Рабочая программа по обществознанию.
рабочая программа по истории (6, 7, 8, 9 класс) по теме
Рабочая прогамма по обществознанию для 6-9 классов пл линии учебников Л.Н. Боголюбова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_dlya_5-9_klassov.docx | 545.04 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание курса
Социальная сущность личности
I.Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Современное общество
III. Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV.Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государствен-ное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
Социальные нормы
V.Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонаруше-ние.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолет-них.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Экономика и социальные отношения
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постин-дустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональ-ных отношений в современной России. Понятие толерантности.
Политика. Культура
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя поли-тика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические органи-зации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепара-тизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданс-кая активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Содержание предмета
6 класс
Глава I Человек в социальном измерении.
- Человек – личность.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».
Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
- Человек познает мир.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.
Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.
Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.
Приводить примеры проявления различных способностей людей.
- Человек и его деятельность.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учения). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условия успешной деятельности.
Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.
Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.
Использовать элементы причинно – следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированию личности.
- Потребности человека.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать индивидуальный характер.
Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мысли и чувств.
- На пути к жизненному успеху.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успехов жизни.
Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.
Показывать на примерах влияния взаимопомощи в труде на его результаты.
- Практикум по главе.
Глава II Человек среди людей.
- Межличностные отношения.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношения между людьми.
Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.
Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.
Описывать с опорой на примеры взаимодействия и сотрудничества людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.
- Человек в группе.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы.
Приводить примеры таких групп.
Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.
- Общение.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками.
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.
Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения.
Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.
- Конфликты в межличностных отношениях.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.
Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.
Объяснить, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта.
- Практикум по главе.
Глава III Нравственные основы жизни.
- Человек славен добрыми делами.
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра .
Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.
Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.
- Будь смелым.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
На конкретных примерах дать оценку проявления мужества, смелости, случаем преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.
Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлением зла.
- Человек и человечность.
Человечность. Гуманизм – любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Раскрывать на примерах смысл, понятия «человечность».
Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.
На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем.
- Практикум по главе.
7 класс
Глава I Регулирование поведения людей в обществе.
- Что значит жить по правилам.
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни.
- Права и обязанности граждан.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свободы человека и гражданина.
Охарактеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.
Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты.
- Почему необходимо соблюдать законы.
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Раскрыть значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.
Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка.
- Защита Отечества.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению долга.
Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.
Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга.
- Для чего нужна дисциплина.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Раскрывать значение дисциплины как необходимое условие существование общества и человека.
Характеризовать различные виды дисциплины.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины.
- Виновен – отвечай.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступление и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Характеризовать ответственность за нарушение законов.
Определять черты законопослушного поведения.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.
Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних.
- Кто стоит на страже закона.
Правоохранительные органы Российской Федерации.
Судебные органы Российской Федерации.
Называть правоохранительные органы Российского государства.
Различать сферу деятельности правоохранительных органов в том числе судебной системы.
Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.
- Практикум по главе.
Глава II Человек в экономических отношениях.
- Экономика и её основные участники.
Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители и производители.
Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности
Описывать различные формы организации хозяйственной жизни.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.
- Мастерство работника.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Взаимосвязь количества и качества труда.
Описывать составляющие квалификации работника.
Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы.
Объяснять взаимосвязь качества и количества труда.
- Производство: затраты, выручка, прибыль.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Выручка и прибыль производства.
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества.
Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.
Объяснять значение труда в развитии производства.
- Виды и формы бизнеса.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.
Выражать собственное отношение к бизнесу с морально – этической позиции.
- Обмен, торговля, реклама.
Обмен. Товары и услуги, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Объяснять условия осуществления обмена в экономике.
Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности.
Раскрывать роль рекламы в развитии торговли.
Выражать собственное отношение к рекламной информации.
- Деньги, их функции.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Описывать виды денег.
Раскрывать на примерах функции денег.
- Экономика семьи.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.
Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.
- Практикум по главе.
Резерв
Глава III Человек и природа.
- Человек – часть природы.
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человека. Проблема загрязнения окружающей среды.
Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества.
Характеризовать отношение людей к неисчерпаемым ресурсам.
Объяснять опасность загрязнения воды, почвы , атмосферы.
- Охранять природу – значит охранять жизнь.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы.
Характеризовать смысл экологической морали.
