Рабочая программа История СПО
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ | |
Государственной бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский технологический колледж» (ГБПОУ МТК) | |
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА | |
СМК-РП-26-08-2017 | Рабочая программа учебной дисциплины «История» |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МТК
__________А.В. Волков
«____»__________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОУД.05 История
учебная дисциплина
38.02.03 Операционная деятельность
в логистике
специальность
Базовая подготовка
подготовка
Москва
2017
Редакция: 1 | Изменения: 0 | ||
Версия: 1 | Стр. 1 из 27 |
Составитель (составители):
Мухамедьярова Наталья Алексеевна |
преподаватель общих гуманитарных дисциплин ГБПОУ МТК |
Ф.И.О., должность
Рецензенты:
Ф.И.О., должность
Версия: 1 | Стр. 2 из 27 |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 23 |
| 26 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
_______________________________________________________________
- Область применения программы.
Рабочая программа разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций автора Артемова В.В., рекомендованной ФГАУ «ФИРО» и в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 21.07.2015 г., а также в соответствии с рабочим учебным планам ГБПОУ МТК по специальности СПО: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике с учётом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП) СПО при подготовке квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), входящей в состав укрупнённой группы профессий и специальностей технического профиля 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования по данной специальности.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - ОГСЭ
Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования для всех специальностей среднего профессионального образования технического профиля при реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «История» направлена на достижение следующих целей:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
- формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
- формированиеу обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
- предметных:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать вою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Операционный логист должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Количество часов, отведенное на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
- Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 114 |
контрольные работы | 1 |
зачет | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 59 |
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет 1 семестр – контрольная работа 2 семестр - зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
№№ | Наименование разделов, тем по программе, тем отдельных занятий | Количество часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение. | Содержание учебного материала. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.История России: познавательное, нравственное, культурное значение.Российская история как часть мировой и европейской истории.Закономерности и особенности русской истории.Периодизация всемирной истории. Вспомогательные исторические дисциплины. | 2 | ||||
1. | Историческое знание, его достоверность и источники. | 2 | 1 | |||
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества. | 4 | |||||
Тема 1.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. | Содержание учебного материала. Выделение человека из животного мира. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений. | 2 | ||||
2. | Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. | 2 | 2 | |||
Тема 1.2. Неолитическая революция и ее последствия. | Содержание учебного материала. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. | 2 | ||||
3. | Понятие «неолитическая революция». Предпосылки возникновения цивилизации. | 2 | 2 | |||
Раздел 2. Цивилизация Древнего мира. | 10 | |||||
Тема 2.1. Древнейшие государства. | Содержание учебного материала. Специфика Древнеегипетской цивилизации. Города государства Шумеры. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Формирование древнекитайской цивилизации. Предпосылки складывания великих держав, их особенности. Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту. Персидская держава – крупнейшее государство Древнего Востока. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань. | 2 | ||||
4. | Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира. | 2 | 2 | |||
Тема 2.2. Древняя Греция. | Содержание учебного материала. Особенности географического положения и природы Греции. Минойская и Микенская цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя. Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и его результаты. | 4 | ||||
5 | Древняя Греция. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа№1. Великая греческая колонизация и ее последствия. | 2 | 3 | ||||
Тема 2.3. Древний Рим. | Содержание учебного материала. Рим в период правления царей. Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Система управления в Римской республике. Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спартака. От республики к империи. Римская империя: территория, управление. Разделение Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. | 4 | ||||
6. | Древний Рим | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа №2. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм – древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство. Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры. | 2 | 3 | ||||
