Патриотическое воспитание учащихся
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Конкурсная работа на тему патриотического воспитания учащихся. Задачи патриотического воспитания, актуальность этой работы в современных условиях.
Представлена подробная разработка внеурочного мероприятия "Афганистан "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_2014.doc | 84 КБ |
konkurs_2014.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное)
общеобразовательное учреждение
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Город Шатура, Московской области
Патриотическое воспитание подростков
в процессе изучения отечественной истории
и во внеурочное время
в общеобразовательной школе
Номинация «НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА»
Выполнила учитель
истории и обществознания
МБВСОУ ВСОШ г. Шатура
Дементьева К. С.
2018 год
Оглавление
- Актуальность патриотического воспитания в современной России.
- Указ Президента РФ о создании комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
- Закон РФ «Об образовании» о патриотическом воспитании граждан РФ
А) приоритетные задачи всей системы образования.
Б) роль изучения отечественной истории в выработке гражданских
позиций подростков.
- Цели моей педагогической работы как учителя истории и классного
руководителя.
5. Патриотизм - что это?
6. Тема войны в Афганистане в моей педагогической практике.
7. Разработка внеурочного мероприятия «Афганистан»
Патриотическое воспитание подростков
в процессе изучения отечественной истории
в общеобразовательной школе
( аннотация)
Актуальность исследования патриотического воспитания обусловлена объективными тенденциями и противоречиями, возникающими в условиях интенсивного социокультурного развития российского демократического общества, активной интеграции России в международное сообщество, формирования национальных приоритетов и обновления стратегии социально-экономического развития страны, включая подходы к воспитанию подрастающих поколений.
Развитие продуктивных тенденций укрепления государственности, усиления патриотических настроений в обществе, осознания ценностей отечественной культуры, роста социального статуса воспитания происходит на фоне противоречащих им преступных проявлений национализма, оскорбляющих историческую память народа, попыток фальсификации исторических фактов, осквернения историко-культурных памятников, манипулирования сознанием молодежи и возрождения социальных движений антигуманной направленности.
Об остроте противоречий и значимости работы по преодолению негативных тенденций свидетельствует их рассмотрение на самом высоком государственном уровне, что находит последующее отражение в конкретных законодательных актах, мероприятиях. В мае 2010 года Д. А.Медведевым подписан Указ «О создании Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Комиссия призвана обеспечить согласованность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направленной на предотвращение искажений системы ценностей нашего общества и укрепление международного престижа России.
Деструктивному влиянию на молодежь сегодня противостоит приобретающая все более целостный, системный характер государственная политика в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Реализация первого этапа Программы дала положительные результаты, в числе которых развитие научно-теоретических основ патриотического воспитания при активном участии Российской академии наук, Российской академии образования, а также выявила недостаточный уровень его методического обеспечения в образовательных учреждениях и учреждениях культуры. В связи с этим в число приоритетных задач включены: совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.
На протяжении двух последних десятилетий возможности патриотического воспитания школьников в процессе изучения отечественной истории реализовывались далеко не в полной мере. Дискуссионность, противоречивость оценок важнейших исторических событий, проникавшая в содержание учебных пособий, переосмысление прошлого страны в контексте открывавшихся в 1990-е годы исторических фактов, совпавшие по времени с кризисными явлениями в социально-экономическом развитии страны, снижали воспитательный потенциал процесса изучения отечественной истории.
Усиление воспитательных функций учебного процесса, содержания курсов отечественной истории является сегодня одной из целей модернизации образования. Перед общеобразовательной школой стоят задачи формирования у подростков ценностного отношения к отечественной истории и культуре; чувства гордости за ратные и трудовые подвиги народа; готовности к реализации активной гражданской позиции в практической деятельности во имя развития культуры, социальной и производственной сфер жизни страны, укрепления ее позиций на международном уровне
Но учителю, классному руководителю не всегда понятно, как сделать эту работу не формальной, а действительно приносящей пользу детям. Как воспитать патриота, то есть человека, который любит свою Родину? Ведь любовь- чувство глубоко личное, а значит трудно проверяемое.Всем нам известны слова выдающегося русского философа И. Ильина «Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии - в личном, но подлинном и предметном духовном опыте.
Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу»
Как учитель истории и на уроках, и во внеурочной работе ставлю перед собой следующие конкретные цели:
- Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры быта, знакомство с судьбами людей разных эпох, которые живут и трудятся рядом с нами:
Участники событий по освоению целины, по строительству ГРЭС №5, свидетели основания совхоза « Шатурский», ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла и т.д. Спасибо этим людям, они приходят и просто рассказывают «КАК ЭТО БЫЛО», не употребляя слово «патриотизм», они просто рассказывают о своей жизни, а ребята уже сами в ходе беседы, разговоры, через эмоции понимают, как это было трудно, но нужно, интересно, но полезно для себя, для своей семьи, а в целом для своей страны. Главное, чтобы это было ненавязчиво, а в ходе живого интересного общения.
- Дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности.
Например, обыкновенная экскурсия в лес, на озеро, на мебельный комбинат, на молочно-товарную ферму- это не только знакомство с процессом производства, его участниками и результатами, но и любование окружающей нас природой.
