От Руси к России. Создание единого российского государства
методическая разработка (история, 10 класс) по теме
От Руси к России. Создание единого российского государства. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Проблемный урок - попытка определить кто Иван III 0разрушитель или созидатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание Единого российского государства | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: история
Класс: 10
Тема урока: «От Руси к России. Создание единого
российского государства»
Цель урока: раскрыть значимость внутренней и внешней политики Ивана III, способствующих формированию единого независимого российского государства.
Задачи урока: в ходе самостоятельной работы обучающиеся должны ознакомиться со следующими фактами и событиями: завершающий этап объединения русских земель сопровождался созданием централизованной системы управления, складыванием местного управления, началом закрепощения крестьян (введении правила Юрьева дня). Обретение независимости от ордынского ига возможно только в условиях единого государства.
Способствовать формированию умения извлекать исторические знания из различных информационных средств: интернет, учебника, карты, схемы, литературных произведений.
Развивать историческое рефлексивное мышление через оценку информации, сравнивать и делать обобщающие выводы, воспитывать критическое мышление, высказывание собственной точки зрения на события, поступки исторических деятелей с опорой на субъективный опыт.
Способствовать воспитанию активных качеств личности, способности брать ответственность на себя, развитию коммуникативных умений.
Оборудование: Карта «Образование централизованного государства»; таблица «Завершение политического объединения русских земель»; раздаточный материал для работы в группах.
Оформление доски: дата, тема урока «От Руси к России. Создание единого российского государства», проблемный вопрос «Иван III- разрушитель. Иван III- созидатель».
Литература: Учебник. А.Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVIII века. Часть I.- М: «Русское слово», 2008.
Эпиграф «Изумленная Европа, в начале царствования едва ли даже подозревала о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами – была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах»
К. Маркс.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Современная история Российского государства своими корнями уходит в эпоху, речь о которой сегодня пойдет на уроке. Во второй половине XV начале XVI веков в русской истории происходит грандиозное по своей сути событие – образование единого российского государства. Эти 50 с небольшим лет на V веков определили дальнейшую историю государства российского. Именно в это время родилась Россия.
Середина XV века застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Группа лидеров: Москва, Тверь, Новгород, Великое княжество Литовское претендуют на власть над всей Русью. В противостоянии лидеров победу одержала Москва. Появилась возможность завершить процесс объединения и создать единое государство.
Вопрос к классу: В чем преимущество единого государства в сравнении с государством времен феодальной раздробленности?
Ответы обучающихся:
1. внутренняя стабильность, порядок;
2. более быстрое экономическое развитие;
3. борьба с враждебным окружением, свержение монголо-татарского ига.
Учитель: Завершающий этап в создании единого государства связан с временем правления Ивана III (1462-1505 г.). Еще при жизни Ивана III стали называть Великим созидателем. Другие же посылали на его голову всевозможные несчастья и проклятья. Великий разрушитель, который перевернул привычный уклад жизни, отнял имущество, земли, привилегии, а у кого-то и жизнь.
Постановка проблемы: Кто же Иван III на самом деле? Великий созидатель или Великий разрушитель? Если созидал, то что? Если разрушал, то что? О человеке судят по его делам. Давайте посмотрим, какие задачи время поставило перед Иваном III? Какую оценку его правлению в конце урока дадим мы?
Актуализация знаний обучающихся. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает и готовит задание.
1 группа. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
Вопрос: как изменилась политическая карта Руси в годы правления Ивана III? (работа с картой) Почему северо-западное направление стало главным в политике Ивана III? Какими путями входили новые территории в состав единого государства?
Практическое задание: составить таблицу: «Земли, присоединенные к Москве в годы правления Ивана III».
2 группа. Падение ордынского ига.
Вопрос: чем завершилось противостояние Руси и Золотой орды? При каких обстоятельствах и почему это стало возможным?
Практическое задание: проанализировать отрывок стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица» и ответить на вопросы:
1. определите, о каком событии идет речь?;
2. перечислите участников события, их союзников и противников;
3. определите место, где происходит событие; маршрут движения участников;
4. какую тактику применили участники данного события?;
5. чем закончилось данное событие?
6. какая информация о событии отсутствует?
7. в чем состоит значение данного события?
3 группа. Строительство нового единого государства.
Вопрос: как было организовано центральное и местное управление государством? Что было сделано Иваном III для усиления своей власти?
Практическое задание: составить схему управления единого российского государства.
Каждая группа представляет итоги своей работы на уроке и делает вывод по своему вопросу. Вместе формулируются выводы по уроку.
Иван III правил 43 года. Что он успел сделать за столь небольшой исторический срок?
1 группа. В результате активной политики Иваном III на рубеже XV-XVI веков сложилось единое государство. В рамках единого российского государства стала складываться новая великорусская народность. При этом само государство формировалось как многонациональное (опора на карту: мордва, карелы, саамы, коми, ханты, манси). Появилось понятие «Россия».
2 группа. В 1480 году объединенная Русь смогла сбросить монголо-татарское иго. Московское великое княжество стало независимым, суверенным государством.
3 группа. Началась складываться единая система центрального и местного управления, опирающаяся на местничество и кормления. Появились: великокняжеская канцелярия - Казна и Дворец, титул «Великий Государь Всея Руси», герб с двуглавым орлом, новые обычаи при дворе. В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ за неделю до и после Юрьева дня при условии уплаты «пожилого».
Учитель: а теперь вернемся к главной проблеме нашего урока. «Иван III- разрушитель или созидатель?». Чтобы ответить на вопрос, давайте поближе познакомимся с Иваном III. (домашнее индивидуальной задание –личная характеристика царя)
Рефлексия обучающихся
Иван III- разрушитель | Иван III- созидатель |
Разрушал старые порядки периода феодальной раздробленности, отнимал княжения, земли. Распоряжался судьбами и жизнями людей в своих (государственных) интересах, никого не жалел (даже членов семьи). Физические расправы над людьми. Завел порядок, при котором все, включая, бояр и князей называли себя «холопами государя». При Иване III начинает складываться система крепостного права | Создал единое российское многонациональное государство. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития хозяйства. Заложил основы централизации. Россия обрела независимость, органы управления, герб. |
Учитель: Ребята, каждый выберет свой вариант ответа. Но давайте помнить, что сегодняшнее Российское государство уходит своими корнями в эпоху становления централизованного государства Иваном III. И вы все, наверное, согласитесь со словами Н.М. Карамзина, что Иван III «оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным отечеством»
Домашнее задание: написать эссе по теме «Иван III- великий государственный деятель, потому что…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории России в 6 классе на тему "Создание единого русского государства"
Материал включает в себя конспект урока по истории России на тему "Создание единого русского государства" в 6 классе, презентацию и необходимые приложения ....
Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"
Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...
Урок по теме "Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"
Разработка урока для 6-го класса по теме:« Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества».Тип урока: комбинированныйЦель урока:подвести учащихся к пониманию необходимости ...
Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв. Противостояние Орде
Содержит карты, иллюстрации, схемы....
Образование единого Российского государства (последствия, этапы, особенности)
Лекция по вопросу формирования единого Российского государства с привлечением извлечений из исторических источников...
«Формирование культурного пространства единого Российского государства»
Урок разработанный в соответствии с ФГОС для учеников 6 класса. Используемый УМК:1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-1162...
Контрольная работа на тему искусство Руси и единого Российского государства: IX-XVII вв.
Контрольную работу можно использовать по таким предметам, как история, МХК, духовное краеведение...
Комментарии
От Руси к России. Создание единого российского государства
Татьяна Юрьевна, в Вашей методической разработке не указана система оценивания учащихся