Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 11 класс
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 11 класс | 405.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочное и краткосрочное планирование по истории Казахстана 11 класс.
Урок истории Казахстана 11 класс
Тема урока: «Восстание в Букеевской Орде под руководством И.Тайманова и М. Утемисова»
Цель (обучения): Сформировать целостное представление о восстании 1836-1838 года во Внутренней Орде, раскрыть цели, причины, ход, итоги и историческое значение восстания.
Цель (личностного развития): способствовать развитию умений учащихся проводить анализ, сравнивать, делать выводы, оценивать различные процессы.
Задачи: Создать условия для усвоения учащимися знаний о восстании в Букеевской Орде, причинно-следственных связях.Отработать навыки работы в группах. Способствовать развитию критического мышления через исследовательскую беседу.
Развивать навыки работы с интерактивной доской, учебным материалом по выявлению главного, развивать умение составлять КЛАСТЕР на основе алгоритма КМ; способствовать развитию умений осуществлять совместную деятельность.
Воспитание духа коллективизма, умения добиваться поставленной цели на основе сотрудничества. Воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, интереса к истории народа.
Ожидаемые результаты:
А) Ученики знают предпосылки и причины восстания в Букеевской Орде, лидеров, основные этапы, цели, движущие силы, характер восстания, умеют проводить самооценку своей деятельности в условиях групповой и индивидуальной работы.
В) Ученики понимают причины кризисных явлении в Букеевской Орде, выделяют места сражений, знают и читают карту. Умеют публично выступать, вести диалог, интерпретировать информацию в иных видах. Ученики умеют выявить проблемные моменты в ходе восстания.
С) Ученики аргументировано высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы и причинах восстания. Оценивают значимость личностей в ходе восстания и истории Казахстана в целом. Умеют делать выводы, проводить самооценку своей деятельности при индивидуальной работе и в группе.
Время | Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Организационные формы | Оценивание | Используемые модули |
5 мин | Организационный момент. Работа на создание коллаборативной среды. Приветствие. Психологический настрой на урок. | Создание благоприятного психологического климата | Работа на создание коллаборативной с помощью видеоролика «важность команды». Учитель организует психологический настрой на урок: Прежде чем начать урок давайте психологически настроемся на урок с помощью приема «Я разведчик» Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я рабуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»! | Учащиеся образуют круг, слушают и повторяют за учителем | групповая | Формативное оценивание (похвала) | Оценивание для обучения |
5 мин | Повторение раннее изученного материала | Проверка усвоения материала прошлого урока. | Учитель с помощью заданий на интерактивной доске осуществляет проверку уровня усвоения прошлого материала. Ну чтож мы настроились а теперь давайте вспомним на прошлом уроке мы проходили тему…? Я предлагаю вам выполнить серию заданий на повторение раннее изученного…. | Учащиеся отвечают на вопросы работая с ИАД | Индивидуальное обучение | Формтативное оценивание (аплодисменты, оценивание в листе оценивания) | ИспользованиеИКТ |
4 мин | Стадия вызова | Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка учениками собственных целей обучения | Просмотр видеоролика выход на новую тему урока: Работа с ментальной картой выход на цели урока Хорошо мы с вами закончили все задания МОЛОДЦЫ, а сейчас для того чтобы выйти на новую тему урока я предлагаю вам просмотреть видеоролик…какая тема урока? Для того чтобы вы поняли о чем мы будем сегодня говорить я хочу вам предложить задание с ментальной картой, пожалуйста напишите ваши ассоциации с понятием восстание…. Ну чтож молодцы вы посмотрели видеоролик, заполнили ментальную карту а теперь скажите как вы думаете какие цели и задачи мы должны сегодня рашить на уроке, какие вопросы решить….замечательно Учитель выводит на доске понятие: «Восстание». Предлагает ученикам «покапаться в памяти» и назвать ассоциации с этим понятием. Исходя из этих ассоциации как вы думаете, какова будет цель нашего урока? | Ученики называют свои варианты ответов (записывают свои варианты ответов в тетрадях), в результате самостоятельно определяю цели урока, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. | Фронтальное обучение | Формативное оценивание (похвала) | Использование ИКТ. Новые подходы в обуении: Обучение тому как учиться. Диалоговое обучение (исследовательская беседа). Критическое мышление («покапаемся в памяти»). ОдО. |
25 мин | Осмысление содержания | Получение новой информации. Обсуждение результатов работы групп | Для того чтобы изучить материал и представить общую картину событий и фактов связанных с темой, я предлагаю вам выполнить задание на составление кластера по теме. Но прежде чем приступить к выполнению задания я прошу Вас дать название своим группам и распределить роли внутри команды.