- Организовать участие ребят в решении общественных проблем
Уборка территории, заготовка кормов для животных, посадка деревьев, помощь пожилому человеку, живущему рядом. Здесь не надо говорить о патриотизме, о любви к Родине, здесь важно довести до ребят мысль о том, что наши маленькие дела вырастут в одно большое дело, «ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ВСЕХ».
- Сформировать гражданскую позицию- понимание связи с людьми, живущими рядом и не совсем близко.
Как жаль, что ушли в прошлое «Ярмарки солидарности», в которых принимали участие не только ребята, но и родители, и учителя, что редко можно увидеть по телевизору такой кинофильм, как «Тимур и его команда»
- Сформировать умение противостоять нетерпимости, ксенофобии, работать над нейтрализацией негативного воздействия СМИ.
Так что же такое патриотизм?
Часто в планах воспитательной работы мы встречаем формулировку «военно-патриотическое воспитание» Это пришло к нам из советского прошлого, когда считалось, что главное, на чем можно воспитывать любовь к Родине - это опыт Великой Отечественной войны. Тогда это было совершенно естественно: память о войне была живой, каждая семья заплатила страшную цену за победу над фашизмом; кроме того была активная пропаганда, что мы находимся в состоянии «холодной войны с мировым империализмом» Но сейчас воспитание должно стать мирным, гражданско-патриотическим. Человек, который любит свою Родину, не хочет, чтобы его сограждане погибали на войне или убивали других людей.
Патриотизм – это ощущение сопричастности к настоящему и прошлому родины, ответственности за ее будущее. Такое понимание патриотизма исключает возможность оценки со стороны: в достаточной ли степени человек является патриотом или нет. Совершенно не важно, каких политических взглядов придерживается человек, искренне любящий Россию, и как он представляет себе ее историю: трагической, героической, «особенной». Патриоты были среди красных и белых, членов КПСС и диссидентов, « врагов народа». Не патриотом может быть только человек равнодушный, конформист, не видящий вокруг ничего, кроме « себя любимого» и своей выгоды. Всегда в своей работе с ребятами, в обыденном общении с окружающими, с близкими людьми стараюсь донести до всех, что самое страшное в жизни – это равнодушие.
Так случилось в жизни, что мне очень близка тема войны в Афганистане. Может от того, что впервые в жизни увидела цинковый гроб, будучи студенткой истфака педагогического института. А в гробу мальчик, с которым мы вместе росли в одной небольшой деревушке, который сидел за партой в классе, где я проходила производственную практику, которого мы всей деревней провожали в армию, как это было принято раньше. Потом, при встрече с его родителями, замечала, как невыносимо тяжело они переносят это горе. Не с одним классом, практически ежегодно, ездила на могилу этого мальчика – солдата и рассказывала о нем, обыкновенном парне, его детстве, шалостях, о том, как он, получив приказ о «дембеле», уже отправил домой телеграмму, «…вылетаю завтра…». А тут душманы. На заставе одни необстрелянные новобранцы, которые и стрелять – то еще не научились. И Сергей, будучи уже демобилизованным, вступает в бой. Подмога смогла приземлиться около этой заставы только через 2 дня. Из защитников никого в живых не осталось. Еще 2 дня ушло на то, чтобы отбить тела наших солдат у душманов
Всегда наблюдала, как ребята не сдерживали слез, а потом вопросы, вопросы.
В процессе подготовки к встрече с воинами – интернационалистами едем на могилу Макарова Сергея.
Из выпускников трое ребят, воины – интернационалисты. Это Милов Александр, Александров Михаил, Соловьев Вячеслав. В прошлом ученики нашей школы. Часто приходят в школу, рассказывают о службе в армии, о жизни. Поэтому хочу предложить разработку внеурочного мероприятия
« Афганистан»
\
Афганистан – наша память и боль.
Предварительная подготовка: Поездка с ребятами в деревню Пожинская, Егорьевского района, Московской области , на могилу Макарова Сергея, погибшего в Афганистане, рассказ учителя о жизни этого парня и его гибели; приглашение в школу воинов-интернационалистов Милова Александра, Кузина Александра, Соловьева Вячеслава.
Оформление:
стенд «Страницы афганской войны»,
надпись плакат «Афганистан – наша память и боль»,
запись афганских песен, кадры кинохроники
Цели и задачи:
Воспитание чувства патриотизма, любви к родине, братского отношения к другим народам.
Формировать интерес к вопросам внутренней и внешней политики нашего государства,
Формировать умение устанавливать связь внутриполитических проблем с основными направлениями внешней политики.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков
Ход занятия:
1 Организация, подготовительная работа
2 Историческая справка
3 Выступление учащихся
1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение всего 1979 года получало решительные отказы, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.
И все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Необходимо помнить, что это было время «холодной войны», время жестокого противостояния двух систем.
Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять «интернациональный долг».
Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.
Что было? Как было? И так ли было?
Чтец 1:
Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались побеждая зло…
В отечественной сколько погасило
В войне афганской сколько полегло?...
