Конспект урока истории 5 класс тема: Республика римских граждан
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Конспект урока истории 5 класс тема: Республика римских граждан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspeturoka.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории Древнего мира 5 класс
Тема урока: Республика римских граждан
Тип урока: комбинированный.
Цель урока - достичь образовательных результатов:
1. Предметный результат – знать устройство Римской республики, римской армии и религии римлян.
2. Метапредметный результат - уметь работать с исторической картой, учебником, тетрадью; анализировать, сравнивать информацию, полученную из разных источников.
3. Личностный результат – иметь представление о демократических ценностях; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других народов.
Задачи урока:
1. Сформировать у учащихся представление об органах управления Римской республикой (сенат, консулы, народные трибуны, народное собрание).
2. Сформировать у учащихся представление о римском легионе и его преимуществах перед другими армиями Древнего мира.
3. Сформировать у учащихся представление о пантеоне римских богов.
Технология: проблемно-поисковая технология
Основные понятия:
Консулы, народные трибуны, легион.
План урока
1. Организационный момент | 1 мин. |
2. Опрос | 15 мин. |
3. Изучение нового материала | 25 мин. |
4. Рефлексия. | 3 мин. |
5. Домашнее задание | 1 мин. |
Ход урокаХод урока:
- Организационный момент.
Учитель: Проверка наличия учащихся, согласно списку. Приветствие, настрой на работу: – Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня. Мы начинаем урок, который, я надеюсь, будет для вас интересным. Итак, приготовились работать.
- Опрос учащихся по теме «Древнейший Рим»
В честь кого город получил такое название?
Какие занятия существовали у древних римлян?
Какая система управления у них была?
Примерный ответ учащегося
В 753 г. до н. э. на холмах левобережья Тибра был основан город Рим. Такое название (согласно легенде) он получил в честь одного из братьев Ромула (Рим - по-латински Рома). Древние римляне занимались земледелием, скотоводством, обработкой железа и ловлей рыбы. В управлении Римом принимали участие только патриции, коренные жители Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию, в которое входили только мужчины - патриции. Оно выбирало царя, правившего пожизненно.
Фронтальная беседа с классом.
Учитель: Где расположена Древняя Италия? (На Апеннинском полуострове.)
Учитель: Когда был основан Рим? (Ученики – 753 год.)
Учитель: Когда была установлена республика? (509 году до н.э.).
Учитель: Какие племена, жившие на территории Италии, вы знаете? (Этруски, латины.)
Учитель: Почему новое устройство управления можно назвать аристократической республикой? (Так как в органах управления ранней республики принимали участие только патриции.)
2.1. Индивидуальная работа с настенной картой:
- Покажите на карте Апеннинский полуостров. – Как эту страну называли греки?
- Назовите и покажите на карте горы, защищающие Италию от северных ветров.
- Назовите и покажите на карте моря, омывающие Апеннинский полуостров.
- Назовите и покажите на карте три крупных острова, расположенных недалеко от Италии.
- Назовите племена, населявшие Италию, и покажите на карте области их расселения.
- Покажите на карте город Рим. На берегах какой реки он расположен?
2.6. Фронтальное задание по хронологии:
- Сколько лет в Риме правили цари?(21апреля 753г.до н.э-изнали царя 509г.до н.э=244г)
Переход к изучению новой темы
Учитель: Итак, мы продолжаем изучать историю Древнего Рима. Мы познакомились с природными, географическими условиями этого государства, с занятиями его жителей. В 509 г. римляне установили новую форму правления, которую назвали республикой. Выясним, что такое республика.
IV. Изучение новой темы
План урока:
- Римские консулы.
- Народные трибуны – защитники плебеев.
- Сенат и народ.
- Римская армия.
- Жрецы римских богов.
На доске: тема урока, новые слова: народные трибуны, консулы.
«Консулы были главными должностными лицами. Они управляли Римом. Созывали народные собрания, по очереди председательствовали в нём, предлагали новые законы, производили набор в войско. Оба консула обладали равной властью. Каждый из них мог отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел ( отсюда выражение «консультироваться» - т.е. советоваться), прежде. Чем что-либо предпринять, они вынуждены были договариваться между собой, найти согласованное решение.