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века. | 12 | |||||
Тема 3.1. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Арабские завоевания. | Содержание учебного материала. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи. Варварские королевства, особенности отношений варваров и римского населения в различных королевствах. Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания. Развитие науки | 2 | ||||
7. | Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. | 2 | 2 | |||
Тема 3.2. Византийская империя. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. | Содержание учебного материала. Территория Византии. Расцвет Византии при Юстиниане. Византия и славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами. Турецкие завоевания и падение Византии. Культура Византии. Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Карл Великий, его завоевания и держава. Каролингское возрождение. Распад Каролингской империи. Причины и последствия феодальной раздробленности. Британия в раннее Средневековье. | 2 | ||||
8. | Византийская империя: власть, управление. Феодальная раздробленность в Европе. | 2 | 2 | |||
Тема 3.3. Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековый западноевропейский город. | Содержание учебного материала. Средневековое общество. Феодальное землевладение, вассально-ленные отношения. Структура и сословия средневекового общества. Крестьяне, хозяйственная жизнь, крестьянская община. Феодалы. Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура.Города Средневековья, причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры. Повседневная жизнь горожан. | 2 | ||||
9. | Феодализм: понятие, основные черты. Значение средневековых городов. | 2 | 2 | |||
Тема 3.4. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. | Содержание учебного материала. Церковная организация и иерархия. Усиление роли римских пап. Разделение церквей, католицизм и православие. Духовенство, монастыри, их роль в средневековом обществе. Крестовые походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения. Инквизиция. Упадок папства. | 2 | ||||
10. | Христианская церковь в Средневековье. | 2 | 2 | |||
Тема 3.5. Зарождение централизованных государств в Европе. | Содержание учебного материала. Англия и Франция в Средние века. Великая хартия вольностей. Франция под властью Капетингов на пути к единому государству. Оформление сословного представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). Столетняя война и ее итоги. Османское государство и падение Византии. Рождение Османской империи и государства Европы. Пиренейский полуостров в Средние века. Реконкиста. Образование Испании и Португалии. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Перемены во внутренней жизни европейских стран. Завершение складывания национальных государств. Окончательное объединение Франции. Укрепление королевской власти в Англии. | 4 | ||||
11. | Централизованные государства Европы | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа№3. Культурное наследие европейского Средневековья. Особенности и достижения средневековой культуры. Наука и богословие. Духовные ценности Средневековья. Школы и университеты. Художественная культура. Изобретение книгопечатания и последствия этого события. Гуманизм. Начало Ренессанса (Возрождения). Культурное наследие европейского Средневековья. | 2 | 3 | ||||
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству. | 14 | |||||
Тема 4.1. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение. | Содержание учебного материала. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия. Общественное устройство. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава. Начало правления князя Владимира Святославовича. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности. | 2 | ||||
12. | Древнерусское государство | 2 | 2 | |||
Тема 4.2. Расцвет Киевской Руси. | Содержание учебного материала. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. | 2 | ||||
13. | Расцвет Киевской Руси. | 2 | 2 | |||
Тема 4.3. Раздробленность на Руси. | Содержание учебного материала. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель. | 4 | ||||
14. | Период политической раздробленности на Руси. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 4. Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание. Литература. Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Иконы. Развитие местных художественных школ. | 2 | 3 | ||||
Тема 4.4. Монгольское завоевание и его последствия. | Содержание учебного материала. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. | 4 | ||||
15. | Монгольское нашествие. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа№5. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. «Удельная Русь и борьба с иноземными захватчиками». | 2 | 3 | ||||
Тема 4.5. Образование единого Русского государства. | Содержание учебного материала. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение.Русь при преемниках Дмитрия Донского. Автокефалия Русской православной церкви. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы. | 2 | ||||
16. | Образование единого Русского государства. | 2 | 2 | |||
Раздел 5. Россия вXVI-XVII веках: от великого княжества к царству. | 10 | |||||
Тема 5.1. Россия в правление Ивана Грозного. | Содержание учебного материала. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян. | 4 | ||||