- Закон на страже природы.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Характеризовать деятельность государства по охране природы.
Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.
Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.
- Практикум
Резерв
8 класс
Глава I Личность и общество.
Отличие человека от других существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека.
Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Выявить отличие человека отживотных.
Объяснить человеческие качества.
Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.
Выявлять связь между мышлением и речью.
Объяснить понятие «самореализация»
Приводить примеры основных видов деятельности человека.
2. Человек, общество, природа.
Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и вселенная. Человек – звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»?
Раскрыть смысл понятия «ноосфера».
Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
Характеризовать возможности человеческого разума.
Раскрывать значение моральных норм.
Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
3. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Выделять существенные признаки общества.
Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.
Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.
4. Развитие общества.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в. Тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Выявлять изменения социальной структуры, связанные в постиндустриальное общество.
Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.
Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».
Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.
Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем.
5. Как стать личностью.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека.
Качества сильной личности.
Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.
Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.
Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры.
6. Практикум по главе
Глава II. Сфера духовной культуры
7. Сфера духовной жизни
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Определять сущностные характеристики понятия «культура».
Различать и описывать явления духовной культуры.
Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.
Характеризовать духовные ценности российского народа.
Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии.
8. Мораль
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Объяснять роли морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали.
Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.
9. Долг и совесть
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей.
10. Моральный выбор – это ответственность
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
Приводить примеры морального выбора.
Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.
11. Образование
Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование.
Оценивать значение образования в информационном обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.
Обосновать своё отношение к непрерывному образованию.
12. Наука в современном обществе
Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Характеризовать науку как особую систему знаний.
Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.
13. Религия как одна из форм культуры
Религия как одна из форм культуры.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение веротерпимость.
Раскрывать сущность свободы совести.
Оценивать своё отношение к религии и атеизму.
14. Практикум по главе
Глава III. Экономика
15. Экономика и её роль в жизни общества
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономичный выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Раскрывать роль экономики в жизни общества.
Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.
Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.
16. Главные вопросы экономики
Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики.
Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.
17. Собственность
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Объяснять смысл понятия «собственность».
Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности.
Называть основания для приобретения права собственности.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.
18. Рыночная экономика
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.
Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.
Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.
Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества.
19. Производство – основа экономики
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Объяснить решающую роль производства как источника экономических благ.
Различать товары и услуги как результат производства.
Называть и иллюстрировать примерами факторы производства из адаптированных источников.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства.
20. Предпринимательская деятельность
Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.
Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.
21. Роль государства в экономике
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Характеризовать экономические функции государства.
Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.
Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».
Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.
22. Распределение доходов
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Называть основные источники доходов граждан.
Раскрывать причины неравенства доходов населения.
Объяснять необходимость перераспределения доходов.
Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения.
23. Потребление
Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.
Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.
Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.
24. Инфляция и семейная экономика
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Различать номинальные и реальные доходы граждан.
Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.
Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан.
Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.
Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.
Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.
25. Безработица, её причины и последствия
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.
Называть и описывать причины безработицы.
Различать экономические и социальные последствия безработицы.
Объяснять роль государства в обеспечении занятости.
Оценивать собственные возможности на рынке труда.
26. Мировое хозяйство и международная торговля
Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Характеризовать причины формирования мирового хозяйства.
Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений.
Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.
Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства.
Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс».
27. Практикум по главе
Глава IV. Социальная сфера.
28. Социальная структура общества
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальной общество.
Выявлять и различать различные социальные общности и группы.
Раскрывать причины социального неравенства.
Приводить примеры различных видов социальной мобильности.
Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.
Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа.
29. Социальные статусы и роли
Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменения статуса с возрастом. Социальные роли подростов. Отношения между поколениями.
Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемые статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.
Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.
Описывать основные социальные роли старших подростков.
Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколенями.
30. Нации и межнациональные отношения
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».
Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиции в сплочении народа.
Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснить причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения.
31. Отклоняющееся поведение
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Объяснять причины отклоняющегося поведения.
Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Оценивать социальное значение здорового образа жизни.
32. Практикум по главе
9 класс
Глава I. Политика
1. Политика и власть
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Характеризовать власть и политику как социальные явления.
2. Государство
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Раскрывать признаки суверенитета.
Различать формы правления и государственного устройства.
3. Политические режимы
Политические режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Сопоставлять различные типы политические режимов.
Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.
