«Формирование культурного пространства единого Российского государства»
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Атякшева Ирина Владимировна

Урок разработанный в соответствии с ФГОС для учеников 6 класса. Используемый УМК:

1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-116

2.  История России с древнейших времен до начала XVI века: хрестоматия для учащихся 6 классов / сост. Е.В. Волкова. – М.: Новый учебник, 2007.

3. Атлас. История России. 6 класс.

В документе представлены цели и задачи урока, технологическая карта, приложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 имени Тасирова Г.Х. города Белово»

Атякшева Ирина Владимировна, учитель истории и  обществознания

Город  Белово Кемеровской области


Предмет – история России;

Класс - 6;

Используемый УМК:

1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-116

2.  История России с древнейших времен до начала XVI века: хрестоматия для учащихся 6 классов / сост. Е.В. Волкова. – М.: Новый учебник, 2007.

3. Атлас.

Тема урока «Формирование культурного пространства единого Российского государства»

 Тип - комбинированный;

 Цель: формирование представлений о развитии культуры на основе фактов истории конца XV – начала XVI века.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к культуре своего народа и других   народов; воспитывать стремление сохранять памятники культуры; воспитывать уважение к своим одноклассникам, не перебивая их речь.

2. Развивать навыки аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы), внимание, память; формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, анализировать исторический текст, делать сравнительный анализ исторических событий;

3. Формировать способность структурировать и систематизировать изучаемый материал; продолжать развивать умение работать с исторической картой: пользоваться легендой карты, описывать события;;

4. Активизировать монологическую и диалогическую речь, аргументировано отвечать на вопросы.

Планируемые результаты:

1. Проводить поиск информации в исторических текстах;

2. Использовать историческую карту как источник информации о Руси и зарубежных странах

3. Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи, ее ключевых событий, явлений

4. Составлять описание памятников художественной культуры

 Перечень оборудования к уроку:

1.  Индивидуальные карточки, лист самооценки

2.  Презентация к уроку;

 Список литературы:

1. Алексашкина, Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы/Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина.- М.: Просвещение, 2014.

2. Бердинских, В.А. Россия в IX – XVI веках. Книга для чтения по истории / В.А. Бердинских. – М.: Баласс, 2004.

3. Пазин, Р.В. История развития российской культуры / Р.В. Пазин. – Ростов-н/Д.: Легион, 2013.

4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения/под ред. Л.И. Льняной. – М.: Просвещение, 2010.

5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Пособие для учителя/ под ред. А.Г Асмолова.- М.: Просвещение, 2011

 Электронные ресурсы:

Русская культура IX-XVII веков //http://pandia.ru/text/77/153/18444.php

Русская культура XIII-XVII вв.// http://alpan365.ru/

Русь в XIII - XV веках//http://hiztory.ru/rus13-15vek/


Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг. Момент

1 минута

- Здравствуйте, ребята. Предлагаю, посмотреть на слайд и определить о чем пойдет на уроке речь? (Слайд 1)

- К какой сфере  общества относится понятие «культура»?

- О культуре, потому что изображены скульптура, книга, картина, то, что создано человеком

- к духовной сфере общества

Р. Перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую

К. Излагать своё мнение аргументируя его, подтверждая фактами

Создание проблемной ситуации

5 минут

Формулирование проблемы

3 минуты

 Обратимся к историческим документам по русской культуре XV – начала XVI века. (Приложение № 1)

Работаем с 1 источником:

-О каком событии пишет автор Сафоний Рязанец?

-Какая идея звучит в этом произведении?

Какой город  является центром борьбы против ордынского владычества?

Работаем со 2 источником

- О чем речь во 2 документе?

-Почему Новгород являлся культурным центром русских земель? (Слайд 2)

Какую проблему нам предстоит решить? (Проблему записать на доске!)

Какие будут гипотезы?

(Гипотезы также схематично фиксируются на доске)

- Победа на Куликовом поле в 1380 году между русской дружиной Дмитрия Донского и войском наместника Западной Орды Мамаем

- Идея борьбы за свою свободу и независимость

- город Москва

- О развитии архитектуры и живописи в Новгороде

- Монголо-татары обложили Новгород данью, но не вторгались в него, что дало Новгороду сохранить свои памятники культуры

Почему именно Москва становится центром формирования единой русской культуры?

Принимаются все гипотезы

Р. Определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

П. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение);

смысловое продуктивное чтение, извлечение всех видов текстовой информации.

К. высказывать  своё мнение, прислушиваться к мнению своих одноклассников.

Этап мотивации

2 минуты

Для того чтобы начать решать проблему,  вспомним нашу схему «хочу – надо - могу»

Я хочу: узнать, как развивалась культура в XV-начале XVI в.; что повлияло на ее развитие.

Мне надо: вспомнить, какие события произошли на Руси в это время, кто были правители.