17. | Россия в правление Ивана Грозного. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 6. Опричнина, споры о ее смысле. «Московское царство в XVI веке» | 2 | 3 | ||||
Тема 5.2. Смутное время начала XVII века. | Содержание учебного материала. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. | 2 | ||||
18. | Смутное время начала XVII века. | 2 | 2 | |||
Тема 5.4. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке. | Содержание учебного материала. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Освоение Сибири и дальнего Востока. Русские первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновения мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Бунташный век. Восстание С. Разина | 4 | ||||
19. | Абсолютизм в России | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 7. Культура XIII-XVII веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы. Развитие зодчества. Расцвет иконописи. Культура XVI века. Книгопечатание. Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанр (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись. | 2 | 3 | ||||
Раздел 6. Страны Запада и Востока в XVI-XVIII века. | 14 | |||||
Тема 6.1. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. | Содержание учебного материала. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство. Развитие торговли и товарно-денежных отношений. Революция цен и ее последствия. Зарождение ранних капиталистических отношений. Великие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового света. Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. | 2 | ||||
20. | Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. | 2 | 2 | |||
Тема 6.2. Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация. | Содержание учебного материала. Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности. Идеи гуманизма в Северной Европе. Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения. Понятие «протестантизм». Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны. Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения. Новая конфессиональная карта Европы. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире. Орден иезуитов. | 2 | ||||
21. | Западная Европа: Эпоха Возрождения. Реформация | 2 | 2 | |||
Тема 6.3. Становление абсолютизма в европейских странах. Англия в XVII-XVIII веках. | Содержание учебного материала. Абсолютизм как общественно-политическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные войны и правление Генриха IX. Людовик XIV – «король-солнце». Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII-XVIII веках. Англия в эпоху Тюдоров. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. «Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии Габсбургов. Причины и начало революции в Англии. Протекторат О.Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная революция». Английское Просвещение. Дж. Локк. Политическое развитие Англии в XVIII веке. Подъем мануфактурного производства. Начало промышленной революции. Изменения в социальной структуре общества. Религиозные, экономические и колониальные противоречия. Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны. Династические войны XVIII века. Семилетняя война – прообраз мировой войны. | 2 | ||||
22. | Становление абсолютизма в европейских странах | 2 | 2 | |||
Тема 6.4. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. | Содержание учебного материала. Османские завоевания в Европе. Борьба европейских стран с османской опасностью. Маньчжурское завоевание Китая. Начало проникновения европейцев в Китай. Цинская политика изоляции. СёгунатТокугавы в Японии. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции. Складывание колониальной системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран Западной Европы. Испанские и португальские колонии Америки. Английские колонии в Северной Америке: социально-экономическое развитие и политическое устройство. Рабовладение. Европейские колонизаторы в Индии. Захват Индии Англией и его последствия. | 2 | ||||
23. | Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. | 2 | 2 | |||
Тема 6.5. Война за независимость и образование США. | Содержание учебного материала. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Декларация независимости США. Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 года. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Международное значение революции. | 6 | ||||
24. | Образование США. | 2 | 2 | |||
Тема 6.6. Французская революция конца XVIII века. | 25 | Французская революция конца XVIII века. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа № 8. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели, художники. Композиторы. Просвещение: эпоха и идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и значение ее распространения. Учение о естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш.Монтескьё, Ж.Ж.Руссо. | 2 | 3 | ||||
26. Контрольная работа. | 1 | |||||
Раздел 7.Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи. | 6 | |||||
Тема 7.1. Россия в эпоху петровских преобразований. | Содержание учебного материала. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики. Восстание Астрахани, на Дону. Итоги и цена преобразований Петра Великого. | 2 | ||||
27. | Россия в эпоху петровских преобразований. | 2 | 2 | |||
Тема 7.2. Внутренняя и Внешняя политика России в середине – второй половине XVIIIвека. | Содержание учебного материала. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. Короткое правление Петра III. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение. Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и флотоводцы. Присоединение и освоение Крыма и Новороссии: Г.А.Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф.Ф.Ушакова. | 4 | ||||
