Разное
проект по истории (10 класс)

Качинская Раиса Нурисламовна

Исследовательская работа. Выполнена ученицей 10 класса, МБОУ СОШ №2 п. Агириш  Енилеевой Александрой. Работа посвящена ее прадеду, погибшему на войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Судьба моего прадеда в истории страны»

Исследовательская работа

Автор:

Енилеева Александра

учащаяся 10 класса МБОУ СОШ п. Агириш

____________________________________

Руководитель:

Качинская Раиса Нурисламовна

учитель истории и обществознания

___________________________________

п. Агириш, 2013 г.

Содержание.

  1. Введение
  2. История войны и судьба прадеда
  3. Содержание пленных
  4. Заключение
  5. Ожидаемые результаты проекта
  6. Список используемой литературы
  7. Приложения

Введение.

В нашем современном информационном пространстве, кажется, все уже исследовано и раскрыто. Нет тайн и загадок прошлого. Однако, это только кажется на первый взгляд. В жизни человека есть его прошлое, прошлое его семьи, «белые страницы» истории. Они  заставляют вспомнить и искать ответы на важные вопросы.

Наша память о Великой Отечественной Войне с годами становится все более значимой: время, развитие человечества позволяют глубже и шире понять результаты подвига советских людей. Война явилась трудным испытанием для нашей страны. Сколько судеб она сломала, сколько разрушила семей и принесла слез матерям. Но в то же время Великая Отечественная Война продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах людей, тех, кто погиб и тех, кто родился после того, как отгремели бои.

Даже в наше мирное время война напоминает о себе. Вот в г. Кременчуге на Украине нашли снаряды около детской площадки во время ремонтных работ, а где-то отряды поисковиков осуществили захоронение останков солдат в братской могиле, найденных на «Невском пятачке» около Санкт-Петербурга. Это наша история, которая заставляет молодое поколение поистине осмысливать выдающиеся события.

Большой вклад в достижении победы внесли все: это и солдаты, участники великих сражений, и дети, и старики, вставшие за станки в годы войны, и партизаны, сражавшиеся в тылу врага, и те, кто был захвачен плен, но не пал духом, не перешел на сторону фашисткой Германии, не предал свою страну. Они бесстрашно шли в бой, трудились в тылу ради спасения страны. На той войне был мой прадед. К сожалению, ни его внукам, ни мне не пришлось застать его живым.

Актуальность выбранной темы.  Эта тема важна не только для моей семьи, но и для всех людей, которые сейчас живут рядом с нами. Ведь люди, которые одержали победу в Великой Отечественной Войне, живы лишь тогда, когда о них помнят их потомки, их близкие. О войне, о подвигах вспоминают только в праздники 9 мая, 23 февраля, 2 февраля и др. А затем каждый живет своей мирной, тихой и размеренной жизнью, не оглядываясь на прошлое.

Я хотела подчеркнуть своей работой, что знать историю своей семьи, историю своей страны так же необходимо человеку как способность дышать и двигаться. Ведь как сказал крупнейший отечественный историк Василий Осипович Ключевский: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».

Основная цель исследования - установить судьбу и найти информацию о пропавшем без вести  прадеде и определить его место захоронения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • найти и собрать информацию, восстановить хронологически последние годы жизни прадеда;
  • узнать как содержались военнопленные в немецких лагерях;
  • познакомиться с историческими документами, свидетельствами очевидцев того времени.

В начале исследования мы выдвинули гипотезу, что мой прадед погиб на территории оккупированной Польши, так как там располагалось большинство концентрационных лагерей.

Новизна работы.

Собрать информацию о положении военнопленных, обратить внимание моих сверстников на события Великой Отечественной Войны, особенно на самый первый, трагический этап в истории Второй мировой войны.

Объект исследования: исторические документы времен Великой Отечественной Войны, свидетельства очевидцев.

Предмет исследования: судьба моего прадеда в годы войны.

Основные методы работы:

  • поисковый;
  • описательный;
  • анализ;
  • сравнение.

Практическая значимость.

Полученные данные могут быть использованы при проведении уроков истории в 9, 11 классах по теме: «Оккупационный режим на захваченных территориях», в работе краеведческого музея, а также внеклассных мероприятиях, посвященных истории Великой Отечественной Войны.