1-й ведущий: Всем павшим, не вернувшимся с афганской войны посвящается…
2-й ведущий: Славным солдатам и командирам, выполнявшим свой воинский долг в Афганистане и оставшимся в живых, посвящается.
3-й ведущий: Поколению, вступившему в жизнь, посвящается.
1-й ведущий: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
о горьком военном пути
поэтому должен хотя бы наш разум
военной дорогой пройти.
2-й ведущий: Никто не забыт и ничто не забыто.
3-й ведущий: И мы разобраться обязаны сами в той боли, что весь наш народ перенес.
1-й ведущий: 25 декабря 1979г. в республику Афганистан был введен «ограниченный контингент войск».
2-й ведущий: Более 250000 тысяч человек участвовало в боевых действиях, из них 14000 пало смертью храбрых, приблизительно 140000 были ранены.
Песня «Афганистан»
(на фоне песни мальчики в форме рассказывают)
1-й солдат: Афганистан мне показался раем. Реки сказочно –голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Никакой войны…
2-й солдат:
Там пальм упругие листы,
Как зеркала сверкают,
И звезды с чистой высоты
По ним в траву стекают.
Там над ручьем стоит камыш
В 3 роста человечьих,
Летучая ночная мышь
Порхает в нем беспечно.
Там обезьяны из чащоб
Пугают визгом уток.
Там снайпера стреляют в лоб,
Что тоже кроме шуток.
3-й солдат:
Открываю страницы афганской войны,
Где желтеют бумага и строки:
Ведь уроки, которые извлечены,
Прояснились не в скорые сроки.
Делал записи наспех, но всё – набело,
Как история мне диктовала.
Но а то, что ни строчки в стихи не вошло,
На войне этой тоже бывало.
1-й ведущий: Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в 2 раза дольше, чем Великая Отечественная, и навечно останется в душах вышедшего из неё поколения, опаленного огнем и усвоившего её военные и нравственные уроки.
2-й ведущий: 15 февраля 1989г. последний советский солдат покинул землю Афганистана.
3-й ведущий: То ли блудные дети, то ли мессии. Из горячих песков мы вернулись в Россию.
1-й ведущий: Нельзя врать про них – они становятся злее и агрессивнее.
2-й ведущий: Нельзя их жалеть – они легко становятся иждивенцами, в запале требований своих прав, забывая об обязанностях.
3-й ведущий: Нельзя их обижать – они резко обороняются. И могут не рассчитать.
1-й ведущий: Нельзя с ними, как с детьми, - они были на войне.
2-й ведущий: И, как со взрослыми, нельзя – они ничего не видели, кроме войны.
Чтец 2-й:
Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат,
Говорят, была ошибка
Девять лет тому назад.
Там, где звезды над крестами
Золотом обведены,
Кто-то сонными бровями
Двинул в сторону войны.
Чтец 3-й:
Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час –
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Чтец 4-й:
Пробита обшивка,
Разбито стекло,
Последняя стойка прогнута,
Но ты приземлился, тебе повезло,
Тебе и в пехоте кому-то.
Он ранен, тебя посылали к нему
Ты сел под обстрелом на скалы –
Железная сила в сигнальном дыму
С гранитным слилась пьедесталом.
Чтец 5-й:
И зубы сжав, и автомат,
От пота вытерев лицо,
Они шептали: «Путь назад
Свободен лишь для подлецов».
… И шли они в безмолвье ада,
Раз надо Родине – им надо…
Чтец 2-й: (на фоне аудиозаписи песни А. Розембаума «В горах Афганистана».)
Где-то в стороне послышался стрекот вертушек. Гул нарастал. Скалы гудели от огня, и мне подумалось, что духи не раз вспоминают своего Аллаха. Минут через двадцать обстрел закончился. Вдруг мне послышалось, что кто-то застонал. Игорь лежал, неудобно подвернув под себя руку. Жизнь его висела на волоске. Я тоже был ранен. Но взвалил его на себя и пополз. Пять минут пыхтения, а продвинулся всего на один метр. Игорь застонал:
«Подожди, хочу попросить тебя об одном деле,- он прерывисто задышал ,глотая открытым ртом воздух.- В Свердловске, в пединституте на третьем курсе филфака учится Аня…она не знает, что я люблю ее …, но ты ей передай это,и еще, зайди к матери, когда вернешься в Союз. Я смотрел на него и не верил, так можно прощаться с жизнью.
- Ну уж нет, закричал я – не отдам тебя так просто смерти! Не умирай!
Игорь затих медленно, чуть дернувшись всем телом, а я не мог остановить слез, которые капали на камни, молчаливые свидетели тех минут. Игоря больше нет…
Чтец 3-й:
Он вошел в запотевший прицел.
Пуля с сонного камня вспорхнула
И растаяла в небе Кабула,
И висок у него побелел.
Пуля в черное небо ушла,
И за тысячи верст, под Москвою,
На излете своем сединою
Материнский висок обожгла.
Запись песни «Письмо к матери».
Чтец 4-й:
А гроб-то закрытый…
А гроб-то забитый…
Сынок мой, сынок мой,
Да ты ли убитый?