28. | России в середине – второй половине XVIII века. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 9. Нововведения в культуре петровских времен. Просвещение и научные знания. Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Становление отечественной науки; М.В. Ломоносов. Историческая наука (В.Н. Татищев). Русские изобретатели (И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Общественная мысль (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Литература: основные направления, жанры, писатели. Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр. | 2 | 3 | ||||
Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации. | 4 | |||||
Тема 8.1. Промышленный переворот. Политическое развитие стран Европы и Америки . | Содержание учебного материала. Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его причины. Создание Венской системы международных отношений. Крымская (Восточная) война и ее последствия. Франко-прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене. Колониальные захваты. Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко-русский союз – начало образования Антанты. Страны Европы после Наполеоновских войн. Июльская революция во Франции. Образование независимых государств в Латинской Америке. Эволюция политической системы Великобритании, чартистское движение. Революции во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии в 1848-1849 годах: характер, итоги и последствия. Пути объединения национальных государств: Италии, Германии. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII века – первой половине XIX века. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны. Распространение социалистических идей. Учение К.Маркса. Рост рабочего движения. Деятельность I Интернационала. Возникновение социал-демократии. Образование II Интернационала. | 4 | ||||
29. | Экономическое и политическое развитие стран Европы и Америки | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 10. Развитие западноевропейской культуры..Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели, художники. Композиторы. Просвещение: эпоха и идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и значение ее распространения. Учение о естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш.Монтескьё, Ж.Ж.Руссо. Литература. Изобразительное искусство. Музыка. Романтизм, реализм, символизм в художественном творчестве. Секуляризация науки. Теория Ч.Дарвина. Важнейшие научные открытия. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей. Автомобили и воздухоплавание. | 2 | 3 | ||||
Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. | 2 | |||||
Тема 9.1. Колониальная экспансия европейских стран. . | Содержание учебного материала. Особенности социально-экономического и политического развития стран Востока. Значение колоний для ускоренного развития западных стран. Колониальный раздел Азии и Африки. Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран. Начало превращения Китая в зависимую страну. Упадок и окончательное закабаление Китая западными странами. Особенности японского общества в период сёгуната Токугава. Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии. | 2 | ||||
30. | Колониальная экспансия европейских стран. | 2 | 2 | |||
Раздел 10. Российская империя в XIX веке. | 16 | |||||
Тема 10.1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. | Содержание учебного материала. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Проект М.М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война 1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Заграничный поход русской армии 1813-1814 годов. Венский конгресс. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816-1825 годах. Аракчеевщина. Военные поселения. | 4 | ||||
31. | России в началеXIX века. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 11: Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. | 2 | 3 | ||||
Тема 10.2. Внутренняя политика Николая I. Внешняя политика России во второй четверти XIX века. | Содержание учебного материала. Правление Николая I. Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Теория официальной народности (С.С. Уваров). | 2 | ||||
32. | Россия во второй четверти XIX века. | 2 | 2 | |||
Тема 10.3. Отмена крепостного права и реформы 60-70х годов XIX века. Контрреформы. | Содержание учебного материала. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х годов. «Конституция М.Т. Лорис-Меликова». Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия. | 4 | ||||
33. | Реформы и контрреформы России во второй половине XIX века. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа №12. Значение отмены крепостного права в России. | 2 | 3 | ||||
Тема 10.4. Экономическое развитие во второй половине XIX века и Внешняя политика России во второй половине XIX века. | Содержание учебного материала. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Завершение промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Европейская политика. А.М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русско-турецкая война 1877-1878 годов, ход военных действий на Балканах – в Закавказье. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заключение русско-французского союза. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века. | 2 | ||||
34. | Россия во второй половине XIX века. | 2 | 2 | |||