Замечательно займите свои места, у вас на партах я положил критериальные карты по самооцениванию вы можете их просмотреть заранее и узнать ЗУНы которые вы должны приобрести сегодня. В конце урока заполните критериальную карту и решив тест будут выставлены оценки. И так приступаем к выполнению задания с кластером, время на выполнение 12 мин, презентация (3 мин) Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией. 1. Задание(в группе). Учитель организует работу учащихся на основе стратегии «КЛАСТЕР». Алгоритм действий: 1. Просмотрите данные рисунки по теме, изучите текстовый материал. 2. Выделите главные идеи, рисунки, ключевые слова, которые будете использовать в кластере. 3. Разработайте кластер в вашем видении. Помните, что это опора для вашего рассказа и опора для слушателей. Все слова, рисунки, символы должны быть видны ребятам. Составьте 3-4 вопросов ЕНТ по теме. 4. Презентовать. Молодцы а теперь давайте проведем взаимооценивание на основе стикеров, где вы можете написать свой отзыв о работе других групп и выставить один стикер команде кластер которой вы считате самый лучший. Молодцы в ходе выполнения работы с кластером вы дали характеристику восстания, причины, ход, цели, движущие силы, причины поражения и итоги, а также затронули такой аспект как роль личностей. Сейчас я предлагаю вам с помощью приема «КОНВЕРТ» ответить на вопросы по Ромашке Блума которые помогут нам ответить на вопросы проблемного характера время на выполнение задания (5 мин). Молодцы вы высказали свое мнение по уроку на стикерах можете их вывесить вокруг кластеров | Ученики рассаживаются по группам, распределяют роли для работы в группе: спикер, лидер, секретарь, наблюдатель. Организауют работу по составлению концептуальной карты. Группы презентуют концептуальную карту, задают вопросы, оценивают работу других групп. | Работа в группах | Формативное оценивание | Критическое мышление |
5 мин | Рефлексия | Анализ, обобщение материала (самооценка, взаимооценка) | 1. Задание. В ходе работы по материалам касающихся личностей вы упомянули о войне поэте Махамбете, что в его стихах звучали чаяния народа цели восставших сейчас я предлагаю вам самим стать поэтами и работая в команде придумать РЭП на тему восстание в Букеевской Орде (время на выполнение 5 мин)… Во время выступления групп звучит минусовка под РЭП. Ну чтож молодцы давайте похлопаем друг другу. Теперь мы с вами решим мини тест и заполним критериальную карту самооценки на основе, которой я выставлю вам оценки (время на выполнение (5 мин). Работа с критериальной картой и тестом А теперь давайте проведем рефлексию сегодняшнего урока с помощью приема СТИКЕРШОП (учащиеся пишут свои впечатления от урока и пожелания) и от каждой команды по 1 представителю озвучивает устно Две звезды одно пожелание | Ученики выполняют задание на рефлексию, заполняют стикеры | Групповая Индивидуальная работа | Формативное и сумативное оценивание | ОдО и ОО |