А гроб-то из цинка…
Да ты ли в нем, сынка?
Чтец:
Материнский охрипший беззвучный вой.
Залп прощальный и красный шелк.
Этот мальчик погиб, выполняя свой
Интернациональный долг.
3-й ведущий: За 9 лет присутствия ОКСВ в республике Афганистан погибло 13883 человека, пропало без вести 330, раненых 49985.
Чтец:
Как мало лет он прожил, только 20,
Но миг Победы больше, чем года,
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Чтец:
Из земли, изувеченной язвами мин,
Изможденные, злые, как черти,
Ветераны боев возвращаются в мир.
На правах победителей смерти.
Чтец:
И не скажут вам метрики, сколько нам лет,
Так случилось – на высях сожженных.
Прикоснувшись мы к вечному миру,
Где нет победителей и побежденных.
Чтец:
Нам не жалко себя,
Но обидно за лучших ребят,
Нам обидно за тех,
Кто однажды не сядет
За праздничный стол и не скажет:
«А помнишь ты, мама,
Ведь я обещал и пришел».
Чтец:
Нет, не станем мы плакать,
Ведь слезы не красят солдат,
Лишь слезинка мелькнет
И суровее станет наш взгляд.
Песня «Братан»
(показ кадров кинохроники вывода войск из Афганистана).
Чтец:
Все позади: ущелья и воронки
На теле свежевспаханных полей,
И никогда с Афгана похоронки
Не разлучат с сынами матерей.
Чтец: Мост через пограничную реку Аму. Сотни женских глаз, устремленных туда, откуда должна появиться колонна с нашими солдатами…
Чтец: Девушка в зеленом с поднятым над головой плакатиком. На нем написано: Микитюк Дмитрий… Забыв обо всем, она прижала к груди букетик гвоздик и искала глазами, искала. Все вокруг знали: эта девчонка в зеленом ждет жениха…
Чтец: Ох, эта вечная женская доля: ждать! Ох, эти бабоньки, пожилые и юные, в цветастых шалях и простоволосые, с платочками в руках для непросыхающих слез, собравшихся со всех концов страны к Термезскому мосту! Тот пограничный мост стал мостом ожидания, а река Аму – рекой ожидания.
Чтец: - Рафис! Рафи-ис! – закричала грузинская женщина и метнулась прямо под колеса камаза, узнав в водителе сына. – Рафис!
Камаз остановился, колонна застопорилась. Кто-то от моста закричал:
- Продолжить движение! А из кабины уже выскочил старший лейтенант с прапорщиком. Подхватили женщину под руки, посадили в кабину: - Езжай, мать!
Чтец: Сил у матери не осталось, упала сыну на колени и глаза закрыла.
«Обеспамятовала» - прошелестело в толпе. Камаз тронулся, увозя мать с сыном. За ним пошла вся колонна.
Чтец: Она стояла, как обычно, с плакатиком, когда увидела своего Микитюка.
«Дима! – закричала, - Дима!» Плакатик выпал из рук. Она кинулась к бронетранспортеру. И сержант на броне приподнялся ей навстречу.
Чтец: Но БТР продолжал двигаться, повинуясь маршевой дисциплине. Девочка бежала рядом, хватаясь за металл руками, и гвоздики сыпались по одной на песчаную землю.
Чтец: Тогда из толпы выбежала самая боевая из встречающих матерей, которую все женщины называли Валя из Сургута. Встала перед бронетранспортером, раскинула руки: «Стойте! Невесту возьмите!»
Чтец: Все солдатские руки потянулись сверху к девочке, подняли её на броню, и она оказалась лицом к лицу с тем, кого так долго ждала…
Чтец: Так закончилась 9-летняя, никем не объявленная героическая и трагическая афганская война.
Чтец: Пусть не все герои – те, кто погибли.
Павшим - вечная слава!
Вечная слава!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда
Заклинаю: помните!
3й ведущий: Хотя третья мировая война официально не объявлена, но в средствах массовой информации многократно упоминается о войне, объявленной террористами всем людям доброй воли, независимо от национальности и вероисповедания. И вам, поколению, вступающему в жизнь, особенно это касается мальчиков, предстоит взять на себя ответственность за исход этого противоборства. На этом фоне очень актуальная тема нашего классного часа «Афганистан – наша память и боль». Память о парнях, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни, пусть и останется в ваших сердцах частицей гордости за русского солдата.
Минута молчания
Список используемой литературы
1. Закон РФ «об образовании»
2. Журнал «Открытая школа» № 2,5, 6, 2009 г.
3. Журналы «Классное руководство»№1-6, 2011 год
4. Материалы интернет-ресурсов.
5. «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»
от 21. 05.2003 года
6. « Энциклопедия коллективных творческих дел», И.П.
Иванов, М, 1989 год
7. «Управление воспитательной системой школы», под.
ред. Караковского В.А. , М, 1999 год
8. «Формирование ценностных ориентаций личности в
духовно-нравственной сфере», под. ред. З.И. Равкина
М, ИТОП РАО, 2002 год.