Тема 10.5. Общественное движение во второй половине XIX века. | Содержание учебного материала. Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Славянофилы (К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.) и западники (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский). Общество петрашевцев. Создание А.И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность. Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), организации, тактика. Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли». Основные идеи либерального народничества. Распространение марксизма и зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения. | 4 | ||||
35. | Общественное движение во второй половине XIX века. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 13. Развитие науки и техники. Расширение школ и университетов. Основные стили в художественной культуре. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Общественное звучание литературы. Становление и развитие национальной музыкальной школы. Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Место российской культуры в мировой культуре XIX века. | 2 | 3 | ||||
Раздел 11.От Новой истории к Новейшей. | 18 | |||||
Тема 11.1. Мир в начале XX века. | Содержание учебного материала. Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними. Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств. Влияние достижений научно-технического прогресса. | 4 | ||||
36. | Мир в начале XX века. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 14. Пробуждение Азии в начале XX века.Колонии, зависимые страны и метрополии. Синьхайская революция в Китае. Сун Ятсен. Гоминьдан. Национально-освободительная борьба в Индии против британского господства. Индийский национальный конгресс. М.Ганди. | 2 | 3 | ||||
Тема 11.2. Россия на рубеже XIX-XX веков. | Содержание учебного материала. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение. Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры. Усиление рабочего и крестьянского движения. Внешняя политика России. Конференции в Гааге. Русско-японская война 1904-1905 годов: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. | 6 | ||||
37. | Россия на рубеже XIX-XX веков. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 15. Революция 1905-1907 годов в России.Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Опыт российского парламентаризма 1906-1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах. | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа № 16. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка. Русская философия: поиски общественного идеала. | 2 | 3 | ||||
Тема 11.3. Первая мировая война. Боевые действия 1914-1918 годов. | Содержание учебного материала. Особенности и участники войны. Восточный фронт и его роль в войне. Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915-1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Поражение Германии и ее союзников. | 4 | ||||
38. | Первая мировая война. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 17. Первая мировая война и общество. Развитие военной техники в годы войны. Государственное регулирование экономики. Власть и общество на разных этапах войны. Нарастание тягот и бедствий населения. Антивоенные и национальные движения. Нарастание общенационального кризиса в России. Итоги Первой мировой войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их решения. | 2 | 3 | ||||
Тема 11.4. Революции в России и их последствия. | Содержание учебного материала. Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге экономической катастрофы и распада: Россия в июле-октябре 1917 года. Деятельность А.Ф. Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л.Г. Корнилова и его провал. Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост и влияние большевиков в Советах. События 24-25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В.И. Лениным. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование новых органов власти. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии. Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. Советско-германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические последствия. Установление однопартийного режима. | 2 | ||||
39. | Революции в России. | 2 | 2 | |||
Тема 11.5. Гражданская война в России. | Содержание учебного материала. Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы участия иностранных государств в Гражданской войне. Причины победы красных. Россия в годы Гражданской войны. Экономическая политика большевиков. Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия. Последствия и итоги Гражданской войны. | 2 | ||||
40. | Гражданская война в России. | 2 | 2 | |||
Раздел 12. Между мировыми войнами. | 14 | |||||
Тема 12.2. Европа и США. Международные отношения 1920-30-х годов | Содержание учебного материала. Территориальные изменения в Европе и Азии после первой мировой войны. Революционные события 1918- начала 1920-х годов в Европе. Ноябрьская революция в Германии и возникновение Веймарской республики. Революции в Венгрии. Зарождение коммунистического движения, создание и деятельность Коммунистического интернационала. Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-х годах. Причины мирового экономического кризиса 1929-1933 годов. Дж.М. Кейнс и его рецепты спасения экономики. Государственное регулирование экономики и социальных отношений. «Новый курс» президента США Ф.Рузвельта и его результаты. Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Начало японо-китайской войны. Столкновения Японии и СССР. События у озера Хасан и реки Халкин-Гол. Складывание союза агрессивных государств «Берли-Рим-Токио». Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. | 6 | ||||