1 мин | Домашнее задание | Обеспечение пониамния цели, содержания и способов выполенения домашенего задания. Проверка соответствующих записей. | Написать эссе «Творчество Махамбета». Наш урок подошел к концу спасибо всем и увидимся на следующем уроке! | Дети записывают домашнее задание в дневники | Индивидуально |
ПИШИТЕ В ВАТСАП ПО НИЖЕ УКАЗАННОМУ НОМЕРУ
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ КСП И ССП ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА ЗА КУРС 11 КЛАССА ПОПОЛНИТЕ КИВИ КОШЕЛЕК ПО НОМЕРУ 87778671285 НА 2000 ТЕНГЕ (С ПОМОЩЬЮ ТЕРМИНАЛА)
ОТПРАВЬТЕ СВОЙ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ И ФОТО ЧЕКА ОБ ОПЛАТЕ ПО ВАТСАП
(ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ КСП И ССП ВЫ ПОЛУЧИТЕ НА СВОЙ АДРЕС В ТЕЧЕНИЕ 1 ЧАСА)
ВОЗМОЖНА ОПЛАТА ЧЕРЕЗ БАНКОВСКУЮ КАРТОЧКУ (ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ)
Критериальная карта самооценки ученика 11 класса__________________________________
Критерий | Обозначение и название критерия | Дескрипторы | Баллы за проверяемые элементы | Баллы за задание |
А (max 3) | А. Знание и понимание | Не достиг ни одного из критериев | ||
Знает и называет личности, даты и термины по теме | ||||
Знает предпосылки и причины восстания в Букееевской Орде | ||||
Дает краткую характеристику восстания | ||||
B (max 4) | В. применение и анализ | Не достиг ни одного из критериев | ||
Умеет выделить особенности восстания в БО | ||||
Умеет усланавливать причинно-следственные связи | ||||
Умеет интерпретировать информацию в иных видах (РЭП). | ||||
Умеет составить кластер по теме. | ||||
C (max 5) | С. синтез и оценка | Не достиг ни одного из критериев | ||
Умеет оценить роль личностей по теме исследования | ||||
Умеет публично выступать, вести диалог | ||||
Умеет аргументировано высказывать свою точку зрения | ||||
Умеет отстоять свою позицию по проблемному вопросу, связать полученную информацию с жизнью | ||||
Умеет спрогнозировать иное развертывание событий |
- 0 - 6 баллов - оценка "2" 7 - 8 баллов - оценка "3" 9 - 10 баллов - оценка "4" 11 - 12 балла - оценка "5" Всего баллов_____Оценка_______
Проверочный тест ученика_____________________________________
по теме: Восстание в Букеевской Орде под руководством И.Тайманова и М.Утемисова
1. В 1801 г. Внутренняя (Букеевская) Орда была образована в:
А) Междуречье Иртыша и Ишима
В) Междуречье Тобола и Обагана
С) Междуречье Урала и Эмбы
Д) Междуречье Яика и Волги
Е) Междуречье Или и Каратала
2. Период восстания во Внутренней Орде под руководством Исатай Тайманулы и Махамбет Утемисулы
A) 1837-1847 гг. С) 1838-1839 гг.
В) 1836-1838 гг. Д) 1773-1775 гг. Е) 1783-1797 гг.
3. Знания о целях и главных требованиях восстания 1836-1838 гг. можно получить из:
A) Петиций г/г Перовского
В) Стихов Махамбета.
С) Манифесте царя Павла I
Д) Лозунгах Исатая
Е) Декларации прав казахов-шаруа
4. Требования, выдвинутые ханом Исатаю Тайманулы прекратить борьбу и прибыть в ханский дворец с повинной
А) ослабило пыл восставших
В) вызвал штурм ханской ставки
С) были поддержаны шаруа
Д) остались без внимания
Е) Усилили движение.
