Тема урока: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.
план-конспект урока по истории (10 класс)
10 класс Тема: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_10_kl.docx | 54.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ РСОШ №4 им. С.В. Пешеходько
Учитель истории- Понкратова Галина Анатольевна.
10 класс.
Тема урока: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.
Цели урока:
• обучающая познакомиться с ходом Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
- развивающая развивать навыки работы с документами, с картой, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать.
- воспитательная воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
Тип урока: изучение нового материала
Обоснование форм и методов: данный урок проводился с использованием групповой формы обучения с элементами ролевой игры.
Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест
Персоналии: М. И. Кутузов; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; А. П. Тормасов; Н. Н. Раевский; Д. В. Давыдов; А. С. Фигнер; Г. Курин; В. Кожина
Новые термины : Отечественная война, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Подготовительный этап урока: Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 10 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Ученики дают ответы на вопросы от первого лица (солдата и офицера русской и французской армии, Кутузова, Барклая де Толли, Александра I). Один ученик готовит сообщение о Кутузове, второй о Давыдове, третий о Платове.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
П. Актуализация опорных знаний.
«Своя игра»
Что скрывает эта дата | 10 | 20 | 30 | 40 |
Исторический портрет | 10 | 20 | 30 | 40 |
Это интересно | 10 | 20 | 30 | 40 |
Что скрывает эта дата
10-1807 год- Тильзитский мир.
20-18 брюмера(9 ноября)1799- Наполеон совершил переворот
30-1975-образованно правительство –Директория
40-1804-объявление Наполеона императором
Исторический портрет
10- Наполеон
20-Александ 1
30-адмирал Горацио Нельсон руководил английской эскадрой, победил и разбил
40-Суворов Александр Васильевич
Это интересно
10-что значит «Кодекс Наполеона» - свод законов, состоящий из гражданского, коммерческого и уголовного кодексов.
20-какие страны захватил Наполеон? Египет, Бельгию, Голландию, большую часть Италии, Австрии, большую часть Германии, Польши и Испании
30-Какие изменения происходили в захваченных странах?
40-Выгоден ли был для России Тильзитский мир и почему?
Подведение итогов игры
IП.Работа по теме урока
Учитель: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.
О таком событии мы сейчас услышим.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино”
“Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
………………………………..
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!…
Учитель: Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (О войне).
1812 год связан с нашествием Наполеона на Россию, с бегством захватчика
из России
Какая цель нашего урока?
познакомиться с ходом Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
Как вы понимаете смысл Отечественная война
- Давайте обратимся к словам Пушкина, который размышлял в романе «Евгений Онегин» о том, кто же помог одержать победу русской армии.
«Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?»
И в конце урока попробуем ответить на этот проблемный вопрос.
К началу XIX века Наполеон завоевал почти всю Европу. Он мечтал о мировом господстве. “Я буду господином мира”, - говорил он.:“…остается одна Россия, но я раздавлю ее”.
Что вам не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?
Учащиеся: Слово “раздавлю”, точно Россия это какая-то букашка
III. Работа в группах
Сегодня на уроке мы будем работать в группах ,таким образом: каждая группа получит задание –время на выполнение -7 минут, затем отчёт .А мы будем заполнять опорный конспект.
Отечественная война 1812 года
Задание для всех в учебнике стр256-258 и доп материал ( документы- приложение 1)
1 группа. «Начало войны.»
Начало и ход войны | Причины и характер войны р.- ф- | |
Дата | ||
Соотношение сил перед войной | ||
Тактика 1.русской армии 2.французской армии | ||
Кто руководил русскими армиями? | 1 армия- 2 армия- 3 армия- | |
Основные события |
Отчёт группы.( Запись в рабочем листе)
Учитель подводит итог: 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьезная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии поодиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Наполеоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 250 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сдачей Смоленска дорога на Москву была открыта.
Учитель читает отрывок из «Бородино» М. Ю. Лермонтова:
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Документ 1 (от имени российского офицера)
С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».
Сегюр: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».
- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812г.? Ответ: Кутузов
- Как отнеслись войска и народ к этому назначению? Ответ: произвело общий восторг и в войске и в народе».
Выступление ученика:
Учащиеся знакомятся с краткой биографией Кутузова. (На экране портрет)
2 группа. «Бородинское сражение» 26 августа (7 сентября) 1812 г.
Бородинская битва | Дата | |
Основные события | ||
Планы сторон | ||
Потери | ||
Историческое значение |
Подводя итог Бородинской битве необходимо отметить:
1) В этой битве были разбиты лучшие силы противника;
2) Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
3) Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода;
3) Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.
Учитель читает отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
Видеофильм
Физ минутка
3 группа. «Изгнание врага с территории России »
Изгнание врагов с территории России | Планы сторон | |
Основные события | ||
Партизанское движение | ||
Подписание манифеста | ||
Историческое значение |
- Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения? (решить судьбу России, Москвы и армии. Уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю. Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление)? (Вспомните слова, сказанные им ранее:
«Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце») На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве? Достиг ли он своей цели?
( Дома были пусты и заперты , улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.
