакомыслящих, гонения на отдельных деятелей культуры.
РАЗЛИЧИЯ:
Политический режим в 30-е г.г. | Политический режим в сер.60- сер.80 г.г. |
1) Основной закон - "Конституция" 1936 г. - "конституция победившего социализма": Носит классовый характер (основные классы - рабочие и крестьянство; существование категории "лишенцев", преимущественное избирательное право у рабочих и т.п.). 2) существование внесудебных карательных органов - "двоек", "троек", Особого совещания ОГПУ (НКВД), системы ГУЛАГА 3) Массовые репрессии 1936-1940 г.г против членов партии, высшего командования КА, целых народов. Открытые и показательные судебные процессы. Расстрелы. Заключение в лагерях и тюрьмах. 4) Режим личной власти ("культ личности") Сталина во многом был основан на искренней любви и преданности советских людей вождю.
|
1) Основной закон - Конституция 1977 г. - "конституция развитого социализма" В целом носит демократический характер Провозглашены и реально реализуются право на труд, отдых, бесплатное образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение и жилье. 2) усиливается партийно-государственная номенклатуры, расширяется система привилегий и льгот, "сказочный уровень жизни" ("золотой век") 3) Репрессиям подвергаются отдельные дессиденты и правозащитники. Помещение в психиатрические больницы, Тюремное заключение, выдворение из страны. 4) Рост политической духовной оппозиции режиму (дессиденты, движение правозащитников) 5) Кампания по возвеличиванию Л.И. Брежнева, преувеличению его заслуг в победе над Германией, освоении целины, литературного таланта и т.п. Лидер СССР не пользуется ни любовью, ни уважением народа. (распространение анекдотов, баек) 6) Господство "двойной морали" в обществе 7) Происходит сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой и криминальными структурами, расцветает взяточничество и коррупция. 8) Усиливается роль армии и КГБ |
10. Сравните политику государства в области культуры и духовной жизни в послевоенный период
1945-1953 г.г. и в "хрущевскую оттепель" 1953-01964 г.г.
ОБЩЕЕ:
1) продолжает существовать "железный занавес"
2) продолжаются нападки на "западную культуру"
3) сохраняется идеологический контроль государства во всех сферах культуры и за духовной жизнью общества
4) репрессии против отдельных деятелей культуры и искусства, критика отдельных авторов
5) личные вкусы главы государства зачастую становятся официальной оценкой многих произведений искусства.
6) Критика "новаторских направлений" и течений в искусстве
7) Наука призвана, прежде всего, решать оборонные задачи
8) В печати появляются отдельные произведения, запрещенные ранее
РАЗЛИЧИЯ:
1945-1953 г.г. | 1953-1964 г.г. |
Надежды интеллигенции на некоторые смягчения политики в области культуры и духовной жизни, на большую свободу творчества после ВОВ не оправдались: 1) 1946 г. - широкое выступление против "западного влияния" на отечественную культуру, 1948 г. борьба с космополитизмом. 2) Усиление идеологического контроля и партийного руководства 3) Областью культуры - создание журнала "Партийная жизнь" 4) Репрессии против журналов "Звезда" и "Ленинград" и их руководства 5) Развернуты научные дискуссии, в рамках которых организовано гонение на отдельные отрасли науки, генетику. | Период "оттепели" в культурной и духовной жизни общества: 1) "железный занавес" немного приподнялся, расширились контакты между СССР и Западом, появилось больше туристов, в 1957 г. в Москве прошел международный фестиваль молодежи и студентов . 2) Несколько был ослаблен идеологический контроль и давление на литературу, театр, кино, стало больше свободы творчества, в печати печатается больше авторов, произведения которых были запрещены раньше (Блок, Ахматова, Зощенко и др.), Были реабилитированы некоторые произведения и авторы ("Великая дружба", Хачатурян, Прокофьев) 3) Периодически проводятся встречи руководителей государства с научной и творческой интеллигенцией 4) Возобновляются работы в области генетики.
|
11. Сравните экономические реформы в СССР в период перестройки и в России в 1990-е гг. Укажите, что было общим (не менее 2-х общих характеристик), а что – различным (не менее 3-х различий).
ОБЩЕЕ:
А) цель – динамичное развитие страны, подъем ее экономики
Б) один из основных источников реформ – расчет на финансовую поддержку Запада
В) условия проведения реформ:
- проведение реформ в условиях экономического кризиса
- осознание реформаторами зависимости эффективности экономических .преобразований от степени демократизации политических институтов
Г) тяжелые социальные последствия реформ
РАЗЛИЧИЯ:
реформы в период перестройки | реформы в 1990-е гг. |
|
|
12. Ситуация во внешней политике СССР в конце 1930-х г.г. во многом определялась подписанием 23 августа 1939 г. советско-германского договора о ненападении и секретных протоколов к нему. Назовите положения, характеризующие другую возможность развития внешней политики СССР в тот период, перечислите причины, почему она не была реализована.
1. Положения, характеризующие другую возможность развития внешней политики СССР:
- заключение соглашения между СССР, Францией и Англией о взаимопомощи и противостоянии Германии
- участие СССР в заключении договора о коллективной безопасности стран Европы против агрессии Германии
- участие СССР в создании в Европе единого антифашистского фронта
- отказ руководства СССР от всякого сотрудничества с нацистской Германией
3. Причины, по которым эта возможность не реализовалась:
- крайне агрессивная политика германии, Италии, Японии, стремящихся к войне
- создание Антикоминтерновского блока стран-агрессоров
- политика Англии, Франции и др. стран запада по умиротворению агрессоров (Мюнхенский сговор)
- отказ стран Европы от системы коллективной безопасности
- стремление руководства СССР, Сталина к расширению политического влияния СССР и заключение с этой целью пакта о ненападении с Германией и секретных протоколов к нему, о разделе сфер влияния в Восточной Европе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории в 7 классе по истории России .Тема "Россия в 18 веке. Петр I"
Презентация о реформаторской деятельности Петра I....
7 класс. История России. Урок повторения "Россия в 17 веке"
Методическая разработка урока-повторения в форме игры, с ответами....
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II....
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III....
Контрольная работа по истории России для 7 класса по теме "Внешняя политика России в 17 веке"
Контрольная работа представляет собой тестовые задания с выбором ответов для 2 вариантов выполнения....
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
Конспект открытого урока « Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века.
Презентация к уроку...