5. В октябре 1837 г. восставшие под руководством Исатая Тайманулы численностью в 2000 человек
А) разгромили аул тестя хана К.Бабажанова
В) потерпели поражение в местности Акбулак
С) были вынуждены бежать на левый берег Яика
Д) Окружили ханскую резиденцию
Е) потерпели поражение у Тастобе
6. На ход и дальнейший спад восстания с октября 1837 г. повлияло
А) поражение Исатая у Тастобе
В) поражение близ ханской ставки
С) требования хана Жангира
Д) систематические карательные экспедиции Гекке
Е) массовый падеж скота
7. После подавления восстания 1836-1838 гг. захваченный у восставших скот был распределен между
А) казаками и калмыками
В) Султанами и феодалами Жангира
С) царской администрацией
Д) помещиками и переселенцами
Е) карателями
8. В 1838 г. восстание Кенесары Касымулы охватило Младший жуз, что заставило правительство
А) отозвать карательные отряды
В) усилить крепости пушками
С) Ускорить подавление восстания Исатая.
Д) объявить всеобщую мобилизацию
Е) пойти на переговоры с Исатаем
9. Руководитель восстания 1836-1838 гг. батыр Исатай погиб в сражении с карательными отрядами в местности
А) Акбулак С) Майтобе
В) Тастобе Д) Битобе Е) Орбулак
10. Восстание 1836-1838 гг. потерпело поражение, но имел положительный результат
А) казахам разрешено беспрепятственно пасти скот на правом и левом берегу Урала
В) срыты крепости вдоль Новоилецкой линии
С) установлен предел ежегодному росту налогов
Д) возвращен весь скот воставшим
Е) казахам возвращены все отобранные земли
0 - 4 баллов - оценка "2" 5 - 6 баллов - оценка "3" 7 - 8 баллов - оценка "4" 9 - 10 балла - оценка "5"
КЛАСТЕР – это выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
- выделить главную смысловую единицу (тема);
- выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
- конкретизировать фактами и мнениями
Последовательность действий при составлении кластера:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Present Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Ромашка Блума Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Простые вопросы – фактические Что? Где? Когда?
Уточняющие – ты так считаешь? То есть ты сказал?
Объясняющие – Почему?
Творческие – в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Оценочные – выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»
Практические – вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»
Простой вопрос: Какую территорию охватило воссстание 1936-1838 гг.?
Уточняющий: как вы считаете можно ли охарактеризовать восстание только как антиколониальное?
Объясниющие: В чем причины восстания?
Творческий: если бы восставшие объеденились с К.Касымовым, имело бы оно успех?
Практический: Как бы вы поступили на месте И.Тайманова в сентябре 1837 года при окружений ханской ставки?
Простой вопрос: В какие годы было восстание в Букеевской Орде?
Уточняющий: как вы думаете являются ли действия Караулходжи Бабажанова причинами начала восстания?
Объясниющие: Почему восстание потерпело поражение?
Творческий: если бы феодалы не вели себя предательски, повлияло бы это на ход восстания?
Оценочный: В чем противоречивость личности хана Жангира в истории Казахстана?
Простой вопрос: Назовите движущие силы восстания
Уточняющий: события 1836-1838 гг. – восстание или национально-освободительное движение? Обоснуйте свое мнение
Объясниющие: Почему в восстании принимали участие представители господствующего класса и как это повлияло на ход восстания?
Творческий: если бы вооружение восставших было более совершенным, повлияло бы это на ход восстания? Обоснуйте свой ответ
Оценочный: В чем историческое значение восстания И.Тайманова и М. Утемисова?
Простой вопрос: Основные этапы восстания
Уточняющий: можно ли сказать, что основные движущие силы восстания определили основной характер и цели восставших?
Объясниющие: Почему хан Жангир по прошествий 5 лет после окончания восстания преследовал М.Утемисова?
Оценочный: В чем особенность восстания в Букеевской Орде?
Практический: можно ли сказать что восстание в Букеевской Орде это очередной кирпичик в деле обретения независимости Казахстана?
Простой вопрос: Покажите на карте территории охваченные восстанием, и исторические места, где происходили основные сражения
Объясниющие: Какие факты свидетельствуют о намерениях Исатая решить все спорные вопросы мирным путем?
Оценочный: В чем отличие восстания в Букеевской орде от восстания С.Датова?
Практический: какой жизненный урок для себя вы извлекли изучив тему урока?
Деление на группы
Учитель обращается к классу: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики — это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».
