«Формирование культурного пространства единого Российского государства»
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Урок разработанный в соответствии с ФГОС для учеников 6 класса. Используемый УМК:
1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-116
2. История России с древнейших времен до начала XVI века: хрестоматия для учащихся 6 классов / сост. Е.В. Волкова. – М.: Новый учебник, 2007.
3. Атлас. История России. 6 класс.
В документе представлены цели и задачи урока, технологическая карта, приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos.formirovanie_kulturnogo_prostranstva_edinogo_rossiyskogo_gosudarstva.docx | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 имени Тасирова Г.Х. города Белово»
Атякшева Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания
Город Белово Кемеровской области
Предмет – история России;
Класс - 6;
Используемый УМК:
1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-116
2. История России с древнейших времен до начала XVI века: хрестоматия для учащихся 6 классов / сост. Е.В. Волкова. – М.: Новый учебник, 2007.
3. Атлас.
Тема урока «Формирование культурного пространства единого Российского государства»
Тип - комбинированный;
Цель: формирование представлений о развитии культуры на основе фактов истории конца XV – начала XVI века.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к культуре своего народа и других народов; воспитывать стремление сохранять памятники культуры; воспитывать уважение к своим одноклассникам, не перебивая их речь.
2. Развивать навыки аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы), внимание, память; формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, анализировать исторический текст, делать сравнительный анализ исторических событий;
3. Формировать способность структурировать и систематизировать изучаемый материал; продолжать развивать умение работать с исторической картой: пользоваться легендой карты, описывать события;;
4. Активизировать монологическую и диалогическую речь, аргументировано отвечать на вопросы.
Планируемые результаты:
1. Проводить поиск информации в исторических текстах;
2. Использовать историческую карту как источник информации о Руси и зарубежных странах
3. Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи, ее ключевых событий, явлений
4. Составлять описание памятников художественной культуры
Перечень оборудования к уроку:
1. Индивидуальные карточки, лист самооценки
2. Презентация к уроку;
Список литературы:
1. Алексашкина, Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы/Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина.- М.: Просвещение, 2014.
2. Бердинских, В.А. Россия в IX – XVI веках. Книга для чтения по истории / В.А. Бердинских. – М.: Баласс, 2004.
3. Пазин, Р.В. История развития российской культуры / Р.В. Пазин. – Ростов-н/Д.: Легион, 2013.
4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения/под ред. Л.И. Льняной. – М.: Просвещение, 2010.
5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Пособие для учителя/ под ред. А.Г Асмолова.- М.: Просвещение, 2011
Электронные ресурсы:
Русская культура IX-XVII веков //http://pandia.ru/text/77/153/18444.php
Русская культура XIII-XVII вв.// http://alpan365.ru/
Русь в XIII - XV веках//http://hiztory.ru/rus13-15vek/
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Орг. Момент1 минута | - Здравствуйте, ребята. Предлагаю, посмотреть на слайд и определить о чем пойдет на уроке речь? (Слайд 1)- К какой сфере общества относится понятие «культура»? | - О культуре, потому что изображены скульптура, книга, картина, то, что создано человеком- к духовной сфере общества | Р. Перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другуюК. Излагать своё мнение аргументируя его, подтверждая фактами |
Создание проблемной ситуации5 минутФормулирование проблемы3 минуты | Обратимся к историческим документам по русской культуре XV – начала XVI века. (Приложение № 1)Работаем с 1 источником:-О каком событии пишет автор Сафоний Рязанец?-Какая идея звучит в этом произведении?Какой город является центром борьбы против ордынского владычества?Работаем со 2 источником- О чем речь во 2 документе?-Почему Новгород являлся культурным центром русских земель? (Слайд 2)Какую проблему нам предстоит решить? (Проблему записать на доске!)Какие будут гипотезы?(Гипотезы также схематично фиксируются на доске) | - Победа на Куликовом поле в 1380 году между русской дружиной Дмитрия Донского и войском наместника Западной Орды Мамаем- Идея борьбы за свою свободу и независимость- город Москва- О развитии архитектуры и живописи в Новгороде- Монголо-татары обложили Новгород данью, но не вторгались в него, что дало Новгороду сохранить свои памятники культурыПочему именно Москва становится центром формирования единой русской культуры?Принимаются все гипотезы | Р. Определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально П. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение); смысловое продуктивное чтение, извлечение всех видов текстовой информации. К. высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению своих одноклассников. |
