7 класс. История России. Урок повторения "Россия в 17 веке"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Методическая разработка урока-повторения в форме игры, с ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7 класс "Россия в 17 веке", повторение в форме игры | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кладиёва Валентина Викторовна, учитель истории МБОУ «СОШ №3» г. Новый Оскол Белгородской области.
7 класс. История России. Урок повторения по теме «РОССИЯ В 17 ВЕКЕ» в форме игры.
ЦЕЛЬ: повторить знания учащихся по теме «Россия в 17 веке» в игровой форме; развивать активность и быстроту мышления; способствовать формированию навыков сотрудничества.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Табло с вопросами (презентация)
2. Таблица учёта очков.
3. Карта «Россия в 17 веке»
4. «Чёрный ящик» с предметами.
5. Анкета для рефлексии.
6. Жетоны из цветной бумаги.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ: две команды учащихся 7 класса «Бояре» «Дворяне».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: команды рассаживаются по рядам, один ученик помогает учителю, он либо записывает, кто дал правильный ответ, либо каждому даёт жетон. Игру ведёт учитель. Правила игры: участникам предстоит по очереди выбирать вопросы и отвечать. Если ученик затрудняется дать правильный ответ, он имеет право передать право ответа любому из команды. В случае неверного ответа или отсутствия его, право ответа переходит к команде соперников. Каждый вопрос имеет цену, команды должны набрать как можно больше очков. По итогам урока определяется не только команда-победитель, но оценки получают все ученики, получившие наибольшее количество жетонов за правильные ответы. Номинации игры на доске или в презентации.
НОМИНАЦИИ | Вопрос / очки | Вопрос / очки | Вопрос / очки | Вопрос / очки | Вопрос / очки | Вопрос / очки |
I. ДАТЫ | 1 / 10 | 2 / 10 | 3 / 20 | 4 / 30 | 5 / 10 | 6 / 10 |
II. ЭКОНОМИКА | 1 / 5 | 2 / 10 | 3 / 30 | 4 /20 | 5 /20 | 6 / 10 |
III. «БУНТАШНЫЙ ВЕК» | 1 / 30 | 2 / 10 | 3 / 10 | 4 / 20 | 5 / 10 | 6 / 20 |
IV. КТО ЕСТЬ КТО | 1 /10 | 2 / 30 | 3 / 5 | 4 / 10 | 5 / 10 | 6 / 20 |
V. НАШ КРАЙ | 1 /10 | 2 / 10 | 3 / 10 | 4 / 10 | 5 / 10 | 6 / 10 |
VI. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» | 1 / 20 | 2 / 20 | 3 / 20 | 4 / 20 | 5 / 20 | 6 / 20 |
VII. ВОПРОСЫ | 1 / 5 | 2 / 5 | 3 / 5 | 4 / 5 | 5 / 5 | 6 / 5 |
I. ДАТЫ
1. 10 б. – Окончательное закрепощение крестьян связано с… Продолжите предложение.
(Соборным уложением 1649 г.)
2. 10 б. – Когда началось правление династии Романовых? (1613 г.)
3. 20 б. – Назовите дату события, в честь которого мы через несколько дней будем отмечать новый государственный праздник – День народного единства. (1612 г., освобождение Москвы)
4. 30 б. – «К сим словам весь наш народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати. Потом поковник.. ходячи в кругу, на все стороны спрашивал: все ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно…» Когда и где произошло это событие? (1654 г., Переяславская рада)
5. 10 б. – Неоднократно Россия в 17 веке пыталась вернуть Смоленские земли. Назовите даты войны, по окончании которой это удалось. (1654-1667гг, война с Польшей)
6. 10 б. – Когда в России появилось первое высшее учебное заведение? Как оно называлось? (1687 г., Славяно-греко-латинская академия)
II. ЭКОНОМИКА
1. 5 б. – Что такое товарное производство? ( Производство на продажу)
2. 10 б. - Всего за 17 век было создано около 60 этих предприятий, однако, к концу века их осталось не более 30. Их существованию мешало отсутствие большого количества свободной рабочей силы. Что это за предприятия? (Мануфактуры)
3. 30 б. – В нашем городе, как и в любом другом, есть рынок. А что такое «всероссийский рынок»? (Общие хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны)
4. 20 б. – В 17 веке появились крупные всероссийские ярмарки. Что это такое? Назовите и покажите на карте самые знаменитые. (Ежегодный торг. Архангельская, Ирбитская, Макарьевская, Свенская)
5. 20 б. – Назовите и покажите на карте два главных центра внешней торговли России в 17 веке. (Архангельск и Астрахань)
6. 10 б. – Вологодские мастера славились знаменитыми кружевами, ростовские – финифтью, белозерские – ложками, вяземские – санями, нижегородские – замками и т.д. Как называется это явление в ремесле? (Специализация)
III. «БУНТАШНЫЙ ВЕК»
1. 30 б. – Перечислите основные причины народных выступлений в 17 веке. (Закрепощение крестьян, усиление налогов из-за непрерывных войн, усиление приказной волокиты, попытки ограничения казачьей вольности, церковный раскол)
2. 10 б. – О каком событии идёт речь в сочинении Г.К.Котошихина: «Да в то же время делали деньги полтинники медные с ефимок, и крестьяне, увидев такие в одну пору худые деланные деньги, неровные и смешанные, не почали в городы возить сена и дров и съестных запасов, и почала быть от тех денег на всякие товары дороговь великая…» (1662 г., Медный бунт)
3. 10 б. – Дворец без казны оставаться не мог,
Тогда-то на соль наложили налог:
По двадцать копеек с пуда.
