Рабочая программа по истории для 5 класса.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная школа с.Сыйрышбашево –
филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Тузлукушево
муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № от «___»_________2017г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________ А.Р. Зарипова «____»____________ г. | Утверждаю Директор школы: _____________ Р.А.Аюпова Приказ № 136 от 01.09.2017г. |
Рабочая программа
по Истории для 5 класса
на 2017-2018 учебный год.
Составлено учителем истории
Шайбаковой Гузалией Талгатовной.
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета история для 5 класса oсновной общеобразовательной школы с.Сыйрышбашево - филиала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тузлукушево муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС МБОУ СОШ с.Тузлукушево МР Чекмагушевский район РБ;
- Примерной авторской программы основного общего образования курса «История России». 6—9 классы (авторы А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина.)
- Примерной авторской программы основного общего образования курса «Всеобщая история» 5-9 классы (авторы В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др.)
- Историко-культурного стандарта.
- Учебного плана ООШ с.Сыйрышбашево – филиала МБОУ СОШ с.Тузлукушево МР Чекмагушевский район РБ на 2017-2018 учебный год.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год;
- Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Тузлукушево МР Чекмагушевский район РБ от 01.09.2016, приказ №117.
Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень.
В соответствии с учебным планом ООШ с.Сыйрышбашево – филиала МБОУ СОШ с.Тузлукушево МР Чекмагушевский район РБ на изучение учебного предмета «История» в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История»
5 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
2. Содержание учебного предмета, курса
5 класс
История Древнего мира
Что изучает история. Счет лет в истории. Измерение времени по годам. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»).
Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
- Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов | Количество к.р. |
Введение. Счет лет в истории. | 2 | ||
Первобытность | 6 | 1 | |
Древний Восток. | 20 | 1 | |
Древняя Греция | 21 | 1 | |
Древний Рим | 18 | 1 | |
Обобщение | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 5 |
Основная общеобразовательная школа с.Сыйрышбашево –
филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Тузлукушево
муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № от «___»_________2017г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________ А.Р. Зарипова «____»____________ г. | Утверждаю Директор школы: _____________ Р.А.Аюпова Приказ № 136 от 01.09.2017г. |
Календарно - тематическое планирование
учебного предмета «История»
для 5 класса
Составлено учителем истории
Шайбаковой Гузалией Талгатовной.
2017 г
5 класс
№ урока | дата | Тема урока | Примечание | |
План | Факт | |||
02.09. | Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | |||
Первобытность. | ||||
05.09. | Древнейшие люди. | |||
09.09. | Родовые общины охотников и собирателей. | |||
12.09. | Возникновение искусства и религии. | |||
16.09. | Возникновение земледелия и скотоводства. | |||
19.09. | Появление неравенства и знати. | |||
23.09. | Обобщение по теме: «Жизнь первобытных людей». | |||
Счет лет в истории. | ||||
26.09. | Счет лет в истории. | |||
Древний Восток | ||||
30.09. | Государство на берегах Нила. | |||
03.10. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | |||
07.10. | Жизнь египетского вельможи. | |||
10.10. | Военные походы фараонов. | |||
14.10. | Религия древних египтян. | |||
17.10. | Искусство Древнего Египта. | |||
21.10. | Письменность и знания древних египтян. | |||
24.10. | Обобщение по теме: «Древний Египет». | |||
28.10. | Древнее Двуречье. | |||
07.11. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | |||
11.11. | Финикийские мореплаватели. | |||
14.11. | Библейские сказания. | |||
18.11. | Древнееврейское царство. | |||
21.11. | Ассирийская держава. | |||
25.11. | Персидская держава «царя царей». | |||
28.11. | Природа и люди Индии. | |||
02.12. | Индийские касты. | |||
05.12. | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | |||
09.12. | Первый властелин единого Китая. | |||
12.12. | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Проверочная работа по теме «Древняя Греция» | |||
Древняя Греция | ||||
16.12. | Греки и критяне. | |||
19.12. | Микены и Троя. | |||
23.12. | Поэма Гомера «Илиада». | |||
26.12. | Поэма Гомера «Одиссея». | |||
30.12. | Религия древних греков. | |||
16.01. | Земледельцы Аттики теряют свою землю и свободу. | |||
20.01. | Зарождение демократии в Афинах. | |||
23.01. | Древняя Спарта. | |||
27.01. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | |||
30.01. | Олимпийские игры в древности. | |||
03.02. | Победа греков над персами в Марафонской битве. | |||
06.02. | Нашествие персидских войск на Элладу. | |||
10.02. | В гаванях афинского порта Пирей. | |||
13.02. | В городе богини Афины. | |||
17.02. | В афинских школах и гимнасиях. | |||
20.02. | В театре Диониса. | |||
24.02. | Афинская демократия при Перикле. | |||
27.02. | Города Эллады подчиняются Македонии. | |||
03.03. | Поход Александра Македонского на Восток. | |||
06.03. | В Александрии Египетской. | |||
10.03. | Вклад эллинов в мировую культуру. Проверочная работа по теме «Древний Рим» | |||
Древний Рим | ||||
13.03. | Древнейший Рим. | |||
17.03. | Завоевание Римом Италии. | |||
20.03. | Устройство Римской республики. | |||
24.03. | Вторая война Рима с Карфагеном. | |||
03.04. | Установление господства Рима во всем Средиземноморья. | |||
07.04. | Рабство в Древнем Риме. | |||
10.04. | Земельный закон братьев Гракхов. | |||
14.04. | Восстание Спартака. | |||
17.04. | Единовластие Цезаря. | |||
21.04. | Установление империи. | |||
24.04. | Соседи Римской империи. | |||
28.04. | Рим при императоре Нероне. | |||
05.05. | Первые христиане и их учение. | |||
08.05. | Расцвет империи во II веке. | |||
12.05. | «Вечный город» и его жители. | |||
15.05. | Римская империя при Константине. | |||
19.05. | Взятие Рима варварами. | |||
22.05. | Особенности цивилизации Греции и Рима. Проверочная работа по теме «Древний Рим» | |||
26.05. | Вклад народов древности в мировую культуру. Итоговая проверочная работа. | |||
29.05. | Итоговое повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...