Москва представляется нам огромным трупом)
- Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причины недовольства Наполеона?
Учитель подводит итог:
Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:
1) дождаться подкрепления;
2) заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге.
После Березены отступление армии Наполеона превратилось в беспорядочное бегство. Император фактически бросает свою армию. Уже 6 декабря он был в Париже.
Запись на экране
Тарутинский маневр, битва под Малоярославцем => отступление французов по уже разоренной Смоленской дороге. Гибель французов при переправе через р. Березину.
б января 1813 г. - Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны.
Просмотр презентации- память потомков
Закрепление изученного.
«Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?»
1. Расположите в хронологической последовательности событий войны с Наполеоном.
- Совет в Филях
- Тарутинский марш - манёвр
- Сражение на р. Березина
- Битва за городом Смоленск
- Вступление войск Наполеона в Москву
Ответ:
2.Какие три из перечисленных ниже событий происходили во время Отечественной войны 1812 года?
- Оборона Севастополя
- Бородинское сражение
- Сражение под Лесной
- Брусиловский прорыв
- Тарутинский марш - манёвр
6)Сражение под Малоярославцем
Подведение итогов: рефлексия, оценки.
Домашнее задание:
Параграф 34 стр 256-258 + конспект;
Высказывание
Чьё и по какому поводу
1«Я должен был остановить выбор на том, кого наметил глас народа. Я умываю руки»
Александр 1;
назначение М.И.Кутузова главнокомандующим
2«Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»
Наполеон о Бородинском сражении
3«Если неприятель займёт Москву, то расплывётся в ней, как губка в воде, и я буду свободен действовать, как захочу»
М.И.Кутузов;
решение об оставлении Москвы
4«Армии больше нет»
Наполеон;
гибель «Великой» французской армии
5«Война окончилась за полным истреблением неприятеля»
М.И.Кутузов об окончании ОВ 1812г
1 группа. «Начало войны. Вторжение» 12 июня 1812 года.
Документ 1 (от имени французского воина)
Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нужно вам и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».
И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»
М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».
- Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить ее?
Документ 2 (от имени французского воина)
Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки».
Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, условия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с первых же шагов по переправе через Неман.
Дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми.
Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.
Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось его уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем.
Можно с уверенностью сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».
- С какими трудностями столкнулась французская армия в России? Документ 3
И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»
М. Барклай де Толли: «По соединению обеих армий состояло под ружьем около 110 тысяч, противу коих между Двиной и Днепром стоял Наполеон с 250 000 Атаковать его при таких несоразмерных силах было бы совершенное сумасшествие; почему я и должен был удовлетвориться только тем, чтобы беспокоить его одними легкими войсками».
М. Барклай де Толли: «...Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полномочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился воспользоваться этим правом...»
- Какой тактики ведения боевых действий придерживалась русская армия? В чем заключалась трудность положения военного министра М. Барклая де Толли?
Документ 4
А. Ермолов: «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление».
А. Ермолов: «...солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеялся найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».
И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование были у каждого на него (М. Барклая де Толли - Н. С.) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»
- Как относились русские воины к тактике «отступления»?
2 группа. «Бородинское сражение» 26 августа (7 сентября) 1812 г.
Бородинская битва.
Наполеону необходимо было побороть противника в генеральном сражении, чтобы принудить Императора Александра l к невыгодному миру( разгром и капитуляция русской армии). Русским необходима была успешная оборона, позволяющая сдерживать атаки врага,обескровить врага, изменить соотношение сил.
За два дня до основного сражения Наполеон напал на Шевардинский редут. На этом укреплении было 11 тысяч солдат под командованием генерала Горчакова. Французские войска упорно пытались захватить это укрепление, в итоге к ночи им это удалось, но подоспевшее подкрепление заставило их отступить. Кутузов принял решение сдать редут и отступить, чтобы не терять лишние силы.
26 августа началось сражение. Утром французская артиллерия открыла огонь по всей площади поля. Французские войска напали на егерский полк и заставили его отступить за реку. Остальные войска русских оставались за Багратионовыми флешами. Генерал Дуки занял Семеновские высоты. Его атаковали 115 тысяч солдат. Французы пытались овладеть флешами, но битвы не имели большого успеха, владельцы попеременно сменялись. Затем Русские приняли решение отступить к Семеновскому оврагу. Здесь французские войска не смогли успешно сражаться из-за утомления.
Курганская высота под командованием Батарея Раевского обстреливала французов, заставила их отступить. На правом фланге кавалерийская атака русских заставила французов перегруппировать отряды, ослабив натиск.Руководил атакой генерал М.И.Платов. Бородинское сражение длилось 12 часов, затем Наполеон приказал отступить в первоначальным позициям.В ход пошёл резерв-кавалерия генерала М.И.Платова ( нашего земляка)Этот манёвр произвёл замешательство в войсках Наполеона.Сражение длилось 15 часов.
