В афинских школах и гимнасиях
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В АФИНСКИХ ШКОЛАХ И ГИМНАСИЯХ
Педагогические | Способствовать ознакомлению с обучением детей в греческих школах, кругом изучаемых предметов; содействовать пониманию того, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных; создать условия для сравнения спартанского и афинского обучения, современной и афинской школ |
Тип и вид урока | Комбинированный / урок-исследование |
Планируемые | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде |
Метапредметные | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям |
Основное содержание темы, понятия и термины | Школа и образование. Образование эллина. Обучение в греческой школе. Спортивная подготовка в палестре и гимнасии. Воспитание девочек. Педагог, стиль, палестра, гимнасий, красноречие |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Проверка знаний и способов действий | Индивидуальная. Практический. Диктант | Проверяет знание значений терминов (см. Приложение) | Слушают определения, записывают термины | Познавательные: воспроизводят по памяти термины | Диктант |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу. – Вы уже знакомы с обучением спартанских мальчиков. А с какой еще системой обучения вы уже хорошо знакомы? – Знакомясь с обучением в Афинах, предлагаю сравнить афинское и спартанское обучение, современную и афинскую школы | Слушают учителя, формулируют учебные задачи к теме урока | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Рабы-педа-гоги. Занятия в школе. | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа | Раскрывает значение термина «педагог», объясняет обязанности педагога. – Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!» Что он имел в виду? Рассказывает о занятиях в школе и воспитании девочек. Организует работу с документом | Объясняют значения терминов «педагог», «стиль». Анализируют высказывание Перикла, объясняют его смысл. Проводят поиск необходимой информации в тексте документа | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием документальных источников | Беседа по вопросам, работа с документом |
Посещение палестры | Парная. Словесный, исследовательский, наглядный. Работа с текстом, иллюстрациями, беседа, рассказ | Предлагает прочитать п. 3 § 38, рассмотреть иллюстрации. – Опишите, как проходили занятия в палестре. – Каким должен быть юноша? – Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки? | Объясняют значение термина, объ- ясняют занятия в палестре. Характеризуют греческого юношу. Описывают изображения атлетов, объ- ясняют роль героев | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; создают алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера | Беседа по вопросам, рассказ |
В афинских гимнасиях. Разные взгляды греческих ученых на природу человека | Фронтальная. Словесный, исследовательский. Работа с текстом, документом, беседа | Организует комментированное чтение п. 4 § 38, работу с текстом документа. – Сравните взгляды на природу человека разных греческих ученых. Чьи мысли кажутся вам более правильными? | Объясняют значения терминов. Рассказывают о занятиях в гимнасиях. Сравнивают взгляды на природу человека разных греческих ученых | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из документальных источников; осуществляют срав-нение. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Беседа по вопросам, работа с документом |
V. Закрепление знаний | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | Предлагает сравнить афинское и спартанское обучение, современную и афинскую школы | Сравнивают афинское и спартанское обучение, современную и афинскую школы | Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблемы; осуществляют анализ; проводят сравнение | Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Задания 38, 44 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
1. Треугольное пространство между двумя склонами крыши с карнизом. (Фронтон.)
2. Главная площадь Афин. (Агора.)
3. Район гончарных мастерских. (Керамик.)
4. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноса и хранения вина и других жидкостей. (Амфора.)
5. Древнегреческий сосуд, в котором вино смешивали с водой. (Килик.)
6. Большой керамический сосуд, в котором вино смешивали с водой. (Кратер.)
7. Глиняный сосуд с узким горлышком для хранения вина. (Пифос.)
8. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. (Портик.)
9. Мраморный храм девы Афины на Акрополе в Афинах. (Парфенон.)
10. Изящные ворота, обычно, служившие входом в святилище, на Агору, в крепость. (Пропилеи.)
11. Знаменитый афинский храм, в котором вместо колонн на одном из портиков – скульптуры девушек. (Эрехтейон.)
12. Выдающийся древнегреческий скульптор, автор статуи Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне. (Фид
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"
Урок-путешествие с элементами ролевой игры....
Презентация на тему: "В афинских школах и гимнасиях"
Презентация для изучения истории древнего мира в 5-м классе по теме: "В афинских школах и гимнасиях"...
В афинских школах и гимнасиях.
В презентации раскрывается система образования в Древней Греции. Рассказывается о том, в каких учебных заведениях получали образование дети и взрослые в древней Греции....
План-конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"
Конспект составлен по ФГОС. В конспекте определена деятельность учителя и ученика. Показано применение технологии развивающего обучения через выполнение различных заданий....
Урок в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"
Материал содержит конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС, приложения к уроку (карточки для групп, проверочные задания и карты оценки работы в группе) и презентацию....
Технологическая карта урока истории на тему В афинских школах и Гимнасиях
Учебный предмет: историяКласс: 5Автор учебника: А.А. Вигаскин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяТема урока: « В афинских школах и гимнасиях» Цель урока: показать значимость древнегрече...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии"
Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии" явялется иллюстративным приложением к разработке урока. Ведущая технология - "погружение в историю" с эле...