9. Документы краеведческого музея
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное)
общеобразовательное учреждение
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Город Шатура, Московской области
Патриотическое воспитание подростков
в процессе изучения отечественной истории
и во внеурочное время
в общеобразовательной школе
Номинация «НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА»
Выполнила учитель
истории и обществознания
МБВСОУ ВСОШ г. Шатура
Дементьева К. С.
2018 год
Оглавление
- Актуальность патриотического воспитания в современной России.
- Указ Президента РФ о создании комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
- Закон РФ «Об образовании» о патриотическом воспитании граждан РФ
А) приоритетные задачи всей системы образования.
Б) роль изучения отечественной истории в выработке гражданских
позиций подростков.
- Цели моей педагогической работы как учителя истории и классного
руководителя.
5. Патриотизм - что это?
6. Тема войны в Афганистане в моей педагогической практике.
7. Разработка внеурочного мероприятия «Афганистан»
Патриотическое воспитание подростков
в процессе изучения отечественной истории
в общеобразовательной школе
( аннотация)
Актуальность исследования патриотического воспитания обусловлена объективными тенденциями и противоречиями, возникающими в условиях интенсивного социокультурного развития российского демократического общества, активной интеграции России в международное сообщество, формирования национальных приоритетов и обновления стратегии социально-экономического развития страны, включая подходы к воспитанию подрастающих поколений.
Развитие продуктивных тенденций укрепления государственности, усиления патриотических настроений в обществе, осознания ценностей отечественной культуры, роста социального статуса воспитания происходит на фоне противоречащих им преступных проявлений национализма, оскорбляющих историческую память народа, попыток фальсификации исторических фактов, осквернения историко-культурных памятников, манипулирования сознанием молодежи и возрождения социальных движений антигуманной направленности.
Об остроте противоречий и значимости работы по преодолению негативных тенденций свидетельствует их рассмотрение на самом высоком государственном уровне, что находит последующее отражение в конкретных законодательных актах, мероприятиях. В мае 2010 года Д. А.Медведевым подписан Указ «О создании Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Комиссия призвана обеспечить согласованность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направленной на предотвращение искажений системы ценностей нашего общества и укрепление международного престижа России.
Деструктивному влиянию на молодежь сегодня противостоит приобретающая все более целостный, системный характер государственная политика в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Реализация первого этапа Программы дала положительные результаты, в числе которых развитие научно-теоретических основ патриотического воспитания при активном участии Российской академии наук, Российской академии образования, а также выявила недостаточный уровень его методического обеспечения в образовательных учреждениях и учреждениях культуры. В связи с этим в число приоритетных задач включены: совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.
На протяжении двух последних десятилетий возможности патриотического воспитания школьников в процессе изучения отечественной истории реализовывались далеко не в полной мере. Дискуссионность, противоречивость оценок важнейших исторических событий, проникавшая в содержание учебных пособий, переосмысление прошлого страны в контексте открывавшихся в 1990-е годы исторических фактов, совпавшие по времени с кризисными явлениями в социально-экономическом развитии страны, снижали воспитательный потенциал процесса изучения отечественной истории.
Усиление воспитательных функций учебного процесса, содержания курсов отечественной истории является сегодня одной из целей модернизации образования. Перед общеобразовательной школой стоят задачи формирования у подростков ценностного отношения к отечественной истории и культуре; чувства гордости за ратные и трудовые подвиги народа; готовности к реализации активной гражданской позиции в практической деятельности во имя развития культуры, социальной и производственной сфер жизни страны, укрепления ее позиций на международном уровне
Но учителю, классному руководителю не всегда понятно, как сделать эту работу не формальной, а действительно приносящей пользу детям. Как воспитать патриота, то есть человека, который любит свою Родину? Ведь любовь- чувство глубоко личное, а значит трудно проверяемое.Всем нам известны слова выдающегося русского философа И. Ильина «Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии - в личном, но подлинном и предметном духовном опыте.
Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу»
Как учитель истории и на уроках, и во внеурочной работе ставлю перед собой следующие конкретные цели:
- Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры быта, знакомство с судьбами людей разных эпох, которые живут и трудятся рядом с нами:
Участники событий по освоению целины, по строительству ГРЭС №5, свидетели основания совхоза « Шатурский», ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла и т.д. Спасибо этим людям, они приходят и просто рассказывают «КАК ЭТО БЫЛО», не употребляя слово «патриотизм», они просто рассказывают о своей жизни, а ребята уже сами в ходе беседы, разговоры, через эмоции понимают, как это было трудно, но нужно, интересно, но полезно для себя, для своей семьи, а в целом для своей страны. Главное, чтобы это было ненавязчиво, а в ходе живого интересного общения.
- Дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности.
Например, обыкновенная экскурсия в лес, на озеро, на мебельный комбинат, на молочно-товарную ферму- это не только знакомство с процессом производства, его участниками и результатами, но и любование окружающей нас природой.
- Организовать участие ребят в решении общественных проблем
Уборка территории, заготовка кормов для животных, посадка деревьев, помощь пожилому человеку, живущему рядом. Здесь не надо говорить о патриотизме, о любви к Родине, здесь важно довести до ребят мысль о том, что наши маленькие дела вырастут в одно большое дело, «ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ВСЕХ».