Наверно, главное - это пробудить интерес к изучению истории своей семьи у других людей, своих сверстников. Воспитание ответственного отношения к самому себе, своей жизни, понимание смысла слов гражданин и патриот Отечества.

История войны и судьба прадеда.

День 22 июня оказался неожиданным, страшным по вероломству и силе, подготовленной для нападения на СССР. Почти на всём протяжении западной границы Советского Союза изготовились к вторжению в нашу страну фашистские войска. Агрессор имел существенное превосходство в людях и в технике.

Войска западных военных округов не были своевременно приведены в состояние полной боевой готовности. Директива пограничным округам с предупреждением о возможном нападении гитлеровской армии была отдана только вечером 21 июня. Поэтому она не успела дойти до многих соединений и частей. И когда около 4 часов утра фашистские войска получили условный сигнал для нападения, по пограничным укреплениям районам СССР был внезапно нанесен мощный артиллерийский удар, а через несколько минут гитлеровские орды вторглись в пределы Советской страны. Тысячи тонн смертоносного груза обрушились на аэродромы, железные дороги, военно-морские базы, линии связи, на спящие советские города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч…

Так, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, фашистская Германия и ее союзники совершили вероломный акт вооруженной агрессии, получив в результате внезапности нападения значительные, хотя и временные преимущества.

Началась Великая Отечественная война - самое крупное и кровопролитное военное столкновение между социализмом и империализмом, продолжавшаяся свыше 1400 дней и ночей. Германский фашизм и его громадная, заранее отмобилизованная армия, выполняя давно разработанные планы уничтожения страны социализма, навязали Советскому Союзу войну – самую тяжелую и жестокую из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родины. По указу Верховного Совета СССР было объявлено военное положение в западных районах страны.

Каждая семья имеет связь с войной. И мою семью война не обошла стороной.

От папы я узнала, что его дед был на войне и умер в плену. Но больше о нем ничего не было известно. Ни где он умер, ни где захоронен и не сохранилось никакой фотографии. Моя бабушка, его дочь, совсем не помнила отца, когда его забрали на войну, ей было всего 4 года.

В семейном архиве сохранились три документа, которые явились подтверждением того, что мой прадед участвовал в Великой Отечественной войне.

  • Документ №1. Справка Донского городского военного комиссариата Тульской области от 11.01.1972 г. В справке  сообщалось, что Егоров Константин Кузьмич, 1911 г. рождения был призван в  Советскую армию Донским военкоматом 25.06.1941 г. (Приложение 1).
  • Документ №2. Копия ВРИО Таймырского окрвоенкомата от февраля 1972 г. В документе сообщалось, что Егоров Константин Кузьмич, находясь на фронте 12 августа 1942 г. умер в германском плену. (Приложение 2).
  • Документ №3. Справка Донского городского военного комиссариата Тульской области от 9.03.1972 г. В справке  сообщалось о гибели Егоров Константин Кузьмич,1911 г. рождения. (Приложение 3).

Я решила заняться поиском информации о прадеде. Вместе с отцом в 2011 году, мы обратились в отдел военного комиссариата Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по Советскому району, сделали запрос о розыске, установлении судьбы и места захоронения моего прадеда, Егорова Константина Кузьмича, 1911 г. рождения. Нам пришел ответ на запрос, что по документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии установлено, что стрелок 193 ветлазарета рядовой Егоров Константин Кузьмич, уроженец Пензенской области Чембарского района, д. Красавка, призван 25 июня 1941 года Донским РВК Тульской области, пленен 1 сентября 1941 г. умер в немецком плену (Приложение 4) .

В начале войны Красная Армия терпела неудачи. 30 июля гитлеровское командование отдало проказ группе армий «Центр» перейти к обороне. Советские войска закрепились на рубеже Великие Луки – Ярцево – Кричев - Жлобин. Смерть, разрушения, неисчислимые бедствия принес враг на советскую землю. Всюду, куда ступал агрессор, он оставлял за собой кровавый след. Мировая история даже во времена средневековых варваров не знала таких злодеяний, массового зверского истребления людей и других преступлений, какие совершали гитлеровцы в захваченных районах СССР буквально с первого дня вторжения. Фашисты сразу же стали насаждать так называемый «новый порядок», несравненно более жестокий, чем в порабощенных ими странах Европы. Создавались лагеря уничтожения, концентрационные лагеря, лагерные отделения.