Я могу: работать с учебником, использовать дополнительный материал

К. Способность к созданию условий для эффективной устной речи

Актуализация знаний

7 минут

1. Давайте вспомним, кто были правители на Руси с 1359-1505 годы, какое событие произошло при них

2. Вставьте пропущенные в тексте слова. (Приложение № 2)

Взаимопроверка в парах. (Слайд № 3)

Выставление отметки за каждое задание в индивидуальных оценочных листах.  (Приложение № 3)

Работа по вариантам

- Приводят в соответствие имя князя и событие, произошедшее при нем.

Вставляют пропущенные в тексте слова.

Взаимопроверка

Р. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

П. уметь устанавливать соответствие, группировать, систематизировать факты

Поиск решения

5 минут

Какая проблема урока?

Какие направления культуры нам известны?

Чтобы мы сразу видели автора, произведение, идею, что вы можете предложить? (Приложение № 4)

Дети называют проблему

- Литература, живопись, архитектура

- Составление таблицы. (Ребята чертят таблицу)

Р. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Физминутка

 1 минута

Проведение физминутки под песню «Вместе весело шагать» (1 куплет и 1 припев)

Этап решения

проблемы

15 минут

Первое направление – литература. (Слайд № 4, 5)

В Древней Руси книги ценили очень высоко. В новых центрах Руси - Москве и Твери появились свои летописи.

 

Что еще выделяем в литературе?

Обратите внимание на карту, связанную с путешествием Афанасия Никитина:

- Найдите, откуда начал путь купец?

- Каким цветом обозначен путь?

-Назовите государства, в которых он побывал?

-О каких морях идет речь?

Второе направление: архитектура. (Слайд № 6, 7, 8, 9, 10)

С 1485-1495 годы были выстроены новые кирпичные стены и башни Кремля. С чем было это связано?

Ребята, какая проблема нашего урока?

Глядя на таблицу, какой вывод можно сделать по нашей проблеме?

Правильно, ребята! Какие вы молодцы! Все это способствовало формированию национальной культуры русского народа.

Заполнение таблицы первого направления с проговариванием.

Поэму «Задонщина», повесть «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за 3 моря» заметки купца Афанасия Никитина, «Хронограф», «Житие», написанные Епифанием Премудрым о монахе-отшельнике Сергии Радонежском и митрополите Стефане Пермском.

Работа по карте на стр. 110

Москва становится центром возрожденной Руси и Иван III приглашает лучших мастеров- архитекторов из Италии: Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.

Дети называют проблему

- Усиление московских князей.

- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

- Объединение территорий под властью московского князя.

- Единая православная вера русских земель.

- Стремление русских людей к единению под сильной  княжеской властью.

Л. Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, стремление к сохранению памятников культуры

Р. умение сознательно регулировать собственную деятельность в интересах обеспечения соответствия результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам

П. умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия

К. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Рефлексия

5 минут

Викторина (приложение № 5) Дополнительные баллы ставят себе в оценочный лист, где задание № 3.

На оценочном листе нарисуйте цветок, если вы поработали на все 100% - то 5 лепестков, если вы могли поработать лучше, но не получилось себя проявить – то 4 лепестка, если вы поработали всего лишь вполсилы – 50 %, то 3 лепестка. Если вам урок понравился – над цветком рисуем солнце, если не очень – то нарисуйте облако, а если совсем не понравился, рисуем дождь.

Отвечают на вопросы викторины.

Сдают оценочный лист.

Л. Умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Р. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Домашнее задание

1 минута

§ 27, закончить таблицу - направление живопись. (Базовый уровень).

По желанию: Вы узнали, что Афанасий Никитин совершил путешествие в разные страны. Какие земли и острова были открыты русскими людьми? (Слайд  № 11)

Р. Планировать деятельность в учебной  ситуации, используя ИКТ

Л. – личностные УУД

Р. – регулятивные УУД

П.- познавательные УУД

К. – коммуникативные УУД


Приложение № 1

Источник № 1

«Обрушились русские князья на силу татарскую... на поле Куликовом на речке Непрядве... Полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь нещадно... Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непротоптанными дорогами... Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье. А гроза и слава князя Дмитрия Ивановича ... по всем землям пронеслась». («Задонщина», автор Сафоний Рязанец)

Источник № 2

В XIV веке возрождается строительство каменных церквей, прежде всего в Новгороде. В 1433 году немецкие и новгородские мастера соорудили здесь Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний... В Новгороде приехал странствующий мастер - Феофан Грек. Сохранились фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. (Справочные материалы // Бердинских, В.А. Россия в IX – XVI веках. Книга для чтения по истории)

Приложение № 2

1 вариант. (Базовый ур.)

1. Приведите в соответствие

1. Дмитрий Донской

А. Покорение Новгорода и Твери

2. Василий II

Б. Куликовская битва

3. Иван III

В. Междоусобная борьба за Московский престол

4. Василий III

Г. Возвращение Смоленска

Ключ:

1

2

3

4

Б

В

А

Г

Повышенный: дописать 1 событие при любом из данных правителей.

2 вариант. (Базовый ур.)