- Сформировать гражданскую позицию- понимание связи с людьми, живущими рядом и не совсем близко.
Как жаль, что ушли в прошлое «Ярмарки солидарности», в которых принимали участие не только ребята, но и родители, и учителя, что редко можно увидеть по телевизору такой кинофильм, как «Тимур и его команда»
- Сформировать умение противостоять нетерпимости, ксенофобии, работать над нейтрализацией негативного воздействия СМИ.
Так что же такое патриотизм?
Часто в планах воспитательной работы мы встречаем формулировку «военно-патриотическое воспитание» Это пришло к нам из советского прошлого, когда считалось, что главное, на чем можно воспитывать любовь к Родине - это опыт Великой Отечественной войны. Тогда это было совершенно естественно: память о войне была живой, каждая семья заплатила страшную цену за победу над фашизмом; кроме того была активная пропаганда, что мы находимся в состоянии «холодной войны с мировым империализмом» Но сейчас воспитание должно стать мирным, гражданско-патриотическим. Человек, который любит свою Родину, не хочет, чтобы его сограждане погибали на войне или убивали других людей.
Патриотизм – это ощущение сопричастности к настоящему и прошлому родины, ответственности за ее будущее. Такое понимание патриотизма исключает возможность оценки со стороны: в достаточной ли степени человек является патриотом или нет. Совершенно не важно, каких политических взглядов придерживается человек, искренне любящий Россию, и как он представляет себе ее историю: трагической, героической, «особенной». Патриоты были среди красных и белых, членов КПСС и диссидентов, « врагов народа». Не патриотом может быть только человек равнодушный, конформист, не видящий вокруг ничего, кроме « себя любимого» и своей выгоды. Всегда в своей работе с ребятами, в обыденном общении с окружающими, с близкими людьми стараюсь донести до всех, что самое страшное в жизни – это равнодушие.
Так случилось в жизни, что мне очень близка тема войны в Афганистане. Может от того, что впервые в жизни увидела цинковый гроб, будучи студенткой истфака педагогического института. А в гробу мальчик, с которым мы вместе росли в одной небольшой деревушке, который сидел за партой в классе, где я проходила производственную практику, которого мы всей деревней провожали в армию, как это было принято раньше. Потом, при встрече с его родителями, замечала, как невыносимо тяжело они переносят это горе. Не с одним классом, практически ежегодно, ездила на могилу этого мальчика – солдата и рассказывала о нем, обыкновенном парне, его детстве, шалостях, о том, как он, получив приказ о «дембеле», уже отправил домой телеграмму, «…вылетаю завтра…». А тут душманы. На заставе одни необстрелянные новобранцы, которые и стрелять – то еще не научились. И Сергей, будучи уже демобилизованным, вступает в бой. Подмога смогла приземлиться около этой заставы только через 2 дня. Из защитников никого в живых не осталось. Еще 2 дня ушло на то, чтобы отбить тела наших солдат у душманов
Всегда наблюдала, как ребята не сдерживали слез, а потом вопросы, вопросы.
В процессе подготовки к встрече с воинами – интернационалистами едем на могилу Макарова Сергея.
Из выпускников трое ребят, воины – интернационалисты. Это Милов Александр, Александров Михаил, Соловьев Вячеслав. В прошлом ученики нашей школы. Часто приходят в школу, рассказывают о службе в армии, о жизни. Поэтому хочу предложить разработку внеурочного мероприятия
« Афганистан»
\
Афганистан – наша память и боль.
Предварительная подготовка: Поездка с ребятами в деревню Пожинская, Егорьевского района, Московской области , на могилу Макарова Сергея, погибшего в Афганистане, рассказ учителя о жизни этого парня и его гибели; приглашение в школу воинов-интернационалистов Милова Александра, Кузина Александра, Соловьева Вячеслава.
Оформление:
стенд «Страницы афганской войны»,
надпись плакат «Афганистан – наша память и боль»,
запись афганских песен, кадры кинохроники
Цели и задачи:
Воспитание чувства патриотизма, любви к родине, братского отношения к другим народам.
Формировать интерес к вопросам внутренней и внешней политики нашего государства,
Формировать умение устанавливать связь внутриполитических проблем с основными направлениями внешней политики.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков
Ход занятия:
1 Организация, подготовительная работа
2 Историческая справка
3 Выступление учащихся
1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение всего 1979 года получало решительные отказы, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.
И все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Необходимо помнить, что это было время «холодной войны», время жестокого противостояния двух систем.
Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять «интернациональный долг».
Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.
Что было? Как было? И так ли было?
Чтец 1:
Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались побеждая зло…
В отечественной сколько погасило
В войне афганской сколько полегло?...
1-й ведущий: Всем павшим, не вернувшимся с афганской войны посвящается…
2-й ведущий: Славным солдатам и командирам, выполнявшим свой воинский долг в Афганистане и оставшимся в живых, посвящается.
3-й ведущий: Поколению, вступившему в жизнь, посвящается.
1-й ведущий: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
о горьком военном пути
поэтому должен хотя бы наш разум
военной дорогой пройти.