Правила работы в группе
- Умение слушать и слышать (учитывайте мнение каждого)
- Коллективная ответственность «Один за всех и все за одного»!
- Активность и мобильность
- Творческий подход, креативность, импровизация
- Распределение обязанностей:
- Лидер (координирует работу группы)
- Спикер (презентует кластер, доклад)
- Секретарь (фиксирует задания и предложения в группе)
- Хронометрист (следит за временем)
- Редактор (оформляет кластер)
Время на подготовку 12 мин (3 мин защита кластера)
Приложение 1
Махамбе́т Утеми́сов (каз. Махамбет Өтемісұлы; 1803, Букеевская Орда, Российская империя — 20 октября 1846, там же) — один из руководителей восстания казахов в Западном Казахстане в 1836—1837 годах. Поэт (акын), до восстания был придворным поэтом при ставке Жангир-Керей-хана.
Родился в 1803 году в Букеевской Орде (ныне Урдинский район Уральской области).
Первые знания Махамбет получил в медресе. Продолжил учение в Оренбурге, куда в 1824 году его, уже известного поэта, послал хан Внутренней (Букеевской) орды Джангир, определив его наставником к своему сыну Зулькарнаю. Там Махамбет овладел русским языком и русской грамотой. Был набожным человеком, осведомлённым в исламе.
Около пяти лет он был воспитателем ханского наследника, а потом между Махамбетом и ханом Жангиром возник конфликт.
Осенью 1829 года Махамбет, активный участник вспыхнувшего в степи восстания, был заключен в Калмыковскую крепость, где провел два года: бежать ему удалось только в 1831 году.
Вместе с Исатаем Таймановым возглавил повстанческие отряды, ведшие борьбу с правительственными российскими войсками и войсками хана Джангира. После поражения восставших в битве у р. Акбулак, во время которой погиб Исатай Тайманов, бежал на юг, где скрывался несколько лет.
Погиб 20 октября 1846 года на территории нынешней Атырауской области — был убит наёмными убийцами своих врагов.
Творчество[править | править вики-текст]
Одним из видных представителей казахской поэзии первой половины XIX века является Махамбет Утемисов, друг и соратник Исатая Тайманова — предводителя крестьянского антифеодального восстания казахов 1836—1837 годов.
Один из сыновей Утемиса, человека богатого, влиятельного, приближенного к ханскому окружению, Махамбет выделялся среди своих сверстников живым умом, любознательностью и острым языком. Современники отмечали, что он основательно знал Коран, был ему знаком также и язык служебной переписки, а знания эти он скорее всего получил в медресе.
В 1836 году в Букеевской орде вспыхнуло восстание, направленное против произвола хана Жангира, который облагал народ все новыми и новыми налогами, поборами, пошлинами. Руководителями восстания стали Исатай Тайманов и Махамбет. На подавление восстания были брошены части регулярной русской армии. Два года превосходящим в силе ханским нукерам и регулярным царским войскам противостояли простые кочевники. С пиками и саблями против ружей и пушек они не раз одерживали победы. Немало этому способствовали водушевляющие стихи-песни поэта Махамбета. Простые и конкретные, впечатляющие и неоспоримые, своей яркой метафоричностью они оказывали почти такое же воздействие на восставших, как и суры Корана.
12 июля 1838 года у реки Киыл восставшие приняли бой с превосходящими силами противника. В этом неравном бою был убит Исатай, а руководимые им повстанцы отступили. Махамбету удалось скрыться от преследователей, но собрать рассыпанных по степи восставших ему не удалось. Поэт бежал в Хиву, а, вернувшись на родину, 17 марта 1841 года был арестован по доносу предателя и отправлен в Оренбург. Военный суд вынес следующее решение: «Подсудимого Утемисова, в уважение хорошего расположения к правительству, оказанного во время бытности в Зауральской орде, освободив от наказания, препроводить за линию, с воспрещением приближаться к оной, если же осмелится нарушить это запрещение или перейти на внутреннюю сторону, то подвергнется строжайшему наказанию».