41. | Европа, Азия и США после Первой мировой войны. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 18. Недемократические режимы. Захват фашистами власти в Италии. Победа националистов в Германии. А. Гитлер – фюрер германского народа. Внутренняя политика А. Гитлера, установление и функционирование тоталитарного режима. Причины его устойчивости. Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности. Создание и победа Народного фронта во Франции, Испании. Гражданская война в Испании. | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа № 19. Культура в первой половине XX века Развитие науки. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического и модернистского искусства. Изобразительное искусство. Архитектура. Основные направления в литературе. Писатели: модернисты, реалисты; писатели «потерянного поколения», антиутопии. Музыка. Театр. Развитие киноискусства. Нацизм и культура. | 2 | 3 | ||||
Тема 12.2. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. | Содержание учебного материала. Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практическое решения. Укрепления страны на международной арене. | 2 | ||||
42. | Образование СССР. | 2 | 2 | |||
Тема 12.3. Индустриализация и коллективизация в СССР. | Содержание учебного материала. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве. Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. | 2 | ||||
43. | Индустриализация и коллективизация в СССР | 2 | 2 | |||
Тема 12.4. Советское государство в 1920-1930-е годы. | Содержание учебного материала. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Стахановское движение. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года. | 4 | ||||
44. | Советское государство в 1920-1930-е годы. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 20. Советская культура 1920-1930-е годы. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Культурное разнообразие 1920-х годов. Достижения литературы и искусства. Развитие кинематографа. Введение обязательного начального преподавания. Восстановление преподавания истории. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки. | 2 | 3 | ||||
Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. | 6 | |||||
Тема 13.1. Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане. | Содержание учебного материала. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции. Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско-финляндская война, советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношения боевых сил к июню 1941 года. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон. Соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941-1945 годах. | 2 | ||||
45. | Первый период Второй мировой войны. | 2 | 2 | |||
Тема 13.2. Второй период Второй мировой войны. | Содержание учебного материала. Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Курская битва и завершение коренного перелома. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии. Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны. Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года. Разгром Германии. Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в победу. Людские и материальные потери воюющих сторон. | 4 | ||||
46. | Второй период Второй мировой войны. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 21. Историческое значение Московской битвы. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны. Тест «Вторая мировая и Великая Отечественная война» | 2 | |||||
Раздел 14. Мир во второй половине XX – начале XXI века. | 20 | |||||
Тема 14.1. Послевоенное устройство мира. | Содержание учебного материала. Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конференции. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ. Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений. Превращение США в ведущую мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Развитие научно-технической революции. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии. | 6 | ||||
47. | Послевоенное устройство мира. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 22. Создание ООН и ее деятельность. | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа № 23. Страны Восточной Европы. | 2 | 3 | ||||
Тема 14.2. Крушение колониальной системы. | Содержание учебного материала. Освобождение от колониальной зависимости стран Азии. Деколонизация Африки. Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы освободившихся стран. Поиск путей модернизации. «Азиатские тигры». Основы ускоренного экономического роста. Исламская революция в Иране. Вторжение войск западной коалиции в Ирак. «Арабская весна», ее причины и последствия. | 4 | ||||
48. | Освобождение от колониальной зависимости стран Азии. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 24. Основные проблемы освободившихся стран во второй половине XX века. | 2 | 3 | ||||
Тема 14.3. Страны Латинской Америки. | Содержание учебного материала. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки. Между диктатурой и демократией. Господство США в Латинской Америке. Кубинская революция. Ф. Кастро. Строительство социализма на Кубе. Куба после распада СССР. Чилийская революция. С. Альенде. Сандинистская революция в Никарагуа. «Левый поворот» в конце XX- начале XXI века. Президент Венесуэлы У.Чавес и его последователи в других странах. | 2 | ||||