2-й ведущий: Никто не забыт и ничто не забыто.
3-й ведущий: И мы разобраться обязаны сами в той боли, что весь наш народ перенес.
1-й ведущий: 25 декабря 1979г. в республику Афганистан был введен «ограниченный контингент войск».
2-й ведущий: Более 250000 тысяч человек участвовало в боевых действиях, из них 14000 пало смертью храбрых, приблизительно 140000 были ранены.
Песня «Афганистан»
(на фоне песни мальчики в форме рассказывают)
1-й солдат: Афганистан мне показался раем. Реки сказочно –голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Никакой войны…
2-й солдат:
Там пальм упругие листы,
Как зеркала сверкают,
И звезды с чистой высоты
По ним в траву стекают.
Там над ручьем стоит камыш
В 3 роста человечьих,
Летучая ночная мышь
Порхает в нем беспечно.
Там обезьяны из чащоб
Пугают визгом уток.
Там снайпера стреляют в лоб,
Что тоже кроме шуток.
3-й солдат:
Открываю страницы афганской войны,
Где желтеют бумага и строки:
Ведь уроки, которые извлечены,
Прояснились не в скорые сроки.
Делал записи наспех, но всё – набело,
Как история мне диктовала.
Но а то, что ни строчки в стихи не вошло,
На войне этой тоже бывало.
1-й ведущий: Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в 2 раза дольше, чем Великая Отечественная, и навечно останется в душах вышедшего из неё поколения, опаленного огнем и усвоившего её военные и нравственные уроки.
2-й ведущий: 15 февраля 1989г. последний советский солдат покинул землю Афганистана.
3-й ведущий: То ли блудные дети, то ли мессии. Из горячих песков мы вернулись в Россию.
1-й ведущий: Нельзя врать про них – они становятся злее и агрессивнее.
2-й ведущий: Нельзя их жалеть – они легко становятся иждивенцами, в запале требований своих прав, забывая об обязанностях.
3-й ведущий: Нельзя их обижать – они резко обороняются. И могут не рассчитать.
1-й ведущий: Нельзя с ними, как с детьми, - они были на войне.
2-й ведущий: И, как со взрослыми, нельзя – они ничего не видели, кроме войны.
Чтец 2-й:
Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат,
Говорят, была ошибка
Девять лет тому назад.
Там, где звезды над крестами
Золотом обведены,
Кто-то сонными бровями
Двинул в сторону войны.
Чтец 3-й:
Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час –
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Чтец 4-й:
Пробита обшивка,
Разбито стекло,
Последняя стойка прогнута,
Но ты приземлился, тебе повезло,
Тебе и в пехоте кому-то.
Он ранен, тебя посылали к нему
Ты сел под обстрелом на скалы –
Железная сила в сигнальном дыму
С гранитным слилась пьедесталом.
Чтец 5-й:
И зубы сжав, и автомат,
От пота вытерев лицо,
Они шептали: «Путь назад
Свободен лишь для подлецов».
… И шли они в безмолвье ада,
Раз надо Родине – им надо…
Чтец 2-й: (на фоне аудиозаписи песни А. Розембаума «В горах Афганистана».)
Где-то в стороне послышался стрекот вертушек. Гул нарастал. Скалы гудели от огня, и мне подумалось, что духи не раз вспоминают своего Аллаха. Минут через двадцать обстрел закончился. Вдруг мне послышалось, что кто-то застонал. Игорь лежал, неудобно подвернув под себя руку. Жизнь его висела на волоске. Я тоже был ранен. Но взвалил его на себя и пополз. Пять минут пыхтения, а продвинулся всего на один метр. Игорь застонал:
«Подожди, хочу попросить тебя об одном деле,- он прерывисто задышал ,глотая открытым ртом воздух.- В Свердловске, в пединституте на третьем курсе филфака учится Аня…она не знает, что я люблю ее …, но ты ей передай это,и еще, зайди к матери, когда вернешься в Союз. Я смотрел на него и не верил, так можно прощаться с жизнью.
- Ну уж нет, закричал я – не отдам тебя так просто смерти! Не умирай!
Игорь затих медленно, чуть дернувшись всем телом, а я не мог остановить слез, которые капали на камни, молчаливые свидетели тех минут. Игоря больше нет…
Чтец 3-й:
Он вошел в запотевший прицел.
Пуля с сонного камня вспорхнула
И растаяла в небе Кабула,
И висок у него побелел.
Пуля в черное небо ушла,
И за тысячи верст, под Москвою,
На излете своем сединою
Материнский висок обожгла.
Запись песни «Письмо к матери».
Чтец 4-й:
А гроб-то закрытый…
А гроб-то забитый…
Сынок мой, сынок мой,
Да ты ли убитый?
А гроб-то из цинка…
Да ты ли в нем, сынка?
Чтец:
Материнский охрипший беззвучный вой.
Залп прощальный и красный шелк.
Этот мальчик погиб, выполняя свой
Интернациональный долг.
3-й ведущий: За 9 лет присутствия ОКСВ в республике Афганистан погибло 13883 человека, пропало без вести 330, раненых 49985.