Этап мотивации2 минуты | Для того чтобы начать решать проблему, вспомним нашу схему «хочу – надо - могу» | Я хочу: узнать, как развивалась культура в XV-начале XVI в.; что повлияло на ее развитие.Мне надо: вспомнить, какие события произошли на Руси в это время, кто были правители.Я могу: работать с учебником, использовать дополнительный материал | К. Способность к созданию условий для эффективной устной речи |
Актуализация знаний7 минут | 1. Давайте вспомним, кто были правители на Руси с 1359-1505 годы, какое событие произошло при них2. Вставьте пропущенные в тексте слова. (Приложение № 2)Взаимопроверка в парах. (Слайд № 3)Выставление отметки за каждое задание в индивидуальных оценочных листах. (Приложение № 3) | Работа по вариантам- Приводят в соответствие имя князя и событие, произошедшее при нем.Вставляют пропущенные в тексте слова.Взаимопроверка | Р. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. П. уметь устанавливать соответствие, группировать, систематизировать факты |
Поиск решения5 минут | Какая проблема урока?Какие направления культуры нам известны?Чтобы мы сразу видели автора, произведение, идею, что вы можете предложить? (Приложение № 4) | Дети называют проблему- Литература, живопись, архитектура- Составление таблицы. (Ребята чертят таблицу) | Р. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. |
Физминутка1 минута | Проведение физминутки под песню «Вместе весело шагать» (1 куплет и 1 припев) | ||
Этап решенияпроблемы15 минут | Первое направление – литература. (Слайд № 4, 5)В Древней Руси книги ценили очень высоко. В новых центрах Руси - Москве и Твери появились свои летописи.Что еще выделяем в литературе?Обратите внимание на карту, связанную с путешествием Афанасия Никитина:- Найдите, откуда начал путь купец?- Каким цветом обозначен путь?-Назовите государства, в которых он побывал?-О каких морях идет речь?Второе направление: архитектура. (Слайд № 6, 7, 8, 9, 10)С 1485-1495 годы были выстроены новые кирпичные стены и башни Кремля. С чем было это связано?Ребята, какая проблема нашего урока?Глядя на таблицу, какой вывод можно сделать по нашей проблеме?Правильно, ребята! Какие вы молодцы! Все это способствовало формированию национальной культуры русского народа. | Заполнение таблицы первого направления с проговариванием.Поэму «Задонщина», повесть «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за 3 моря» заметки купца Афанасия Никитина, «Хронограф», «Житие», написанные Епифанием Премудрым о монахе-отшельнике Сергии Радонежском и митрополите Стефане Пермском.Работа по карте на стр. 110Москва становится центром возрожденной Руси и Иван III приглашает лучших мастеров- архитекторов из Италии: Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.Дети называют проблему- Усиление московских князей.- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.- Объединение территорий под властью московского князя.- Единая православная вера русских земель.- Стремление русских людей к единению под сильной княжеской властью. | Л. Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, стремление к сохранению памятников культурыР. умение сознательно регулировать собственную деятельность в интересах обеспечения соответствия результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцамП. умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствияК. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. |
Рефлексия5 минут | Викторина (приложение № 5) Дополнительные баллы ставят себе в оценочный лист, где задание № 3.На оценочном листе нарисуйте цветок, если вы поработали на все 100% - то 5 лепестков, если вы могли поработать лучше, но не получилось себя проявить – то 4 лепестка, если вы поработали всего лишь вполсилы – 50 %, то 3 лепестка. Если вам урок понравился – над цветком рисуем солнце, если не очень – то нарисуйте облако, а если совсем не понравился, рисуем дождь. | Отвечают на вопросы викторины.Сдают оценочный лист. | Л. Умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Р. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. |
Домашнее задание1 минута | § 27, закончить таблицу - направление живопись. (Базовый уровень).По желанию: Вы узнали, что Афанасий Никитин совершил путешествие в разные страны. Какие земли и острова были открыты русскими людьми? (Слайд № 11) | Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ |
Л. – личностные УУД
Р. – регулятивные УУД
П.- познавательные УУД
К. – коммуникативные УУД
Приложение № 1
Источник № 1
«Обрушились русские князья на силу татарскую... на поле Куликовом на речке Непрядве... Полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь нещадно... Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непротоптанными дорогами... Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье. А гроза и слава князя Дмитрия Ивановича ... по всем землям пронеслась». («Задонщина», автор Сафоний Рязанец)