Во время войны обычно один консул оставался в Риме. А другой отправлялся в поход. Если опасность была велика, оба консула находились при войске. Однако на войне необходима единоличная власть, поэтому консулы командовали войсками поочерёдно, ежедневно меняясь.
Учитель: В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, плебеи (особенно богатые) этим были очень недовольны. Примерно двести лет между ними шла борьба, в результате которой плебеи стали полноправными гражданами Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию. С 509 г. до н. э. в Риме стали выбирать двух консулов, которые поочередно председательствовали в Народном собрании, осуществляли командование и набор в войско. Консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин, но поскольку зарплату за службу им не платили, только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. Плебеям дали право выбирать народных трибунов, которые могли приходить на заседания сената и защищать их интересы. Народные трибуны имели право вызвать к себе для ответа любого человека, включая консула. С учреждением трибуната власть в Риме обрели богатые люди, неважно, плебеи они или патриции.
Заседания сената созывал консул, он же председательствовал на них. Зал заседаний заполняли ряды скамей для сенаторов с широким проходом посреди. Перед скамьями сенаторов стояли кресла из слоновой кости - для консулов. После того как консул сообщал сенату повестку дня заседания, сенаторы высказывались, и консул переходил к голосованию. Сенаторы расходились по обе стороны прохода в зале - на одной стороне собирались сторонники предлагаемого решения, на другой - его противники. Сенаторы облачались в тогу с пурпурной каймой, носили высокие черные башмаки. Знаком их достоинства был золотой перстень.
Такая система управления в Риме получила название республика (в переводе с латинского - общественное дело). Конечно, Римская республика опиралась на сильную армию.
Беседа по прочитанному историческому источнику: Какие органы власти были в Древнем Риме?
В чем были преимущества древнеримского государственного устройства?
Далее, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 4 с. 212. Выяснить, чем отличалась армия римлян.
Учитель: Победа в войне, как вообще успех в любом деле, зависела, по убеждению римлян, от воли богов. А помогали боги тем, кто был прав. Римляне утверждали, что они не вели ни одной несправедливой войны, а только заступались за слабого и наказывали врагов. «Отношения с богами» ведали жрецы. Великий понтифик (высший жрец) назначал многих жрецов, но его самого избирали в народном собрании. Важную роль играли в Риме жрецыавгуры. Перед каждым важным делом они якобы выясняли волю богов.
Объявлением войны ведали жрецы фециалы. Главный бог римлян – Юпитер соответствовал греческому Зевсу, его жена Юнона – греческой Гере, богиня Минерва – Афине, бог морей – Нептун – Посейдону, бог войны Марс – греческому Аресу.
V. Закрепление изученного материала
Беседа по вопросам.
Учитель: Ребят, подумайте, и скажите мне, что общего было в управлении Афинским государством и Римской республикой? (Власть высшая принадлежала Народному собранию, ежегодно выбирались правители.)
Чем отличались системы управления Афинами и Римом? (В Греции чиновникам платили деньги, а в Риме - не платили. В Греции закон мог предложить любой гражданин, а в Риме только тот, кто занимал государственную должность, кроме того, в Риме огромной властью обладал сенат.)
VI. Подведение итогов уроков
Домашнее задание: параграф 39, подготовиться к с/р по параграфам 38, 39.
«Консулы были главными должностными лицами. Они управляли Римом. Созывали народные собрания, по очереди председательствовали в нём, предлагали новые законы, производили набор в войско. Оба консула обладали равной властью. Каждый из них мог отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел ( отсюда выражение «консультироваться» - т.е. советоваться), прежде. Чем что-либо предпринять, они вынуждены были договариваться между собой, найти согласованное решение.
Во время войны обычно один консул оставался в Риме. А другой отправлялся в поход. Если опасность была велика, оба консула находились при войске. Однако на войне необходима единоличная власть, поэтому консулы командовали войсками поочерёдно, ежедневно меняясь.
Д.Зпараграф № 39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)
Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока географии по теме "Республика Беларусь"
Урок географии для коррекционной школы....
Рабочий лист урока истории древнего мира по теме "Республика римских граждан" 5 класс
Материал помогает учащимся самостоятельно изучить тему "Республика римских граждан". Содержит ссылку на видеоурок, параграф учебника и задания для закрепления материала....
Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"
Тема урока: Боярские республики Северо-Западной РусиТип урока: комбинированныйЦели урока:1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земел...
Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)
Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс) ...