Французская армия потеряла 59 тысяч человек, русская – 39 тысяч. Результаты сражения неоднозначны. И русская, и французская сторона заявили о своей победе. Можно сказать, что в данном сражении не победил никто, потому что потери сторон слишком велики. Но данная битва помогла русским одержать победу в войне, а дата битвы стала днем воинской славы России.
Документ 1
(от имени историка-исследователя)
Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.
- Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы.
Документ 2 (от имени российского и французского воинов)
И. Т. Радожицкий: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несметною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удерживая стремление превосходящих сил неприятеля».
Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».
С. Селивановский:
Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».
Н. Муравьев: «Таким образом, кончилось главное бородинское побоище, в котором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпущено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебствия...»
Н. Муравьев: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в котором русские приобрели бессмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпущено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебствия...»
- Приведите примеры героизма русских воинов.
- Почему обе армии считали себя победоносными и обе разбитыми. Как вы понимаете смысл этой фразы?
3 группа. «Изгнание врага с территории России »
Документ:
М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!»
- Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения
Документ 2 (от имени французского воина)
А. Ермолов: «...Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».
Ц. Ложье: «...Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.
Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спокойными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное.
Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое».
- Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причины недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им ранее:
«Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце») На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве? Достиг ли он своей цели?
Документ 3 (от имени французского воина)
О'Миэра (передает слова Наполеона): «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от солдатских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий день огонь увеличился, но еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался его тушением. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой.. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»
- В чем причины пожара в Москве по мнению французов?
Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.
Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах.
Документ 1 (от имени участника партизанского отряда старостихи Василисы)
Геройство старостихи Василисы. Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов, и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! во фрунт! стройся! ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и ударив по голове своим жезлом -косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усумнится, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?
- Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?
- Почему войну 1812г. называют народной, отечественной?
. «Тарутинский марш-маневр. Отступление французской армии»
Документ 1 (от имени российского воина)
С. Н. Марин: «Мы стоим теперь на Калужской дороге в 63 верстах от Москвы. <...> наши в несколько дней взяли около 3 тысяч человек в плен, сожгли пропасть их обозу и несколько со снарядами ящиков.... С Дону идут 20 полков казачьих и уже начинают соединяться с армиею...» М. М. Петров: «С 23 сентября по 1 октября армия наша при селе Тарутине пришла в грозное могущество через присоединение к ней резервов, рекрутских депо, партий и команд, выздоровевших от ран и болезней...»
- В чем значение отхода русской армии к Тарутино? Как изменилось соотношение сил русской и французской армии?
Документ 2 (от имени французского воина)
Лабом: «Сражение при Малоярославце открыло нам две истины, обе очень печальные: первая - что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они даже получили в подкрепление несколько свежих отрядов и сражались с таким ожесточением, что мы должны были отказаться от надежды на какой-нибудь успех. «Еще одна такая победа говорили солдаты,- И у Наполеона не будет больше армии». Вторая истина была та, что мы должны отказаться от похода на Калугу и Тулу, и этим мы теряли последнюю надежду на более спокойное отступление...»
Сегюр: «Он [Ней - Я. С] воспользовался перерывом для того, чтобы отдать приказ о возвращении назад, к Смоленску. Все рассказывали, что его подчиненные окаменели от удивления; услышав такое приказание, даже его адъютант не поверил своим ушам; он устремил на своего начальника растерянный взгляд и молча стоял, не понимая ни слова. Тогда маршал повторил приказание; они повиновались и без колебания оборотились спиной к родной армии, к Наполеону, к Франции и снова углубились в Россию, принесшую им столько страданий...»
- Каков итог сражения под Малоярославцем?( Вторая истина была та, что мы должны отказаться от похода на Калугу и Тулу, и этим мы теряли последнюю надежду на более спокойное отступление...»)
Документ 3 ( от имени русского солдата и от имени Наполеона)
В. Левенштерн: «Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истребленного неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал все по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить верст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником; без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов. <...>
Адмирал Чичагов не мог остановить Наполеона, который успел выбрать пункт для переправы, так как наша армия не преследовала его по пятам. <.. .>
Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березены до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления. Надобно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудила его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. <...>
Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили еще брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал свое дело, погубив этих несчастных».
- Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?
- Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за неимением сражающихся»? ( Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березены до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа на тему « Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»
В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Почти двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской ...
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Внеклассное мероприятие Открытое заседание клуба: «Строгановское наследие» Тема: Павел Александрович Строганов – герой Отечественной войны 1812 года.
Внеклассное мероприятие проводиться в виде классного часа и показывает результат определенного периода работы клуба " Строгановское наследие". Проводиться в виде демонстрации материала, полученного в ...
Урок с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".
Конспект урока с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".Возраст учащихся: 3 класс....
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
Комплекс методических рекомендаций по теме: Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Методическая разработка посвящена комплексу учебно-воспитательных мероприятий, которые были реализованы в течение одного учебного года и состояли из трех этапов. На первом этапе осуществлялось формиро...
Методические материалы, посвященные 68-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Отечественная война в моем селе»
Приближается великий праздник - День Победы... Очень важно, чтобы каждое последующее поколение людей стремилось не только узнать как можно больше о суровой правде Великой Отечественн...