Моя тетя, Соловьева Елена Ринатовна, сестра отца, посоветовала мне зайти на сайт Министерства обороны Российской Федерации сообщив, что там  создан обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Зайдя на  www.obd-memorial.ru - в по поисках погибшеего в плену прадеда, я ввела данные, известные нам о нем и вышла на документ - карточку военнопленного, то есть моего прадеда. Этот документ позволяет установить достоверную информацию о прадедушке. Воевав  в Кричеве, 1 сентября мой прадед попал в плен Шталаг VIII Е (308). Анализируя персональную карточку, мы с помощью русско-немецкого словаря выяснили, что при поступлении в лагерь он был здоров, был занят на земляных работах, его лагерный номер был 50266. Находясь в плену, мой прадедушка умер 12 августа 1942. Он прожил в лагере всего 346 дней. (Приложение 5).

Узнав это, я заинтересовалась вопросом: как содержались военнопленные в фашистских лагерях, чем они были заняты и что пережил мой прадед в то время.

Содержание пленных.

Чтобы понять, как содержали пленных в фашистских лагерях пришлось обратиться в поселковую и районную библиотеки, прочитать специальную литературу и проанализировать свидетельства очевидцев того времени.

Для начала, я хотела узнать, информацию о лагере Шталаг VIII Е (308), чтобы понять, что пережил мой прадедушка.

Лагерь Шталаг VIII Е (308) был создан 4 апреля 1941 года на территории VIII военного округа Германии и был предназначен для приема советских военнопленных. По словам очевидцев, находившихся в этом плену, это была расчищенная площадка, огороженная сеткой проволочного заграждения. На территории лагеря сначала не было бараков, было только несколько клеток 2х2 метра из той же проволоки, что и заграждение. Это были карцеры. Они были всегда заполнены, пустых не было. (Приложение 6).

В лагере в основном умирали от истощения и холода. От холода некуда было деться. Он заставлял зарываться в землю и спать так. Каждый день ямы, у которых спали люди, превращались в могилы. Люди либо умирали от холода, либо их затаптывали насмерть. Узников лагеря отправляли на различные работы: фермы, поля, дороги… фашисты постоянно избивали рабочих, от их рук каждый день гибло несколько десятков военнопленных.

Кормили в лагере 2 раза в день – суп из брюквы, шпината и неочищенной картошки и 150 грамм хлеба.

Так было почти во всех лагерях на оккупированных территориях. В лагерях был очень жесткий режим, не соблюдавшие его тут же уничтожались. Пленных не кормили днями, заставляли работать, проводили на них медицинские эксперименты. (М.С. Забочень, узник лагеря смерти Аушвиц/ Освенцим/. Свидетели обвинения. Лениздат, 1990 г, стр. 200).

 Средняя продолжительность жизни в плену составляла 9 месяцев. В плен попадали разные люди: военные, философы, художники, писатели, школьники, дети, рабочие. В плен каждый день попадало сотни человек. Тысячами уничтожались каждый день. 

Каждый день в плену было испытанием, пережить его удавалось немногим. Как именно погиб мой прадед – неизвестно. Но читая воспоминания, понимаешь, что любая смерть в лагере была очень мучительной и жестокой. Во время Великой Отечественной Войны погибло  4,5 млн. попавших в плен и пропавших без вести.

Заключение.

Неизгладимый след, глубокий, как рубец зажившей раны, оставила в памяти всех народов СССР Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В истории России XX века не было событий более страшных, чем в 1941, и более радостных - в 1945 году. Несгибаемое мужество, массовый героизм, величие морального духа воинов армии и флота, грудью вставших на защиту Родины, трудовой героизм тружеников тыла, обеспечивших фронт всем необходимым, подвиги советских людей в борьбе с врагом на временно оккупированной территории обеспечили разгром германского фашизма.