49. | Страны Латинской Америки. | 2 | 2 | |||
Тема 14.4. Международные отношения во второй половине ХХ в. | Содержание учебного материала. Международные конфликты и кризисы в 1950-1960-е годы. Борьба сверхдержав – СССР и США. Суэцкий кризис. Берлинский кризис. Карибский кризис – порог ядерной войны. Война США во Вьетнаме. Ближневосточный конфликт. Образование государства Израиль. Арабо-израильские войны. Палестинская проблема. Достижение примерного военно-стратегического паритета СССР и США. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Кризис разрядки. Новое политическое мышление. Конец двуполярного мира и превращение США в единственную сверхдержаву.расширение НАТО на Восток. Многополярный мир, его основные центры. | 4 | ||||
50. | Международные отношения во второй половине ХХ в. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 25. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. | 2 | 3 | ||||
Тема 14.5. Развитие культуры. | Содержание учебного материала. Крупнейшие научные открытия второй половины XX –начала XXI века. Освоение космоса. Новые черты культуры. Реалистические и модернистские направления в искусстве. Экзистентизм. Театр абсурда. Поп-арт и его черты. Развитие кинематографа. Итальянский неореализм. Развлекательный кинематограф Голливуда. Звезды экрана. Появление рок-музыки. Массовая культура. Постмодернизм – стирание грани между элитарной и массовой культуры. Глобализация и национальные культуры. | 4 | ||||
51. | Развитие науки и культуры в ХХ в. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 26. Глобализация и национальные культуры в конце XX- начале XXI века. | 2 | 3 | ||||
Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 годы. | 14 | |||||
Тема 15.1. СССР в послевоенные годы. | Содержание учебного материала. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия, возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Голод 1946 года. Послевоенное общество, духовный подъем людей. Противоречия социально-политического развития. Репрессии. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов. | 4 | ||||
52. | СССР в послевоенные годы. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 27. Послевоенное общество, духовный подъем людей. Тест «СССР в 1945-1964 гг.» | 2 | 3 | ||||
Тема 15.2. СССР в 1950-х – начале 1960-х годов. | Содержание учебного материала. Перемены после смерти И.В. Сталина. Борьба за власть, победа Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика; жилищное строительство. Усиление негативных явлений в экономике. Выступления населения. | 4 | ||||
53. | СССР в 1950-х – начале 1960-х годов | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 28. XX съезд КПСС и его значение. | 2 | 3 | ||||
Тема 15.3. СССР во второй половине 1960-х – начале 1980-х годов. | Содержание учебного материала. Противоречия внутриполитического курса Н.С. Хрущева. Причины отставки Н.С. Хрущева. Л.И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. Инакомыслие. Диссиденты. Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины усиления недовольства. СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане. | 2 | ||||
54. | СССР во второй половине 1960-х – начале 1980-х годов. | 2 | 2 | |||
Тема 15.4. СССР в годы перестройки. | Содержание учебного материала. Предпосылки перемен. М.С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Экономические реформы, их результаты. Реформы политической системы. Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании. Власть и церковь в годы перестройки. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. | 4 | ||||
55. | СССР в годы перестройки. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа №29. Развитие культуры в послевоенные годы. Советская культура в конце 1950-х – 1960-е годы. Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х годов. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960-1980-х годов. Культура в годы перестройки. Развитие науки и техники в СССР. Развитие образования в СССР. | 2 | 3 | ||||
Раздел 16.Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков. | 7 | |||||
Тема 16.1. Формирование российской государственности. | Содержание учебного материала. Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Нарастание противоречий между центром и регионами.военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б.Н. Ельцина. Сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале XXI века. Роль государства в экономике. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Президентские выборы 2008 года. Президент Д.А. Медведев. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Президентские выборы 2012 года. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. | 7 | ||||
56. | Б.Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. | 2 | 2 | |||
57. | Деятельность Президента России В.В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране. | 2 | 2 | |||
58. | Геополитическое положение и внешняя политика России на современном этапе. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа №30. Культура и духовная жизнь общества в конце XX – начале XXI века. Достижения и противоречия культурного развития. | 1 | 3 | ||||
59. Зачет. | 2 | |||||
ВСЕГО | 117 |
Уровни усвоения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «История» входят: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.); • информационно-коммуникационные средства; • экранно-звуковые пособия; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «История» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практику- мам, тестам и др.)