1. Приведите в соответствие

1. Дмитрий Донской

А. Издал Судебник

2. Василий II

Б. Разгром Мамая

3. Иван III

В. Отверг Флорентийскую унию

4. Василий III

Г. Присоединение Пскова и Рязани

Ключ:

1

2

3

4

Б

В

А

Г

Повышенный: дописать 1 событие при любом из данных правителей.

2. Вставьте в текст пропущенные слова (повышенный уровень)

Самая древняя, дошедшая до нас ____ - «Повесть временных лет», написана монахом Киево-Печерского монастыря _____. Другой автор, митрополит _____, написал книгу «Слово о законе и благодати». Книги украшались небольшими изящными картинками - ______. В 1185 году в произведении «______» неизвестный автор описывал  неудачный поход князя Игоря Святославича на половцев.

2. Вставьте в текст пропущенные слова (повышенный уровень)

_____ - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских _______. В связи с принятием _____ на Руси в 988 году, стали строить храмы и церкви. Стены были покрыты _______- картинами, написанными красками по сырой штукатурке, а центральный купол переливался разноцветной ______- картинами из цветных непрозрачных стеклышек и камней.

Ключ: летопись, Нестор, Илларион, миниатюра, «Слово о полку Игореве»

Ключ: Былина, богатыри, христианство, фреска, мозаика

Приложение № 3

Оценочный лист  (Ф.И. ) _________________________

Класс _____ ___

1 задание _________________

2 задание_________________

 3 задание_________________

4 задание_________________

5 задание_________________

Общая отметка_____________

Оценочный лист  (Ф.И. ) _________________________

Класс _____ ___

1 задание _________________

2 задание_________________

 3 задание_________________

4 задание_________________

5 задание_________________

Общая отметка_____________

Оценочный лист  (Ф.И. ) _________________________

Класс _____ ___

1 задание _________________

2 задание_________________

 3 задание_________________

4 задание_________________

5 задание_________________

Общая отметка_____________

Приложение № 4

Направления в культуре

Автор

Дата

Произведение, памятники архитектуры и живописи

Идея

1. Литература

А) летописи

Нач. XVI

«Сказание о князьях Владимирских»

Сильной княжеской власти

«Послание Великому князю Василию от игумена Псковского монастыря Филофея»

Москва- единственный центр православного христианства

1408

«Троицкая»

Идея единства государства и сильная центральная власть

1480

Московский летописный свод

Б) поэма

Сафоний Рязанец

Кон. XV

«Задонщина»

Борьба за независимость против  ордынского владычества, примеры мужества, единство народа

В) повесть

Неизвестен

«Сказание о Мамаевом побоище»

Г) Житие

Епифаний Премудрый

1 пол. XV в

«Житие Сергия Радонежского»

«Житие святого Стефана, первого епископа Пермского»

Объединение русских людей единой православной верой

Д) Хронограф

Пахомий Логофет

1442

«Хронограф»

Русская история является частью всемирной истории

2. Зодчество

Аристотель Фираванти

1479

Успенский собор

Московский Кремль  -парадная резиденция великих князей, символ их могущества и освобождение от ордынского владычества

Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

1491

Грановитая палата

Псковские мастера

1489

Благовещенский собор

3. Живопись

Феофан Грек

Нач. XV в

«Богоматерь Донская», «Успение Богородицы», «Спас Вседержитель»

Задуматься о своей жизни на Земле

Андрей Рублев

1425

«Троица»,

«Архангел Михаил»

Процесс отделения русской живописи от византийской. Создавали образы живых людей, передавая душевные переживания.

Дионисий

1482

«Поклонение волхвов», «Святой Алексий митрополит, с житием»

Торжественная праздничность, светлая радость

Приложение № 5

Вопросы к викторине:

1. Кто дал обоснование «Москва – 3 Рим» - Филофей

2. Архитекторы Грановитой палаты – Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

3. Автор «Хождения за 3 моря» - Афанасий Никитин

4. Архитектор Успенского собора Московского Кремля – Аристотель Фиораванти

5. Автор «Задонщины»  - Сафоний Рязанец

6. Житие Сергия Радонежского – Епифаний Премудрый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От Руси к России. Создание единого российского государства

От Руси к России. Создание единого российского государства. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Проблемный урок - попытка определить кто Иван III 0разрушитель или созидатель....

Искусство учителя в формировании культурного пространства урока

Выступление на VII научно-практической конференции педагогов Россиии Ближнего Зарубежья "Современный урок: взгляд в будущее."...

тест по теме «Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в.»

. Итоговый тест по теме «Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в.»Вариант 1А1. Чем помещик отличался от вотчинника?1) он являлся противником централизации2) он был на...

тесты по истории России.6 класс по теме "Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в."

Материал содержит разноуровневые тестовые задания, которые можно использовать на разных этапах урока и при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ ....

Образование единого Российского государства (последствия, этапы, особенности)

Лекция по вопросу формирования единого Российского государства с привлечением извлечений из исторических источников...

Контрольная работа на тему искусство Руси и единого Российского государства: IX-XVII вв.

Контрольную работу можно использовать по таким предметам, как история, МХК, духовное краеведение...