Проведя исследование, я лучше узнала судьбу своего прадеда и установила место его захоронения. Он похоронен в Ламбиновице, воеводство Ополе в Польше, в братской могиле. Своей работой я хотела напомнить о тех тяжёлых годах своим сверстникам. Я призываю не забывать то, что связано с Великой Отечественной войной. Очень важно изучать военный опыт, собирать документы, создавать музеи и сооружать монументы, не забывать памятные даты и славные имена. Бережно относиться к ветеранам, их осталось так мало! Но у нас ещё есть возможность сказать им «спасибо».

И пусть мой прадедушка мало воевал, но для меня он герой. Я отношусь к нему с глубоким уважением, буду хранить его историю  и в будущем передам своим детям и внукам, ведь «Никто не забыт и ничто не забыто»! Это наша история, и она будет жить вечно.

Ожидаемые результаты проекта.

В результате нашего исследования мы добились поставленной цели – мы установили судьбу прадеда, где он был в последний год своей жизни, определили его место захоронения. Также в результате исследования мы нашли исторические документы, позволяющие узнать больше о нем.

Список используемой литературы.

  1. Безымянный Л.А. Разгаданные загадки третьего рейха. 1933-1941. М..-издательство АПН, 1984.
  2. Волков Ф.Д. Тайное становится явным: Деятельность дипломатии и разведки западных держав в годы второй мировой войны.- М.: Политиздат,1989.
  3. Куманев Г.А. 1941-1945. Краткая история, документы, фотографии.- М.6политиздат, 1982.
  4. Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1945).М., Воениздат,1974 .
  5. Цветаева Е.Н., Яровиков В.С. 1418 дней войны. Из воспоминаний о великой отечественной войне. - М.: Политиздат. 1990.
  6. Свидетели обвинения. Лениздат, 1990 .
  7. Материалы семейного архива.

Сайты

www.obd-memorial.ru

Фотоматериалы.

http://votrube.ru/429-konclager-bukhenvald-.-zhest..html

http://nnm.ru/blogs/paternoster/11_aprelya_otmechaetsya_mezhdunarodnyy_den_osvobozhdeniya_uznikov_fashistskih_konclagerey/page2/

http://topwar.ru/17944-polskie-konclagerya-dlya-russkih-i-nemcev-ili-za-chto-izvinyalsya-obama.html

http://alternathistory.org.ua/22-iyunya-1941-goda-soglasno-ustavam-i-prikazam-polevoi-ustav-rkka-pu-39-chast

http://www.litsovet.ru/index.php/gallery.view?gallery_id=5361

http://www.lionblog.net/obszee/print:page,1,1146058318-22-iyunya-1941-goda.html

http://www.nakanune.ru/photo/reportazhi/rekonstrukcija_oborona_brestskojj/

http://waralbum.ru/36751/

http://nnm.ru/blogs/girlfriendHudo/22_iyunya_1941_goda/

http://swietoszow.forumgrad.ru/t20-topic

http://snopkov.livejournal.com/224228.html

http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=300628656&page=2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...

Сценарий праздника 8 Марта "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!"

Сценарий праздника 8 марта на тему "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!" был разработан для учащихся 1-6 классов школы для глухих детей. В подготовке и проведении праздника приняли участие учителя н...

Использование разных форм ИКТ на разных этапах урока

использование разных форм ИКТ делает его интересным и разнообразным, здоровьесберегающая технологии-основной фактор при проведении таких технологий...

Урок литературы в 8 классе (внеклассное чтение) по творчеству В.Шукшина"Эти разные, разные судьбы"

«Эти разные, разные судьбы».                           (урок-презентация п...

Разные страны- разные пейзажи

Презентация - викторина. Обучающиеся должны догадаться, пейзаж какой страны представлен, аргументировать свой ответ.На последнем слайде представлены ответы....

Эти разные - разные судьбы...

Знакомство с творчеством писателя В.М.Шукшина, анализ рассказов "Чудик", "Обида"...

Открытый урок по английскому языку на тему: «Разные страны – разные политические системы – разные характеры»

Цели урока:·         Обобщить лингвострановедческий материал, проконтролировать и расширить знания по указанной теме.·...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Александра и Раиса Нурисламовна, вы провели большую исследовательскую работу, изучили много разных источников.Только почему-то не сделали приложение с историческими документами. Спасибо вам за участие в проекте Вахта памяти по сохранению исторической памяти!Вы можете получить свидетельство участников проекта.