В течение нескольких лет Махамбет скрывался в дальних аулах за Уралом. Но и здесь враги поэта-воина не оставили его в покое. Султан Баймухамет (Баймагамбет), захвативший власть после смерти хана Жангира, сначала пытался приручить Махамбета, сделать его придворным поэтом, хитростью и лестью заставить служить себе: ведь если на его стороне будет любимый народом акын, это сделает его власть более прочной. Махамбет не пошел на сделку с султаном и сложил о нём такую песню, которая заявляла во всеуслышание о нравственной победе поэта-воина и его соратников над угнетателями народа. «Слово, сказанное султану Баймагамбету» — свидетельство непримиримого отношения поэта к правящему режиму, знак его несогласия с политикой, направленной на дальнейшее усиление социального неравенства в казахской степи, и стремления продолжать борьбу как с оружием в руках, так и с помощью своего поэтического таланта.
Махамбет — певец, вышедший из среды аристократии, открыто вставший на сторону народных масс. Развив традиции героических певцов, преобразовал образы казахской поэзии, усилил социальные мотивы, что привело к появлению гражданской лирики в истории казахской поэзии. Жанры лирических песен-стихов Махамбета довольно многообразны: среди них есть и песни-обращения к друзьям или врагам, построенные в форме речи-призыва или обличения, и песни-плачи (жоктау), и толгау, и элегии.
Приложение 2
Исатай Тайма́нов (каз. Исатай Тайманұлы; 1791 — 12 июля 1838) — один из руководителей восстания (вместе с Махамбетом Утемисовым) казахской бедноты вЗападном Казахстане в 1836—1838 годах.
В 1836 году Исатай возглавил движение казахов, возмущенных захватом всех наиболее плодородных земель в междуречье Урала и Волги знатью Внутренней (Букеевской) Орды, а также земель по реке Урал Уральским казачьим войском. В течение 1837 года вооруженные отряды повстанцев нападали на аулы крупных баев, старшин и султанов, отбивали скот. Но к осени 1837 года объединенные отряды хана Джангира, уральских и астраханских казаков нанесли ряд поражений восставшим, рассеяли их по степи. Исатай и Махамбет прорвались за Урал, сумели собрать людей, но противостоять двинувшимся против них войскам из Оренбурга и уральским казакам не смогли. После гибели Исатая Тайманова восстание в Западном Казахстане пошло на убыль, вскоре большинство участников было схвачено и подвержено различным наказаниям.
Погиб в сражении у реки Акбулак 12 июля 1838 года.
ЖАНГИР ХАН
Бокейулы Жангир (1801-1845гг.) - последний хан Бокейской орды (1823-1845), сын Бокей хана, внук Нуралы, правнук Абулхаира, настоящее имя - Жихангер. Почетный член Казанского университета.
Хан Бокейской орды (1823-1845), В 1815 году по традиции наследования отец передал ханский трон Жангиру. Но, так как Жангир был еще слишком молод, ханством управлял брат Бокея - султан Шыгай. До 1823 года Жангир получил образование по европейскому образцу, жил в доме Астраханского губернатора Андреевского. Там же получил знания по административным методам управления ханством.
В 1823 году когда Жангир Бокейулы приступил к управлению ханством, политическая обстановка была запутанной. В связи с недостатками, допущенными при разделе земель, он был вынужден предпринять ряд непопулярных мер против народа. Этим обстоятельством выгодно воспользовалась Россия в целях колонизации казахских земель. Одним из основных экономических ограничений, наложенных Россией, был запрет на использование побережий Каспийского моря, Волги и Яика. У казахов не было прав ловить рыбу и использовать воду для скота.
Политика, проводимая Жангиром, привела в итоге к восстанию казахских шаруа (1836-1837) под руководством И.Тайманова и М.Отемисова. Это восстание было направлено против казахских феодалов и колониальной политики России. Жангир хан подавил восстание с помощью российских войск.