И тут прокатилась зловещей волной
Народная ненависть грозно.
О каком событии рассказывается в этом стихотворении Н, Кончаловской? (1648 г. , Соляной бунт)
4. 20 б. – Кто возглавлял поход голытьбы в Персию, так называемый «поход за зипунами»? (Степан Разин)
5. 10 б. – Когда было восстание Степана Разина? Покажите на карте территорию. (1670-1671гг.)
6. 20 б. – Они прибегали к самым разнообразным формам протеста: от самосожжения до голодной смерти, от уклонения от повинностей до вооружённого сопротивления царским воеводам. Как называли в 17 веке этих людей? (старообрядцы)
IV. КТО ЕСТЬ КТО
1. 10 б. – Кому «благодарная Россия» поставила памятник на Красной площади в Москве? (К.Минину и Д.Пожарскому)
2. 30 б. – «В прошлом… Божиею волею и твоим, великого государя, изволением… был я… поставлен на патриаршество… И начал тебе, великому государю, досаждать и раздражать и с патриаршества сошёл без твоего, великаго государя, указу в Воскресенский монастырь… » Кто автор этого письма? (Патриарх Никон после заточения)
3. 5 б. – Какой русский царь был прозван народом «Тишайший»? (Алексей Михайлович)
4. 10 б. – Пролив между Азией и Америкой официально был открыт в 18 веке и получил название Берингов пролив. Кто в 17 веке фактически открыл его? (Семён Дежнёв)
5. 10 б. – Кому царь Алексей Михайлович поручил воспитание и образование своих детей? (Симеону Полоцкому)
6. 20 б. – Кто уже в конце 17 века предлагал освободить крестьян от власти помещиков? (Князь Василий Голицын)
V. НАШ КРАЙ
1. 10 б. – Когда и для чего была построена Белгородская засечная черта? (1635 -1658 гг., для защиты от набегов крымских татар)
2. 10 б. – Когда был основан Новый Оскол? (1647 г.)
3. 10 б. – Как и почему назывался первоначально наш город? (Царёв-Алексеев, в честь царя Алексея Михайловича)
4. 10 б. – Кто возглавлял строительство крепости «на реке на Осколе, усть реки Белого Колодезя…»? (Князь В.Львов и инженер Д.Николь)
5. 10 б. – В каком году наш город получил новое имя? (1655 г.)
6. 10 б. – Какие улицы нашего города до сих пор носят свои исторические имена? (Ливенская, Драгунская)
VI. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
1. 20 б. – Лимон и огурец. Приведите пословицу, в которой упоминаются эти дары природы. ( «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, едим огурцы»)
2. 20 б. – Так как ЭТО было важнейшим продуктом потребления, то увеличение налога на ЭТО, ударило по населению, и народ взбунтовался. Что ЭТО? (Соль)
3. 20 б. – В ящике находится то, что стало поводом для одного из самых известных народных движений 17 века. (Медная монета)
4. 20 б. – Мода на эту вещь появилась именно в 17 веке. В царском дворце, в домах бояр и дворян можно было увидеть великолепные образцы этого изделия, привезённые из Европы. Сегодня мы пользуемся этой вещью ежедневно, особенно, наши очаровательные дамы. Что ЭТО? (Зеркало)
5. 20 б. – Одной из любимых новинок в пище феодалов в 17 веке стала именно она. Сегодня мы едим это практически ежедневно. Что ЭТО? (Колбаса)
6. 20 б. – Этот предмет напоминает нам об одном из главных украшений царского дворца – печи. Каждый такой предмет в 17 веке напоминал маленький шедевр. Назовите его. (Изразец)
VII. ВОПРОСЫ
1. 5 б. – Когда правил Михаил Романов? (1613 – 1645 гг.)
2. 5 б. – Как назывался совещательный орган при царе? (Боярская дума)
3. 5 б. – Что такое сословия? (Группы людей с одинаковыми правами и обязанностями)
4. 5 б. – Что такое парсуна? (Портрет)
5. 5 б. – Что такое самодержавная монархия? (Абсолютная монархия)
6. 5 б. – Что такое казачество? (Военное сословие)
ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ: подсчёт очков, выявление победителя, выставление оценок лучшим игрокам.
РЕФЛЕКСИЯ: анкетирование (вопросы написаны на доске под картой, листочки розданы в начале урока).
ВОПРОСЫ: 1. Самый лёгкий вопрос игры –
2. Самый трудный –
3. Самый интересный –
4. Моё мнение об уроке (пожелания), что понравилось -
что не понравилось -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).
Презентация содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и развивающих заданий....
тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века.
тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века. ( 3 варианта и ответы)...
"Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.
Проблемный урок с использованием ИКТ и ТРКМ.Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргум...
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....