3.2. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2012.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2ч: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2012.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2013.
- Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3ч. Ч.2. 1945-2000. – М., 2010.
- Горелов А.А. История мировой культуры. – М., 2011.
- Загладин Н.В.,Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. – М., 2015.
- Санин Г.А. Крым. Страницы истории. – М., 2015.
- Сахаров А.Н., Загладин Н.В.История (базовый уровень). 10 класс. – М., 2015.
Интернет – ресурсы
- www.gumer.info (Библиотека Гумер)
- www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudsl.htm(Библиотека Исторического факультета МГУ)
- www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа)
- www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам)
- https://ru.wikipedia.org(Википедия: свободная энциклопедия)
- https://ru.wikisource.org(Викитека: свободная библиотека)
- www.wco.ru(Виртуальный каталог икон)
- www.militera.lib.ru(Военная литература: собрание текстов)
- www.world-war2.chat.ru(Вторая мировая война в русском Интернете)
- www.kulichki.com/-gumilev/HE1(Древний Восток)
- www.old-rus-maps.ru(Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI-XVIII столетиях)
- www.biograf-book.narod.ru(Избранные биографии: биографическая литература СССР)
- www.magister.msk.ru/library.htm(Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов)
- www.intellekt-video.com/russian-history(История России и СССР: онлайн-видео)
- www.historicus.ru(Историк: общественно-политический журнал)
- www.history.tom.ru(История России от князей до Президента)
- www.statehistory.ru(История государства)
- www.kulichki.com/grandwar(«Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи)
- www.raremaps.ru(Коллекция старинных карт Российской империи)
- www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России)
- www.mifologia.chat.ru(Мифология народов мира)
- www.krugosvet.ru(Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»)
- www.liber.rshut.ru(Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»)
- www.august-1914.ru(Первая мировая война: интернет-проект)
- www.9may.ru(Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»)
- www.temples.ru(Проект «Храмы России»)
- www.radzivil.chat.ru(Радзивилловская летопись с иллюстрациями)
- www.borodulincollection.com/index.html(Раритеты фотохроники СССР: 1917-1991 гг. – коллекция Льва Бородулина)
- www.ruareevolution.info(Революция и Гражданская война: интернет-проект)
- www.rodina.rg.ru(Родина: российский исторический иллюстрированный журнал)
- www.all-foto.ru/empire/index.ru.html(Российская империя в фотографиях)
- www.ferhal.narod.ru(Российский мемуарий)
- www.avorhist.ru(Русь Древняя и удельная)
- www.memoirs.ru(Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях)
- www.scepsis.ru/library/history/pagy1(Скепсис: научно-просветительский журнал)
- www.arhivtime.ru(Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов)
- www.sovmusic.ru(Советская музыка)
- www.infoliolib.info(Университетская электронная библиотека Infolio)
- www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html(Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
- www.library.spbu.ru(Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)
- www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур DejaVu)
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций, обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.
Итоговый контроль – дифференцированный зачет по завершению курса дисциплины.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (предметные результаты) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "История": - сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; | Оперативный контроль в форме: - выполнение докладов; - проверка и оценка рефератов |
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; | Оперативный контроль в форме: - индивидуальный устный опрос; - фронтальный устный опрос; - тестовый контроль в программе АСТ-тест; - выполнение докладов; - проверка и оценка рефератов |
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; | Оперативный контроль: - в форме проверки и оценки практических работ; - тестирование в программе АСТ-тест; - коллоквиум |
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета по завершению курса дисциплины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа история 5 класс
Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...