Чтец:
Как мало лет он прожил, только 20,
Но миг Победы больше, чем года,
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Чтец:
Из земли, изувеченной язвами мин,
Изможденные, злые, как черти,
Ветераны боев возвращаются в мир.
На правах победителей смерти.
Чтец:
И не скажут вам метрики, сколько нам лет,
Так случилось – на высях сожженных.
Прикоснувшись мы к вечному миру,
Где нет победителей и побежденных.
Чтец:
Нам не жалко себя,
Но обидно за лучших ребят,
Нам обидно за тех,
Кто однажды не сядет
За праздничный стол и не скажет:
«А помнишь ты, мама,
Ведь я обещал и пришел».
Чтец:
Нет, не станем мы плакать,
Ведь слезы не красят солдат,
Лишь слезинка мелькнет
И суровее станет наш взгляд.
Песня «Братан»
(показ кадров кинохроники вывода войск из Афганистана).
Чтец:
Все позади: ущелья и воронки
На теле свежевспаханных полей,
И никогда с Афгана похоронки
Не разлучат с сынами матерей.
Чтец: Мост через пограничную реку Аму. Сотни женских глаз, устремленных туда, откуда должна появиться колонна с нашими солдатами…
Чтец: Девушка в зеленом с поднятым над головой плакатиком. На нем написано: Микитюк Дмитрий… Забыв обо всем, она прижала к груди букетик гвоздик и искала глазами, искала. Все вокруг знали: эта девчонка в зеленом ждет жениха…
Чтец: Ох, эта вечная женская доля: ждать! Ох, эти бабоньки, пожилые и юные, в цветастых шалях и простоволосые, с платочками в руках для непросыхающих слез, собравшихся со всех концов страны к Термезскому мосту! Тот пограничный мост стал мостом ожидания, а река Аму – рекой ожидания.
Чтец: - Рафис! Рафи-ис! – закричала грузинская женщина и метнулась прямо под колеса камаза, узнав в водителе сына. – Рафис!
Камаз остановился, колонна застопорилась. Кто-то от моста закричал:
- Продолжить движение! А из кабины уже выскочил старший лейтенант с прапорщиком. Подхватили женщину под руки, посадили в кабину: - Езжай, мать!
Чтец: Сил у матери не осталось, упала сыну на колени и глаза закрыла.
«Обеспамятовала» - прошелестело в толпе. Камаз тронулся, увозя мать с сыном. За ним пошла вся колонна.
Чтец: Она стояла, как обычно, с плакатиком, когда увидела своего Микитюка.
«Дима! – закричала, - Дима!» Плакатик выпал из рук. Она кинулась к бронетранспортеру. И сержант на броне приподнялся ей навстречу.
Чтец: Но БТР продолжал двигаться, повинуясь маршевой дисциплине. Девочка бежала рядом, хватаясь за металл руками, и гвоздики сыпались по одной на песчаную землю.
Чтец: Тогда из толпы выбежала самая боевая из встречающих матерей, которую все женщины называли Валя из Сургута. Встала перед бронетранспортером, раскинула руки: «Стойте! Невесту возьмите!»
Чтец: Все солдатские руки потянулись сверху к девочке, подняли её на броню, и она оказалась лицом к лицу с тем, кого так долго ждала…
Чтец: Так закончилась 9-летняя, никем не объявленная героическая и трагическая афганская война.
Чтец: Пусть не все герои – те, кто погибли.
Павшим - вечная слава!
Вечная слава!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда
Заклинаю: помните!
3й ведущий: Хотя третья мировая война официально не объявлена, но в средствах массовой информации многократно упоминается о войне, объявленной террористами всем людям доброй воли, независимо от национальности и вероисповедания. И вам, поколению, вступающему в жизнь, особенно это касается мальчиков, предстоит взять на себя ответственность за исход этого противоборства. На этом фоне очень актуальная тема нашего классного часа «Афганистан – наша память и боль». Память о парнях, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни, пусть и останется в ваших сердцах частицей гордости за русского солдата.
Минута молчания
Список используемой литературы
1. Закон РФ «об образовании»
2. Журнал «Открытая школа» № 2,5, 6, 2009 г.
3. Журналы «Классное руководство»№1-6, 2011 год
4. Материалы интернет-ресурсов.
5. «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»
от 21. 05.2003 года
6. « Энциклопедия коллективных творческих дел», И.П.
Иванов, М, 1989 год
7. «Управление воспитательной системой школы», под.
ред. Караковского В.А. , М, 1999 год
8. «Формирование ценностных ориентаций личности в
духовно-нравственной сфере», под. ред. З.И. Равкина
М, ИТОП РАО, 2002 год.
9. Документы краеведческого музея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"
в файле находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...
Патриотическое воспитание учащихся в классах оборонно-спортивного профиля
Выступление в секции классных руководителей на 4-ой зональной конференции Восточного регионального объединения методических служб "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО "Образование" - р...
Программа патриотического воспитания учащихся.
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в школе - формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания , верности Отечеству , готовности к выполнению констит...
Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.
Статья по краеведению, написана на основе опыта работы. В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...
Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.
Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....