Методы административного управления, усвоенные Жангиром у русского губернатора, оказали большое влияние на его политику. В ходе управления ханством он осуществил ряд реформ. В эту систему была внедрена духовная служба - ахун. Основная обязанность ахуна - распространять духовные знания. В ходе этих реформ пришлось увеличить количество духовных служителей. Вместе с этим увеличилось также количество мусульманских школ и медресе.
Жангир Бокейулы один из первых создателей музейных коллекций предметов быта и истории культуры казахского народа. При нем в Бокеевской Орде была организована торговая ярмарка (1832 г., ханская ярмарка), открыты медицинские отделения, аптека (1838), архив, создана карта ханства. Под его руководством в Бокеевской Орде был открыт музей, где хранилось ценное воинское оружие.
Сам Жангир хан был образованным человеком. Он хорошо знал арабский, русский, персидский, татарский, немецкий языки. В 1841 году Жангир хан на свои средства открыл высшую школу, в которой получили образование М.Бабажанов, М.Бекмухамедов, К.Шыгаев и другие.
Жангир хан являлся почетным членом научного общества при Казанском университете. В 1843 году получил звание генерал-майора царской армии. Он занимался разведением высокопородных лошадей, изучением народного литературного творчества и сбором родословных книг казахов, сам написал ряд эпических произведений.
В 1844 году в Казани была опубликована работа Жангир Бокейулы «Мухтасар алфикгайат».
При Жангире в Бокеевской Орде была введена новая система управления, ханством которая была разделена на 12 административных единиц, управляемых биями. Был востоновлен совет биев и ханских представителей, институт тарханов.
Жангир хан внес ряд изменений в экономические отношения между субьектами двух государств. Он был сторонником оседлой жизни, и, чтобы дать этому ход, ввел частную собственность на землю, провел ряд мероприятий по усилению сбора налогов. Чтобы поднять уровень товарооборота и привлечь большее количество купцов, торговая политика была направлена на организацию ярмарок.
В 1845 году Жангир хан внезапно умер, при невыясненных обстятельствах. Он был третьим и последним ханом Бокейской орды. После него ханская власть уже не передавалась по наследству. Новая структура власти - Временный Совет была средством управления России Бокейской орды.
Лови дополнительную информацию!!!
А знаете ли Вы что Жангир хан был образованным человеком. Он хорошо знал арабский, русский, персидский, татарский, немецкий языки. В 1841 году Жангир хан на свои средства открыл высшую школу, в которой получили образование М.Бабажанов, М.Бекмухамедов, К.Шыгаев и другие.
:
Лови дополнительную информацию!!!
А знаете ли Вы что Махамбет Утемисов около пяти лет он был воспитателем наследника хана Жангира, а потом между Махамбетом и ханом Жангиром возник конфликт, историки до сих пор ведет исследования в этой области, в попытках выяснить причину раздора.
Лови дополнительную информацию!!!
А знаете ли Вы что хан Жангир Бокейулы один из первых создателей музейных коллекций предметов быта и истории культуры казахского народа. При нем в Бокеевской Орде была организована торговая ярмарка (1832 г., ханская ярмарка), открыты медицинские отделения, аптека (1838), архив, создана карта ханства. Под его руководством в Бокеевской Орде был открыт музей, где хранилось ценное воинское оружие.
Лови дополнительную информацию!!!
А знаете ли Вы что Жангир хан являлся почетным членом научного общества при Казанском университете. В 1843 году получил звание генерал-майора царской армии. Он занимался разведением высокопородных лошадей, изучением народного литературного творчества и сбором родословных книг казахов, сам написал ряд эпических произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 6 класс
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 6 класс...
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 7 класс
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 7 класс...
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 8 класс
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 8 класс...
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 9 класс
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 9 класс...
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 10 класс
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 10 класс...
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока всемирной истории 6 класс
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока всемирной истории 6 класс...
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока всемирной истории 7 класс
Поурочное планирование. Краткосрочный план урока всемирной истории 7 класс...