Урок по истории в 10 классе «Человек на войне».
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Кузнецова Наталья Аркадьевна

Интегрированный урок по истории и литературе с опережающим заданием.

Цели урока:

1.     Показать, что в любой войне главное место занимает человек;

2.     Вместе с учащимися осмыслить трагизм гражданской войны 1918-1920 годов, которая по - разному отразилась на судьбах людей;

3.     Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла;

4.     Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс;

5.     Научить рассматривать прошлое через призму времени, что двигало человеком на войне, как решалась проблема гуманизма.

Оборудование: рассказ М. Шолохова «Родинка», отрывки из художественного фильма «Тихий Дон». Проектор, экран, компьютер. Учебник  «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 9 класс.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Метод: дискуссия.

Ожидаемые результаты:

1.     Вызвать интерес к углубленному изучению предмета;

2.     Развить способность самостоятельного решения проблем на основе изучения истории общества;

3.     Уметь сопоставить факты, проанализировать документ и аргументировать свой ответ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_10.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №41.

                                       Урок по истории в 9 «А» классе

                                     «Человек на войне».

                                                                   Подготовила учитель истории

                                          Н.А.Кузнецова.

 

 2017 год -2018 учебный год

Интегрированный урок по истории и литературе с опережающим заданием.

Цели урока:

  1. Показать, что в любой войне главное место занимает человек;
  2. Вместе с учащимися осмыслить трагизм гражданской войны 1918-1920 годов, которая по - разному отразилась на судьбах людей;
  3. Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла;
  4. Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс;
  5. Научить рассматривать прошлое через призму времени, что двигало человеком на войне, как решалась проблема гуманизма.

Оборудование: рассказ М. Шолохова «Родинка», отрывки из художественного фильма «Тихий Дон». Проектор, экран, компьютер. Учебник  «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 9 класс.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Метод: дискуссия.

Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать интерес к углубленному изучению предмета;
  2. Развить способность самостоятельного решения проблем на основе изучения истории общества;
  3. Уметь сопоставить факты, проанализировать документ и аргументировать свой ответ.

Вступительное слово учителя:

Да, он назад не возвратится –

Вчерашний день.

Но и в ничто не превратится –  

Вчерашний день.

Чтоб никогда мы не забыли,

Каким огнем

Горели дни – когда мы жили –

Грядущим днем.

     Гражданская война!.. это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Это были две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. Но главное место – человек. И вот сегодня, спустя более девяти десятилетий оглянемся назад и зададим себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне? – ответ 3 – 4 учащихся.

В России в 1918 – 1920 годах были две противоборствующие силы – белые и красные, каждая из них имела свою цель, но давайте не будем забывать, что главное место в Гражданской войне, как и в любой другой, занимает человек.

Вопросы дискуссии:

  1. Оправданы ли методы достижения цели Белой и Красной армий?
  2. Как отражались интересы человека на войне?

А) совпадают с целями войны;

Б) расходятся;

В) потерян интерес.

  1. Возможно ли проявление гуманных чувств в поступках на войне? Отец пожертвовал сыном во имя чего?.. свободы, которую он до конца не понял? (по опережающему заданию) по рассказу М. Шолохова «Родинка» и просмотру отрывков их фильма «Тихий Дон».(Ответы 3 – 4 учащихся.)  
  2. Из всего услышанного невольно возникает мысль «Неужели без этого нельзя?..». Предлагаю ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание, продолжите мысли (опираясь на произведение):

А) Трагедия Гражданской войны 1918 – 1920 годов учит нас …

Б) Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда… (заслушиваются 3 – 4 мысли).

В конце нашей дискуссии мы можем сказать: трагедия Гражданской войны учит нас отказу от ненависти, насилия и произвола, как методов государственного строительства, всей организации жизни. Человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше остального, как политического, так и национального.

Не надо называть жестокую трагическую неизбежность войны, актом гуманизма. Нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих.

В заключение 1 – 2 ученика подводят итог дискуссии, и делается общий вывод по целям урока.

Комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России.Тема:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."

Урок  по истории России по  теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга." проведен в 8 классе государственного казенного образовательного учреждения специальной (коррекцио...

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Презентация к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку по истории в 8 классе. Тема урока "Отечественная война 1812 года"...

Методическая разработка к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Урок по истории "Отечественная война 1812 года" разработан с использованием ИТ обучения....

урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"

урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Великая Отечественная война" в стиле телепередачи "Как это было"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война" в стиле телепередачи "Как это было"...