4. Правовое государство
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Раскрывать принципы правового государства.
5. Гражданское общество и государство
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Раскрывать сущность гражданского общества.
Характеризовать местное самоуправление.
6. Участие граждан в политической жизни
Участи граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум в РФ. Опасность политического экстремизма.
Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.
Проиллюстрировать основные идею темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта.
Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.
Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.
Приводить примеры гражданственности.
7. Политические партии и движения
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участи партий в выборах.
Называть признаки политической партии их на примере одной из партий РФ.
Характеризовать проявления многопартийности.
8. Практикум по главе
Глава II. Право
9. Роль права в жизни общества и государства
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Объяснить, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.
Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать элементы системы российского законодательства.
10. Правоотношения и субъекты права
Сущность и особенности правоотношений, различия в возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность физических и юридических сил, юридические факты, юридические действия, события.
Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.
Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.
Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность». Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.
Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений.
11. Правонарушения и юридическая ответственность
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности.
12. Правоохранительные органы
Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Называть основные правоохранительные органы РФ.
Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.
13-14. Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ
Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции.
Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя.
Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.
Называть главные задачи Конституции.
Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.
Характеризовать принципы федерального устройства РФ.
Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина.
15-16 Права и свободы человека и гражданина
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Объяснять смысл понятия «права человека».
Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не являются юридическим документом.
Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)
17. Гражданские правоотношения
Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.
Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.
Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.
Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.
Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.
18.Право на труд. Трудовые правоотношения.
Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Обязанности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Называть основные юридические гарантии права на свободный труд.
Характеризовать особенности трудовых правоотношений.
Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.
Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
19. Семейные правоотношения
Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.
Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.
Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать её из адаптированных источников различного типа.
20. Административные правоотношения
Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний.
Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом.
Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения.
Характеризовать значение административных наказаний.
21. Уголовно-правовые отношения
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений.
Перечислять важнейшие признаки преступления .
Отличать необходимую оборону от самосуда.
Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.
22. Социальные права
Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.
Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах иллюстрировать основные направления социальной политики нашего государства.
23. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.
Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.
Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны.
Объяснять значение международного гуманитарного права.
Раскрывать смысл понятия «военное преступление».
24. Правовое регулирование отношений в сфере образования
Законодательство в сфере образования. Получение образования и право, и обязанность
Объяснить смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе.
Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование.
25. Практикум по главе
26.Заключительный урок
Можно ли представить будущее? Как приспособиться к быстрым переменам в жизни общества?
Характеризовать основные тенденции развития общества.
Оценивать различные варианты социальных прогнозов и общественные перспективы.
Резерв
Тематическое планирование 6 класс (34 ч)
№ | Тема раздела | Количество часов | Контрольная работа |
1 | Глава I. Человек в социальном измерении | 11 | 2 |
2 | Глава II.Человек среди людей | 9 | 1 |
3 | Глава III. Нравственные основы жизни | 8 | 1 |
4 | Повторение | 2 | |
Всего: | 30 | 4 | |
Итого: | 34 часов |
Тематическое планирование 7 класс (34ч)
№ | Тема раздела | Количество часов | Контрольная работа |
1 | Глава I. Человек среди людей | 4 | 1 |
2 | Глава II. Человек и закон | 11 | 1 |
3 | Глава IIIЧеловек и экономика | 11 | 1 |
4 | ГлаваIVЧеловек и природа | 4 | 1 |
Всего: | 30 | 4 | |
Итого: | 34 часов |
Тематическое планирование 8 класс (34 ч)
№ | Тема раздела | Количество часов | Контрольная работа |
1 | Глава I. Личностьв обществе | 5 | 1 |
3 | Глава II. Сфера духовной культуры | 8 | 1 |
4 | Повторение | 1 | |
5 | Глава III. Социальная сфера | 4 | 1 |
6 | Повторение | 1 | |
7 | Глава IV. Экономика | 10 | 1 |
9 | Повторение | 1 | |
10 | Всего: | 30 | 4 |
Итого: | 34 часов |
Тематическое планирование 9 класс (34ч)
№ | Тема раздела | Количество часов | Контрольная работа |
1 | Глава I. Политика | 9 | 2 |
2 | Глава II. Право | 19 | 2 |
3 | Практикум | 2 | |
Всего: | 30 | 4 | |
Итого: | 34 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...