Источник № 2
В XIV веке возрождается строительство каменных церквей, прежде всего в Новгороде. В 1433 году немецкие и новгородские мастера соорудили здесь Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний... В Новгороде приехал странствующий мастер - Феофан Грек. Сохранились фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. (Справочные материалы // Бердинских, В.А. Россия в IX – XVI веках. Книга для чтения по истории)
Приложение № 2
Приложение № 3
Оценочный лист (Ф.И. ) _________________________ Класс _____ ___ 1 задание _________________ 2 задание_________________ 3 задание_________________ 4 задание_________________ 5 задание_________________ Общая отметка_____________ | Оценочный лист (Ф.И. ) _________________________ Класс _____ ___ 1 задание _________________ 2 задание_________________ 3 задание_________________ 4 задание_________________ 5 задание_________________ Общая отметка_____________ | Оценочный лист (Ф.И. ) _________________________ Класс _____ ___ 1 задание _________________ 2 задание_________________ 3 задание_________________ 4 задание_________________ 5 задание_________________ Общая отметка_____________ |
Приложение № 4
Направления в культуре | Автор | Дата | Произведение, памятники архитектуры и живописи | Идея |
1. ЛитератураА) летописи | Нач. XVI | «Сказание о князьях Владимирских» | Сильной княжеской власти | |
«Послание Великому князю Василию от игумена Псковского монастыря Филофея» | Москва- единственный центр православного христианства | |||
1408 | «Троицкая» | Идея единства государства и сильная центральная власть | ||
1480 | Московский летописный свод | |||
Б) поэма | Сафоний Рязанец | Кон. XV | «Задонщина» | Борьба за независимость против ордынского владычества, примеры мужества, единство народа |
В) повесть | Неизвестен | «Сказание о Мамаевом побоище» | ||
Г) Житие | Епифаний Премудрый | 1 пол. XV в | «Житие Сергия Радонежского»«Житие святого Стефана, первого епископа Пермского» | Объединение русских людей единой православной верой |
Д) Хронограф | Пахомий Логофет | 1442 | «Хронограф» | Русская история является частью всемирной истории |
2. Зодчество | Аристотель Фираванти | 1479 | Успенский собор | Московский Кремль -парадная резиденция великих князей, символ их могущества и освобождение от ордынского владычества |
Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари | 1491 | Грановитая палата | ||
Псковские мастера | 1489 | Благовещенский собор | ||
3. Живопись | Феофан Грек | Нач. XV в | «Богоматерь Донская», «Успение Богородицы», «Спас Вседержитель» | Задуматься о своей жизни на Земле |
Андрей Рублев | 1425 | «Троица»,«Архангел Михаил» | Процесс отделения русской живописи от византийской. Создавали образы живых людей, передавая душевные переживания. | |
Дионисий | 1482 | «Поклонение волхвов», «Святой Алексий митрополит, с житием» | Торжественная праздничность, светлая радость |
Приложение № 5
Вопросы к викторине:
1. Кто дал обоснование «Москва – 3 Рим» - Филофей
2. Архитекторы Грановитой палаты – Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
3. Автор «Хождения за 3 моря» - Афанасий Никитин
4. Архитектор Успенского собора Московского Кремля – Аристотель Фиораванти
5. Автор «Задонщины» - Сафоний Рязанец
6. Житие Сергия Радонежского – Епифаний Премудрый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От Руси к России. Создание единого российского государства
От Руси к России. Создание единого российского государства. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Проблемный урок - попытка определить кто Иван III 0разрушитель или созидатель....
Искусство учителя в формировании культурного пространства урока
Выступление на VII научно-практической конференции педагогов Россиии Ближнего Зарубежья "Современный урок: взгляд в будущее."...
Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв. Противостояние Орде
Содержит карты, иллюстрации, схемы....
тест по теме «Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в.»
. Итоговый тест по теме «Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в.»Вариант 1А1. Чем помещик отличался от вотчинника?1) он являлся противником централизации2) он был на...
тесты по истории России.6 класс по теме "Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в."
Материал содержит разноуровневые тестовые задания, которые можно использовать на разных этапах урока и при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ ....
Образование единого Российского государства (последствия, этапы, особенности)
Лекция по вопросу формирования единого Российского государства с привлечением извлечений из исторических источников...
Контрольная работа на тему искусство Руси и единого Российского государства: IX-XVII вв.
Контрольную работу можно использовать по таким предметам, как история, МХК, духовное краеведение...